КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Образование как общественное явление и педагогический процесс. его сущность. Стратегия развития российского образования. XXI в
Методологические основы педагогики. Методы и логика пед. исследования. Методологию определяю, как учение о принципах, методах, формах и процедур познания и преобразования пед. деятельности. Мет. – это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Выделяют 4 уровня мед. 1. Философский 2. Общенаучный – концепции принимаемые в многих науках6 личностно-ориентированный 3. Конкретнонаучный- исходные теоретические концепции 4. Технологический – методика и техника исследования. Мет. принципы научно-пед. исследования. Принцип – база, основа взглядов, идей, убеждений. 1) ихсходить из объективных пед. явлений – они существуют и развиваются в силу действия внутренних объективных законов, противоречий. 2) обеспечивать целостный подход в изучении пед. явлений, процессов 3) изучить явление в его развитии 4) изучать данное явление в его связях и взаимодействии с другими явлениями. 5) рассматривать процесс развития, как самодвижение и саморазвитие, обусловленное присущими ему внутренними противоречиями, выступающие как движущая сила и источник развития. Логика пед. исследования. 1. Общее ознакомление с проблемой исследования, обоснование ее актуальности, уровня разработанности; определение объекта и предмета, тема исследования. 2. Выбор методологии – исходной концепции, опорных теоретических положений, единого и определяющего ход и предполагаемые результаты исследования, замыслы исследовательского подхода. 3. Построение гипотезы исследования – теоретической концепции истености которую надо доказать. 4. Выбор методов исследования. Проведение констатирующего эксперимента, с целью установления исходного состояния предмета исследования. 5. Организация и проведение преобразующего эксперимента. 6. Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования. 7. Выработка практических рекомендаций. Методы. 1) Анализ научной литературы 2) Анализ понятийно-терминологической системы, т. е конкретизацию и уточнение основных понятий и категорий научного исследования 3) Аналогий 4) Построение гипотезы, причем эта гипотеза должна быть новай и проблемной. 5) Построение мысленного эксперимента 6) Прогнозирование, т. е. разработка методики предстоящего эксперимента. 7) Моделирование. Понятие «образование» (перевод с немецкого bildung) происходит от слова «образ В современной педагогической науке образование рассматривается как социально-исторический феномен, образование представляет собой особую сферу социальной жизни, решающую задачи социализации личности, и прошло как социальное явление длительный пугь исторического развития. Корни образования уходят в глубокое прошлое, когда процесс передачи знаний (обучение) и социального опыта (воспитание) выделился из других видов жизнедеятельности общества. Впрочем, процесс этот назывался в течение длительного времени воспитанием, емко вмещая в себя и образовательные, и обучающие задачи. Понятие «образование» как «формирование духовного или телесного образа» ввел в педагогический словарь швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци в начале XIX века, в России первое упоминание этого термина связано с именем известного отечественного педагога Н.И. Новикова (XIX век). Следует отметить, что с тех пор соотношение понятий «образование», «воспитание» и «обучение» стало предметом многочисленных научных дискуссий, что свидетельствует о том, что эти понятия в разных контекстах употребляются в различных значениях. Приведем несколько определений понятия «образование» и связанных с ним педагогических явлений. Проф. В.А. Сластенин определяет образование как «единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны». Проф. Л.П. Крившенко указывает на то, что образование - «это относительно самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориентированная на овладение личностью определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическими и политическим строем конкретного общества и уровнем его материально-технического развития». Оба педагога-исследователя подчеркивают социальный характер образования, его обусловленность потребностями и запросами конкретного общества. В.А. Слатенин акцентирует внимание на том, что образование представляет собой динамично развивающийся целенаправленный процесс, формирующий человека как личность. Л.П. Крившенко прямо указывает на то, что понятие «образование» шире понятий «воспитания» и «обучение» и включает их как необходимые сущностные компоненты. Образование как процесс определяется в некоторых педагогических источниках в качестве социально организованного взаимодействия педагогов и воспитанников в ходе реализации содержания и задач воспитания и обучения. Несколько иной оттенок имеет понятие «образование» в контексте определения его как результата педагогического процесса: в данном случае речь идет о характеристике достигнутого уровня образованности. Нам представляется, что и то и другое семантическое (смысловое) значение термина «образование» имеет право на использование его в конкретном контексте. С понятием «образование» тесно связаны другие понятия - «образованная личность», «образованный человек», «образованность личности». Было бы неправильным считать, что всякий знающий и умеющий человек может быть признан образованным. Образованность характеризуется не только суммой знаний и умений: она требует высокого уровня духовности и нравственности Сказанное выше позволяет сделать вывод: несмотря на то что термином «образование» оперируют многие науки, только для педагогики образование является центральной, основополагающей категорией и изучается ею как общественное явление и педагогический процесс. Ранее уже говорилось о том, что образование прошло длительный исторический путь своего развития, следовательно, является категорией динамичной. На разных этапах развития человечества к образованию предъявлялись разные требования, актуализировались различные его функции. Современная отечественная педагогическая наука одним их стратегических направлений организации образовательной сферы считает гу манизацию образования. Гуманизация образования — это направленность образовательного процесса на признание человека высшей ценностью и высшим смыслом жизни, ориентация на уважение свободы каждого человека. Гуманизация основывается на ряде положений, которые можно считать принципами, и предполагает: признание приоритета личности воспитанника в образовательном процессе; учет образовательных мотивов, интересов и потребностей воспитанника; создание комфортных условий (гуманизацию образовательной среды) для реализации личностных образовательных потребностей; соблюдение прав и свобод воспитанника в образовательном пространстве. Проф. В.В. Николина подчеркивает, что гуманизация отечественного образования является объективной потребностью нашего времени и связана с необходимостью «решения глобальной проблемы утверждения в современном мире гуманистических ценностей» По мнению исследователя, актуальность, перспективность и результативность образования зависят от того, насколько присвоены личностью гуманистические идеи и связаны с ними гуманистические ценности, такие, как достоинство, доброта, духовная культура, умение использовать свободу и распоряжаться ей, любовь к природе, забота и поддержка тех, кто рядом — словом, универсальные общечеловеческие ценности, которые востребованы любыми социальными системами. Таким образом, гуманизм является методологическим обоснованием обучения и воспитания, духовно-нравственным стержнем становления личности. И следует отметить, что концепция модернизации образования и образовательной сферы, осуществляемая сегодня в нашем обществе, базируется на гуманистической личностной ориентации образования как общественного явления и целенаправленного процесса воспитания, обучения человека.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |