Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Издержки производства в краткосрочном периоде




Величина издержек производства зависит от величины за­трат на экономические ресурсы. Несколько условно все ресур­сы, используемые в производстве, можно разделить на две боль­шие группы: ресурсы, величину которых можно изменить очень быстро (например, затраты на сырье, материалы, энергию, найм рабочей силы и т. п.) и ресурсы, изменить объемы использова­ния которых возможно только за достаточно длительный проме­жуток времени (строительство нового производственного объ­екта).

Исходя из этих обстоятельств, анализ издержек обычно осуществляют в двух временных промежутках: в краткосрочном периоде (когда количество некоторого ресурса остается постоянным, но объемы производства можно изменить за счет применения большего или меньшего количества таких ресурсов, как труд, сырье, материалы и т. п.) и в долгосрочном периоде (когда можно изменить количество любого ресурса, используемого в производстве).

Различию между краткосрочным и долгосрочным периодами точно соответствует различие между постоянными и переменны­ми факторами производства. Переменные факторы производст­ва — факторы производства, количество которых может быть из­менено в рамках краткосрочного периода (например, количество наемных работников). Постоянные факторы производства — факторы, затраты на которые заданы и не могут быть изменены в рамках краткосрочного периода (например, производственные мощности). Таким образом, в краткосрочном периоде предпри­ниматель использует как постоянные, так и переменные факто­ры производства. В долгосрочном же периоде все факторы про­изводства носят переменный характер.

Анализ издержек производства в краткосрочном периоде предполагает, что количество некоторого ресурса (например, производственных мощностей) изменяться не может, а изменя­ется только количество некоторого другого отдельного ресурса. Вследствие этого возникает вопрос: как будет меняться количе­ство производимой продукции при неизменности одного ресурса (мощностей) и изменяемости другого (затрат труда), т. е. какова будет динамика объема производства при сочетании постоянно­го и переменного факторов производства? Ответ на этот вопрос дает закон убывающей предельной отдачи (производительности): начиная с определенного момента времени, последовательные добавления одинаковых единиц переменного ресурса (например, труда) к постоянному (например, производственным мощно­стям) дает уменьшающуюся отдачу в виде снижения дополни­тельного или предельного продукта в расчете на каждую после­дующую единицу переменного ресурса.

24. Производство и издержки в долгосрочном периоде. Эффект масштаба.Главной особенностью издержек в долгосрочном периоде яв­ляется тот факт, что все они носят переменный характер — фир­ма может увеличить или сократить мощности, а также у нее достаточно времени, чтобы принять решение покинуть данный ры­нок или вступить на него, прейдя из другой отрасли. Поэтому в долгосрочном периоде не выделяют средних постоянных и сред­них переменных издержек, а анализируют средние издержки на единицу продукции (LATC), которые по сути своей являются од­новременно и средними переменными издержками.Для иллюстрации ситуации с издержками в долгосрочном периоде рассмотрим условный пример. Некоторое предприятие на протяжении достаточно длительного периода времени рас­ширялось, увеличивая объемы своего производства. Процесс расширения масштабов деятельности условно разделим на этапы в рамках анализируемого долгосрочного периода три краткосрочных, каждому из которых соответствуют различные размеры предприятия и объемы выпускаемой продукции. Для каждого из трех краткосрочных периодов можно построить кри­вые краткосрочных средних издержек применительно к различ­ным размерам предприятия — ATC1, АТС2 и АТС3. Общая же кривая средних издержек дли любого объема производства будет представлять собой линию, состоящую из внешних частей всех трех парабол — графиков краткосрочных средних издержек.

Положительный эффект масштаба производства (эффект мас­сового производства, экономия, обусловленная ростом масштаба производства, возрастающая отдача от масштаба производства) связан со снижением издержек на единицу продукции по мере наращивания объемов выпускаемой продукции. Возрастающая отдача от масштаба производства (положительный эффект мас­штаба производства) имеет место в ситуации, когда объем произ­водства (Qx) растет быстрее, чем растут издержки, и, следователь­но, LATC предприятия падают. Существование положительного эффекта масштаба производства и объясняет нисходящий харак­тер графика LAТС на первом отрезке. Объясняется это расшире­нием масштабов деятельности, которое влечет за собой:

1. Рост специализации труда. Специализация

2. 2. Рост специализации управленческого труда.

3. 3. Эффективное использование капитала (средств производст­ва).

4. 4. Экономию от использования вторичных ресурсов.

Положительный эффект масштаба производства в долго­срочном периоде не является беспредельным. Со временем рас­ширение предприятия может привести к отрицательным экономическим последствиям, вызвать отрицательный эффект мас­штаба производства, когда расширение объемов деятельности фирмы сопряжено с ростом издержек производства на единицу продукции. Отрицательный эффект масштаба имеет место, когда издержки производства растут быстрее его объема и, следо­вательно, LATC растут по мере увеличения выпуска. Со време­нем расширяющаяся фирма может столкнуться с негативными экономическими фактами, обусловленными усложнением струк­туры управления предприятием, — этажи управления, разделяю­щие административный аппарат и собственно процесс произ­водства, множатся, высшее руководство оказывается существен­но отдаленным от производственного процесса на предприятии

25. Максимизация прибыли в краткосрочном периоде.В краткосрочном периоде фирма обладает определённой производственной мощностью, а все ресурсы могут быть применяемыми и не изменяемыми. Задача фирмы – найти такой объём производства, при котором разница между валовым доходом и совокупными издержками (прибылью) будет максимальной.

Краткосрочный период - период, в течении которого фирма не может изменит хотя бы один фактор производства.

Для этого пользуются двумя принципами:

Первый принцип: сопоставления общего дохода и общих издержек.
Постоянные издержки фирма несёт даже при отсутствии производства.

  • а. прибыль фирмы будет максимальна когда разница между доходами и издержками максимальна (TR – TC = MAX), а а объём производства соответствующий максимальной прибыли будет оптимальным.
  • б. убыток будет минимальным если общие издержки превышают общий доход на минимальную величину.
  • в. если нет такого объёма производства, при котором доход покрывает переменные издержки, т.е. фирме следует принимать решение о выходе с рынка.

Таким образом фирме стоит продолжать производство даже если есть убыток, но этот убыток меньше чем постоянные издержки.

Второй принцип: сопоставление предельного дохода и предельных издержек.

  • а. если предельные издержки (MC) меньше цены (P) – фирма может наращивать объёмы производства.
  • б. фирма может наращивать объёмы до тех пор, пока предельные издержки не сравняются с предельным доходом или ценой (MC = P (MR)).
  • в. если предельные издержки больше цены (MR) – производство является убыточным.

26. Классификация фирм в условиях краткосрочного равновесия.В условиях краткосрочного равновесия можно выделить четыре типа фирм (см. рис. 6—17). Та фирма, которой удается покрывать лишь средние переменные издержки (AVC = Р), называется предельной фирмой. Такой фирме удается быть "на плаву" лишь недолгое время (краткосрочный период). В случае повышения цен она сможет покрыть не только текущие (средние переменные издержки), но и все издержки (средние общие издержки), т. е. получать нормальную прибыль (как обычная допредельная фирма, где АТС = Р).

В случае снижения цен она перестает быть конкурентоспособной, так как не может покрывать даже текущие издержки и вынуждена будет покинуть отрасль, оказавшись за ее пределами (запредельная фирма, где AVC > Р). Если цена больше средних общих издержек (АТС < Р), то фирма наряду с нормальной прибылью получает сверхприбыль.

 

27. Краткосрочная кривая предложения конкурентной фирмы.Кривая предложения фирмы показывает, какой объем продукции будет производить фирма при каждой возмож­ной цене. Как мы видели, фирмы будут наращивать выпуск продукции до точки, при которой цена равна пре­дельным издержкам, но свернут производство, если цена будет ниже средних переменных издержек. Следовательно, для ненулевого объема производства кривая предложения фирмы совпадает с той частью кривой предельных издер­жек, которая лежит выше кривой средних переменных издержек. Так как кривая предельных издержек пересека­ет кривую средних переменных издержек в точке миниму­ма последней (вспомним рассуждения в гл. 7 о предель­ных и средних издержках), кривая предложения фирмы совпадает с кривой предельных издержек, лежащей выше точки минимальных средних переменных издержек. При любом P, большем, чем минимум AVC, максимизирующий прибыль объем производства может быть рассчитан по графику. Например, на рис. 8.6 при цене Pi предложение составит qi, а при цене P 2 — Я2- Если цена P меньше (или равна) минимальных затрат AVC, максимизирующий при­быль объем производства равен нулю. На рис. 8.6 вся кривая предложения представляет собой поперечно заштрихованные участки вертикальной оси и кривой пре­дельных издержек.

Краткосрочные кривые предложения для конкурентных фирм возрастают по той же самой причине, что и пре­дельные издержки, — из-за сокращающейся отдачи од­ного или нескольких факторов производства. В резуль­тате увеличение рыночной цены побуждает фирмы, уже находящиеся на рынке, увеличить объем производства. Более высокая цена делает дополнительное производство прибыльным, а также увеличивает валовую прибыль фир­мы, так как она распространяется на всю произведенную фирмой продукцию.

 

РЕАКЦИЯ ФИРМЫ НА ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕНЫ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА

Когда меняется цена продукции, фирма выбирает объем производства таким образом, чтобы предельные издержки производства оставались равными цене. Неред­ко, однако, цена выпускаемой продукции изменяется одновременно с изменениями цен производственных фак­торов. В данном разделе мы покажем, как изменяется решение фирмы об объеме производства в результате изменения цены одного из производственных факторов Фирмы.

28. Классификация рыночных структур Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной. Крайним случаем является чистая монополия, когда в отрасли господствует только одна фирма, границы фирмы и отрасли совпадают.

Когда в отрасли существует ограниченное число фирм, возникает ситуация олигополии. Противоположная ситуация складывается тогда, когда фирм много, но каждая из них обладает хотя бы небольшой частичкой монопольной власти. Такую ситуацию называют монополистической конкуренцией.

Наличие на рынке одного покупателя называется монопсонией. Фирма, которой удается разным категориям потребителей продавать товар по разной цене, называется фирмой, использующей ценовую дискриминацию.

Когда сталкиваются монопсонист-покупатель с монополистом-продавцом, мы имеем двустороннюю монополию. Если в отрасли функционируют лишь 2 фирмы, то этот частный случай олигополии называется дуополией.

29. Функции рынка. Преимущества и недостатки рынка
совершенной конкуренции.

1) Информационная. Реализуется посредством ценообразования на все произведённые товары и услуги, а также факторы производства. Через постоянно меняющиеся цены, ставки, проценты рынок даёт сигналы всем контрагентам о количестве, качестве и ценах всех товаров и услуг, поставляемых для объекта. Это способствует выбору правильных ориентиров в своей деятельности участниками рыночных сделок.
2) Стимулирующая. Проявляется через реализацию экономических интересов производителей продукции, направленных на получение прибыли. Данная функция выражается в заинтересованности производителей в использовании достижений научно-технического процесса на практике
3) Регулирующая. Обеспечивает производство товаров и услуг в соответствии с общественными потребностями, выражающимися через совокупный спрос и оптимальное распределение ресурсов между различными отраслями. Реализация этой функции происходит посредством механизма совершенной конкуренции.
4) Функция дифференциации участников рынка. Её реализация приводит к расслоению общества по имущественному признаку и в итоге к обострению социальной напряжённости. Она приводит также к ликвидации экономически неустойчивых, нежизнеспособных предприятий.
В своем воздействии на политическую систему рынок многогранен и противоречив, выполняет как позитивную, так и негативную роль.
Позитивная роль рыночного механизма.
Конкурентный рынок выполняет распределительную и стимулирующую функции. Он способствует эффективному распределению ресурсов, направляет их в производство тех товаров и услуг, в которых общество более всего нуждается. Он стимулирует разработку и внедрение наиболее эффективных технологий производства, обеспечивая общество необходимыми товарами, созданными в наибольшем количестве из имеющихся ресурсов. Тем самым стихийно обеспечивается максимально возможная экономическая эффективность. Конкурентный рынок регулирует отраслевую структуру, стимулирует технический прогресс, обеспечивает ресурсоснабжение.
Через спрос — двигатель рыночной экономики конкурентный рынок поворачивает производство к потребителю. Создает материальную заинтересованность всех участников в удовлетворении их потребностей. В целом рынок через конкурентное ценообразование обеспечивает сбалансированность экономики, производства и потребления.
Основанные на личной свободе субъектов, конкурентный рынок координирует экономическую деятельность людей без принуждения, создавая добровольную состязательность между ними посредством купли-продажи. Таким образом, механизм «самонастройки» (автоматическое функционирование и корректирование рыночной экономики с помощью «невидимой руки») и свобода экономического поведения людей свидетельствует в пользу рыночной системы.
Негативная роль рыночного механизма.
Многие экономисты-критики считают, что рыночная экономика стимулирует участие своего главного контрольного механизма — конкуренции. Как нам кажется, конкуренция желательна, но она больше всего досаждает индивидуальному производителю своей безжалостной деятельностью. И в свободной, индивидуалистической среде рыночного капитализма предприниматели в погоне за прибылью и в стремлении улучшить свои экономические позиции пытаются освободиться от ограничительных пут конкуренции. А также некоторые экономисты считают, что и сам технический прогресс, который, как известно, рыночная экономика поощряет, способствует упадку конкуренции.
Существуют также и некоторые другие аспекты несостоятельности рыночной системы. Там, где спрос и предложение не отражает точно все выгоды и все издержки производства, т.е. где существуют внешние выгоды и издержки, рыночная система не способна обеспечить такое распределение ресурсов, какое наилучшим образом удовлетворяет потребности общества. Рыночная экономика учитывает лишь индивидуальные потребности, но существует много потребностей в таких товарах и услугах, производство которых не может финансироваться индивидами через посредство рынка. Рыночная система не способна учитывать общественные или коллективные потребности. Конкурентная рыночная экономика не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен.

30. Чистая монополия: Характерные черты

Противоположностью совершенной конкуренции является чистая монополия — рынок, на котором действует только одна фирма, в силу этого обстоятельства способная оказывать влияние на рыночное равновесие и рыночную цену. Монополия — наибо­лее яркое проявление несовершенной конкуренции. Монопо­лия — рыночная структура, отвечающая следующим условиям:

1. Выпуск товара всей отраслью контролируется одним про­давцом этого товара, т. е. фирма-монополист является единст­венным производителем данного блага и олицетворяет собой всю отрасль.

2. Производимый монополистом товар является особым в своем роде (уникальным) и не имеет близких заменителей, в этой связи спрос на продукт монополиста отличается низкой степенью ценовой эластичности, а график спроса на него имеет резко «падающий» характер,

3. Монополия полностью закрыта для входа в отрасль новых фирм, поэтому в условиях монополии отсутствует какая-либо конкурентная борьба.

Среди естественных барьеров можно выделить:

1. Экономические — отдельные фирмы за счет постоянного совершенствования технологических процессов могут достичь наименьших издержек выпуска при производстве очень значи­тельного объема продукции (положительный эффект масштаба производства). Это приводит к тому, что только одна или не­сколько крупных фирм могут иметь низкие издержки производ­ства в расчете на единицу продукции. Остальные фирмы вытес­няются из отрасли, и возникает естественная монополия. Есте­ственные барьеры возникают также тогда, когда внутренний рынок какой-либо страны относительно невелик, а экономиче­ски в данной отрасли эффективны только крупные предприятия, поэтому одна фирма охватывает практически всю отрасль.

2. Технологические — связаны с существованием предприятий местного коммунального хозяйства. Современный уровень тех­ники и технологии делает здесь конкуренцию очень затрудни­тельной или просто невозможной. Например, нет смысла для осуществления конкуренции проводить к каждому дому не­сколько водопроводов.

3. Финансовые — монополизированные отрасли имеют обыч­но значительный объем выпуска, поэтому новой фирме для вхо­да в отрасль нужно осуществить большие инвестиции, подгото­вить квалифицированные кадры и т. д., что сопряжено со значи­тельными затратами и блокирует вход в отрасль.

4. Собственность на некоторые виды ресурсов. Фирма, вла­деющая или контролирующая сырье, необходимое в производст­ве данного материального блага, может препятствовать возник­новению конкурирующих фирм на рынке этого товара, на кото­ром сама обычно выступает как монополист.

К искусственно создаваемым барьерам можно отнести:

1. Юридические — гарантирование патентных прав на изобре­тения, предоставление особых привилегий в виде лицензий на выпуск и реализацию продукции, обеспечение секретности не­которых отдельных разработок со стороны правительства могут привести к сосредоточению в руках одной фирмы основной мас­сы патентов и лицензий на производимые в отрасли товары.

2. Методы недобросовестной конкуренции — такая организа­ция конкуренции, при которой хозяйствующие субъекты прибе­гают к недозволенным методам воздействия на конкурентов: распространение ложных сведений о конкуренте; использование системы демпинговых цен, когда с целью разорить конкурента или вытеснить его с рынка на непродолжительное время уста­навливается цена ниже величины средних издержек; криминаль­ные и прочие методы.

К сведению. Иногда источником монопольной власти может стать коллективное поведение потребителей, которые проявля­ют устойчивую лояльность к данной торговой марке, предпочи­тают продукцию именно этой фирмы, что, в конечном счете, может породить рыночную власть данного производителя.

Перечисленные выше барьеры, блокирующие вход на моно­полизированный рынок, определяются факторами, обеспечи­вающими рыночную масть того единственного производителя, который действует в данной отрасли. Множественность этих факторов порождает существование нескольких типов моно­полий:

закрытая монополия. Рыночная власть и монопольное по­ложение на рынке обусловлено юридическими барьерами, исключающими конкуренцию в отрасли. Поскольку воз­никновение закрытой монополии связано с деятельностью государственных институтов, деятельность таких фирм предполагает пристальное внимание со стороны государства и наличие ряда ограничений относительно уровня цены и получаемых сверхприбылей;

открытая монополия. В случае открытой монополии рыноч­ная власть фирмы-монополиста является результатом нова­торских достижений самой фирмы (новый продукт, новая технология, обеспечивающая ярко выраженное конкурентное преимущество, позволяющее вытеснить конкурентов с рынка, и т. п.). Связанные с нововведениями рыночные преимущества могут быть Скопированы или превзойдены, что объясняет кратковременность существования единоличной рыночной власти фирм — открытых монополий;

естественная монополия. О ней уже говорилось. Рыночная власть таких фирм обусловлена достижением наименьших издержек на единицу выпускаемой продукции при удовле­творении всего отраслевого (рыночного) спроса на нее;

монопсония — особый тип рыночной структуры, когда ры­ночная власть концентрируется в руках не продавца, а по­купателя;

двусторонняя монополия возникает в том случае, если моно­польная сила продавца сталкивается с монопольной силой покупателя.

31. Экономическая и административная монополия

Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать натри основных: естественная, административная и экономическая. Административная монополия возникает вследствие действийгосударственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельнымфирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности.С другой стороны, это организационные структуры для государственныхпредприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам,министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятияодной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект имежду ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союзапринадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там былаименно административная монополия, прежде всего монополия всесильныхминистерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополиягосударства на организацию и управление экономикой, которая основывалась нагосподствующей государственной собственности на средства производства. Экономическая монополия является наиболее распространенной. Еепоявление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основезакономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях,которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут двапути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянномувеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (болеебыстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть надобровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем илииным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов,когда начинает доминировать на рынке. продукта.

32. Ценообразование в условиях монополии Введение
Изучение монопольных рынков актуально для принятия экономических решений по разным вопросам.
В работе рассматриваются проблемы оптимизации выпуска монополий, сравниваются рыночные модели монополий, раскрываются причины существования монополии.
С применением экономической графики показаны условия существования монополии, ее проблемы и пути их решения, какая связь существует между рыночным спросом и предельной выручкой монополиста.
Монополистическая ситуация существенным образом зависит от степени взаимозаменяемости товаров и услуг. Для функционирования монополии очень важно предотвращение проникновения новых фирм в данную отрасль.
Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и т.д.) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей.
Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны. В работе изучена стоящая перед монополистом задача максимизации прибыли.
Особое внимание в работе уделено ценовой дискриминации. Фирма, обладающая монопольной властью, проводит политику ценовой дискриминации, если она назначает разные цены для различных категорий потребителей на основе разницы в эластичности их спроса.
Ценовая дискриминация – это совершенно разумная политика, ориентированная на использовании низкой ценовой эластичности фирмы и в то же время на реализацию продукции получение прибыли.
Различают три типа ценовой дискриминации: ценовая дискриминация первой степени или совершенная ценовая дискриминация, ценовая дискриминация второй степени ценовая дискриминация третьей степени. Рассмотрены экономические графики ценовой дискриминации, а также приведены примеры по каждому типу ценовой дискриминации.

33. Ценовая дискриминация: условия, виды. Ценовой дискриминацией называется установление разных цен на различные единицы одного и того же товара для одного или разных покупателей. Важно подчеркнуть, что различия в ценах не отражают различия в издержках, связанных с оказанием покупателю транспортных или других услуг. Поэтому не всегда различие в ценах можно считать ценовой дискриминацией, а единая цена свидетельствует о ее отсутствии. Так, например, не является ценовой дискриминацией поставка одного и того же товара по разным ценам в разные регионы, в различные периоды времени (сезонность), разного качества и т.д. С другой стороны, поставка для всех разноудаленных покупателей одного и того же товара по единой цене может рассматриваться как ценовая дискриминация.

  • Для осуществления ценовой дискриминации монополистом необходимо, чтобы прямая эластичность спроса на товар по цене у разных покупателей была существенно различной;
  • чтобы эти покупатели были легко идентифицируемы;
  • чтобы была невозможна дальнейшая перепродажа товара покупателями.

Как показывает практика, наиболее благоприятные условия для осуществления ценовой дискриминации имеются на рынке услуг или на рынке материальных товаров, при условии, что разные рынки отделены друг от друга большими расстояниями или высокими тарифными барьерами.

Ценовая дискриминация первой степени (или совершенная ценовая дискриминация) имеет место, когда каждая единица товара продается фирмой по цене спроса, т.е. по максимально возможной цене, которую готов заплатить покупатель. Иногда такую политику называют ценовой дискриминацией по доходам покупателя. Рассмотрим, как она влияет на прибыли фирмы.

Виды ценовой дискриминации.

Обычно рассматривают следующие три вида ценовой дискриминации.

Ценовая дискриминация первой степени означает, что монополист продает различные единицы выпуска по разным ценам, эти цены могут быть различными для разных индивидов. В данном случае цена на товар устанавливается в точном соответствии с резервной ценой каждого покупателя. Этот случай иногда также именуют случаем совершенной ценовой дискриминации.

Ценовая дискриминация второй степени означает, что монополист продает различные единицы выпуска по разным ценам в зависимости от условий продажи, но при этом каждый индивид, покупающий одинаковое количество единиц товара, платит одну и ту же цену. Этот случай используется в тех случаях, когда сегменты рынка с различной эластичностью спроса не изолированы друг от друга, т.е. не существует объективных барьеров, препятствующих переходу потребителей с одного сегмента рынка на другой. Ценовая дискриминация третьей степени имеет место тогда, когда для разных групп покупателей (сегментов рынка) устанавливаются различные цены. При этом отдельные сегменты рынка изолированы друг от друга. Это наиболее распространенная форма ценовой дискриминации; ее примеры включают скидки пожилым гражданам, студентам и т.д.

34. 1. Монополия: доводы «за» и «против»
Соотношение «монополия — конкуренция» — один из главных вопросов, стоящих перед экономической политикой государства в развитой рыночной экономике. В различные исторические периоды и в различных странах государство по-разному решало эту альтернативу. Характерный пример — конец ХIХ в. — первые десятилетия ХХ в. В государственной экономической политике США тогда господствовал выбор в пользу конкуренции; он сохранился и в дальнейшем, хотя и с серьезными модификациями. В других развитых странах в тот же период приоритет был отдан развитию таких легальных форм монополий, как картели и синдикаты. [ 9]
Ряд обстоятельств говорит в защиту монополий. Развитие научно-технического прогресса (НТП) эффективно только в крупных фирмах. Крупное производство позволяет лучше использовать эффект масштаба и широко развертывать научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). Все это при прочих равных условиях снижает себестоимость и повышает качество продукции. Стереотипы мышления начала ХХ в., будто монополия всегда стремится паразитировать на достигнутом, тормозить НТП, склонна к «загниванию и застою», сильно устарели. Современная монополия существует в условиях развитого рыночного хозяйства, которое постоянно таит угрозу конкуренции.
В то же время не лишены оснований и многие доводы против монополий. Конечно, монополисту «легче жить», чем производителю в условиях совершенной конкуренции. Монопольная власть над ценами таит опасность пойти по «легкому пути», поскольку всегда сохраняется определенный запас прочности. «Большой бизнес» неизбежно имеет тенденцию к бюрократизации, нарастанию Х-неэффективности. [ 6]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1057; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.