Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое регулирование — это целенап­равленное воздействие на поведение людей и обществен­ные отношения с помощью правовых (юридических) средств. 4 страница




Финансовое право представляет собой совокупность норм, ре­гулирующих отношения по накоплению и распределению финан­сов. Его составной частью служат нормы, предусматривающие формирование государственного бюджета, бюджетные права фе­деральных органов государственной власти Российской Федера­ции, органов субъектов федерации и местного самоуправления, порядок составления и утверждения бюджета, контроль за его

выполнением.

Значительную часть финансового права составляют нормы, которыми устанавливаются обязательные платежи и налоги, по­рядок их взимания, кредитование, имущественное и личное стра­хование, а также регулируются отношения в сфере государствен­ного финансирования капитального строительства, социально-культурных мероприятий, расходов на управление и оборону Финансовое право содержит и нормы, закрепляющие правовые основы денежного обращения и порядок осуществления валютных операций на территории Российской Федерации и за рубе­жом.

Нормы финансового права содержатся в Конституции Россий­ской Федерации, законах о государственном бюджете, налогах и сборах, в указах Президента Российской Федерации, постановле­ниях Правительства России и в других источниках.

Земельное право — это совокупность норм, регулирующих отношения, складывающиеся по поводу распоряжения и управ­ления земельными ресурсами, находящимися в собственности государства или в частном владении, в связи с их использованием и охраной. В них устанавливаются компетенция федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъ­ектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере регулирования земельных отношений, порядок предо­ставления, использования и изъятия земельных участков, особен­ности использования земель сельскохозяйственного, городского, промышленного и иного назначения, земель водного и лесного фонда, порядок разрешения земельных споров.

Земельные отношения регулируются Земельным кодексом, иными федеральными законодательными актами, указами Прези­дента Российской Федерации, нормативными решениями Прави­тельства России, а также законами субъектов Российской Феде­рации и решениями органов местного самоуправления.

Гражданское право объединяет нормы, которые определяют правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственнос­ти и других вещных прав, регулирует договорные, другие имуще­ственные и связанные с ними личные неимущественные отноше­ния. Участниками гражданских правоотношений выступают чаще всего граждане и юридические лица.

В Российской Федерации имущественные отношения регули­руются не только гражданским, но и административным, финан­совым и другими отраслями права. В отличие от этих отраслей права предмет гражданского права специфичен в силу того, что участники гражданских отношений занимают равноправное по­ложение, они сами (в установленных законом рамках) определяют свое поведение по отношению друг к другу. Это, так сказать, "горизонтальные" отношения, в которых участники не подчинены | друг другу.

Гражданское право закрепляет правовое положение государст­венной, частной и иной собственности (на основе и в развитие норм государственного права), регулирует различные имущест­венные сделки, вопросы наследования, авторства, изобретатель­ства и др.

Трудовое право объединяет систему норм, которые регулируют трудовые отношения рабочих и служащих (работников) с пред­приятиями, организациями, учреждениями. Трудовое право регу­лирует такие вопросы, как порядок заключения и расторжения трудового договора, рабочее время и время отдыха, заработная плата, трудовая дисциплина и материальная ответственность, раз­решение трудовых споров.

В трудовом праве имеется подотрасль — право социального обеспечения, которым регулируются пенсионные отношения граждан по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных установленных законом случаях.

Основным актом трудового права является Кодекс законов о труде, законы, регулирующие пенсионные отношения, и другие акты.

Природоохранительное право регулирует общественные отно­шения в сфере освоения, использования и охраны обществом, государством, предприятиями, гражданами окружающей природ­ной среды. Основная задача данной отрасли сводится к сохране­нию природных богатств и естественной среды обитания челове­ка, предотвращению экологически вредного воздействия хозяйст­венной и иной деятельности, оздоровлению и улучшению каче­ства окружающей природной среды.

Нормы природоохранительного права закрепляют права граж­дан на здоровую и благоприятную природную среду, устанавли­вают экологический и юридический механизм ее охраны, порядок проведения государственной экологической экспертизы и осу­ществления экологического контроля за соблюдением требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды.

Основным актом природоохранительного права является Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды".

Семейное право представляет собой совокупность норм, регу­лирующих отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье: порядок вступления в брак, основания его прекращения, взаимные права и обязанности супругов, родителей детей, а также других членов семьи, условия и порядок усынов­ления, установления опеки и попечительства. В основе семейного права Российской Федерации лежит Кодекс о браке и семье.

1 Уголовное право объединяет нормы, которыми устанавливают­ся основания уголовной ответственности и освобождения от нее, формулируются понятие преступления и цели наказания, виды уголовных санкций и порядок их применения, определяется круг общественно опасных деяний, которые признаются преступными.

Источником уголовного права Российской Федерации является Уголовный кодекс.

Уголовно-процессуальное право составляют нормы, регламен­тирующие порядок производства по уголовным делам. Данная отрасль права регулирует деятельность органов дознания, предва­рительного следствия, прокуратуры и суда при расследовании и разрешении уголовных дел. Нормы уголовно-процессуального права определяют цели и задачи уголовного судопроизводства, правовое положение участников уголовного процесса, права и обязанности правоохранительных органов в этом процессе, рег­ламентируют порядок проведения дознания и предварительного следствия, сбора и оценки доказательств, разрешения уголовных дел судебными органами, обжалования и опротестования судебных приговоров, их исполнения. В основе уголовно-процессуального права Российской Федерации лежит Уголовно-процессуальный кодекс. Нормы гражданского процессуального права определяют цели и задачи гражданского судопроизводства, подведомственности и подсудности рассматриваемых споров, устанавливают круг и правовое положение участников процесса, порядок сбора и оценки [доказательств по гражданским делам, регламентируют порядок судебного разбирательства общими и арбитражными судами, порядок вынесения и обжалования решений по гражданским делам, а также исполнения вынесенных и вступивших в законную силу решений.

Источником процессуального права являются Гражданский процессуальный кодекс и Арбитражный процессуальный кодекс. В системе права Российской Федерации обособленное положение занимает международное право. Оно не входит в систему какого-либо внутригосударственного права, поскольку устанавливается не отдельным государством, а соглашениями разных государств и регулирует взаимоотношения этих государств и иных субъектов международного права.

Международное право подразделяется на международное пуб­личное право, которым регулируются отношения между государ­ствами, и международное частное право, регулирующее граждан­ско-правовые отношения с участием иностранных физических или юридических лиц либо по поводу имущества, находящегося за границей. Нормы международного права содержатся в конвен­циях, актах, уставах международных организаций, международ­ных договорах и обычаях.

 

70. Система права и система законодательства.

Система права и система законодательства — тесно взаимо­связанные, но самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности — права. Они соотносятся между собой как содержание и форма. Система права как его содержание — это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства — внешняя форма права, выражающая стро­ение его источников, т.е. систему нормативно-правовых актов. Право не существует вне законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право.

Структура права носит объективный характер и обусловлена экономическим базисом общества. Она не может строиться по произволу законодателя. Ее элементами, как известно, являются: норма права, отрасль, подотрасль, институт и субинститут, кото­рые в своей совокупности призваны максимально учитывать многообразие регулируемых общественных отношений, их спе­цифику и динамизм. Обновление системы права связано прежде всего с развитием и совершенствованием общественных процес­сов, актуальность которых способствует появлению новых пра­вовых институтов и отраслей.

Вместе с тем структура системы права не может быть раскрыта с достаточной полнотой и точностью, если не видеть ее органи­ческого единства с внешней формой права — системой законода­тельства. Законодательство — форма существования прежде всего правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их организации и объединения в конкретные правовые акты. Но система законодательства — это не просто совокупность таких актов, а их дифференцированная система, ос­нованная на принципах субординации и скоординированное ее структурных компонентов. Взаимосвязь между ними обеспе­чивается за счет различных факторов, главным из которых явля­ется предмет регулирования и интерес законодателя в рациональ­ном, комплексном построении источников права.

Однако система права и система законодательства не тождест­венны. Между ними имеются существенные различия и несовпа­дения, которые позволяют говорить об их относительной само­стоятельности.

Во-первых, это выражается в том, что первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом системы законодательства выступает нормативно-правовой акт.

Во-вторых, система законодательства по объему представлен­ного в нем материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву (различные программные положе­ния, указания на цели и мотивы издания актов и т.п.).

В-третьих, в основе деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования. Поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью однород­ности. Отрасли же законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает в себя весьма различные от­ношения, в связи с чем, и отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права.

В-четвертых, внутренняя структура системы права не совпа­дает с внутренней структурой системы законодательства. Верти­кальная структура системы законодательства строится в соответ­ствии с юридической силой нормативно-правовых актов, компе­тенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества. В этом плане система законодательства непосредственно отражает национально-государственное устройство Российской Федерации, в соответствии с которым ведется федеральное и рес­публиканское законодательство.

В-пятых, если система права носит объективный характер, то система законодательства в большей степени подвержена субъек­тивному фактору и зависит во многом от воли законодателя. Объ­ективность системы права объясняется тем, что она обусловлена различными видами и сторонами общественных отношений. Субъективность законодательства относительна, ибо она тоже в известных пределах детерминирована определенными объектив­ными социально-экономическими процессами.

Необходимость проведения различия между системой права и системой законодательства вызывается, помимо прочего, по­требностями систематизации законодательства, т.е. деятель­ностью государственных органов, направленной на упорядочение законодательства, приведение его в стройную, логичную систему.

 

71. Правовая система: понятие и структура.

Правовая система — широкая реаль­ность, охватывающая собой всю совокупность внутренне согласо­ванных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная власть оказы­вает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей (закрепление, регу­лирование, дозволение, связывание, запрещение, убеждение и принуждение, стимулирование и ограничения, превенция, санкция, от­ветственность и т.д.).

Это комплексная, интегрирующая категория, отражающая всю правовую организацию общества, целостную правовую дей­ствительность. По меткому выражению французского правоведа Ж. Карбонье, правовая система — это «вместилище, средоточие разнообразных юридических явлений». Он отмечает, что юриди­ческая социология прибегает к понятию «правовая система» для того, чтобы охватить весь спектр явлений, изучаемых ею. Если бы выражение «правовая система» было лишь простым синонимом объективного (или позитивного) права, то его значение было бы сомнительным'.

Право — ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и цементирующее звено. По характеру права в данном обществе легко можно судить о сущности всей правовой системы этого общества, правовой политике и правовой идеологии госу­дарства. Помимо права как стержневого элемента правовая сис­тема включает в себя множество других слагаемых: правотворчество, правосудие, юридическую практику, нормативные, правоприменительные и правотолкующие акты, правоотношения, субъективные права и обязанности, правовые учреждения (суды, прокуратура, адвокатура), законность, ответственность, меха­низмы правового регулирования, правосознание и др.

Исчерпывающий их перечень дать затруднительно, поскольку правовая система — сложное, многослойное, разноуровневое, иерархическое и динамическое образование, в структуре которо­го есть свои системы и подсистемы, узлы и блоки. Многие ее составляющие выступают в виде связей, отношений, состояний, режимов, статусов, гарантий, принципов, правосубъектности и других специфических феноменов, образующих обширную ин­фраструктуру или среду санкционирования правовой системы.

Если говорить о ее блоках, то можно выделить такие, как нор­мативный, правообразующий, доктринальный (научный), статис­тический, динамический, блок прав и обязанностей и др. Между ними существуют многочисленные горизонтальные и вертикаль­ные связи и отношения. Все это отражает сложный правовой уклад данного общества.

Категория правовой системы относительно новая в нашей ли­тературе, она вошла в научный обиход лишь в 80-е годы и раньше практически не использовалась, хотя зарубежные исследователи, особенно французские и американские, уже давно и активно опе­рируют этим понятием. Сама эта конструкция почти не представ­лена в учебных программах и курсах по теории государства и права, другим дисциплинам.

Ценность понятия правовой системы заключается в том, что оно дает дополнительные (и немалые) аналитические возмож­ности для комплексного анализа правовой сферы жизни общест­ва. Это новый, более высокий уровень научной абстракции, иной срез с правовой действительности и, следовательно, иная плоскость ее рассмотрения. Преимущество названного подхода со­стоит в том, что, будучи предельно широким, он призван отразить в целостном виде общую панораму правового пространства — тот сложный юридический мир, в котором постоянно находятся, вращаются участники социального общения.

Входящие в правовую систему компоненты неодинаковы по своему значению, юридической природе, удельному весу, само­стоятельности, степени воздействия на общественные отноше­ния, но в то же время они подчинены некоторым общим законо­мерностям, характеризуются единством.

Понятия правовой системы и правовой надстройки очень близки, но не идентичны, не взаимозаменяемы. Правовая систе­ма более гибко и полно отражает структуру правовой материи, все ее мельчайшие связи, «капилляры», в то время как правовая над­стройка традиционно понимается как единство трех компонен­тов: взглядов, отношений, учреждений.

Правовая система и правовая надстройка различаются по своему содержанию, элементному составу, гносеологическим функциям, социальному назначению, роли в общественной жизни, характеру детерминации материальными и иными факторами, генезису. Правовая система — более дробная и более диф­ференцированная категория; она многоэлементна, полиструк­турна, иерархична.

Право, как уже подчеркивалось, — эпицентр правовой систе­мы. Юридические нормы, будучи обязательными эталонами об­щественно необходимого поведения, опираясь на возможность государственного принуждения, выступают интегрирующим и цементирующим началом. Это своего рода каркас, несущие кон­струкции правовой системы, без которых она могла бы превра­титься в простой конгломерат элементов, не связанных между собой единым нормативно-волевым началом. Согласованность и координация между ними оказались бы в значительной мере ос­лабленными.

Особенно это касается конституционных норм, играющих в правовой системе опорную приоритетную роль. Сама Конститу­ция венчает собой все законодательство, выступает правообразующим ядром, устанавливает виды юридических актов, их соотно­шение, субординацию, способы разрешения коллизий между ними, служит главным ориентиром в деле организации правового регулирования в стране2.

Нормы права вместе с порождаемыми ими правоотношения­ми — это необходимые крепления, связки правовой системы. Но право — тоже система, и притом наиболее устойчивая и дисцип­линирующая, содержащая в себе четкие оценочные критерии. Это — базовая система в системе. Являясь первичными клеточками правовой системы, юридические нормы и составляют ее пер­вооснову, придают ей жизненные силы. Именно через эти нормы достигаются прежде всего основные цели правового регулиро­вания.

Право доминирует в правовой системе, играет в ней роль кон­солидирующего фактора, «центра притяжения». Все другие ее элементы являются фактически производными от права. И вся­кие изменения в нем неизбежно порождают изменения во всей правовой системе или по крайней мере во многих ее частях.

Иными словами, правовая система общества не охватывается и не может быть охвачена понятием права даже и в широком (социологическом) смысле, подобно тому как политическая сис­тема не исчерпывается понятием государства. Безусловно, «для характеристики правовой системы решающее значение имеет сущность и содержание права, но из этого не следует, что любую правовую систему достаточно свести к праву»

 

72. Типология и классификация правовых систем.

Исторически в каждой стране действуют свои право­вые обычаи, традиции, законодательство, юрисдикционные органы, сформировались особенности правового менталите­та, правовой культуры. Правовое своеобразие стран позво­ляет говорить об их самобытности, о том, что каждая из них образует свою правовую систему — совокупность всех правовых явлений (норм, учреждений, отношений, право­сознания), существующих в ее рамках (правовая система в узком смысле). Однако наряду с особенностями, отличиями в этих правовых системах можно заметить и общие черты, элементы сходства, которые позволяют группировать их в "правовые семьи" (правовые системы в широком смысле), объединяющие несколько родственных в правовом отноше­нии стран.

Существует несколько критериев объединения, клас­сификации правовых систем различных государств.

1. Общность генезиса (возникновения и последующего развития). Иначе говоря, системы связаны между собой ис­торически, имеют общие государственно-правовые корни (произрастают из одного древнего государства, основаны на одних и тех же правовых началах, принципах, нормах).

2. Общность источников, форм закрепления и выраже­ния норм права. Речь идет о внешней форме права, о том, где и как фиксируются его нормы (в законах, договорах, судебных решениях, обычаях), об их роли, значении, соот­ношении.

3. Структурное единство, сходство. Правовые систе­мы стран, входящих в одну правовую семью, должны обла­дать сходством структурного построения нормативно-пра­вового материала. Как правило, это находит выражение на микроуровне — на уровне строения нормы права, ее эле­ментов, а также на макроуровне — на уровне строения круп­ных блоков нормативного материала (отраслей, суботрас­лей, других подразделений).

4. Общность принципов регулирования общественных отношений. В одних странах это идеи свободы субъектов, их формального равенства, объективности правосудия и т.д., в других — теологические, религиозные начала (например, мусульманские страны), в третьих — социалистические, национал-социалистические идеи и т.п.

5. Единство терминологии, юридических категорий и понятий, а также техники изложения и систематизации норм права. Родственные в правовом отношении страны обыч­но используют тождественные или сходные по своему зна­чению термины, что объясняется единством их происхож­дения. По этой же причине законодатели стран, входящих в одну правовую систему, при разработке правовых текстов применяют одинаковые юридические конструкции, спосо­бы построения нормативного материала, его упорядочения, систематизации.

С учетом изложенного в науке выделяют следующие правовые системы: 1) англосаксонскую (Англия, США, Ка­нада, Австралия, Новая Зеландия и др.); 2) романо-германскую (страны континентальной Европы, Латинской Амери­ки, некоторые страны Африки, а также Турция); 3) рели­гиозно-правовые (страны, исповедующие в качестве госу­дарственной религии ислам, индуизм, иудаизм); 4) социа­листическую (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба); 5) систему обычного права (экваториальная Африка и Мадагаскар).

 

73. Правотворчество: понятие, принципы.

Одно из важнейших направлений государственной деятель­ности — правотворчество. В его понимании сегодня обозначи­лись два аспекта. В узком смысле под правотворчеством подразу­мевается непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными органами. В широкой трактовке данный процесс «исчисляется» с момента правотворческого замысла и до практи­ческой реализации юридической нормы (подготовка, принятие, опубликование и т.д.).

Правотворческий процесс основывается на определенных принципах, к числу которых можно отнести следующие: демо­кратизм и гласность правотворчества; профессионализм; закон­ность; научный характер; связь с правоприменительной прак­тикой.

1. Демократизм и гласность правотворчества. Суть принципа заключается в процедуре разработки и принятия нормативного акта правотворческим органом. Большая роль при этом отводит­ся привлечению граждан, трудовых коллективов к правотворчес­кой деятельности, гласности ее осуществления, что выступает своеобразной гарантией от келейности и бюрократизма в реали­зации такой важнейшей государственной функции. Распростра­нена практика всенародного обсуждения законопроектов при помощи средств массовой информации: печати, радио, телевиде­ния. Поступившие при обсуждении проекта замечания и предло­жения анализируются правотворческим органом, после чего в подготавливаемый акт вносятся соответствующие изменения. Но высшим проявлением демократизма правотворчества являет­ся референдум.

2. Профессионализм правотворчества. Этот принцип прямо и непосредственно связан с качеством правотворчества, эффек­тивностью механизма принятия государственных решений. К та­кого рода деятельности должны привлекаться компетентные спе­циалисты (юристы, социологи, политологи), которые обладают профессиональными знаниями и опытом в моделировании зако­нопроектов. Между тем нередко депутаты, не являясь специалис­тами в области юриспруденции, самостоятельно «творят» зако­ны, тогда как они должны работать уже с законопроектами, под­готовленными высококвалифицированными юристами. Работа по совершенствованию правотворческого процесса должна осуществляться постоянно и по нескольким направле­ниям. Во-первых, необходимо долгосрочное и краткосрочное пла­нирование законоподготовительных работ; во-вторых, нужны единые правила разработки и оформления проектов законов и подзаконных актов в виде специального закона; в-третьих, тре­буется независимая научная экспертиза вносимых на рассмотре­ние парламента законопроектов. Ее мог бы проводить научно-консультационный совет по законодательству при высшем орга­не законодательной власти; в-четвертых, необходимо провести юридический всеобуч парламентариев правилам законодатель­ной работы.

3. Законность правотворчества. В основу этого принципа поло­жено правило, согласно которому вся правотворческая работа по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должна осуществляться в рамках закона, и, прежде всего, Конституции РФ. При этом необходимо четкое соблюдение регламентационных процедур обсуждения, порядка опубликования нормативно-правовых актов. Законность правотворчества также предполагает строгое исполнение правил юридической техники, и в первую очередь субординацию правовых актов. Кроме того, содержание правовых актов не должно быть «антиправовым», а призвано отвечать идеалам правового государства, началам демо­кратизма и гуманизма, общепризнанным нормам международно­го права.

4. Научный характер правотворчества и его связь с правоприменительной практикой. Главные требования этого принципа сво­дятся к тому, что законопроект готовится не просто сам по себе, произвольно, а при тщательном анализе социально-экономичес­кой ситуации в стране, политической обстановки, потребностей правового регулирования тех или иных сторон общественной жизни, целесообразности подобного регламентирования и т.д.

Правотворчество представляет собой особую форму государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанную на познании объективных соци­альных потребностей и интересов общества

 

 

74.Стадии законотворческого процесса.

Законодательный процесс выступает составной частью правотворческого процесса и включает в себя четыре основные стадии:

1) законодательную инициативу; 2) обсуждение законопроекта;3) принятие закона; 4) обнародование закона. Все эти процедурные моменты нашли свое отражение в новой российской Конс­титуции.

Законодательная инициатива — право компетентных орга­нов, общественных организаций и лиц возбуждать перед законо­дательной инстанцией вопрос об издании, изменении или отмене закона либо иного акта, поступление которого влечет за собой обязательное рассмотрение его парламентом. Это право выража­ется в форме предложений или готового законопроекта, которые высший законодательный орган обязан принять к своему произ­водству. Такие предложения должны иметь необходимые обос­нования.

Согласно статье 104 Основного Закона Российской Федера­ции, правом законодательной инициативы обладают: Президент Российской Федерации; Совет Федерации; члены Совета Феде­рации; депутаты Государственной Думы; Правительство Россий­ской Федерации; представительные органы субъектов Россий­ской Федерации; Конституционный Суд Российской Федера­ции; Верховный Суд Российской Федерации; Высший Арбит­ражный Суд Российской Федерации. Все перечисленные судеб­ные органы обладают правом законодательной инициативы толь­ко по вопросам их ведения.

Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

Законопроекты о введении или отмене налогов, освобожде­нии от их уплаты, о выпуске государственных займов, об измене­нии финансовых обязательств государства, другие законопроек­ты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет феде­рального бюджета, могут быть внесены только при наличии за­ключения Правительства Российской Федерации.

Обсуждение законопроекта происходит на заседании Госу­дарственной Думы. На этой стадии допускаются поправки, изме­нения, дополнения или исключения ненужных положений.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов и в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации (ст. 105 Конституции РФ).

Федеральный закон считается одобренным Советом Федера­ции, если за него проголосовало более половины от общего числа этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

В случае отклонения федерального закона Советом Федера­ции палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

При несогласии Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух тре­тей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Некоторые законы, принятые Государственной Думой, под­лежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. К их числу статья 106 Конституции РФ относит законы, связанные с вопросами федерального бюджета; федеральных налогов и сбо­ров; финансового, валютного, кредитного права; таможенного регулирования; денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и за­щиты Государственной границы Российской Федерации; войны и мира.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.