Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Массовое сознание




Тенденции мирового цивилизационного процесса

Цивилизационная проблематика, разрабатываемая как отечест­венными, так и западными учеными, служит попыткой объяснить при­чины и факторы, детерминирующие формы развития и способы взаи­модействия этих политических структур. Именно цивилизационный аспект все в большей степени воздействует на политические процессы, и именно цивилизации становятся активными субъектами мирового по­литического пространства, реально противостоящими укреплению од­нополюсного миропорядка.

цивилизацию можно определить как качественно новый уровень развития социума, который характеризуется тем, что возникает не на естественно-природной основе, а как результат дли­тельного исторического развития.

цивилизационная целостность основывается на общих ценностных установках и принципах отношения людей к миру и собственной жизни. Поэтому классифицировать цивилизации только по территориальному признаку некорректно.

Таким образом, возможно выделить три уровня классификации цивилизаций:

- локально-национальный;

- региональный;

- глобальный.

- Выводы:

1) на этапе формирования общества как культурно-исторического ти­па огромное значение имеют такие факторы, как географическое положение и природно-климатические условия;

2) природно-климатический фактор является одним из детерминирую­щих в формировании определенного типа технологии;

3) тип технологии оказывает значительное влияние на формирование характера этноса, закрепляет или видоизменяет его психофизиче­ские особенности и выступает детерминантой особенностей фор­мирования культурной матрицы;

4) культурная матрица определяет алгоритм и динамику развития со­циальной системы.

Особое внимание следует обратить на «межцивилизационное про­странство» - территории, не входящие в пространство той или иной цивилизации и находящиеся сегодня в стадии самоопределения циви­лизационной идентичности. Процесс этот достаточно длительный и бо­лезненный, и современные исследователи отмечают, что основные конф­ликты происходят между народами - представителями различных куль­тур, находящихся в межцивилизационном пространстве.

«Межцивилизационное пространство» - регионы, расположенные на периферии сформировавшихся цивилизаций и находящиеся в стадии цивилизационного самоопределения.

Вопрос 52\

 

Массовое политическое сознание - часть более широкой системы массового сознания, которая включает в себя, помимо политической составляющей, еще и другие, неполитические компоненты. В этом смысле массовое политическое сознание - это всего лишь особый политизированный сегмент массового сознания. Его условно можно разделить на три составляющие: уровень ожидания людей и их оценка собственного участия и воздействия на политические решения; социально-политические ценности больших общностей, лежащие в основе их идеологического выбора; быстро меняющиеся общественные мнения и настроения, связанные с оценками текущего положения, правительства, лидеров, конкретных политических акций.

В массовом сознании доминируют чувственные образы. Воспринимая рациональные доводы, оно приходит в противоречие с уже существующими образами, основанными на стереотипах и мифах, которые более устойчивы, чем рациональные представления. В связи с этим массовое сознание более консервативно к восприятию новой информации, особенно если она рациональна.

В группе, где люди находятся в состоянии взаимного внушающего воздействия, они стремятся подчеркивать то, что их сближает, то, что было у них общего до того, как они встретились. Каждый из них сводит к минимуму свое личностное начало, которое могло бы привести к риску противостояния. Таким образом, в ходе контактов и взаимодействий, они все больше и больше стирают, сглаживают ту социальную часть, которая их разделяет и делает непохожими друг на друга, а часть, в которой они сходятся, поскольку она обща для них, завоевывает территорию.

Вопрос 53.

Политический имдж: понятие, структура

 

(от англ. image - образ) - образ политического лидера, деятеля, партии, который складывается в общественном мнении и сознании, оказывая воздействие на авторитет и влияние (рейтинг) его носителя. И. п. может возникать стихийно, без усилий со стороны личности (группы), суггестивно либо при помощи особых средств, находящихся в распоряжении специалистов по созданию имиджа (и м и д ж м е й к е р о в). Политический имидж существует в общественном мнении на различных уровнях: рациональном (при воздействии программы, выступления, аргументации его носителя), эмоциональном (насколько лидер (группа) может способствовать мобилизации психических мотиваций общества), чувственном (внешний облик, черты поведения, манеры и пр. носителя политического имиджа). Как правило, политический имидж в общем и целом соответствует требованиям и чаяниям, существующим в данном обществе, представлениям населения о личности и роли политика. В немалой степени политический имидж складывается в средствах массовой информации с целью его дальнейшего внесения в массовое сознание. Виды политического имиджа различны и зависят от конкретной политической ситуации: "человек из толпы", "интеллектуал", "обличитель", "борец", "крепкий хозяин", "ментор", "прагматик-профессионал" и пр. Роль создаваемого политического имиджа политика (политической группы) играет большую роль особенно в периоды предвыборных кампаний в обществах с политической культурой, ориентированной на обыденное, "чувственно-эмоциональное" сознание и на субъективные качества носителя политического имиджа. Последний может соответствовать внутреннему содержанию политика (политической группы) или быть маскировкой определенных черт и качеств, которые не нуждаются в паблисити. Процесс создания и внесения политического имиджа в массовое сознание в основном подчиняется и определяется законами политической рекламы, и направлен на приобретение политиком (политической группой) общественной популярности. Цели создания политического имиджа: помощь его носителю в избирательной кампании, реализации собственной программы, мобилизации населения на решение социальных задач, стоящих перед обществом и т. п.

Таким образом, имидж – это искусственно сконструированный образ. Создается для демонстрации своей принадлежности к определенной социальной группе. Для политика основной задачей является максимально расширить свою преемственность в максимально большом числе соц.групп.

Уровни создания имиджа

1. Габитарный (включает в себя внешний облик, одежду, физические параметры и пр.)

2. Сенсорный

3. Средовой уровень (жена, дети, квартира, машина и пр.)

4. Интеллектуальный (набор литературы, пословиц, выражений и пр.)

5. Увлечения, хобби

 

Вопрос 54.

Кризисы: типы и механизмы разрешения

 

В процессе функционирования политических систем возможно возникновение кризисов, выражающихся в углублении и обострении конфликтов, в резком усилении напряженности. Различают внутриполитические кризисы (правительственный, парламентский, конституционный) и внешнеполитические кризисы, вызываемые международными конфликтами и противоречиями.

Правительственный кризис – это особенно частое явление, выражающееся в потере правительством авторитета, в невыполнении его распоряжений исполнительными органами. Если правительство не владеет ситуацией, парламент или президент могут выразить ему недоверие, отправить в отставку. Правительственному кризису часто сопутствует смена лидеров.

Парламентский кризис проявляется в несоответствии решений парламента воле большинства граждан. Он может возникнуть и в случае относительного равенства сил противоборствующих фракций, препятствующего принятию решений и парализующего деятельность законодательной власти. Результатом такого кризиса обычно становится роспуск парламента и назначение новых выборов.

Конституционный кризис связан с фактическим прекращением действия основного закона страны – конституции. Существующая конституция утрачивает легитимность, и возникает необходимость в ее пересмотре или замене новой.

Для политических кризисов характерны делегитимация структур власти, отсутствие взаимодействия между различными центрами власти, блокирование одного центра другим, снижение эффективности социально-политического регулирования и контроля, эскалация стихийных форм протеста(митинги, забастовки, демонстрации, и т.д.).

В зависимости от особенностей проявления и причин возникновения политических кризисов выделяют следующие их формы: кризис легитимности, кризис идентичности, кризис политического участия, кризис проникновения, кризис распределения.

Кризис легитимности наступает в результате рассогласования целей и ценностей правящего режима с представителями основных групп населения о средствах и формах политического регулирования, справедливого правления и т.д. он может возникать и в ситуациях, когда власти в течение длительного времени не удается оправдать надежды общества.

Кризис идентичности возникает тогда, когда этнические и социальные различия превращаются в препятствие для общенационального объединения и идентификации с определенной политической системой.

Кризис политического участия характеризуется противодействием правящей элиты включению в активную политическую жизнь групп, заявляющих о своих претензиях на власть. Он может возникать также в связи с угрозой территориальной целостности, национальному единству и стабильности режима в условиях активизации политического участия групп с противоположными интересами.

Кризис проникновения характеризуется снижением способности политических институтов проводить свои решения в различных областях общественной жизни. Его возникновение связано с расхождением между реальной политикой и провозглашаемыми правительством целями.

Кризис распределения означает неспособность правящей элиты обеспечить приемлемый для общества уровень материального благосостояния, избежать чрезмерной соц дифференциации и гарантировать доступность основных материальных благ всем слоям населения.

 

Кризисы политической системы обычно сопутствуют процессу, получившему название социальной аномии. Термин ввел Дюркгейм для обозначения состояния дезорганизации соц жизни, когда нормативный, институциональный порядок в обществе уже не выполняет свою регулирующую роль, когда индивиды в своих действиях престают ориентироваться на установленные ранее правила.

Преодоление кризисного состояния полит системы складывается из двух взаимосвязанных процессов:

1) разложения, распада и разрушения структур, не соответствующих изменившейся среде;

2) возникновения новых структур и социально-политических сил, изменения функций политической системы.

Преобразования могут происходить по-разному:

- через крушение и достаточно быструю, радикальную смену структур политической системы, т.е. путем революционного скачка;

- через реформирование и модернизацию существующих структур, выдвижение перед ними новых целей и задач, ревизию методов деятельности институтов.

 

Вопрос 55.

Состояние политической системы: порядок кризис катастрофа

 

Политическая система общества или политическая организация общества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.

Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчинённых, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений — государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие политическая система обозначает характерные для определённого общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса.

 

Основные формы:

  • Демократия
  • Теократия
  • Тоталитаризм
  • Авторитаризм

 

Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в её функциях. Выделяют следующие функции политической системы:

  • Обеспечение политической власти для определённой социальной группы или для большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования — демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т. п.).
  • Управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов).
  • Мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение).
  • Выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, чёткого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна).
  • Удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей).
  • Интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии).
  • Политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путём обучения всё новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности).
  • Легитимация политической власти (т. е. достижение определённой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).

 

(отрывок из карадже)

СОСТОЯНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ: ПОРЯДОК, КРИЗИС, КАТАСТРОФА

Политические системы переживают определенные этапы, которые характеризуются такими состояниями, как порядок, кризис, катастрофа. Периоды устойчивости системы (порядка) могут сменяться периодами неустойчивости (кризиса), и в зависимости от того, как система разрешит кризис, либо опять установится состояние порядка, либо возможна социальная катастрофа. Схематично это можно представить следующим образом:

- порядок - кризис - порядок;

- порядок - кризис - катастрофа.

Это два варианта развития процессов, выбор которых обусловлен совокупностью как объективных, так и субъективных факторов. Рассмотрим более подробно состояния политической системы.

Политический порядок

Политический порядок - это совокупность условий и факторов, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие политической системы.

Политическая система, находясь в состоянии порядка, проходит три этапа:

- процесс формирования нового политического порядка (характеризуется активизацией социальных, политических и стратификационных процессов, изменением экономических отношений, нарастанием культурно-религиозного и политического противостояния оппозиций. Это состояние системы в общественном сознании отождествляется с социальным беспорядком, деструкцией);

- процессы сохранения политического порядка (на этом этапе наиболее полно проявляются результаты проведенных реформ, общество старается сохранить и укрепить установившийся порядок. Наблюдается устойчивая социально-политическая иерархия, централизация и усиление властных структур, отсутствие радикальных стратегий, доминирование консервативных форм идеологии и традиционных ценностей в культуре и нравственности. Такое состояние общества часто связывают с социальным порядком);

- процессы разрушения порядка (характеризуются стагнационными процессами в экономической сфере, усилением борьбы с оппозиционными структурами, нарушением коммуникационных связей.

 

Коротко:

 

Политический порядок – совокупность условий и факторов, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие политической системы.

Политический порядок должен соответствовать следующим критериям:

    1. Наличие господствующей идеологии и программы развития;
    2. Эффективная система контроля;
    3. Согласованность действий аппарата управления;
    4. Наличие коммуникационных связей между центром и периферией;
    5. Обеспечение гарантий и средств безопасности;
    6. Возможность созревания новых структур внутри старой;
    7. Наличие адаптационных механизмов к вызовам внешней и внутренней среды;
    8. Соотношение новаций и традиций с учетом системы.

Кризис – состояние, в котором состояние системы принимает пороговые или критические значения.

Существует 3 варианта развития кризиса: распад или гибель системы; реформа; революция.

В состоянии кризиса очень мала степень прогнозируемости будущего системы. Кризису присуще эсхатологическое время.

Катастрофа – хаос, неупорядоченность.

Признаки:

  1. Системный кризис (в отличие от состояния просто кризиса затрагиваются все сферы жизнедеятельности);
  2. ослабление государственной безопасности;
  3. Резкое падение жизненного уровня населения, разрушение социальной инфраструктуры, системы национальных и гос. приоритетов, увеличение коррупции и преступности, утрата властью контроля над ситуацией в обществе.

 

 

Вопрос 56.

Переходные процессы политической системы: реформа, революция, модернизация

 

Политический процесс – последовательное изменение, движение, развитие политической жизни, имеющее определенную направленность. Механизм политического процесса составляет взаимодействие общественных институтов и социальных групп. Понятие «политическое развитие» было введено в научный оборот во второй половине ХХ века для отражения динамики политической жизни.

 

О политическом процессе можно говорить в нескольких смыслах. Во-первых, это форма существования политической системы общества, ее эволюции, во-вторых, это один из общественных процессов, отличающийся от правового, экономического, идеологического и др. процессов. В-третьих, под политическим процессом понимают конечный результат какого-либо процесса (напр.: проведение выборов, формирование партии и др.). Какими факторами обусловлен политический процесс? Субъективными или объективными? В политологии существуют как субъективная (М.Вебер), так и объективная концепции (К.Маркс).

 

Стадии политического процесса. 1. Становление политической системы. 2. Функционирование политической системы. 3. Развитие (модернизация). 4. Упадок и распад политической системы.

 

Важнейшая характеристика политического процесса – политическое участие. Политическое участие – это действия, предпринимаемые гражданми с целью повлиять на господствующую политику, управление или выбор политических лидеров разного уровня. Политологи выделяют 2 вида участия: 1) автономное – сознательное, характерное для демократий, и 2) мобилизационное – вынужденное, характерное для диктатур и традиционных обществ. Смыслом участия является влияние на принятие политических решений. Политическое решение – это выбор и обоснование определенного проекта политических действий, направленных на реализацию интереса социальных групп или общества в целом. К типам политических решений относят: популизм, элитизм, консерватизм, радикализм, демократизм.

Типология политических процессов. 1. Внешнеполитический и внутриполитический. 2. Открытый и скрытый. 3. Революционный и эволюционный. 4. Стабильный и нестабильный. Нестабильный политический процесс происходит в условиях политического кризиса, т.е. перерыва в функционировании политической системы с позитивным или негативным для нее исходом.

 

Теория политической модернизации посвящена проблеме перехода от традиционного к современному обществу в результате НТП, изменений ценностей и норм, социальной структуры. В современном мире этот процесс тесно связан с установлением демократии, «демократическим транзитом».

Политическая модернизация – это экономическая, социальная, политическая и духовная трансформация в новое, более совершенное качество, создающее адекватную своему содержанию новую форму.

- индустриализация;

- урбанизация;

- демократизация;

- рост образованности;

- рост благосостояния.

Типы модернизации:

    1. естественный тип модернизации (Зап. Европа, США) – осуществляемая преимущественно эволюционным путем на основе собственных культурных образцов и норм;
    2. мобилизационная или запаздывающая модернизация (Россия, Восточная Европа, Япония, Бразилия, Аргентина);
    3. Особый тип модернизации (Китай) – попытки реформ были сделаны «сверху».

 

Сценарий «первичной» модернизации состоит в изменении духовно-идеологической сферы (Возрождение, Реформация, Просвещение), затем – экономических преобразованиях и формировании гражданского общества, на основе чего изменялась и политическая система. «Догоняющая» или «вторичная» модернизация предполагает разрыв: развитие одних отраслей и отставание других («движение квадратного колеса»). Эволюционные и революционные процессы чередуются между собой.

 

57)понятие точки бифуркации, бифуркационной петли, диссипативных структур и их значение в исследовании политических систем

Точка бифуркации — в общем случае момент времени или точка места, в котором происходит непрогнозируемый переход системы в одно из иных, топологически неэквивалентных исходному, состояний. Критическое фазовое состояние системы, при котором система становится неустойчивой относительно флуктуаций (возмущений) и возникает неопределенность: станет ли состояние системы хаотическим или она перейдет в то или иное новое устойчивое состояние, например, на более дифференцированный и высокий уровень упорядоченности.

 

Диссипативная система (или диссипативная структура, от лат. dissipatio — «рассеиваю, разрушаю») — это открытая система, которая оперирует вдали от термодинамического равновесия. Иными словами, это устойчивое состояние, возникающее в неравновесной среде при условии диссипации (рассеивания) энергии, которая поступает извне. Диссипативная система иногда называется ещё стационарной открытой системой или неравновесной открытой системой.

Диссипативная система характеризуется спонтанным появлением сложной, зачастую хаотичной структуры. Отличительная особенность таких систем — несохранение объёма в фазовом пространстве, то есть невыполнение Теоремы Лиувилля.

Простым примером такой системы являются ячейки Бенара. В качестве более сложных примеров называются лазеры, реакция Белоусова — Жаботинского и биологическая жизнь.

Термин «диссипативная структура» введен Ильёй Пригожиным.

Последние исследования в области «диссипативных структур» позволяют делать вывод о том, что процесс «самоорганизации» происходит гораздо быстрее при наличии в системе внешних и внутренних «шумов». Таким образом, шумовые эффекты приводят к ускорению процесса «самоорганизации».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.