Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Форма правления




Прежде всего, надо отметить, что в теоретическом осмыслении государства особое место занимает форма правления, поскольку именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в обществе. Форма государственного управления - это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношений с населением. К верховной государственной власти относят главу государства (монарх или Президент), законодательный орган, правительство. Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними.

На примере нашей страны: "Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской федерации и. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти." [ 2.1 Ст.11 ]

В настоящее время отечественная теория государства и права может предложить более глубокое и достаточно обоснованное понимание формы правления, как одной из основных характеристик устройства государства, дать более взвешенную классификацию этих форм, наметить более реальный прогноз их развития.

Форма государственного правления дает возможность уяснить:

- как создаются высшие органы государства и каково их строение;

- какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами;

- как стоятся отношения между верховной государственной властью и населением страны;

- в какой мере высшие органы государства позволяют обеспечивать права и свободы гражданина.

По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на монархические и республиканские.

Монархия – это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (короля, царя, шаха, императора). Признаки монархии:

1. Власть передается по наследству;

2. Власть бессрочна;

3. Власть не зависит от населения.

Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и в которых единственным носителем государственного суверенитета является монарх (Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (Великобритания, Япония, Швеция…).

Монархия была господствующей формой правления на протяжении нескольких столетий, и сохраняется сегодня почти в трети стран мира. На современном этапе развития общества и государства монархии бывают двух видов – дуалистические и Парламентарные. Характерной особенности дуалистической монархии является формальное юридическое разделение государственной власти между монархом и Парламентом. Исполнительная власть находится в руках монарха, законодательная – у Парламента. Последний, в ряде случаев фактически подчиняется монарху. Парламентарная (конституционная) монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть принадлежит Парламенту, исполнительная – правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед Парламентом.

Республика – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избранными населением на определенный срок. Признаки республики:

1. Выборность власти;

2. Срочность;

3. Зависимость от избирателей.

В зависимости от того, кто формирует правительство, республики подразделяются на Президентские, Парламентские и смешанные. В Президентских республиках (США, Бразилия, Сирия…) именно Президент выполняет эту роль. В Парламентских (Германия, Италия, Индия…) – Парламент, в смешанных (Франция, Финляндия, Польша…) – совместно Президент и Парламент.

В Президентской республике Президент избирается независимо от Парламента, либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом и одновременно является главой государства и правительства. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в такой республике не может вынести вотум недоверия правительству, а Президент – распустить Парламент. Однако Парламент имеет возможность ограничивать действия Президента и правительства с помощью принимаемых законов и через учреждения бюджета. Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето на решения законодательного органа.

В Парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия или недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства, конкретного министра. Официально главой государства является Президент, который выбирается либо Парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: обязанности ограничиваются представительными функциями. Реальным же главой государства выступает руководитель правительства.

Характерной чертой смешанных республик является двойная ответственность правительства – и перед Президентом, и перед Парламентом. В подобных республиках Президент и Парламент избираются непосредственно народом. Главой государства выступает Президент. Он, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения, назначает главу правительства и министров. Парламент контролирует правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны или вынесения вотума недоверия правительству.

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы: унитарные, федеративные, конфедеративные.

Унитарное государство – это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. Все административно-территориальные единицы имеют одинаковый юридический статус и равное положение по отношению к центральным органам, не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью, однако в области хозяйственной, социально-культурной их полномочия могут быть достаточно широкими, позволяющими осуществлять управление территорией, учитывая при этом ее особенности.

Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

- унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими местными органами;

- действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство. В нем функционирует единая денежная реформа, проводится обязательная для всех общая налоговая и кредитная политика;

- составные части унитарного государства (области, департаменты, округа) государственным суверенитетом не обладают. Не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственной власти. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью.

По степени их зависимости от центральных органов унитарное государственное устройство может быть централизованным и децентрализованным. Централизованное государство – когда во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных – местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

- унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;

- в унитарном государстве все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;

- унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которым осуществляется центральными органами государственной власти.

Имеются и смешанные системе местного государственного устройства, в которых присутствуют признаки централизации и децентрализации.

Федеративная форма государственного устройства является еще более многоликой, чем унитарная. Каждая федерация обладает уникальными, специфическими особенностями, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и, прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием культуры и быта народов, входящих в союзное государство. И все же можно выделить черты характеризующие все федеративные государства. Оно состоит из территорий субъектов федерации. Оно – союзное государство.

Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных объединений в одно союзное государство.

Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик…

В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией.

Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.

При федеральном государственном устройстве в Парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.

Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные государственные органы.

Федерации строятся по территориальному и национальному признакам, которые в значительной мере определяют характер, содержание и структуру государственного устройства.

Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации.

1) государственные образования, составляющие территориальную федерацию, не являются суверенными государствами, поскольку их деятельность зависит от властных полномочий общефедеральных (союзных) государственных органов. Юридическое и фактическое разграничение компетенции между союзом и его субъектами определяется конституционными нормами: они устанавливают перечень вопросов, по которым только союз может издавать нормативно-правовые акты. Все остальные вопросы, не оговоренные конституцией, находятся в ведении законотворческих органов субъектов и федераций.

2) субъекты территориальной федерации конституционно лишены права прямого представительства в международных отношениях.

3) в территориальных федерациях конституционное законодательство не предусматривает, а иногда и запрещает односторонний выход из союза.

4) управление вооруженными силами в территориальных федерациях непосредственно осуществляется союзными государственными органами.

Национальные федерации наряду с общими признаками, которые присуще любому государству, они имеют ряд существенных особенностей (многонациональным составом населения, которое проживает на территории отдельных государств, образующих федерацию). Национальная федерация строится на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов (все субъекты пользуются одинаковыми правами и обладают одинаковой возможностью влиять на решение задач общества и государства). Обеспечивает суверенитет больших и малых наций. Высшие государственные органы национальной федерации формируются из представителей субъектов федерации.

Важнейшей особенностью национальной федерации является правовое положение ее субъектов – право наций на самоопределение (т.е. право любой нации самостоятельно решать вопрос о своей государственности). Каждый субъект национальной федерации имеет право отделиться от союза и образовать свое самостоятельное государство.

Основные различия между территориальной и национальной федерациями состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований.

Россия – уникальное государственное устройство, где органически сочетаются признаки и территориальной и национальной федерации. В соответствии с Конституцией Российская Федерация "состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации" [ 2.1Ст.5, п. 1]

В настоящее время согласно статье 65 Конституции РФ в составе Российской Федерации находится 83 субъектов Федерации (регионов). Среди них 21 республика, 9 краев, 46 областей, 1 автономная область, 4 автономных округа и два города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург). Эти регионы резко отличаются по площади, численности населения, экономическому потенциалу, но все они принадлежат одному уровню государственного районирования, поскольку имеют одинаковый правовой статус - субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьями 1и 3 Конституции РФ «Россия - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления», «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления».

В настоящее время в России существуют 2 уровня государственной власти, имеющие собственную компетенцию:

1 Власть федеральная, обеспечивающая единство конституционного строя, суверенитет и территориальную целостность России, гарантию прав и свобод человека и гражданина, устанавливающая системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, международные и внешнеэкономические отношения Российской Федерации.

2 Государственная власть субъектов Федерации, обладающих вне пределов ведения полномочий Российской Федерации всей полнотой государственной власти.

Кроме того, статья 72 Конституции РФ оговаривает предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. К ним относятся: обеспечение соответствия нормативных правовых актов субъектов Федерации Конституции РФ и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режим пограничных зон; вопросы владения, пользования и распоряжения различными природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование и т. д.

7в. Гражданское общество, правовое и социальное государство: идеал и реальность (на примере Российской Федерации).

Государство и право теснейшим образом связаны друг с другом. Государствоиспользует право во всех сферах своей деятельности, в свою очередь правыенормы всегда санкционируются государством. Но правовое государство — этосовсем особый тип взаимоотношений права и государства.

В русской политико-правовой мысли тема правового государства поднималасьтрудах Д.И. Писарева, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, А.И. Радищева, П.И.Пестеля, Н.М. Муравьева и других мыслителей.В завершенном виде русская концепция правового государства сложилась вработах видных правоведов и философов предоктябрьского периода: Н.М.Коркунова, С.А. Котляревского, П.И. Новгородцева, С.А. Муромцева, В.М.Гессена, Г.Ф. Шершеневича, Б.Н. Чичерина, Н.А. Бердяева и других.Большинство из них принадлежали к представителям русского либерализма.Либерализм в России во второй половине XIX в. стремился преобразоватьгосударственный строй Российской империи в соответствии с образцамиевропейского пути развития.Основными идеями либеральных доктрин были права и свободы личности, светскийхарактер общества, политический плюрализм, всеобщее избирательное право,парламент, правовое государство и режим законности.Наиболее известной фигурой либеральных мыслителей второй половины XIX в.является Б.Н. Чичерин. Он обладал необычайной широтой научных интересов, иего работы в области права не потеряли своего теоретического и практическогозначения до сегодняшнего дня. Б.Н. Чичерин исходил из необходимостиприоритета государства в осуществлении общественных преобразований, выступалза парламентский и конституционный строй, считал, что правом определяетсяобласть свободы человека. По его мнению, начала права вытекают из природычеловеческой личности и определяют взаимные отношения свободы разумныхсуществ. Но, как и нравственность, — это формальное начало. Его содержаниедается экономическими отношениями. Они, в свою очередь, только тогда покоятсяна твердой почве, когда ограждаются принудительными определениями права. Тутесть взаимодействие, в котором, однако, право является господствующимначалом, ибо оно устанавливает обязательные формы.Другой видный представитель либерального правоведения и соци­ологическойшколы права С.А. Муромцев понимал под правом правовой порядок, которыйрассматривался как совокупность субъективных прав, защищающих системусуществующих общественных отношений. В соответствии со своей теориейсоциальной защиты С.А. Муромцев полагал, что юридическая защита составляетосновное отличительное свойство права. Она ограждает фактические отношения отслучайного произвола. Юридические нормы составляют важнейший факторправопорядка, поскольку они направляют действия органов и лиц, которыедержат в своих руках юридическую защиту отношений: админи­стративных властей,суда, субъектов гражданских прав. Однако сила власти, формулирующей нормы, неабсолютна. Она действует рядом и совместно с другими силами, которые такимобразом оказывают влияние на образование правового порядка.В специально посвященной правовому государству работе В. Гессен подробнорассмотрел сущность государственности такого типа и ее отличительные черты. По мнению этого известного ученого, государство путем своих законов связывает иобязывает ими не только подчиненных ему индивидов, но вместе с тем,посредственно или непосредственно, и самое себя. Закон налагает известныеобязанности на граждан, предоставляя соответственные права правительству; но вто же время закон налагает известные обязанности на правительство, предоставляягражданам соответственные права. «Государство, в лице своей прави­тельственнойвласти, так же подчинено закону, как каждый, в отдельности, гражданин»,[4] - считал Гессен. По мнению Гессена, реализация этого принципа возможнатолько в условиях обособления власти, в условиях конституционногогосударственного строя.Советская государственно-правовая наука идею правового государ­ства считалабуржуазной.

В период перестройки и после краха социалистической системы в нашей странепроизошли серьезные изменения в научных взглядах на государство и право,обозначились новые подходы к оценке их роли в политической системе общества.Опираясь на научный потенциал прошлого и настоящего, практический опытпостроения и функционирования правовой государственности в современныхдемократических государствах, отечественное правоведение и политическая мысльнаметили реальные контуры будущего правового государства в нашем обществе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.