Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Составляющие Антимонопольной политики




Ценовая дискриминация разных степеней.

Ценовая дискримина́ция или ценова́я дифференциа́ция — установление разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с различными издержками[1].

1. Ценовая дискриминация первого рода (совершенная ЦД) — практика взимания с каждого покупателя платы, равной его субъективной цене, то есть максимальной цене, которую покупатель готов заплатить. Является, скорее, идеальным случаем, так как продавец не знает абсолютно точно субъективную цену каждого покупателя. Однако, иногда продавец может осуществлять несовершенную (на практике) ценовую дискриминацию данного рода. Это возможно в том случае, когда в качестве продавца представлены такие специалисты как: врачи, юристы, бухгалтеры, архитекторы, и т.д — которые имеют возможность более-менее точно оценить, сколько их клиент готов максимально заплатить за их услуги и выставить, исходя из этого, соответствующий счёт. При совершенной ценовой дискриминации производитель забирает себе весь потребительский излишек.

2. Ценовая дискриминация второго рода — изменение цены, в зависимости от объёмов потребления. Применяется в том случае, когда у производителя нет информации о каждом конкретном потребителе, однако есть информация о группах потребителей. При этом продавец устанавливает несколько тарифов, а покупатель сам выбирает подходящий ему тариф. При установлении тарифов целью продавца является забрать максимальную часть потребительского излишка.

3. Ценовая дискриминация третьего рода. Продажа одного и того же товара разным категориям потребителей по разной цене. Например, скидки пенсионерам и студентам. Или, например, продажа товара, мало отличающегося по своим потребительским свойствам, по значительно отличающимся ценам. Например, эконом- и бизнес-класс в авиаперевозках.

Отношение собственности к различным формам несовершенной конкуренции в виде монополии или олигополии двойственно. С одной стороны, в условиях олигополии и тем более монополии объективно существует тенденция к ограничению объема выпуска продукции и росту цен. Кроме того, в монополизированной отрасли имеет место тенденция к сокращению ассортимента продукции по сравнению с отраслями, где действуют конкурентные фирмы. С другой стороны, поскольку монополизация всегда связана с большими масштабами производства, это обеспечивает снижение издержек на единицу продукции и в целом экономию ресурсов.

Весьма сильным аргументом в защиту монопольного и олигопольного производства является известный тезис о том, что только большие масштабы производства могут обеспечить успешное проведение научных исследований и разработок. Поэтом4у такие фирмы являются носителями научно-технического прогресса. Кроме того, монополии часто обеспечивают своим работникам достаточно благоприятные условия труда по сравнению с конкурирующими фирмами, и в этом случае часть ущерба, нанесенная благосостоянию всех потребителей продукции монополии, возвращается в форме определенного благосостояния ее работников.

Поэтому, сознавая все плюсы и минусы больших компаний, каждое правительство строит свою антимонопольную политику так, чтобы, с одной стороны, препятствовать любому проявлению антиконкурентного поведения, а с другой – не сдерживать развитие крупномасштабных производств.
Эффективная политика в области конкуренции предполагает несколько способов борьбы с монополиями или олигополиями. Наиболее действенный способ – это открытие внешнеторговых границ, поскольку свободная международная торговля создает сильную конкуренцию на внутреннем рынке. В большинстве стран правительства применяют законы, запрещающие сговор между производителями в целях установления цен т осуществления монопольной деятельности, а также запрещение слияния компаний, если оно может привести к возникновению монополии или олигополии.
Первый антимонопольный закон в России «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» появился в 1991 году. Этот закон устанавливает следующее:

§ запрещаются действия фирмы, занимающей доминирующее положение на рынке, если их результатом оказывается существенное ограничение конкуренции и ущемление интересов других участников рынка, в том числе отдельных граждан;

§ запрещаются монопольные сговоры о ценах, изъятие товаров с рынка для поддержания дефицита, раздел рынка, попытки ограничить доступ на рынок конкурирующим фирмам;

§ подлежат наказанию фирмы, занимающиеся недобросовестной конкуренцией, в частности: распространяющие ложные сведения о товарах и фирмах конкурентов, чтобы отпугнуть от них покупателей; обманывающие покупателей относительно реальных свойств своего товара; незаслуженно принижающие в своей рекламе качество товаров конкурентов; незаконно использующие для своих товаров чужие названия и товарные знаки, а также копирующие форму, упаковку и внешнее оформление товаров своих конкурентов; похищающие у конкурентов их коммерческие секреты, а также техническую, производственную и торговую информацию;

§ контроль за деятельностью монополистов осуществляет Государственный комитет по антимонопольной политике.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.