Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды памяти 2 страница




 

Под общими способностями понимается такая система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладевании знаниями и осуществлении различных видов

деятельности. Общие способности есть следствие как богатого природного дарования, так и всестороннего развития личности.

Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, сценической и т.п. К специальным способностям следует отнести и способности к практической деятельности, а именно: конструктивно-технические, организаторские, педагогические и другие способности. Специальные способности органически связаны с общими, или умственными способностями. Чем выше развиты общие способности, тем больше создается внутренних условий для развития специальных способностей. В свою очередь развитие специальных способностей, при известных условиях, положительно влияет на развитие интеллекта. Известно немало личностей с очень высоким уровнем самых различных способностей: научных, литературных, математических и художественных. Практические способности не могут развиваться и актуализироваться в творческой деятельности без высокого уровня интеллектуального развития. Так, конструктивно-технические способности человека часто связаны с большим научным дарованием: одаренный изобретатель нередко вносит новшество не только в производство, но и в науку.

Таким образом, каждая деятельность предъявляет определенные требования к общим, и к специальным способностям. Вот почему нельзя узко профессионально развивать личность, ее способности. Только всесторонние развитие личности поможет выявить и сформировать общие и специальные способности в их единстве. Это не означает, что человек не должен специализироваться в той области, к которой он проявляет склонности и наибольшие способности. Следовательно, хотя указанная классификация и имеет реальное основание, при анализе конкретного вида способностей необходимо учитывать общие и специальные компоненты в каждом отдельном случае.

Подходы к пониманию способностей
Основные концепции С. непосредственно связаны с методами их диагностики. Факторно-аналитические концепции общих С. базируются на статистической обработке результатов массового тестирования уч-ся и представителей различных профессий. На сегодняшний день в подавляющем большинстве эмпирических исследований выявляются общие С., от уровня развития которых зависит успешность выполнения широкого спектра деятельности. Получила популярность теория интеллектуального порога (Перкинс, Термен), в соответствии с которой для успешного овладения каждой деятельностью необходим определенный уровень интеллекта; дальнейший успех в работе обусловливается не интеллектом, а др. индивидуально-психологическими особенностями. Результаты психогенетических исследований свидетельствуют о высоком уровне наследуемости общего интеллекта и некоторых специальных С. (в частности, математических). Между тем креативность, вероятно, в большей мере зависит от влияния социальной микросреды. Существуют теории, опирающиеся на средовой подход к развитию С. (теория «интеллектуального климата» семьи О. Зайонца). Высокий уровень развития общих или специальных С. характеризуется как общая или специальная одаренность (см. Одаренность общая). Лонгитюдные исследования (Калифорнийский лонгитюд и др.) показали, что на основе ранней диагностики общих умственных С. м. б. дан вероятностный прогноз успешности социальной и профессиональной карьеры личности. Исследование С. и разработка методик их диагностики и развития имеют важнейшее значение для индивидуализации обучения и воспитания детей, профессиональной ориентации и профессионального отбора,прогнозирования и психологической поддержки развития личности.

Уровни развития способностей. Понятие одаренности

Уровень развития и проявления способностей Описание
Задатки Врожденные анатомо-физиологические особенности строения организма в целом и его нервной системы, составляющие индивидуальные предпосылки формирования и развития способностей
Склонности Первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении человека к занятиям определенным видом деятельности
Одаренность Сочетание различных развитых способностей, обусловливающее особенно успешную деятельность человека в определенной области или в нескольких областях деятельности
Талант Сочетание выдающихся способностей, обусловливающих особенно успешное, самостоятельное и оригинальное выполнение какой-либо деятельности
Гениальность Высшая ступень талантливости. Способность создавать что-то принципиально новое в общественной жизни, в науке, литературе, искусстве и т. п. Продукты творчества гениального человека являются важным этапом в развитии той или иной отрасли деятельности
   

Одаренностью называется наличие у человека врожденных особенностей, являющихся предпосылкой развития его выдающихся способностей. Практически об одаренности человека судят по высокому уровню развития способностей.

Различают общую одаренность и ее специальные виды. Под общей одаренностью понимают некий общий уровень развития личности человека, характеризующийся большими способностями к умственной деятельности, ярко выраженными чертами темперамента, характерными особенностями и глубиною чувств, оригинальными чертами творческой деятельности и т. д. Под специальными видами одаренности понимают высокий уровень развития какой-нибудь отдельной, изолированной способности, который может быть и не связан обязательно с высоким общим развитием личности. Например, человек может обладать выдающейся памятью, далеко превосходящей все те проявления памяти, которые наблюдаются у других людей, и вместе с тем по развитию своего интеллекта быть ниже среднего уровня; он может обладать выдающимся музыкальным слухом и в то же время низким уровнем музыкальной культуры и т. д.

Талант в той или другой области не может основываться только на специальной одаренности, он всегда требует высокого уровня развития нескольких взаимосвязанных способностей. Так, талантливый музыкант, кроме музыкального слуха, обычно обладает высокоразвитым чувством ритма и музыкальной формы, тонким эстетическим вкусом, творческим воображением, впечатлительностью.

Речевая деятельность личности

Поскольку человек является существом общественным, то развитие его сознания невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми.

Сознание человека формируется в процессе межличностного общения и совместной деятельности людей. Само слово «общение» по своей этимологии подразумевает наличие некой общей системы передачи информации от человека к человеку. В процессе филогенеза сформировалась такая система – человеческая речь. Именно благодаря речи содержание сознания одного человека становится доступным для других людей.

Психология рассматривает речь прежде всего как одну из высших психических функций человека, во всем диапазоне ее взаимосвязей с другими психическими функциями – мышлением, эмоциями, памятью и т. д. В контексте деятельностного подхода отечественная психология рассматривает речь как речевую деятельность. Она выступает в виде целостного акта деятельности, если имеет собственную мотивацию, которая не может быть реализована никакими другими видами деятельности или в виде отдельных речевых действий, сопровождающих любую другую деятельность человека. Пример для сравнения – речь человека, говорящего по телефону ради собственно общения и речь диспетчера поездов в процессе координации движения множества составов.

Структура речевой деятельности совпадает со структурой любой другой деятельности. Она включает мотивацию, планирование, реализацию и контроль. В отличие от предметной деятельности здесь эти фазы могут быть очень сжаты во времени. Иногда в ситуациях эмоционального возбуждения фаза планирования речевой деятельности практически отсутствует. Это о таких случаях говорят: «Сначала сказал, а потом подумал».

Речь непосредственно связана с языком, который является инструментом ее опосредования. Он представляет собой систему знаков, передающих информацию как в устной, так и в письменной форме. Язык является средством общения и абстрактного мышления. Для устной речи язык – это прежде всего слова и способы их формообразования. Для письменной – правила соединения слов в словосочетания и предложения, соединение предложений в сложные предложения, типы словосочетаний и предложений, а также пунктуация и орфография – системы, образующие правописание.

Слово как знак, обусловливающий человеческое общение и мышление, обладает таким объективным свойством, как значение, т. е. отношение к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо от того, каким образом он представлен в сознании субъекта. Помимо объективного значения, слово имеет личностный смысл. Он обусловлен тем, какое место занимают в жизнедеятельности и сознании человека данный предмет или явление, а также отношением человека к этому объекту. Таким образом, слова являются сплавом чувственного и смыслового (семантического) содержания.

ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ФИЛОСОФИИ, ПЕДАГОГИКЕ

И ПСИХОЛОГИИ

А.В. Усова

В связи с решением задачи в современной школе «личностно-ориентированного обучения» возникает необходимость в уточнении сущности (содержания) понятия «личность». Понятие личности - сложное понятие; оно является предметом исследования психологии, философии, социологии, антропологии и ряда других наук. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова 1985 г. издания на с. 281 дается следующее его определение:

«Личность - человек как носитель каких-нибудь свойств, качеств».

В «Психологическом словаре» (издание 1986 г.) дается следующее определение этого понятия. «Личность - термин, обозначающий: 1) челове­ческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества, или общности».

А.Н. Леонтьев подходит к рассмотрению понятия «личность» с позиции анализа понятия «деятельность». «Анализ движения деятельности и порождаемых им форм психического отражения, - отмечает А.Н. Леонтьев, -приводит к необходимости ввести понятие о конкретном субъекте, о личности как о внутреннем моменте деятельности» [I]. Рассматривает личность как предмет психологического исследования, различные подходы к изучению личности, соотношение категорий «индивид» и «личность», и связь категорий «мотивы», «эмоции» и «личность», деятельность как основание личности и процесс формирования личности. Но своего определения феномена «личность» он так и не дает. «Личность, как и индивид, по Леонтьеву, есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта» [2].

В психологических теориях личности, по выражению А.Н. Леонтьева, -наблюдаются смешения и противопоставления различных подходов к исследованию личности. Однако имеются общие положения о личности, принимаемые с теми или иными оговорками всеми авторами. Одно из них состоит в том, что личность представляет собой некое неповторимое единство, некую целостность. Другое положение заключается в признании за личностью роли высшей интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами» [З].

Личность «определяется природой» самих порождающих его отношений: это специфические для человека общественные отношения, в которые он вступает в своей предметной деятельности».

При этом подчеркивается, что при всем многообразии форм и видов деятельности общественные отношения предполагают сознательное регулирование, то есть сознание, а на известных этапах развития также и самосознание.

По С.Л. Рубинштейну, «личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека» [4]. В этой интерпретации отсутствует указание на существенные признаки понятия «личность». В нем речь лишь о происхождении, генезис личности.

В словаре «Психология» 1990г. издания личность определяется так:

«Личность - 1) индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включенностью в общест­венные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. В нем рассматриваются характеристики личности: активность как стремление субъекта выходить за собственные пределы, расширять сферу своей деятельности, и направленность как устойчивая доминирующая система мотивов - интересов, убеждений, идеалов, вкусов и т.д., в которых проявляют себя потребности человека. Личность характеризуется также степенью осознанности своих отношений к действительности (отношения, установка). Развитая личность обладает развитым самосознанием.

В словаре-справочнике «Психология» М.Н. Дьяченко и Л.А. Канды-бовича «личность - это человек как общественное и природное существо, наделенное сознанием, речью, творческими возможностями» [5]. Разъяс­няется, что термин «личность» используется в двух основных значениях:

1. Любой человек, обладающий сознанием; 2. Личность - это человек, обладающий таким уровнем психики, который делает его способным управлять своим поведением и психическим развитием. Подчеркивается, что «индивидом рождаются, а личностью становятся» [5, с. 124].

Появясь на свет, как индивид, человек «постепенно обретает особое социальное качество, становится личностью» [б]. Индивид с момента рождения постепенно включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность, т.е. как реального человека, не только внешне не похожего на других, но и так, как они действующего, мыслящего,...включенного в социальные связи в качестве члена общества, соучастника исторического процесса.

Личность не может быть без индивида. Индивид, выросший вне человеческого общества, не является личностью. Перед нами будет индивид, который еще не состоялся как личность, он только располагает природными предпосылками для ее появления при включении индивида в совместную деятельность с людьми.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей.

Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, в способностях), индивидуальном стиле деятельности и т.д.» [7]. Личность человека неповторима в своей индивидуальности. Понятие «личность» и «индивид» не тождественны, но личность и индивидуальность образуют единство, но не тождество. В структуру личности входят три образующие, три подсистемы:

индивидуальность личности, ее представленность в системе межличностных отношений и, наконец, в других людях [8].

А.В. Петровский в учебнике «Общая психология» дает следующее определение личности: «Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде» [9].

В «Курсе лекций по общей психологии» подчеркивается, что личность -это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, во всей совокупности его отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается...

Охарактеризовать личность можно, только увидев ее в системе межличностных отношений, в совместной коллективной деятельности, потому что вне коллектива, вне группы, вне человеческих обществ личности в ее деятельной социальной сущности нет [9].

В «Философском словаре» (М.: Изд-во политической литературы, 1986) на с. 238-239 дается следующее определение понятия личности:

«Личность - человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений..»

Определяющими факторами развития личности (ее существенным основанием) являются не ее природные качества (например, тот или иной тип высшей нервной деятельности), а качества социально значимые - взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения. Итак, в одних определениях понятия «личность» в качестве родового понятия выступает «субъект», в других - «индивид», в третьих - термин, обозначающий человеческого индивида, в четвертых - как «системное качество индивида», индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Мы считаем, что наиболее емким, раскрывающим современное содержание данного понятия, является определение, данное в «Философском словаре»: «Личность - это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социо-культурных и морально-волевых качеств человека». Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках, в ее отношении к другим людям. По этим проявляющимся вовне поступкам можно в известной степени судить о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах (как положительных, так и отрицательных). Это создает возможность не только познания социальных качеств личности, но и формирующего воздействия на них.

Внутреннее содержание личности, ее субъективный мир - это итог внутренней работы самой личности, в процессе которой внешнее, пройдя через субъективность личности, ее сознание, перерабатывается, осознается и применяется ею в практической деятельности.

Сложившаяся система воспитанных и самостоятельно выработанных индивидом качеств проявляется в субъективной форме (идеи, ценности, интересы, направленность и т.д.), отражающей взаимодействие личности с окружающим объективным миром.

В зависимости от характера общественных отношений, уровня знаний и силы воли индивид обретает возможность оказывать большее или меньшее влияние на факторы его развития.

Одним из важнейших качеств личности, формируемых социальным окружением, воспитанием и самовоспитанием, является характер мировоззрения личности. Мировоззрение личности в значительной мере предопределяет направленность и особенности всех социально значимых ее решений и поступков.

Для личности общество - не просто некоторая внешняя среда. Как член общества личность объективно, необходимым образом включена в систему общественных отношений.

Одной из ведущих характеристик личности является ее направ­ленность. Направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад [10]. Направленность - это установки, ставшие свойствами личности. Формами направленности являются - влечение, желание, стремление, интерес, склонность, мировоззрение, убеждение. Убеждение является высшей формой направленности. Это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Понимание сущности понятия «личность», ее структуры и основных характеристик позволяет педагогу более объективно оценивать индивидуальные качества личности учащихся - субъектов педагогического воздействия и на этой основе более успешно решать проблему обучения и воспитания учащихся, поиска оптимальных методов и средств воздействия на каждого из воспитуемых. При этом важное значение имеет учет внутреннего мира каждой личности, ее самосознания - как совокупности психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, а его представления о самом себе складываются в определенный образ «Я».

Поведение человека всегда так или иначе сочетается с его представлением о себе (образ «Я») и с тем, каким он хотел бы быть. По И. Канту человек становится личностью благодаря самосознанию, которое отличает его от животных и позволяет ему свободно подчинять свое 'Я» нравственному закону.

Изучение свойств самосознания, адекватности самооценок, структуры и функций образа «Я» представляет теоретический и практический интерес в связи с формированием жизненной позиции личности.

Индивидуальность является лишь одной из сторон личности человека. Поэтому, выделяя значимую для педагога задачу осуществления индивидуального подхода к учащимся, который предполагает учет их психологических особенностей (памяти, внимания, типа темперамента, развитости тех или иных способностей и т.п.), необходимо понимать, что индивидуальный подход - это всего лишь аспект более общего, личностного подхода к школьнику, который строится на изучении условий и обстоятельств включенности обучаемого в систему межиндивидуальных отношений со взрослыми, учителями и родителями, со сверстниками, соучастниками, приятелями на улице и т.д.

Это требует хорошо налаженного педагогического общения учеников и учителя. Только при этом условии педагогу удается выяснить, как «вписывается» тот или иной школьник в классный коллектив, что побуждает его поступать так или иначе, какие при этом изменения претерпевает личность школьника. При этих условиях реализуется личностный подход к школьнику.

Только такой подход, не ограничиваюгцийся учетом индивидуальных особенностей - мышления, воли, памяти, чувств школьника, а нацеленный на выявление того, как представлен индивид в коллективе и как коллектив представлен в его личности, может рассматриваться как личностный.

Итак, чтобы понять личность школьника, педагог должен рассмат­ривать школьника в системе его отношений со сверстниками, родителями и учителями. Необходимо изучать и группы, в которые он входит, в которых он действует, с которыми он общается, принимает «вклады», осуществляя преобразование интеллектуальной и эмоциональной сферы других людей и в свою очередь претерпевая изменения, приняв «вклады» от них.

В центре внимания учителя должны находиться активность личности и характер ее социально-значимой направленности. И только при условии учета индивидуальных особенностей школьника (мышления, памяти, воображения, способностей) и характера его поступков и отношений в социуме (в классном коллективе, с родителями, сверстниками и т.п.) можно говорить о личностно-ориентированном обучении и воспитании.

Потребность быть личностью, то есть своей деятельностью производить значимые для других людей изменения их интеллектуальной и эмоциональной сферы, является одной из важнейших духовных потребностей человека. И задача каждого педагога - способствовать развитию этой потребности у своих воспитуемых. Гуманистическая психология главным фактором активности личности считает устремленность к будущему, к максимальной самореализации (самоактуализации).

Задача школы - воспитать активную, творческую, трудолюбивую личность, со сформировавшимися качествами гражданина, любящего свою родину, высоконравственную личность. Сами по себе эти качества не формируются. Овладение этими качествами определяется деятельностью учителя, его взаимоотношениями с учащимися, социальной средой, окружающей школьника, деятельностью средств массовой информации, микроклиматом в семье и другими факторами. Все эти воздействия необходимо учитывать.

Наша школа в доперестроечный период оказывала большое влияние на формирование личности воспитуемых - их мировоззрение, убеждения, уста­новки, высокие нравственные качества. Эти традиции школы нужно возрож­дать. Сейчас это особенно актуально.

 

 

Соотношение понятий: человек, индивид, индивидуальность, личность

Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Длительное время в марксистской литературе указанные понятия почти не различались и употреблялись как нечто взаимозаменяемое. Постепенно этот подход был преодолен. Названные понятия однопорядковые, но не идентичные. Вместе с тем различение этих понятий не должно приводить к другой крайности -- их резкому разграничению и противопоставлению.

Наиболее общим, родовым понятием является человек. Человек -- это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, или -- точнее -- субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса. Будучи высшей ступенью развития живых организмов, на Земле, он по своей природе представляет собой единство социальных и природных качеств, получивших отражение в определении человека как целостной многосложной биосоциальной (биопсихосоциальной) системы.

Индивид -- это единичный представитель человеческого рода, частное от общего, отдельно взятый человек -- безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Родившийся ребенок -- индивид, но он не есть еще человеческая индивидуальность. Индивид становится индивидуальностью по мере того, как он перестает быть только «единицей» человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью.

Личность -- это человеческий индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т. д.). Она представляет собой динамичную, относительно устойчивую целостную систему интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. «... Сущность «особой личности»,-- писал К. Маркс,-- составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество...». Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках, в ее отношении к другим людям. По этим проявляющимся вовне поступкам, а также посредством анкет, тестов и самонаблюдения можно в известной степени судить о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах. Внутреннее содержание личности не есть результат механического внедрения в ее сознание многообразных внешних воздействий, а итог той внутренней ее работы, в процессе которой внешнее, пройдя через субъективность личности, перерабатывается, осваивается и применяется ею в практической деятельности. Сложившаяся таким образом система воспитанных и самостоятельно выработанных индивидом социальных качеств проявляется в субъективной форме (идеи, ценности, интересы, направленность и т. д.), отражающей взаимодействие личности с окружающим объективным миром. Понятие личности характеризует человека как активного субъекта социальных отношений. Вместе с тем каждый человек -- это не только субъект, но и объект деятельности, совокупность функций (ролей), которые он выполняет в силу сложившегося разделения труда, принадлежности к тому или иному классу или социальной группе с их идеологией и психологией. Характер мировоззрения личности, формируемого социальным окружением, воспитанием и самовоспитанием, является одним из важнейших ее качеств, ее «стержнем». Мировоззрение личности в значительной мере предопределяет направленность и особенности всех социально значимых ее решений и поступков.

Если по своей сущности личность социальна, то по способу своего существования она индивидуальна. Индивидуальность - это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Она выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит индивидуальный характер. Сущность индивидуальности раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой. Важная роль природных задатков, врожденных особенностей в ее развитии опосредствована социальными факторами. Индивидуальность -- это единство уникальных и универсальных свойств человека, целостная система, формирующаяся в процессе диалектического взаимодействия его качеств -- общих, типических (общечеловеческих природно-антропологических и социальных признаков), особенных (конкретно-исторических, формационных) и единичных (неповторимых телесных и духовно-психических характеристик). По мере исторического развития трудовой деятельности человека происходит все большая дифференциация человеческих отношений и индивидов, развивается индивидуализация человека и его отношений в различных областях жизнедеятельности. Марксизм-ленинизм подчеркивает величайшую ценность индивидуальности, развитие которой играет важную роль в истории человечества как одно из необходимых условий его прогресса.

Взаимосвязь биологических и социальных факторов в психическом развитии личности

Человек рождается с определенными наследственными задатками. Большинство из них многозначны: на их основе могут быть сформированы различные качества личности. При этом решающую роль играет процесс воспитания. Однако возможности воспитания связаны и с наследственными особенностями индивида. Наследственная основа человеческого организма определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.