Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Познание и его уровни




2 уровня познания — чувствен­ном познание и абстрактном мышление. Чувственное познание пред­ставляет собой познание с помощью органов чувств. Оно считается пер­вой ступенью или первым уровнем познания. Вторым уровнем познания выступает абстрактное мышление. Процесс познания осуществля­ется как движение от незнания к знанию, от знания поверхностного, не­полного к знанию глубокому и полному, как диалектическое взаимо­действие чувственной и абстрактной ступеней познания.

В чувственном познании выделяют три формы: ощущение, восприя­тие и представление.

Начальной формой познания выступает ощущение. Ощущение — это отражение объектов посредством органов чувств. Другой формой отражения действительности является восприятие. Если ощуще­ния дают человеку знания об отдельных сторонах предмета (цвете, форме, температуре, твердости или мягкости), то восприятия представляют собой чувственно конкретный, целостный образ вещей или явлений. Ощущения связаны с восприятиями и формируют их. Запечатлевшиеся в памяти вос­приятия дают почву для формирования представлений. Особенностью че­ловека является то, что он обладает способностью отображать предметы и явления вне непосредственного контакта с ними. Такое отображение мира представляет третью основную форму чувственного познания —■ представ­ление. Чувственное познание, таким образом, является основой абстракт­ного мышления, которое представляет собой процесс оперирования об­разами. Формами абстрактного мышления выступают понятие, сужде­ние, умозаключение, гипотеза и теория.

Фиксация в сознании людей чувственного опыта и дальнейшее выяв­ление в нем существенного и жизненно важного благодаря языку позволя­ет формировать понятия. Понятие — это мысль, отражающая в обобщаю­щей форме существенные признаки предметов и явлений действительнос­ти. История человеческого мышления показывает, что образование поня­тий, например, человек, дом, дорога, — это не случайное отыскание слов, а результат сложных процессов абстрагирования и обобщения. В основе этих процессов лежат мыслительные операции анализа, и синтеза, т. е. расчленения и суммирования отдельных черт, сторон предмета. Абстраги­рование и обобщение требуют активности со стороны субъекта познания, проявления его способности к воображению и запоминанию. Понятие вы­ступает своеобразным итогом познания человеком окружающего его мира и воплощает в себе как общее, и особенно в содержании объектов позна­ния, так и особенности субъекта познания, цели и характер его деятельно­сти. Понятия в мышлении связываются между собой и образуют понятий­ную информацию, что находит отражение в суждениях.

Суждение — это мысль, в которой что-нибудь утверждается о пред­мете. Например: солнце светит, машина движется, снег не идет.. Особен­ности суждений заключаются в том, что они могут выступать в нераз­рывной связи друг с другом. Мыслительная связь нескольких истин­ных суждений и выведение из нее определенного итога в форме нового суждения о предметах, явлениях, процессах называется умозаключе­нием. Иными словами, умозаключение — логическая форма получения выводного знания, заключающаяся в движении мысли от определен­ных исходных данных к новому знанию, складывающемуся на основе этих данных. Причем если посылки умозаключения истинны, то долж­но быть истинным и оно само. Верхние уровни познания образуют гипотеза и теория.

 

Способность к выдвижению предположений свидетельствует о нали­чии у абстрактного человеческого мышления значительного творческо­го потенциала. Надо иметь в виду, что далеко не все предположения в состоянии получить статус гипотезы. Чтобы стать научной гипотезой, предположение должно удовлетворять ряду условий: 1) соответствовать принципам научного подхода к объяснению действительности; 2) учи­тывать ранее установленные наукой факты и законы; 3) располагать способностью предсказывать новые факты; 4) обладать способностью к практической экспериментальной проверке.

Гипотеза представляет собой такое знание, истинность или лож­ность которого еще предстоит установить. Оправданность гипотезы на­растает в той мере, в какой в ходе ее проверки увеличивается объем со­гласующихся с ней наблюдаемых фактов

Гипотеза как форма абстрактного мышления, пройдя практичес­кую проверку, может перерасти в научную теорию. Под теорией в ши­роком смысле понимают совокупность научных сведений, направлен­ных на истолкование и объяснение каких-либо явлений; в узком смыс­ле она трактуется как особая форма научного знания, содержащая обобщенное представление о существенных связях и закономерностях некоторой области действительности, выступающей в качестве объек­та данной теории.

Основная цель теории заключается в том, чтобы свести в единую си­стему весь объем знаний, накопленных в определенной области иссле­дования.

Компонентами теории выступают: 1) эмпирические осно­вания (факты, являющиеся результатами наблюдения, сравнения, из­мерения и т. п.); 2) исходный теоретический базис (главные идеи, прин­ципы, аксиомы, формулы, теоремы, законы и др.); 3) логический аппа­рат (правила определения ключевых понятий, нормы вывода нового знания и доказательства выдвинутых положений); 4) совокупность вы­двинутых и доказанных положений, составляющих ее основу.

Теории предъявляется ряд требований: 1) она должна адекватно описывать свой объект; 2) она должна удовлетворять требованию пол­ноты описания своего объекта; 3) все компоненты теории должны быть связаны в такой степени, что одни ее положения должны вытекать из других; 4) она должна быть внутренне непротиворечивой, а ее данные обязаны соответствовать опытным данным.

В качестве функций теории можно выделить: 1) объяснительную, за­ключающуюся в способности теории объяснять явления и процессы неко­торой области действительности; 2) систематизирующую, выражающую­ся в способности теории устанавливать связи между теоретическими обобщениями, уточнять найденные обобщения и законы, согласовывать утверждения, относящиеся к теории, расширять систему знания, контро­лировать процесс научного исследования; 3) практическую (методологи­ческую), отражающуюся в способности теории иметь связь с практикой и выступать при определенных преобразованиях в роли методологии прак­тической деятельности; 4) прогностическую, находящую выражение в способности теории предсказывать наступление определенных событий на основе выявления тенденций развития описываемых ею объектов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.