КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экзистенциалистский тип философствования
Философские идеи фрейдизма Зигмунд Фрейд – ученый врач, который создал психоанализ. Фрейд как ученый открыл, прежде всего, бессознательное, показал, что оно воздействует на сознание личности. Фрейд как врач ежедневно принимал около 10 посетителей. Пациент тогда – это представитель высших слоев среднего класса и низших слоев знати (в Австро-Венгрии). Вена как столица была крупным городом, где возник такой феномен, как невроз – базовый феномен личности. До Фрейда невроз лечили посредством гипноза. Фрейд от него принципиально отказался. Он стал лечит словом и оформил процедуры как метод свободных ассоциаций. Фрейд в работе «Я и оно» (1923 г.) выделил суперуровни психики: 1) Бессознательный – «оно». 2) Сознание. 3) Сверхсознание. Фрейд отбросил философскую тенденцию, которая идет от Рене Декарта, согласно которой сознание – это то, что осознает личность; сознание автономно. Рене Декарт: «Я мыслю, следовательно, я существую». По Фрейду наоборот: - сознание не автономно; оно есть слуга двух господ – бессознательного и бессознания; - сознание не ясно, не четко; сознание руководствуется теми или иными бессознательными образами. Фрейд сводил бессознательное к двум комплексам: - комплексу Эдипа, который проявляется у сына в 3-5 летнем возрасте; - комплексу Электры (бессознательное влечение девочки к отцу и враждебное отношение к матери в 3-5 летнем возрасте). Фрейд признавал, в действительности, только комплекс Эдипа. Поздний Фрейд учитывал опыт войны и разделял бессознательное также на другие два комплекса: - эрос – любовь к жизни, к созидательной деятельности; - тонатос – любовь к смерти, к разрушительной деятельности. Сверхсознание – это усвоение личности нормы и ценности общества (совесть личности, цензор личности, контролер личности). Сверхсознание делает приемлемым поведение личности, обусловленное бессознательными комплексами. Зигмунд Фрейд всю проблему бессознательного связывал с детством личности. Выделяют два понятия, характеризующие сущность учения Фрейда: Вытеснение, означающее, что сознание личности вытесняет все неприемлемое в бессознание. Личность проводит рационализацию, т.е. логически аргументирует то, что личность не желает делать. Все содержимое бессознательного охраняется защитными механизмами. Бессознательное проявляется в: - оговорке; - описке; - снах; - английском юморе (не путать с армейским). Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование), философия существования — направление в философии XX века, рассматривающее человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы. Экзистенция трактуется как противоположность эссенции (сущности). Если судьба вещей и животных предопределена, то если они обладают сущностью прежде существования, то человек обретает свою сущность в процессе своего существования. Основным проявлением экзистенции является свобода, которая подразумевает тревогу (ответственность) за результат своего выбора. Экзистенциализм. (философия существования)- иррационалистическое направление в буржуазной философии, возникшее в 20 веке как попытка создания нового мировоззрения, отвечающего взглядам буржуазной интеллигенции, и пользовавшиеся большим влиянием в 40-60 гг. Идейные истоки Э. - философия жизни, феноменология Гусселя, религиозно - мистическое учение Кьеркегора. Различают Э. религиозный (Марсель, Ясперс, Бердяев) и атеистический(Сартр, Камю, Бовуар). Особняком стоит фундаментальная онтология Хайдеггера, которую нельзя безоговорочно отнести ни к религиозному, ни к атеистическому Э.. В Э. нашел отражение кризис буржуазного либерализма с его поверхностно - оптимистическим миропониманием, с верой в прогрессивное развитие буржуазного общества, который не выдержал испытания бурными событиями века. Э. возник как мировоззрение пессимистическое, ставившее перед собой вопрос: как жить человеку, потерявшему либерально-прогрессистские иллюзии, перед лицом исторических катастроф? Э. - это реакция на рационализ эпохи Просвещения и немецкой классической философии, а также на кантианско-позитивистскую философию, получившую большое распространение в конце 19 - в начале 20в. По мнению экзистенциалистов, основная черта рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта. В результате этого вся действительность, в т.ч. и человек, предстает перед рационалистом только как объект научного исследования и практического манипулирования в силу чего такой подход ”безликий” характер. Э., напротив, должен выступить как противоположность вне личной, “объективной” научной мысли. Э., таким образом противопоставляет философию и науку. В обыденной жизни человек не всегда осознает себя как экзистенцию; для этого необходимо, чтобы он оказался в пограничной ситуации, т.е. перед лицом смерти. Обретая себя как экзистенцию, человек впервые обретает свою свободу. Согласно Э., свобода состоит в том, чтобы человек не выступал как вещь, формирующаяся под влиянием естественной или социальной необходимости, а “выбирал” самого себя, формировал себя каждым своим действием и поступком. Тем самым свободный человек несет ответственность за все совершенное им, а не оправдывает себя “обстоятельствами”. Чувство вины за все совершающееся вокруг него - это чувство свободного человека (Бердяев).
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 694; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |