Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бог поставил одного высоко, а другого низко




ВВЕДЕНИЕ.

Реферат по общей социологии

на тему:

«Социальная стратификация».

 

Стратификация – 1. Социальная дифференциация и неравенство на основе таких критериев, как социальный престиж, самоидентификация, профессия, доход, образование, участие во властных отношениях и т.д. 2. Постоянное ранжирование социальных статусов и ролей в социальной системе.

Большая часть обществ организована таким образом, что их институты неодина­ково распределяют блага и ответственность среди разных категорий людей и социальных групп. Социологи называют социальной стратификацией расположе­ние индивидов и групп сверху вниз по горизонтальным слоям, или стратам, по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти, профессио­нальном престиже. С этой точки зрения социальный порядок не является ней­тральным, а служит достижению целей и интересов одних людей и социальных групп в большей степени, чем других.

Вопрос «кто что получает и почему?» интересовал человечество всегда. Первые иудейские пророки, жившие за 800 лет до н.э., в частности Амос, Михей и Исайя, неизменно порицали богатых и могущественных членов общества. Михей, например, обвинял за то, что те захватывали поля и дома своих соседей; были «исполнены насилия», требовали взяток и совершали бесчестные и вероломные поступки. Древнегреческие философы, в том числе Платон и Аристотель, подроб­но обсуждали институт частной собственности и рабства. В своем диалоге «Госу­дарство» в 370 г. до н. э. Платон писал: «Любой город, каким бы малым он ни был, фактически разделен на две половины: одна для бедных, другая для бога­тых, и они враждуют между собой». В индийских Законах Ману, составленных примерно в 200 г. до н.э., дано описание сотворения мира, в котором социальное неравенство считается ниспосланным богами для всеобщего блага. В англикан­ском гимне есть такие слова:

Богатый человек — в своем замке,

Бедный человек — у его ворот.

И определил кому чем обладать.

Таким образом, известны полярно противоположные взгляды на социальное рас­слоение: одни, подобно Михею и Платону, критиковали существующую систему распределения, другие, как брахманы, поддерживали ее.

В реальной жизни неравенство людей играет огромную роль. Неравенство – специфическая форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии, обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей. * Неравенство – это критерий, при помощи которого мы можем разместить одни группы выше или ниже других. Социальная структура возникает по поводу общественного разделения труда, а социальная стратификация – по поводу общественного распределения результатов труда, т.е. социальных благ.

1.МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ.

 

1.1.Социальная дифференциация.

 

Социальная стратификация основывается на социальной диффе­ренциации, но не идентична ей.

Социальная дифференциация – расчленение социального целого или его части на взаимосвязанные элементы, появляющиеся в результате эволюции, перехода от простого к сложному. Дифференциация прежде всего включает разделение труда, появление различных профессий, статусов, ролей, групп. Социальная дифференциация — это процесс, появления функционально специализированных ин­ститутов и разделения труда. Еще на заре своей истории люди обнаружили, что разделение функций и труда повышает эффек­тивность общества, поэтому во всех обществах существует разделение статусов и ролей. При этом члены общества должны быть распределены внутри социальной структуры таким образом чтобы заполнялись различные статусы и выполнялись соответст­вующие им роли.

Хотя статусы, образующие социальную структуру, могут раз­личаться, они необязательно должны занимать определенное место по отношению друг к Другу. Например, статусы младенца и ребенка дифференцированы, но один из них не считается выше другого — они просто разные. Социальная дифференциация предоставляет социальный материал, который может стать, а может и не стать основой социальной градации. Другими слова­ми, в социальной стратификации обнаруживается социальная дифференциация, но не наоборот.

 

1.2.Открытые и закрытые системы стратификации.

 

Различают открытые и закрытые системы стратификации. Соци­альную структуру, члены, которой могут менять свой статус относительно легко, называют открытой системой стратифи­кации. Структуру, члены которой с большим трудом могут изменить свой статус, называют закрытой системой страти­фикации. Несколько похожее различие отражается в концепциях достигнутого и предписанного статуса: достигнутые статусы приобретаются по индивидуальному выбору и в конку­рентной борьбе, тогда как предписанные статусы даются группой или обществом.

В открытых системах стратификации каждый член общества может изменять свой статус, подниматься или опускаться по социальной лестнице на основе собственных усилий и способнос­тей. Современные общества, испытывая потребности в квалифи­цированных и компетентных специалистах, способных управлять сложными социальными, политическими и экономическими про­цессами, обеспечивают достаточно свободное движение индиви­дов в системе стратификации.

Примером закрытой системы стратификации может служить кастовая организация Индии (она функционировала до 1900 г.). '

Традиционно индусское общество разделялось на касты, и люди наследовали социальный статус при рождении от своих родителей и не могли изменить его в течение жизни. В Индии насчитывались тысячи каст, но все они группировались в четыре основные: брахманов, или касту жрецов, численностью около 3% населе­ния; кшатриев, потомков воинов, и вайшья, торговцев, которые вместе составля­ли около 7% индийцев; шудра, крестьян и ремесленников, — около 70% населе­ния, остальные 20% — хариджане, или неприкасаемые, которые традиционно были уборщиками, мусорщиками, кожевниками и свинопасами.

Представители высших каст презирали, унижали и угнетали членов низших каст, причем независимо от их поведения и личных достоинств. Строгие правила не позволяли общаться представителям высших и низших каст, ибо считалось, что это духовно оскверняет членов более высокой касты. И сегодня в некоторых районах Индии, особенно в сельской местности, касты определяют тип поведе­ния, устанавливая диеты, образ жизни, трудоустройство и даже правила ухажи­вания за женщиной. Дхарма узаконивает эту систему, утверждая идею о том, что безропотно нести бремя своей судьбы — единственный морально приемлемый способ существования. Но кастовая система никогда не исключала возможности перемещения по социальной лестнице. Полностью закрытой система стратифика­ции не могла существовать из-за неодинаковых показателей рождаемости и смертности в разных кастах, недовольства униженных и эксплуатируемых, конку­ренции между членами различных каст, внедрения более совершенных методов ведения сельского хозяйства, перехода в буддизм и ислам и ряда других факто­ров.

 

1.3.Измерения стратификации.

 

Первыми попытались объяснить природу социальной стратифи­кации Карл Маркс и Макс Вебер. Маркс считал, что в капиталис­тических обществах причиной социального расслоения является разделение на тех, кто владеет и управляет важнейшими средст­вами производства, — класс капиталистов-угнетателей, или бур­жуазия, и тех, кто может продавать только свой труд, — угне­тенный рабочий класс, или пролетариат. По мнению Маркса, эти две группы и их несовпадающие интересы служат основой рас­слоения. Таким образом, для Маркса социальная стратификация существовала только в одном измерении.

Полагая, что Маркс чересчур упростил картину стратифика­ции, Вебер утверждал, что в обществе существуют и другие линии раздела, которые не зависят от классовой принадлежнос­ти или экономического положения, и предложил многомерный подход к стратификации, выделив три измерения: класс (эконо­мическое положение), статус (престиж) и партию (власть). Каждое из этих измерений является отдельным аспектом соци­альной градации. Однако по большей части эти три измерения взаимосвязаны; они подпитывают и поддерживают друг друга, но все же могут не совпадать. Так, отдельные проститутки и уголовники имеют большие экономические возможности, но не обладают престижем и властью. Преподавательский состав уни­верситетов и духовенство пользуются высоким престижем, одна­ко по богатству и власти оцениваются обычно относительно не­высоко. Некоторые официальные лица могут располагать значи­тельной властью и в то же время получать небольшую заработ­ную плату и не иметь престижа.

П. Сорокин – человек, первый в мире давший полное теоретическое объяснение социальной стратификации – представлял ее в виде социального пространства, в котором расстояния по вертикали и горизонтали не равны.

Точками в пространстве являются социальные статусы. Расстояние между токарем и фрезеровщиком одно, оно вертикальное. Мастер – начальник, рабочий – подчиненный. У них разные социальные ранги. Хотя дело можно представить и так, что мастер и рабочий расположатся на равном расстоянии друг от друга. Так произойдет, если мы будем рассматривать того и другого не как начальника и подчиненного, а всего лишь как работников, выполняющих разные трудовые функции. Но тогда мы перейдем из вертикальной в горизонтальную плоскость.

Неравенство расстояний между статусами – основное свойство стратификации. У нее четыре измерительных линейки, или оси координат. Все оно расположены вертикально и рядом друг с другом:

ü доход,

ü власть,

ü образование,

ü престиж.

Доход измеряется в рублях или долларах, которые получает отдельный индивид или семья в течение определенного периода времени, скажем, одного месяца или года.

Образование измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе или вузе.

Власть измеряется количеством людей, на которых распространяется принимаемое вами решение (власть – возможность навязать свою волю или решения другим людям независимо от их желания).

Престиж – уважение статуса, сложившееся в общественном мнении.

Для каждого статуса или индивида можно найти место на любой шкале. Каждую шкалу можно рассматривать отдельно и обозначать самостоятельным понятием. В социологии выделяют три базисных вида стратификации:

v экономическую (доход),

v политическую (власть),

v профессиональную (престиж)

и множество небазисных, например, культурно-речевую и возрастную.

Социальный статусэто тот относительный ранг, со всеми вытекающими из него правами, обязанностями и жизненными стилями, который индивид занимает в социальной иерархии. Статус может приписываться индивидам при рождении независимо от качеств индивида, а также на основании пола, возраста, семейных взаимосвязей, происхождения, или может являться достигнутым в конкурентной борьбе, что требует осо­бых личных качеств и собственных усилий.

Достигнутый статус может базироваться на образова­нии, профессии, выгодной женитьбе и пр. В большинстве запад­ных индустриальных обществ такие атрибуты, как престижная профессия, владение материальными благами, внешний вид и стиль одежды, манеры, приобрели больший вес в определении личного социального статуса, чем происхождение.

Жизненный статус предполагает наличие социального рассло­ения по вертикальной шкале. Так, о человеке говорят, что он занимает высокое положение, если он имеет возможность управ­лять поведением других людей, в приказном порядке или посред­ством влияния; если основа его престижа — важный пост, им занимаемый; если он своими действиями заслужил уважение кол­лег. Относительный статус является основным фактором, опреде­ляющим поведение людей по отношению друг к другу. Борьбу за статус можно считать первоочередной целью людей.

Статус индивида имеет тенденцию изменяться в зависимости от социального контекста. Например, положение мужчины в ро­довой группе определяет его положение в общине.

Так, среди индейцев племени хопи принадлежность к определенному роду определяет механизм передачи прав на владение землей, постройками, церемони­альными знаниями и, следовательно, является особенно важной для личного статуса. У индейцев таллензи юноша (потерявший отца), взявший на себя все заботы по ведению хозяйства, считается старшим в семье, тогда как мужчина средних лет, продолжающий жить в отцовском доме, формально считается ребен­ком. Статус может основываться на профессиональных занятиях: например, в некоторых регионах Африки южнее Сахары кузнецы обычно составляют отдель­ную группу, имеющую низкий статус. В кастовой системе Индии мусорщики, занимаясь, в частности, уборкой человеческих отходов, находятся на самой низ­кой отметке шкалы. Во многих странах статус повышается в случае щедрости и благотворительной деятельности состоятельного человека (обмен подарками, по­жертвования).

Статусная группа представляет собой совокупность людей, ор­ганизованных в иерархическую социальную систему. Такие груп­пы отличаются от социальных классов тем, что основываются на соображениях уважения и престижа, а не только на эконо­мическом положении. Члены статусной группы взаимодейству­ют в основном в рамках собственной группы и в меньшей степени с людьми более высокого или более низкого статуса. В некоторых обществах кланы или роды могут делиться в со­ответствии с обобщенной классификацией на аристократов и простолюдинов, а могут категоризироваться более точно — на­чиная с королевского рода и вплоть до кланов, имеющих «клеймо» низкого профессионального статуса или рабского происхождения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.