Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика педагогического наследия пирогова,ушинского,лейсгафта 3 страница




 

Своеобразное решение получила у Ушинского проблема поощрений и наказаний. Педагог считал, что если школа и семья разумно организуют весь процесс обучения и воспитания детей, то перед ними никогда остро не будет стоять вопрос о наказании и других «излечивающих» мерах. «Поощрения и наказания,— писал он,— уже не безвредные гигиенические средства, предупреждающие болезнь или излечивающие ее правильною нормальною жизнью и деятельностью, а лекарства, которые вытесняют болезни из организма другой болезнью. Чем менее нуждается школа или семья в этих, иногда необходимых, но всегда лекарственных и потому ядовитых средствах, тем лучше» (VI, 259).

 

К. Д. Ушинский выступал против всякого рода мер, отрицательно влияющих на самолюбие учащихся. Особо подчеркивал он вредные последствия искусственного возбуждения соперничества среди детей, считая это антипедагогической мерой. «Воспитатель не должен никогда хвалить дитя в сравнении с другими, но только в сравнении с его собственным прежним несовершенством или, еще лучше, в сравнении с нормою того совершенства, которое достигается»,— писал он (X, 321).

 

Из всех мер наказания К. Д. Ушинский наиболее приемлемыми считал предупреждение, замечание, низкую оценку поведения. При этом он подчеркивал, что особенно важно соблюдение педагогического такта и такое отношение к ребенку, которое бы не оскорбляло его личность в глазах всего коллектива.

 

Очень осторожно подходил Ушинский также и к мерам поощрения. Признавая материальные награды учащихся антипедагогическими, он придавал большое значение в деле нравственного воспитания моральному поощрению. «Дети,— писал он,— ненавидят учителей, от которых никогда не дождешься одобрения или признания того, что хорошо сделано... Это убивает стремление к совершенству». Ушинский требовал от каждого учителя внимательного отношения к деятельности учащихся, признания их успехов с тем, чтобы развить в детях неутомимую жажду идти вперед, сделать эту жажду естественной потребностью каждого ребенка, качеством его личности.

 

Человек — предмет воспитания. Его воспитатели — семья, школа, народ, природа, жизнь в целом. Среди этих факторов воспитания руководящая роль, по мнению Ушинского, принадлежит школе. В школе, в этом «организме общественного воспитания, всякому назначено свое дело; но самый важный член в этом организме, без сомнения, преподаватель». «Многое, конечно,— писал Ушинский,— значит дух заведения; но этот дух живет не в стенах, не на бумаге: но в характере большинства воспитателей и оттуда уже переходит в характер воспитанников» (II, 28, 29). В воспитании, подчеркивал он, все должно основываться на личности наставника, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы, программы, никакие организационные формы, как бы хитро они ни были придуманы, не могут заменить влияния личности учителя в деле воспитания.

 

Заключение

 

Велико значение К. Д. Ушинского в развитии отечественной школы и педагогики. С его именем связано создание русской народной школы и оформление в России педагогики как науки. Его классические труды «Человек как предмет воспитания», «Родное слово», «Детский мир» и многие другие произведения получили широчайшую известность и вошли в золотой фонд русской и мировой педагогической литературы.

 

Творчество Ушинского всецело отвечало назревшим потребностям преобразования системы просвещения в России, было подчинено решению главнейших социально-педагогических задач эпохи. «Сделать как можно более пользы моему отечеству — вот единственная цель моей жизни,— писал Ушинский,— и к ней-то я должен направлять все свои способности» (XI, 43). В этих словах весь смысл деятельности и творчества великого педагога.

 

Уже современники оценили Ушинского как выдающегося «борца за русскую школу», деятельность которого «всегда отличалась глубиной убеждения и особенной страстностью»[6]. «Такие-то люди,— писал об Ушинском В. Я. Стоюнин,— и двигают вперед общественное дело; они оживляют то, что до них замирало, они указывают другим дорогу; они вызывают новые силы для деятельности»[7].

 

Имя Ушинского являлось знаменем передовых педагогов не только русского, но и украинского, грузинского, азер­байджанского, армянского и других народов России в их борьбе против господствовавшей системы образования и воспитания, за построение новой народной школы. Однако в условиях самодержавной России идеи великого русского педагога не могли быть реализованы. «Более половины из сказанного им,— констатировал в 1916 г. один из деятелей народного образования,— не использовано русскою школою»[8].

 

Педагогические идеи К. Д. Ушинского нашли широкое воплощение в практике советской школы и получили творческое развитие в советской педагогике. Они стали достоянием миллионов советских людей, достоянием новой социалистической культуры.

 

Педагогическое наследие К. Д. Ушинского и во второй половине XX столетия действенно и современно. Оно не только «наследие», но один из действующих факторов совершенствования дела воспитания. Знакомство с творчеством К. Д. Ушинского, писала Н. К. Крупская, «знакомство с его произведениями, такими простыми, ясными, анализ их дадут педагогу возможность ориентировки в том, что нам надо взять у Ушинского, дадут возможность сознательно отнестись и к различным течениям в современной педагогике»[9].

 

Большой вклад П. Ф. Лесгафт внёс в область педагогики: он творчески обогатил и двинул вперед русскую и мировую педагогическую науку двумя своими капитальными трудами: «Семейное воспитание ребёнка и его значение» (в трех частях) и «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» (в двух частях). До П. Ф. Лесгафта никто не давал такого глубокого обоснования семейному воспитанию, какое дал он в своем замечательном труде.

 

В работе «Семейное воспитание…» блестяще описаны задачи, методы и условия воспитания. Его основополагающие идеи о воспитании жизненно важны и интересны и для настоящего времени, хотя, к великому сожалению, начинают забываться.

 

2.1 Личность и идеи

 

В лице П. Ф. Лесгафта мы имеем не только выдающегося ученого-педагога; он является, вместе с тем, глубоко убежденным гуманистом, демократом, противником царского самодержавия и неутомимым борцом за женское образование в России.

 

Он был великим правдолюбцем в науке и в жизни, боролся против произвола и насилия над личностью человека, против невежества, предрассудков, мракобесия, расовых лжеучений и низкопоклонства. Ученый страстно хотел, чтобы общество, в котором он жил, состояло из свободных и равноправных, всесторонне развитых и нравственно чистых людей, - и за все это царские власти и сам царь боялись его не меньше, чем революционера. П. Ф. Лесгафт не примыкал ни к одной из революционных партий того времени. Однако он глубоко сочувствовал революционному движению и всячески помогал революционерам.

 

Его лекции запрещались, его идеалы считались крамольными.

 

Его изгоняли из учебных заведений и лишали права преподавательской деятельности.

 

Созданные им школы неоднократно закрывались.

 

Его высылали за границу.

 

Ему не давали работать.

 

Почти всю свою жизнь он находился под негласным надзором царской жандармерии, и каждый его шаг был предметом пристального изучения и обсуждения охранки.

 

Под стать ему были и его многочисленные ученики и ученицы.

 

Их называли бомбистами. Среди них было много пламенных революционеров и настоящих марксистов-ленинцев.

 

Развитие личности П. Ф. Лесгафта, как ученого-новатора, педагога-общественника, посвятившего себя служению простому народу, его просвещению и оздоровлению, протекало под сильным влиянием общественно-педагогического движения в России 60-х годов XIX столетия.

 

Прогрессивные демократические идеи 60-х годов были и его идеями: свобода от крепостного рабства, ненависть к самодержавно-помещичьему произволу; независимость науки и научного творчества от реакционных сил; проведение в жизнь научных достижений в пользу народа; новая школа, дающая подрастающим поколениям научное и связанное с жизнью полноценное, общее образование; отрицательное отношение к ранней профессионализации; выдвижение на первый план воспитательных задач; активизация методов обучения; осмысленное обучение вместо механической зубрежки и слепого подражания; уважение к личности ребенка; охрана материнства и младенчества; равноправие женщин с мужчинами и равноценное мужскому женское образование; связь физического воспитания с умственным, нравственным эстетическим и трудовым воспитанием; вера в силу науки и просвещения -- вот главные идеи и проблемы, которым П. Ф. Лесгафт оставался верен всю свою жизнь и за реализацию которых он неотступно боролся в жестких условиях царского самодержавия и, полицейского произвола.

 

Таков в общих чертах незабвенный образ Петра Францевича Лесгафта.

 

2.2 Основы педагогической системы П.Ф.Лесгафта

 

Педагогическая система П. Ф. Лесгафта в связи с его естественноисторическими воззрениями зиждется:

 

а) на материалистически-монистическом решении психо-физической проблемы;

 

б) на отрицательном отношении ко всякой мистике и на признании лишь причинно-обусловленных явлений и реальных научных данных;

 

в) на отрицании наследственной обреченности в развитии человека и признании решающей роли среды, воспитания, направленных упражнений;

 

г) на признании в качестве главнейшей цели воспитания подрастающего поколения всестороннего гармонического воспитания человека при ведущей роли нравственного воспитания.

 

Здоровый педагогический оптимизм и построение всей системы воспитания на анатомо-физиологических и психологических основах - отличительная черта педагогической системы П.Ф.Лесгафта.

 

В физическом и духовном развитии ребенка П. Ф. Лесгафт придавал решающее значение не наследственности, а среде, воздействию на ребенка окружающих людей -- воспитанию. «Как бы ни были способны родители,-- говорил он,-- дети их, оставленные без воспитания и образования, непременно являлись бы в том диком состоянии, в котором описывают детей, попавших в лес и живших там в продолжении нескольких лет» П.Лесгафт, Наследственность. См. журнал «Русское богатство» за 1889 г., №11, стр.102-106..

 

Главная задача воспитания -- это развитие духовности или, как говорил сам П.Ф. Лесгафт, «идейной жизни» и «умственного совершенства». Он считал, что очень важно помочь ребенку сделать из себя неустанного и стойкого борца за свои идеи, за истину и правду; научить ребенка владеть и управлять собою.

 

Ребенок рождается ни добрым, ни злым; ни лживым, ни правдивым; ни лицемерным, ни честолюбивым; ни поэтом, ни музыкантом и т. д., а становится тем или другим лишь благодаря воспитанию.. «Большинство воспитателей,-- замечает Лесгафт,-- в случае неудачи своих педагогических мероприятий, охотно сваливает все на пресловутую «наследственность», «а «прирожденную испорченность» детской натуры или же, в утешение себе и другим, ссылается на какие-то неуловимые влияния, которых будто бы нельзя ни предусмотреть, ни избежать.

 

И верить не хотят, что «испорченность» ребенка школьного или дошкольного возраста есть результат системы воспитания, за которую расплачивается все-таки один воспитанник. В громадном большинстве случаев не прирожденная тупость (нравственная или умственная) ребенка, а педагогические ошибки подготовляют ребенку горькую будущность» Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение.ч.1 стр.1-2.

 

Происхождение индивидуальных различий П. Ф. Лесгафт объяснял, прежде всего, условиями воспитания.

 

Остановимся кратко на главных вопросах педагогической системы П. Ф. Лесгафта, пользуясь при этом большей частью формулировками, взятыми из различных его трудов.

 

2.3 Проблема значения среды в воспитании человека

 

Для изучения отражения педагогического сознания в идеях, теориях и системах выдающихся педагогов России конца ХIХ в. большое значение имеет теория физического и умственного воспитания П. Ф. Лесгафта, который в работе "Семейное воспитание ребенка и его значение" приходит к мысли, что полное развитие природных задатков и способностей, формирование разумной человеческой личности возможно у каждого здорового человека.

 

В работах П.Ф.Лесгафта нашла наиболее четкую аргументацию ключевая идея русской педагогики последней трети XIX века о том, что педагогическая теория и практика должны опираться на антропологию как целостное учение о значении, развитии и отправлениях человеческого организма и непременно учитывать физическое и нравственное влияние окружающей среды на развитие личности.

 

Отмечу, что значение среды в воспитании человека сознавали многие - К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Н.Н. Пирогов, П.Ф. Лесгафт, В.Н. Сорока Росинский. В первой трети ХХ столетия идея воспитания средой нашла практическое воплощение в отечественной педагогике среды: А.Г. Калашников, Н.В. Крупенина, С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин, и в практике социального воспитания. В конце ХХ столетия средовой подход активно разрабатывают Ю.С. Мануйлов, В.А. Ясвин, В.И. Слободчиков, А.В. Хуторской.

 

В ходе знакомства с трудами П.Ф.Лесгафта приходишь к выводу, что только в атмосфере любви и взаимного уважения, при обязательном общении с высоконравственным воспитателем возможно нормальное нравственное развитие ребенка.

 

2.4 Методика изучения личности

 

Методика изучения личности по Лесгафту состоит в том, чтобы тщательно разделить: что дала человеку природа, что дала ему окружающая среда и что он сам из себя сделал.

 

Что дала человеку природа?

 

Природа дает человеку все наследственные и врожденные качества, которые скажутся на проявлениях его личности и наделяет каждого ребенка множеством задатков различных способностей. Но они могут не проявиться, если не будет для этого благоприятных условий окружающей среды. Важная задача воспитателей -- вовремя обнаружить природные задатки ребенка, способствовать их появлению и развитию способностей.

 

Наконец, самое главное, у ребенка проявляется множество данных от природы инстинктов, из которых ученый выделил три основных. Это инстинкты любознательности, впечатлительности и имитации. Свободное проявление этих инстинктов гарантирует нормальное развитие ребенка и постепенное превращение его в человека разумного. «Нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому способствовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека» (литература №6- с.162). П.Ф.Лесгафт ввел особый термин «забивание». Малейшая попытка насилия над личностью ребенка ведет к забиванию инстинктов любознательности и впечатлительности и, следовательно, к замедлению или даже прекращению его умственного и нравственного развития.

 

Что дала человеку окружающая среда?

 

П.Ф. Лесгафт считал, что все физическое, умственное и нравственное развитие ребенка определяется, главным образом, воздействием окружающей среды. В понятие окружающей среды включаются все люди, с которыми соприкасается ребенок, их образ жизни и поведение.

 

Благоприятное воздействие окружающей среды состоит в том, чтобы способствовать свободному проявлению человеческих инстинктов любознательности, впечатлительности и (до пяти лет) имитации. Главное -- не допустить забивания этих инстинктов, так как без их проявления неизбежно возникнут лень, апатия, цинизм.

 

Таким образом, для того чтобы определить, что дала человеку окружающая среда, надо определить его нравственный тип. Для этого П.Ф. Лесгафт разработал четкую методику. Необходимо проанализировать проявления ребенка в четырех сферах -- по отношению к себе, по отношению к людям, по отношению к правде и по отношению к делу.

 

Что человек сам из себя сделал?

 

Период воспитания по Лесгафту заканчивается к началу полового созревания. Если до этого ребенок впитывал все, что давала ему окружающая среда, то теперь у него появляется стремление к самопроявлению, самоутверждению.

 

Если ребенок успешно прошел все этапы нравственного развития, то к 12 -- 14 годам у него есть собственные нравственные основания, любовь к людям, трудолюбие, способность к самоконтролю и самоанализу, волевые качества. Такой молодой человек способен начать процесс самовоспитания, т.е. выработки у себя сильного нравственного характера. Сильный нравственный характер по Лесгафту -- это способность подчинять все свое поведение и каждый поступок выработанным в собственном сознании идеалам.

 

В «Семейном воспитании...» дано подробное объяснение, как можно анализировать по поведению человека степень развития у него нравственного характера (литература №6 - с. 147).

 

Классификация нравственных типов

 

Особый интерес в педагогике П.Ф. Лесгафта имеет его учение о типах. Его типы -- это не типы высшей нервной деятельности (И.П. Павлова), а типы личности человека. Различные типы описаны им столь ярко, так критически разобраны и рассмотрены на разных примерах из жизни и художественной литературы, что представляли для родителей и учителей значительно больший интерес и давали гораздо больше, чем многие надуманные, абстрактные, искусственные и безжизненные классификации характеров и личностей, даваемые в изобилии в педагогической и психологической литературе.

 

К сожалению, типы П.Ф. Лесгафта в настоящее время почти забыты. А между тем знание их в большой мере помогло бы нашим современникам -- родителям, воспитателям и учителям -- разобраться в индивидуальных особенностях ребенка, найти к нему подход, вступить в контакт, не допустить неумелое обращение и неразумные требования.

 

Типы описаны П.Ф. Лесгафтом в одном из главных его трудов «Семейное воспитание ребенка и его значение». Он разделил все многообразие детской психики на 6 типов. В их названиях очень образно, емко и четко отражено главное, самое характерное качество в сложной картине индивидуальных особенностей ребенка. Вот эти названия: лицемерный, честолюбивый, добродушный, мягко-забитый, злостно-забитый, угнетенный. Типы составляют основную часть его представления об идеально-нормальной личности, которую следует формировать всей психолого-педагогической системе воспитания, образования. Пересказать характеристики типов невозможно и бесполезно. О них нужно читать у самого П.Ф. Лесгафта. Каждому типу посвящено много страниц текста, можно сказать, это целые брошюры, объединенные в единую книгу. Каждый тип имеет свои черты как положительные, так и отрицательные. Тип влияет на развитие психических процессов, особенно на память, мышление и внимание. Преобладание в развитии того или иного процесса определяется поведением ребенка, которое в свою очередь также зависит от типа. Тип сказывается в большой мере на отношениях ребенка с окружающими его людьми, родителями, родственниками, воспитателями, учителями, товарищами и к самому себе. Склад психики ребенка определенного типа может повлиять на выбор профессии. Он сказывается даже на внешнем виде ребенка.

 

П.Ф. Лесгафт подробнейшим образом описывает, при каких условиях он формируется, и подсказывает, по какому пути следует идти матери, воспитателю, чтобы вырастить ребенка определенного типа.

 

Группы нравственных типов по степени правдивости

Нравственные типы в зависимости от характера воспитания

 

без угнетающих воздействий

с угнетающими воздействиями

 

Лживые Условно-правдивые Правдивые

Лицемерный Честолюбивый Добродушный

Мягко-забитый

 

Злостно-забитый

 

Угнетенный

 

В реальной жизни условия и характер воспитания могут многократно меняться, поэтому человек может иметь проявления одного или нескольких из указанных шести нравственных типов.

 

2.5 Необходимые условия нормального воспитания

 

Одно из центральных мест в педагогических трудах П.Ф.Лесгафта занимает его учение об «идеально нормальной личности», которую должна формировать вся система воспитания и образования. Наиболее яркое выражение оно находит в книге «Семейное воспитание ребенка и его значение». Долгие годы работая над этой книгой, Лесгафт стремился ответить на волнующие человека вопросы: чем определяется нормальное физическое и нравственное развитие? Почему так много в жизни отклонений от идеального образа красивого, органично развитого человеческого организма? Он старался определить причины, мешающие каждому человеку достичь духовного совершенствования. Так он приходит к мысли о том, что полное развитие всех природных задатков способностей, формирование разумной, свободной человеческой личности возможно для каждого здорового человека, детство и юность которого проходят в нормальных человеческих условиях. Какие же это условия?

 

Первое. Атмосфера любви. Человек должен быть зачат в любви, выношен и рожден в любви и все свое детство провести в атмосфере любви и взаимного уважения людей. Лишенный этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. При этом Лесгафт предупреждал, что слепая неразумная материнская любовь, «забивая ребенка хуже, чем розги», делает человека безнравственным потребителем или честолюбивым карьеристом.

 

Второе. Высоконравственный воспитатель, который учит ребенка размышлять, быть правдивым, соблюдать единство слова и дела. Самое лучшее, если эту роль выполняет мать, но может быть и неродной воспитатель, на попечении которого должно быть не более 6--7 детей. (Современные психологи установили, что именно с таким количеством детей воспитатель может одновременно поддерживать эмоциональный контакт).

 

Третье. Регулярный радостный общественно полезный труд в присутствии ребенка. Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребенок начинает имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как помощник, и, наконец, как самостоятельный исполнитель.

 

Четвертое. Исключение так называемых прибавочных раздражителей из жизни ребенка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя, азартных игр. У ребенка, привыкшего испытывать удовольствие от воздействия на его мозг «прибавочных раздражителей», не вырабатывается способность к целенаправленной деятельности. А это означает, что еще одна творческая личность похоронена, не успев даже родиться.

 

Пятое. Гармоническое развитие всех способностей ребенка. Слушание сказок, музыки, песен должно сменяться физическими упражнениями, играми, работой в саду, занятия сборными игрушками -- чтением стихов, игра в шахматы -- рисованием, лепкой. Ведь никто не знает, в какой области человеческой деятельности может проявиться особый талант, данный природой только этому ребенку. Значит, он должен соприкасаться с максимумом занятий, чтобы со временем определить свое призвание. И «медвежью услугу» оказывают своему ребенку те родители, которые по своему произволу заранее программируют его жизненный путь.

 

Шестое. Принцип постепенности и последовательности. Воспитатель должен постоянно следить за тем, чтобы ребенок брался только за те дела, которые в данное время для него посильны. Иначе он потеряет интерес к занятиям, появится лень. По мере роста и развития ребенка занятия должны становиться все более трудными и сложными.

 

Седьмое. Ограждение ребенка от контактов с безнравственными людьми. Важнейшим методом овладения знаниями и опытом у ребенка является имитация. Инстинкт имитации заставляет ребенка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей. Воспроизвел -- значит освоил. Только в конце периода семейного воспитания, т. е. примерно в 7 лет, ребенок вырабатывает свои собственные «нравственные основания» и может оценивать поведение и поступки окружающих людей. Поэтому взрослые, которые любят ребенка и желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить ему примером безнравственного поведения.

 

Поступление в школу -- чрезвычайно сложный и ответственный перелом в жизни растущего человека. Меняется ритм жизни, окружающая среда, метод изучения мира. Период начальной школы знаменует завершение формирования нравственного типа ребенка. Здесь решается задача: быть или не быть творческой личности. По словам Лесгафта, школа должна дать наиболее полное развитие разуму ребенка, научить его абстрактно мыслить, проверять полученные результаты математическими методами, развить его трудолюбие, волевые качества и воспитать человеком, живущим по правде и для людей. В дальнейшем самовоспитание, самоконтроль и самоанализ помогут человеку управлять своим поведением и поступками, чтобы всегда приближаться к своему идеалу.

 

2.6 Воспитание ребенка в семье

 

Семейная жизнь ребенка занимает семь первых лет после рождения его на свет. Этот отдел в жизни ребенка можно подразделить на следующие периоды: 1) Первый год после рождения на свет до конца первого года; в это время ребенок из лежачего положения переходит в сидячее, а затем становится и начинает сам ходить; с седьмого месяца у него являются зубы, он начинает различать окружающих и под конец этого периода начинает произносить первые артикулированные звуки, т.е. он начинает разъединять то, что извне на него действует. 2) От конца первого года до начала третьего года; во время этого периода выходят все молочные зубы, ребенок свободно передвигается и ясно артикулирует звуки своей речи. Он выделяет себя из окружающей среды и называет себя в первом лице «я», т.е. он начинает сравнивать разъединенные им ощущения. 3) От начала третьего года до конца пятого года ребенок все повторяет; он сам подмечает, повторяет, называет и справляется о верности и значении произносимых им слов, т.е. он усваивает себе условность появившихся у него ощущений и связывает их со словами своей речи. 4) От пятого до конца седьмого года; в это время ребенок наблюдает, повторяет, рассуждает, т.е. старается рассуждением выяснить себе значение наблюдаемых им действий и явлений, а также соотношение людей между собой. Во время семейного периода жизни ребенка складывается его тип, усваиваются им обычаи и привычки данной местности и семьи, и поэтому этот период имеет большое влияние на жизнь человека и оставляет почти неизгладимый след на всем его будущем существовании. Цель воспитания -- содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека. Необходимо, чтобы он выработал идейного человека и стремился бы в жизни руководиться этим идеалом.

 

Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во время семейной его жизни: 1) чистота, 2) последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, 3) отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и 4) признание личности ребенка постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.

 

Цель всякого воспитания -- содействовать развитию разумного человека, который был бы в состоянии соединять опыт прошедшей жизни с настоящей жизнью и быть в состоянии предвидеть последствия своих действий и отношений к другому лицу, выяснять себе причинную связь наблюдаемых им явлений и творчески предсказывать и проявляться, в чем именно и выражается человеческая мудрость. Понятно, что такие проявления могут быть только в том случае, когда человек в состоянии сам выработать свою мысль и сам ее применять. Необходимо также, чтобы эти проявления, как и вообще все действия человека, были настолько целесообразны и быстры, а вместе с этим просты и точны, что давали бы возможность увеличивать производительность лица и доводить ее до художественного изящества.

 

Мудрость человека должна показать ему узость личной жизни и указать на значение общественного проявления, чтобы подсказать ему его долг содействовать совершенствованию общества, в котором он находится: точно так же его идейность должна содействовать возможности идеализировать общество, ближнего и даже дело, которым человек занят, и этим проявлять свою любовь, так как истинная любовь требует непременно идеализации того, к чему она относится. Поэтому мудрость и любовь, как исключительно человеческие проявления и возможные только при наличности образования, должны составлять главную цель воспитания.

 

Необходимы, однако же, определенные условия для достижения приведенной цели. Требуется большая степень энергии в проявлении существа; такая живая энергия возможна, однако же, только при благоприятных условиях зачатия и утробной жизни, а также и семейной жизни, которая поддерживала бы такую энергию и ни в каком случае не понижала и не ослабляла ее.

 

1. Чистота требуется как необходимое условие правильного питания, а также как необходимое средство для предохранения от всякого заражения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.08 сек.