КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тесты по политологии с ответами 1 страница. Президентская и парламентская система власти
Президентская и парламентская система власти. Институт президентсва в России.
В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках именно президент выполняет эту роль, в парламентских - парламент, в смешанных — совместно президент и парламент. В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом и одновременно является главой государства и правительства. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент — распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через учреждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (когда он нарушил конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от латинского — “запрет”) на решения законодательного органа. В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министра. Официально главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальной же главой государства выступает руководитель правительства. Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства — и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.
В России институт президентства существует с 1991 года. Решение о введении этого института в российскую государственную систему было принято на общенародном референдуме, проведенном в апреле 1991 года, а 12 июня того же года всеобщим голосованием на этот пост был избран Б. Н. Ельцин. В начале своей эволюции институт президентства существенно отличался от современного. В законе о Президенте РСФСР от 24 апреля 1991г. было всего 11 статей. Некоторые из них аналогичны действующим сейчас, а другие утратили свое юридическое и практическое значение. В этом законом Президент был охарактеризован как высшее должностное лицо и глава исполнительной власти в РСФСР. Таким образом, статус Президента складывался из 2 основных компонентов: он был одновременно фактическим главой государства и конституционным главой исполнительной власти. Однако в таком виде институт президентства просуществовал недолго. Конституционный кризис, завершившийся событиями 3-4 октября 1993г., привел к принятию новой Конституции, иначе определившей статус и полномочия Президента. Закон о Президенте РСФСР был признан указом Президента недействительным и не подлежащим применению как противоречащий Конституция 1993г. установила новую систему органов государственной власти. Была отвергнута американская модель президентской республики, где президент совмещает в одном лице пост главы государства и главы правительства. Выбор был сделан в пользу французской модели смешанной, полупрезидентской республики, в которой существует разграничение функций между двумя должностными лицами - главой государства и главой правительства. Президент - Правительство - Исполнительная власть.
40. Структура и характер законодательной власти в России
Ведущая роль законодательной власти в общей структуре государственной власти обусловлена, тем, что именно она создает ту правовую основу, в рамках которой только и могут действовать другие ветви государственной власти. Законодательная власть в субъектах Российской Федерации осуществляется их законодательными (представительными) органами, которые имеют разные названия (в силу исторических традиций, использования национального языка и др.). Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Конституция РФ учреждает Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) как один из органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации Прочное положение Федерального Собрания, обеспечено наивысшей конституционно-правовой гарантией - настолько сильной, что само Федеральное Собрание не вправе пересмотреть свое положение.Орган законодательной власти как часть системы разделения властей самостоятелен по отношению к другим. Положение Федерального Собрания, таким образом, определяется принципом разделения властей, который в равной мере противостоит непомерному возвышению любой из трех властей и возможности контроля одной власти другой. Независимость - важнейшее условие успешного выполнения парламентом своих функций, парламентская независимость не является абсолютной. Федеральное Собрание состоит из двух палат: 1. Совета Федерации ("верхняя" палата). В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации. Совет Федерации образует комитеты, постоянные и временные комиссии из числа членов палаты. Совет Федерации является "верхней" палатой Федерального Собрания - парламента Российской Федерации. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Совет Федерации является постоянно действующим органом. Совет Федерации образует комитеты, постоянные и временные комиссии из числа членов палаты. Совет Федерации вправе создавать, упразднять и реорганизовывать любые комитеты и комиссии. Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты. Все члены Совета Федерации, за исключением Председателя Совета Федерации, его первого заместителя и заместителей, входят в состав комитетов. Член Совета Федерации может быть членом только одного комитета палаты, при этом в состав комитета должны входить не менее 7 членов Совета Федерации. Состав комитета, комиссии утверждается палатой. 2. Государственной Думы ("нижняя" палата). Дума обладает правом законодательной инициативы. Депутаты Государственной Думы вносят на рассмотрение: - законопроекты и поправки к ним; - законодательные предложения о разработке и принятии новых федеральных законов - законопроекты о внесении изменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации Основные функции парламента: 1. Принятие законов. Теоретически только парламент обладает суверенным правом принимать законы. Законодательное верховенство парламента существенно ограничено нормотворческой деятельностью правительства. В результате парламенты все больше превращаются в законоутверждающие органы, тогда как принимаемые ими акты разрабатываются и вносятся, главным образом, министерствами, ведомствами, департаментами и другими органами государственной власти.2. Принятие бюджета. Старейшая прерогатива парламента утверждать финансовые отчеты и предложения правительства. Однако в сфере финансов, как и в других вопросах, доминирующие позиции занимает правительство.3. Контроль за деятельностью правительства. В современной практике известны такие методы осуществления контроля за деятельностью правительства, как постановка вопроса о доверии (в парламентских республиках), резолюция порицания, интерпелляция (обращение к правительству с требованием дать объяснение по поводу какого-либо вопроса политики), устные и письменные вопросы, деятельность комитетов и комиссии, связанных с проверкой деятельности правительства в тех или иных направлениях.4. Судебные полномочия. Имеется в виду право осуществления особой судебной процедуры (импичмент) по делам определенной группы должностных лиц, включая президента.5. Внешнеполитические полномочия. Как правило, носят ограниченный характер, поскольку парламент практически не имеет возможности оказывать какое-либо решающее влияние на осуществление конкретных внешнеполитических акций. За исключением особых случаев эти полномочия являются прерогативой исполнительной власти.6. Законодательная власть принимает участие в выборах главы государства, а также может обладать правом утверждать премьер-министра и министров.
№1 Политология изучает: культуру, рынок, власть, природу, человека, политику, 1 власть, политику, государство, право, государство, общество, природу, политику, этносы. №2 Политология относится к наукам: техническим, естественным, 1 общественным, психологическим, историческим. №3 Политология как наука наиболее тесно связана с: историей и географией, культурологией и генетикой, социологией и антропологией, философией и экономикой, 1 социологией и философией. №4 Объектом политологии как науки является: партии, 1 политическая сфера общества, социальное взаимодействие в обществе, властные отношения, социальные конфликты. №5 Категории политологии – это: основные закономерности науки, актуальные проблемы науки, роль политологии в обществе, 1 понятия науки, методологические проблемы науки. №6 Собственной (специфической) категорией политологии является: власть, лидерство, 1 политический режим, социализация личности, партия. №7 Методология политологии включает в себя совокупность: политических знаний, закономерностей науки, противоречий науки, 1 способов и приемов изучения объекта науки, категорий науки. №8 Метод политологии, акцентирующий внимание на взаимодействии политических институтов, называется: исторический, компаративный, 1 институциональный, социологический, системный. №9 Изучение политических явлений и процессов во времени и пространстве составляет сущность метода: институционального, нормативного, психологического, 1 исторического, бихевиористского. №10 Метод политологии, акцентирующий внимание на зависимости политики от социальных факторов, называется: 1 социологический, нормативный, бихевиористский, психологический, исторический. №11 Системный метод в политической науке стал использоваться в: конце 20 в., на рубеже 19-20 вв., 20-30-х гг. 20 в., 30-40-х гг. 20 в., 1 50-60 гг. 20 в. №12 Метод социологии, наиболее часто используемый прикладной политологией, называется: эксперимент, сравнение, 1 опрос, синтез, абстрагирование. №13 Наибольшее методологическое значение для теоретической политологии имеет: педагогика, 1 философия, экономика, психология, филология. №14 В структуру политологии не входит: теоретическая политология, прикладная политология, сравнительная политология, 1 элементарная политология, правильного ответа нет. №15 Влияние политических явлений и событий на общество и, наоборот, воздействие общества, социальных групп, индивидов на политику изучает: политическая экология, 1 политическая социология, политическая философия, политическая психология, сравнительная политология. №16 Сравнением стран для выявления сходств и различий их политических систем занимается: политическая социология, политическая демография, политическая философия, политическая антропология, 1 политическая компаративистика. №17 Политология, ориентированная на выработку практических рекомендаций, называется: фундаментальная, познавательная, функциональная, экспертная, 1 прикладная. №18 Наибольшее методологическое значение для прикладной политологии имеет: философия, культурология, социальная философия, 1 социология, педагогика. №19 Функции политологии – это: основные закономерности науки, методологические проблемы науки, противоречия в науке, 1 роль и значение науки в обществе, политические знания. №20 К функциям политологии не относится: познавательная, 1 распределительная, прогностическая, прикладная, воспитательная. №21 Анализ политических процессов, происходящих в обществе, включает в себя функция: воспитательная, прикладная, 1 познавательная, прогностическая, распределительная. №22 В обосновании перспективы развития политической системы общества выражает себя функция: воспитательная, познавательная. методологическая, прикладная, 1 правильного ответа нет. №23 Познавательная функция политологии заключается в: обосновании перспектив развития политической системы, воспитании патриотизма граждан, политической социализации граждан, 1 анализе политических процессов, протекающих в обществе, повышении эффективности управления государством. №24 Принципом политической науки не является: 1 партийность, объективность, научность, историзм, конкретность. №25 Предмет политологии(1), метод политологии(2), функция политологии(3) правильно соотносятся с понятиями: «политическая социализация» (а), «сравнение» (б), «политическая власть» (в) как: 1-а, 2-б, 3-в, 1-б, 2-а, 3-в, 1 1-в, 2-б, 3-а, 1-б, 2-в, 3-а, 1-в, 2-а, 3-б. №26 Отрасль знаний, изучающая политику как целое, ее природу, значение для человека и разрабатывающая идеалы и нормативные принципы политического устройства, называется: политическая экология, сравнительная политология, политическая история, 1 политическая философия, политическая география. №27 Изучает политические теории, взгляды, события в их хронологической последовательности и связях друг с другом: политическая география, политическая философия, 1 политическая история, политическая социология, политическая компаративистика. №28 Политическая психология изучает: влияние моральных принципов, норм и ценностей на политику, международные организации и объединения, взаимосвязь между общественными институтами и политикой, 1 мотивацию политического поведения, политические институты. №29 Предметом политической географии является: политика в примитивных этнических общностях, 1 геополитика, социальная основа властных отношений, проблема войны и мира, электоральное поведение избирателей. №30 Политология использует метод: системный, бихевиористский, социологический, институциональный, 1 все ответы верны. №31 Политология – это наука: об обществе и закономерностях его развития, 1 о закономерностях политической жизни общества, политической системы, об исторических этапах развития человечества, о современных политических процессах в Казахстане, о государствах мира. №32 Политология – это: наука о власти, наука об обществе, 1 наука о политике, наука о человеке, наука о культуре. №33 Политология как наука наименее связана с: социологией, философией, историей, 1 педагогикой, психологией. №34 Закономерности, особенности, специфику объекта политологии как науки включает (ют) в себя: функции политологии, методы политологии, категории политологии, 1 предмет политологии, принципы политологии. №35 Основные понятия политологии - это: функции науки, методы науки, 1 категории науки, закономерности науки, актуальные проблемы науки. №36 Собственной (специфической) категорией политологии не является: политическая власть, 1 партия, политический режим, политическая культура, политический процесс. №37 Способы и приемы изучения политики – это: функции науки, 1 методы науки, категории науки, предмет науки, подходы науки. №38 Метод политологии, акцентирующий внимание на политическом поведении индивидов и социальных групп, называется: системный, институциональный, 1 бихевиористский, нормативный, исторический. №39 К методам политологии не относится: системный, бихевиористский, социологический, 1 биологический, компаративный. №40 Метод политологии, акцентирующий внимание на целостности политики и характере ее взаимоотношений с внешней средой, называется: 1 системный, бихевиористский, социологический, институциональный, психологический. №41 Бихевиористский метод политологами стал использоваться: в конце 19 в., на рубеже 19-20 вв., в 20-30-х гг. 20 в., в 30-40-х гг. 20 в., 1 в 50-60-х гг. 20 в. №42 Метод политологии, акцентирующий внимание на субъективных механизмах политического поведения: побуждениях, желаниях, страстях и т.д., называется: институциональный, нормативный, исторический, 1 психологический, системный. №43 К используемым эмпирическим методам в политологии относятся: 1 опрос и наблюдение, дедукция и индукция, опрос и анализ, сравнение и моделирование, анализ и синтез. №44 В структуру политологии входит: занимательная политология, функциональная политология, элементарная политология, 1 прикладная политология, все ответы верны. №45 Отношение человека к политической власти, роль его убеждений и установок в политике, политическое поведение, политическое лидерство изучает: 1 политическая социология, политическая история, политическая экология, политическая философия, сравнительная политология. №46 Управление в примитивных либо племенных сообществах является предметом исследований: 1 политической антропологии, политической философии, политической социологии, политической психологии, сравнительной политологии. №47 Прикладная политология тесно связана с: философией и экономикой, экономикой и культурологией, философией и историей, 1 социологией и психологией, историей и экономикой. №48 Познанием политической действительности на общетеоретическом уровне занимается: политическая экология, политическая компаративистика, политическая психология, политическая социология, 1 политическая философия. №49 Роль и значение политологии в обществе – это: методы науки, категории науки, основные закономерности науки, 1 функции науки, правильного ответа нет. №50 Функция политологии, обеспечивающая рост знаний о политической жизни, называется: 1 познавательная, прогностическая, воспитательная, прикладная, управленческая. №51 В разработке новых теорий политической науки выражает себя функция: прогностическая, воспитательная, 1 познавательная, распределительная, сравнительная. №52 Выработку практических рекомендаций включает в себя функция политологии: 1 прикладная, прогностическая, познавательная, воспитательная, мировоззренческая. №53 Прикладная функция политологии заключается в: обосновании перспектив развития политической системы, воспитании патриотизма граждан, политической социализации граждан, анализе политических процессов, идущих в обществе, 1 повышении эффективности управления государством. №54 Принципом политической науки является: партийность, казуализм, иррационализм, космогонизм, 1 объективность. №55 Метод политологии(1), категория политологии(2), функция политологии(3) правильно соотносятся с понятиями: «политический режим» (а), «моделирование» (б), «прогнозирование» (в) как: 1-а, 2-б, 3-в, 1 1-б, 2-а, 3-в, 1-в, 2-б, 3-а, 1-б, 2-в, 3-а, 1-в, 2-а, 3-б. №56 Изучает политику как сложную систему, которой присущи системные признаки: политическая история, 1 политическая кибернетика, политическая экология, политическая философия, политическая психология. №57 Отрасль знаний, изучающая взаимосвязь политических процессов с их пространственным положением, называется: политическая психология, политическая история, 1 политическая география, политическая социология, политическая экология. №58 Политическая этика изучает: геополитику, 1 нормы, правила, ценности, международные организации, социальную основу политического конфликта, мотивы и стимулы политического поведения. №59 К политическим наукам не относится: политическая философия, политическая психология, политическая социология, политическая география, 1 правильного ответа нет. №60 Политология – это отрасль знаний: теоретическая, практическая, эмпирическая, прикладная, 1 все ответы верны. №61 История политологии как самостоятельной науки началась в: 15 в., 16 в., 17-18 вв., 1 19 в., 20 в. №62 Исторически первой формой существования политической науки являлась: политическая психология, политическая социология, прикладная социология, 1 политическая философия, политическая антропология. №63 Политические воззрения Платона изложены в труде: «Политика», «О граде Божьем», 1 «Государство», «Афинская полития», «Государь». №64 По мнению Платона, идеальным государством должны управлять: воины, ремесленники, торговцы, 1 философы, крестьяне. №65 Аристотель утверждал, что «наименее неправильная из неправильных» форм государственного устройства – это: 1 демократия, олигархия, полития, тирания, монархия. №66 Отрицательной формой государственного правления Платон считал: тимократию, тиранию, олигархию, демократию, 1 все ответы верны. №67 Соотношение личности и государства у Платона и Аристотеля выражается в тезисе: 1 личность поставлена на службу государству, государство служит интересам личности, личность и государство равнозначны, личность неограниченно свободна по отношению к государству, Платон и Аристотель вообще не рассматривают вопрос о соотношении личности и государства. №68 Основателями христианской политической теории являются: Аристотель и Платон, Августин Аврелий и Николло Макиавелли, Николло Макиавелли и Иоан Великий, 1 Августин Аврелий и Фома Аквинский, Фома Аквинский и Николло Макиавелли. №69 В средние века господствующим подходом к политике был: 1 теологический, философский, этический, критический, рациональный. №70 К политическим мыслителям 17 века относится: Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Ш.- Л. Монтескье, Н. Макиавелли, 1 Дж. Локк. №71 Политические воззрения Н. Макиавелли изложены в труде: «Государство», «Политик», «О граде Божьем», «О духе законов», 1 «Государь». №72 По мнению Ш.-Л. Монтескье, деспотия как форма правления возникает в государствах с: небольшой территорией, территорией средней величины, территорией небольшой и средней величины, 1 территорией обширных размеров, размер территории не влияет на форму правления. №73 Идею о недопущении разделения властей отстаивал: Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, 1 Т. Гоббс, И. Кант, правильного ответа нет. №74 Учение о разделении властей принадлежит: 1 Ш.-Л. Монтескье, Т. Гоббсу, Н. Макиавелли, А. Аврелию, д) Аристотелю. №75 Теорию общественного договора впервые изложил: Вольтер, 1 Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, Н. Макиавелли, Платон. №76 Автором политического труда «Два трактата о правлении» является: Н. Макиавелли, Т. Гоббс, 1 Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо. №77 Авторство известного политического тезиса: «Цель оправдывает средства» принадлежит: М. Веберу, К. Марксу, В. Ленину, 1 Н. Макиавелли, И. Канту. №78 Концепцию гражданского общества разрабатывал немецкий ученый 19 века: Н. Макиавелли, Р. Оуэн, Ф. Энгельс, Ф. Аквинский, 1 Г. Гегель. №79 Политическое учение К. Маркса – это учение о: социальной стратификации, классовом мире между буржуазией и пролетариатом, 1 классовой борьбе, социалистической революции и диктатуре пролетариата, социальной мобильности, вечности капиталистической формации. №80 Как самостоятельная отрасль научного знания политология впервые оформилась в: Китае, Японии, Индии, 1 США, России. №81 Первое национальное объединение специалистов в сфере политического знания образовалось в 1903 году в: 1 США, России, Германии, Франции, Италии. №82 Политология как учебная дисциплина стала преподаваться: в Древнем мире, в эпоху Возрождения, 1 во второй половине 19 века, после первой мировой войны, после второй мировой войны. №83 Советская ассоциация политических наук была создана в: 1922 г., 1918 г., 1942 г., 1 1962 г., 1989 г. №84 Ученым – политологом 20 века не был: М. Вебер, М. Дюверже, Т. Адорно, 1 Т. Джефферсон, Д. Истон. №85 Лидирующее положение в развитии политической науки в мире занимает сегодня: 1 США, Япония, Иран, Китай, Россия. №86 К представителям утопической политической мысли относятся: Т. Кампанелла, Р. Оуэн, Т. Гоббс, Ш. Фурье, Т. Мор, Ш.-Л. Монтескье, Р. Оуэн, Т. Мор, Т. Джефферсон, 1 Т. Кампанелла, Т. Мор, Р. Оуэн, Т. Гоббс, Дж. Локк, Т. Кампанелла. №87 Либерализм как направление политической мысли появился в: 13-14 вв., 1 17-18 вв., 19 в., 20 в., начале 21 в. №88 К разновидностям либерализма не относится: неолиберализм, умеренный либерализм, леволиберализм, 1 функциональный либерализм, консервативный либерализм. №89 Политической родиной консерватизма является: Германия, 1 Англия, Россия, Испания, США. №90 Теорию политической элиты разработал: 1 В. Парето, Дж. Локк, К. Маркс, В. Ленин, Т. Парсонс №91 До возникновения политологии знания о политике развивались в рамках: 1 философии и истории, физики и математики, философии и экономики, географии и истории, социологии и экономики. №92 Высказывание: «Человек по природе своей есть существо политическое…» принадлежит: 1 Аристотелю, Сократу, Платону, Страбону, Евклиду. №93 Автором политических трудов «Политика» и «Афинская полития» является: Сократ, Страбон, Платон, 1 Аристотель, Плутарх. №94 Наилучшей из реально возможных форм государственного устройства Аристотель считал: аристократию, олигархию, демократию, 1 политию, тиранию. №95 Платон считал совершенной формой государственного устройства: 1 аристократию, тимократию,
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |