Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Признаки




Структура учебного процесса.

Обучение как целостная система

Характеристика процесса обучения как целостной системы.

Дидактические системы современного обучения.

Дидактические системы

Системой, как известно, называется упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Системность присуща многим педагогическим объектам: учебно-воспитательному процессу школы, процессам обучения отдельным предметам, частям этих процессов, отдельным урокам, группе уроков и т.д.

Процесс, реализующий цели обучения, называется процессом обучения, или дидактической системой. Теоретические основы дидактических систем разрабатывает область педагогики, называемая дидактикой. Этот термин происходит от греческого слова дидактикос, что означает “обучающий”. Предметом дидактики являются системы обучения, или дидактические системы. Дидактической называют упорядоченную систему целей, содержания, форм, методов и средств обучения. Эта система функционирует во взаимной деятельности учителя и учащихся, в ходе которой происходит усвоение знаний и способов действий и развитие индивидуальных способностей учащихся.

Кроме дидактической системы проблемно-развивающего обучения существуют (или существовали) и другие системы: догматическое обучение, объяснительно-иллюстративное, программированное, бинарное, концентрированное и др. Существуют и авторские системы обучения, носящие имена их создателей, - это системы Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, И.Ф.Гербарта, С.Френе, М.Монтессори, Ш.А.Амонашвили, П.Я.Гальперина, Л.В.Занкова. Одни из них уходят в историю, другие еще только разрабатываются. В данном пособии рассматривается дидактическая система проблемно-развивающего обучения, вобравшая в себя многие идеи и достоинства названных систем.

 

Охарактеризовать процесс обучения как систему можно только в динамике, проследив за ее составом (элементами), структурой (связями) в соответствии с функциями.

Характерные черты учебного процесса как системы:

- Целостность в единстве учения и преподавании, объединении знаний, умений, навыков в систему мировоззрения.

- Системность, комплексность.

- Целенаправленность и упорядоченность.

- Динамичность.

- Неопределенность результата.

Учебный (дидактический) процесс содержит следующие главные звенья взаимодействия:

Для обучения характерны следующие признаки:

- двусторонний характер;

- совместная деятельность учителей и учащихся;

- руководство со стороны учителя, выделяют следующие признаки:

1) организация деятельности учащихся;

2) их стимулирование, мотивация;

3) развитие творческих способностей;

4) планомерная организация и управление;

5) целостность и единство целей, средств и результат;

6) соответствие закономерностям возраста;

7) развитие и воспитание учащихся.

Функции - отображение свойств какого-либо объекта. Функции характеризуют сущность процесса обучения. Выделяют три функции: образовательную, воспитательную, развивающую.

Образовательная. В том, что процесс обучения направлен на формирование знаний, умений, навыков, мировоззрения и опыта творческой деятельности. Имеет значение то, что усвоенные знания должны характеризоваться полнотой, системностью, осознанностью и действенностью.

Развивающая. Обозначает то, что в процессе обучения происходит развитие обучаемого обо всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сторон.

Воспитательная. Состоит в формировании нравственных и эстетических представлений, системы взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять принятые в нем законы.

Для понимания роли обучения как средства развития и формирования личности большое значение имеет то, что этот процесс не сводится только к овладению обучающимися знаниями, выработке практических знаний и умений. Обучение оказывает более широкое развивающее и формирующее влияние на личность. Знания как предмет усвоения имеют 3 взаимосвязанных стороны:

- теоретическую;

- практическую;

- мировоззренческо-нравственную.

При правильно поставленном обучении учащиеся овладевают всеми этими тремя сторонами материала.

Развивающее и воспитательно-формирующее влияние обучения на личность повлекло за собой возникновение в педагогике особого понятия, обозначающего этот процесс. Этот процесс называется образование.

Под образованием следует понимать овладение личностью определенной системой научных знаний, практических умений и навыков и связанный с ними тот или иной уровень развития ее умственно-познавательной и творческой деятельности, а также нравственно-эстетической культуры, которые в своей совокупности определяют ее социальный облик и индивидуальное своеобразие.

Образование как понятие включает в себя с одной стороны, процесс овладения изучаемым материалом, т.е. обучение, а с другой - воспитательно-формирующее влияние этого процесса на личность, олицетворяя их единство и органическую взаимосвязь. И когда дидактику иной раз определяют как теорию обучения и образования, то тем самым хотят подчеркнуть, что она исследует как теоретические основы процесса обучения, так и его воспитательно-формирующее влияние на умственное, мировоззренческое и нравственно-эстетическое развитие личности.

 

Модель структуры учебного процесса:

· Цель обучения

· Деятельность преподавания

· Содержание учебного материала

· Методы обучения

· Средства обучения

· Организационные формы обучения

· Деятельность учения

23. Нормативные документы, регламентирующие содержание дошкольного, начального среднего и общего среднего образования.

В практике общего среднего образования находит отражение три типа учебных планов

1. Базистый – это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта. Он служит основой для разработки типовых и рабочих учебных планов и исходным документом для финансирования школы. Базистый план утверждается Государственной думой, а для полной средней школы Министерством образования РФ. Базистый план включает следующие нормативы:

v Продолжительность обучения(в учебных годах)

v Недельная учебная нагрузка для базовых учебных курсов на кождой из ступеней общего среднего образовани, так же для факультативов и курсов по выбору

v Максимальная обязательная недельная учебная нагрузка учащихся, включая число учебных часов, отводимых на обязательные занятия по выбору

v Суммарная оплачиваемаягос-ом нагрузка педагога.

2. Типовые учебные планы носят рекомендательный характер. Они разрабатываются на основе гос-гобазистого учебного плана и утверждаются Министерством образования РФ.

3. Учебный план составляется с соблюдением нормативов базистого учебного плана. Структура учебного плана определяется теми же факторами, что и содержание общего образования в целом. В учебных планах выделяются федеральный, национально-региональный и школьный нормативы.Федеральный обеспечивает единство школьного образования в стране. Национально-региональный учитывает образовательные потребности и интересы народов страны в лице субъектов Федерации. В школьном компоненте включены интересы конкретного образовательного учреждения с учетом федерального и национально-регионального компонентов.

В учебных планах представлены теоритическое и практическое обучение. Их пересечение приводит к необходимости введения лабораторно- практических занятий.

Традиционно средняя общеобразовательная школа строится на основе: начальной, основной и полной ступени.

Начальная: закладывает основы функциональной грамотности учащихся, вооружает их основными навыками общения и учебного труда, приобщает к началам отечественной и мировой культуре, создает базу для последующего освоения знаний. Направлена на формирование основных сторон культуры личности: познавательной, нравственной, эстетической и тд.

В основной школе учащиеся получают право выбора процессии, возможность попробывать свои силы в разных видах деятельности. На этой ступени получает развитие дифференциация обучения, которая не затрагивает обязательных учебных курсов

Базистый план старших классов включает в себя тот же набор образовательных областей, что и базистый план основной школы. Обязательные занятия по выбору достигают максимального объема.

Учебная программа – нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету.

Типовая учебная программа: разрабатывается на основе требований госу-го образ-го стандарта относительнотой или иной образ-ой области. Эта программа утверждается Министерством РФ и имеет рекомендательный характер.

На основе типовой программы разрабатывается и утверждается педсоветом школы рабочие учебные программы. В отличии от типовой здесь описывается национально-региональный компонент, учитываются возможности методического, инфор-го, технического обеспечения учебного процесса.

Авторские учебные программы, учитывая требования гос-го стандарта, могут содержать иную логику иного построения учебного предмета, отражать авторский подход к рассмотрению тех или иных теорий, авторскую точку зрения.

В построении учебных программ используют 2 способа

1. Концентрический. При этом способе одни и те же разделы программы изучаются на разных ступенях обучения либо на разных этапах изучения одной и той же дисциплины.

2. Линейный. При этом способе не происходит повторного возвращения к уже ранее излучавшемся разделам программы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.