Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие об умениях высшего порядка




Общая характеристика двигательных навыков.

 

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК – это такая степень владения действия, при которой управление движениями происходит автоматизировано.

Характерные признаки навыка:

? Автоматизированное управление движениями. Сознание освобождается от необходимого контроля за деталями движений, что, во- первых, облегчает функционирование высших механизмов управления движениями, а во-вторых, позволяет переключить внимание и мышление на результат и условия действия.

Автоматизированное управление движениями при навыке не означает их неосознанность. Человек осуществляет действия всегда сознательно; это – поведенческие акты. Если бы ребенок не приобрел навыка в письме, то его внимание было бы сосредоточено всегда на графическом изображении букв и он бы не смог воспринимать содержание написанного. Точно так же футболист не задумывается над тем, как при ударе по мячу поставить опорную ногу, сделать замах и выполнить удар.

? Слитность движений, т.е. объединение ряда элементарных движений в единое целое. Проявляется в легкости, взаимосвязанности и устойчивости двигательного действия.

? Устойчивость. Характеризуется способностью сохранять эффективность действия при различных неблагоприятных условиях: необычном психологическом состоянии (волнение, страх), сниженных физических возможностях (утомление, недомогание), неблагоприятных внешних условиях (метеорологические).

? Прочность запоминания. Ценность представляет только в тех случаях, когда техника действия не подлежит дальнейшему изменению (оздоровительный бег, катание на коньках, велосипеде).

 

 

В теории физического воспитания выделяют умения, навыки и умения высшего порядка. И умения и навыки это программы ответных реакций человека на определенный внешний и/или внутренний раздражитель или совокупность раздражителей, различает их лишь степень активного участия сознания в процессе их выполнения. Если умения представляют собой условные рефлексы, требующие контроля со стороны нашего сознания, то навыки – это полностью автоматизированные условные рефлексы, выполняемые без активного участия сознания. В определенном смысле, обучение – это программирование человека, наделение его готовыми штампами, шаблонами, двигательными стереотипами. То же относится и к ментальной сфере, где педагогическая работа совершается в доступной нам области – в сознании, которое является «программируемой» надстройкой над подсознанием. Проблема любого «программирующего» обучения заключается в том, что невозможно наделить человека универсальными двигательными и ментальными стереотипами, которые бы охватывали все возможные жизненные ситуации. Всегда есть шанс допустить ошибку, не потому что ты не умеешь чего-либо, а потому, что ты что-то уже умеешь! Ошибочность выработанных рефлексов может сыграть роковую службу, особенно в тех видах деятельности, которые связаны с жизнью и здоровьем человека.

Во многом благодаря этим выводам в отечественной теории физического воспитания была сформулирована идея об умениях высшего порядка, которые являются более высокой ступенью в овладении собой и способностью реагировать на изменяющиеся обстоятельства. Умения высшего порядка знаменуют собой качественный скачок в процессе освоения количественного освоения навыков, которые формируют систему условных рефлексов, в результате чего человек обретает способность изменять свои реакции в соответствии с изменяющимися требованиями развивающихся обстоятельств. В каком то смысле, это процесс «частичного раскодирования сознания»! Рефлексы становятся более гибкими и пластичными, по причине их взаимного влияния друг на друга. Восприятие человека становится более избирательным, он выделяет наиболее важные из раздражителей, большую роль начинает играть интуиция. Умения высшего порядка – это уровень двигательного творчества, импровизационности и попытка максимально эффективного использования имеющейся системы условных рефлексов. Теория формирования умений высшего порядка была создана для «спорта высших достижений», но в дальнейшем успешно применялась во многих областях педагогической деятельности. Эта теория оказалась очень действенна в рамках систем спортивной подготовки единоборцев, которая ориентируется на условно-игровой характер состязаний (даже в спорте высших достижений есть правила – условности, которые ограничивают соперников в их проявлениях), но в «полевых условиях» любая система условных рефлексов может стать не только малоэффективно, но и опасна для ее обладателя.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.