Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия эпохи Просвещения




Социальная философия французских материалистов 18 века. Ламетри, Гельвеций, Гольбах.

Ламетри, Гельвеций, Гольбах относят человека к общей системе природы. Человек неотделим от природы. И подчинен тем же закономерностям, что и остальная природа. Гельвеций не смог понять специфичности человека и человеческого общества. Гельвеций основывает главные принципы своей этики. Он отвергает религиозную мораль и подчеркивает, что основным критерием нравственности является “польза”. Однако он трактует “пользу” не индивидуалистически, в смысле достижения наживы индивидом, но по отношению ко всему обществу. Основу добродетельного поведения он видит в достижении согласия между индивидуальными и собственными интересами. Общество, по Гельвецию,- совокупность индивидов. Общественный интерес является у него совокупным интересом решающего большинства членов общества.

Воззрения Гельвеция на общественное устройство, как и взгляды других материалистов находятся под влиянием идеологии осознающей себя политически буржуазии. Общество возникает из “хозяйских семей”. Гражданином для него выступает “собственник” в прямом смысле слова. Гельвеций верит в “разумного правителя”, “философа на троне”. Однако идеальной формой государства он считает республику. Перед государством стоит задача гарантировать в первую очередь “основные неотделимые человеческие права”, которые являются не чем иным, как идеализацией основных интересов буржуазии. Он не требует ликвидации частной собственности, а лишь “равномерного разделения”.

Гельвеций В согласии с Гольбахом верит во всемогущество воспитания. Оно имеет для общества основополагающее значение. Предпосылкой хорошего и правильно ориентированного воспитания являются “хорошие законы”. Идея в том, что всеобщее несчастье людей и народов вызвано несовершенством их законов и слишком неравным разделением богатства характеризует идеалистический подход большинства французских материалистов к решению социальной проблематики. Законы согласно ему определяют реальное бытие.

Ламетри диалектически характеризует происхождение человека. Создает философию воспитания. Человек - самовоспроизводящаяся система.

 

XVIII век в истории мысли не случайно называют эпохой Просвещения: научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь распространяется вширь, выходя за пределы университетов в светские салоны, становясь предметом обсуждения. Уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе наук, создающем условия для экономического и социального благоденствия - вот пафос эпохи Просвещения.

На знамени просветителей написаны два лозунга - наука и прогресс. При этом просветители апеллируют не просто к разуму, а к разуму научному, который опирается на опыт и свободен от религиозных предрассудков.

Оптимизм просвещения был исторически обусловлен тем, что оно выражало умонастроение поднимающейся и крепнущей буржуазии. Не случайно родиной Просвещения стала Англия - раньше других вставшая на путь капиталистического развития. В Англии философия просвещения нашла свое выражение в творчестве Дж. Локка, Дж. Толанда, А. Коллинза.

В своих работах Локк разработал принципы естественного права, предложил тот естественно-правовой идеал, в котором выразились потребности набирающего силу буржуазного класса.

К неотчуждаемым правам человека, согласно Локку, принадлежат три основных права: на жизнь, свободу и собственность. Право на собственность у Локка тесно связано с высокой оценкой человеческого труда. Локк как и представители классической буржуазной политэкономии, убежден в том, что собственность каждого человека есть результат его труда. Правовое равенство индивидов является необходимым следствием принятия неотчуждаемых прав, а правопорядок должен обеспечить возможность получения выгоды каждым, с тем чтобы при этом соблюдались также свобода и частный интерес всех остальных.

Из Англии идеи Локка были перенесены во Францию, где встретили восторженный прием, благодаря прежде всего Вольтеру: человек в философии XVIII века предстает как изолированный индивид, действующий в соответствии со своими интересами, но с другой стороны философы, отменяя прежние, добуржуазные формы общности предлагают новую - юридическую всеобщность, перед которой все индивиды равны. Во имя этой новой всеобщности просветители требуют освобождения от национальных и сословных границ.

В творчестве просветителей появился новый герой - “гражданин мира”: ему чужда слепая приверженность своему узкому мирку, он находит “хороших людей” в любом народе, сословии, вероисповедании. Главный вопрос, который пытается разрешить философия XVIII века, состоит в несовместимости “частного человека”, то есть индивида, который руководствуется только собственными интересами, и “человека вообще” - носителя разума и справедливости.

Борьба с религиозными идеями за утверждение роли человеческого разума, начатая философами XVI-XVII вв., была продолжена в XVIII в. Этот век получил в истории название эпохи Просвещения. Борьба между религией и наукой, верой и разумом вступила, таким образом, в новый этап – этап утверждения атеизма. Борьба старого и нового проявилась так или иначе во всех европейских странах. В Англии – в антирелигиозных и антимонархических движениях, идейным обоснованием которых послужило творчество Ф. Бекона и Дж. Локка. Во Франции – в массовых антифеодальных и антиклерикальных выступлениях, в утверждении идей материализма и атеизма, подготовивших Великую французскую буржуазную революцию (1789-1794 г.). В России – в антикрепостнических восстаниях крестьян, а также в литературных выступлениях русских просветителей П. Новикова и А. Радищева. Просветительные идеи проникли и в Америку, где их развивали Б. Франклин и Т. Джефферсон. Это была великая эпоха свершившегося наконец выхода человечества из «состояния несовершеннолетия», в котором оно прибывала в течение целого тысячелетия. Огромную роль в развёртывании всех этих буржуазных событий сыграла философская мысль. И крупнейший вклад в её развитие внесли французские просветители. Первое поколениеШарль Луи Монтескье и Вольтер (Франс Мари Аруэ) второе поколениеЖан-Жаком Русо, Дени Дидро Просвещение объединило всех прогрессивно мыслящих представителей культуры, науки, политики, искусства и философии. Особенность которая их объединила это вера в науку и разум и атеизм. Они высмеивали церковь и священнослужителей и выступали с критикой христианской религии, но большинство из них были всё-таки деистами, которые считали, что Бог нужен только для того, чтобы объединить происхождение мира и человека, который был самым совершенным существом. Вольтер (1694-1778 г.) Настоящие имя и фамилия – Франсуа Мари Аруэ. Поэт, драматург, писатель, историк, философ, политический мыслитель. Зачинатель и крупнейший представитель французского Просвещения. Преследовался католической церковью за острую критику клерикализма. Он выступал за равенство людей. Много страдал из-за своих взглядов и считал, что революция принесёт Франции справедливость. Руссо Жан-Жак (1712-1778 г.) – французский философ-просветитель, писатель, политический мыслитель, педагог, теоретик искусства. Занимался критикой науки и цивилизации, считал, что они приводят к бездуховности, предлагал проект новой естественной морали, его лозунг был: «назад к природе», он был одним из учеников энциклопедии наук, искусств и ремёсел. Дидро Дени (1713-1784 г.) – знаменитый французский философ-материалист и атеист, писатель, драматург, теоретик искусства. Глава и организатор «Энциклопедии наук, искусств и ремёсел». Автор двух произведений: «Монахиня», «Племянник Ремо».

27.Особенности немецкой классической философии

Н.К.Ф. - этап развития Ф., представленный учениями Канкта, Фихте, Шелленга, Гегеля и Фейербаха. Теоретическими источниками Н.К.Ф. является идейное наследие французского и немецкого просвещения, рационализм Декарта, Спинозы, Лейбница, материалистическая линия (Ф.Бэкон, Гоббс). Н.К.Ф. представлена след-ми философ­скими течениями: 1) Дуализм (Кант). Рассматривает познание как деят-ть протекающую по своим собственным з-нам. Специфика познающего субъекта рассматривается как главный фактор, опре­деляющий способ позна­ния и конструирующий предмет знания. В самом субъекте Кант различет два уровня: эмпирический и трансцендентальный. К эмпи­рическому относятся индивидуально-пси­хологические особенно­сти человека, к трансцендентальному - всеобщие определения, составляю­щие принадлежность человека как такового. 2) Субъек­тивно-идеалистическое течение (Фихте). Предполагается некий абсолютный субъект, к-й наделяется бесконечной активной дея­тельностью и к-й творит мир. Исходная "Я" - нравственная деят-ть сознания. Из него вытекает отдельное "Я" - ограниченный челове­ческий субъект, к-му противостоит природа. Органом разумного познания Фихте признает непосредственное созерцание истины умом, или "интеллектуальную интуицию". В этике центральным вопросом ставит вопрос о свободе, в к-й видит не беспричинный акт, а дей­ствие, основанное на познании неприложной необходи­мости. 3) Объективный идеализм (Шеллинг, Гегель). Ш. выступал с критикой механицизма в естествознании, стремясь показать, что вся при­рода в целом может быть объяснена с помощью принципа целесообразности, лежащего в основе жизни. В натурфилософии Ш. была возрождена неоплатоническая идея Мировой души, про­ни­зающей собою все космические стихии и обеспечивающей един­ство и целостность природного бытия, всеобщую связь природных явлений. Гегель, доказывал, что происхождение многого из единого явл-ся предметом рационального познания, инструментом к-го явл-ся логическое мышление, а основной формой - понятие. В основе рационального познания лежит логика, а двигателем служит про­тиворечие. 4) Материализм (Фейербах). Возник как реакция на идеализм Гегеля. В центре вни­мания Ф. - человек, как психофизиче­ское единство, единство души и тела. Критикуя абстрактное мыш­ление Ф. полагает, что, только то, что дано через органы чувств, обладает подлинной реаль­ностью. Ф. отвергает возможность чисто отвлеченного познания с помощью разума.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 691; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.