КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая и профессиональная культура педагога
Общая и профессиональная культура педагога – совокупность главных и второстепенных требований к психологии деятельности и общения педагога, к его способностям, знаниям, умениям и навыкам, полезным для обучения и воспитания детей. Эти требования можно разделить на два типа: 1) устойчивые – постоянно присущие учителям и воспитателям всех эпох; 2) изменчивые – обусловлены особенностями данного этапа социально‑экономического развития на котором находится общество, где живет и работает педагог. Основные требования, предъявляемые к педагогу: 1) любовь к детям и к педагогической деятельности: 2) наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей; 3) широкая эрудиция; 4) педагогическая интуиция; 5) высокоразвитый интеллект: 6) высокий уровень общей культуры и нравственности; 7) профессиональное владение разнообразными методами воспитания и обучения детей. Дополнительные требования, предъявляемые педагогу: общительность, артистичность, хороший вкус и др. Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый учитель представляет собой уникальную и своеобразную личность. Сложнее определить главные и второстепенные изменчивые качества педагога, которые от него требуются в данный момент истории общества, в данное время и на данном рабочем месте. Основная тенденция развития современного общества – демократизация жизни. Это предполагает появление новых требований к личности педагога: 1) умение жить в условиях расширяющейся демократии, гласности; 2) умение общаться и взаимодействовать с людьми на демократической и правовой основах. Изменение экономической системы и экономических отношений требует таких качеств, как расчетливость, деловитость, бережливость, хозяйственная смекалка, предприимчивость.
3. ПРОФЕССИОНАЛЬНО‑ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА
Профессионально‑личностное становление и развитие педагога способствует формированию творческой личности у ребенка. Чем больше среди учителей окажется разнообразных личностей, тем вероятнее, что они обучат и воспитают детей, обладающих множеством разных и одновременно полезных индивидуальных качеств. Основные признаки, через которые проявляется индивидуальный стиль деятельности педагога: 1) темперамент (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость); 2) характер реакций на те или иные педагогические ситуации; 3) выбор методов обучения; 4) подбор средств воспитания 5) стиль педагогического общения; 6) реагирование на действия и поступки детей; 7) манера поведения и т. д. Главным условием и средством самовоспитания педагога является реальная, теоретическая практическая педагогическая деятельность. Самовоспитание – педагогическая категория имеющая определенную логическую структуру: 1) цели самовоспитания. Они регулируются общественными целями и имеют несколько направлений: идейное, нравственное, профессионально‑трудовое, эстетическое; 2) содержание и задачи самовоспитания. Они подразумевают такое поведение и такую деятельность, которая приводит к достижению целей; 3) средства самовоспитания. Это своеобразные средства воздействия на себя, которые опосредуют цели и результат самовоспитания; 4) результат самовоспитания. Это те изменения которые происходят в личности в результате самовоспитательных действий. Педагогическое мастерство – постоянно совершенствуемое искусство обучения и воспитания. Оно предполагает наличие у педагога: умений познавательных, конструктивных, информационных, организационных; сформированность социальных качеств и эстетических чувств. Познавательные умения включают в себя: 1) умение понимать своих учеников: 2) умение наблюдать за ними; 3) умение сознавать и контролировать свое психическое состояние и регулировать свое поведение. Наблюдательность основана на: внимании; восприятии; мышлении; памяти. Конструктивные умения – это способность предвосхищать ход и результаты педагогического процесса. Для этого необходимо обладать развитым педагогическим воображением. Основной путь овладения этими умениями – накопление опыта мысленного моделирования педагогических процессов. Информационные умения – это речь педагога, его жесты и мимика. Организаторские умения – это умение задавать работу ученикам (как классную, так и домашнюю), осуществлять контроль за ней, оценивать результат их деятельности. Социальные качества выражаются в том, что принятые в обществе правила и нормы поведения усваиваются настолько, что считаются привычными. Важным социальным качеством является педагогический такт.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1947; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |