Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические особенности восприятия




 

 

Восприятие - это психический познавательный процесс отражения в сознании человека предметов или явлений в совокупности их свойств В результате восприятия формируются образы окружающей действительности.

Виды восприятия.

Восприятие движения окружающих предметов происходит благодаря тому, что перемещение осуществляется на каком-либо фоне. Это позволяет сетчатке глаза последовательно воспроизводить происходящие изменения в положении движущихся тел по отношению к тем элементам, перед которыми или позади которых предмет перемещается.

Восприятие пространства основывается на восприятии величины и формы предметов с помощью синтеза зрительных, мышечных и осязательных ощущений, а также на восприятии объема и удаленности предметов, что обеспечивается бинокулярным зрением (видение двумя глазами).

Восприятие времени - восприятие времени обобщает ряд ощущений, сигнализирующих о длительности, последовательности и скорости течения явлений внешнего мира, а также о внутренних ритмах жизнедеятельности организма. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения. Участвуют различные анализаторы. Наибольшую информацию дают кинестетические и слуховые анализаторы (эмоциональное состояние и запоминание событий).

Свойства и закономерности восприятия:

1. Осмысленность и обобщенность восприятия. Воспринимая предметы и явления, человек осознает, понимает то, что воспринимает. Восприятие связано с мыслительной деятельностью, с отнесением данного предмета к определенной категории, понятию, с обозначением его в слове (неслучайно дети, встречаясь с незнакомым предметом, всегда спрашивают его название). В восприятии осуществляется не суммирование данных ощущений, а интерпретация этих данных с точки зрения имеющихся знаний. Отдельное отражается в восприятии как проявление общего.

2. Целостность восприятия. В предметах и явлениях реальной действительности отдельные их признаки и свойства находятся в постоянной устойчивой взаимосвязи. В восприятии как в психическом образе предмета также отражаются устойчивые связи между компонентами предмета или явления. Это выражается в целостности восприятия. Даже в тех случаях, когда человек воспринимает лишь некоторые признаки знакомого объекта, он мысленно дополняет недостающие признаки и части этого объекта. Разрозненные части объекта он стремится объединить в целостное образование..

3. Структурность восприятия. Человек узнает различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. В восприятии осуществляется вычленение взаимоотношений, частей, сторон предмета (дерево воспринимается и интерпретируется как дерево вне зависимости от частных признаков данного конкретного дерева).

4. Избирательная направленность восприятия. Из множества окружающих предметов и явлений человек выделяет в данный момент лишь некоторые из них. Это зависит от того, на что направлена деятельность человека, от его потребностей и интересов. Избирательность восприятия - преимущественное выделение объекта из фона. Если объект и фон равнозначны для данной деятельности, то они могут переходить друг в друга: фон становится объектом, а объект фоном.

5. Предметность восприятия. Предмет воспринимается как объект, обособленный пространством и временем. Предметность выражается в акте объективации, описании сведений, получаемых из внешнего мира к этому миру.

6. Константность восприятия - независимость отражения объективных качеств предметов (величины, формы, цвета) от временных условий. Изображение величины предмета на сетчатке глаза при восприятии его с близкого расстояния и с далекого расстояния будет разным. Однако это интерпретируется как удаленность или приближенность предмета, а не как изменение его величины.

7. Апперцепция - зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок личности. В зависимости от прошлого опыта, знаний, профессиональной направленности человек не только избирательно выделяет те или иные предметы, но и избирательно воспринимает различные их стороны.

12. Память и её виды.

 

 

Память – это способность запоминать, сохранять и воспроизводить информацию.

 

Эти процессы:

 

1. Запоминание (фиксация – фиксируется психика человека);

 

2. Сохранение – от 1 секунды до десятков лет;

 

3. репродукция – воспроизведение, вспоминание. Осуществляется последовательно, не меняются местами и не выпадают;

 

4. забывание – фильтр памяти, малоинтересующая информация забывается, запоминается только та, которая имеет значение для человека.

Память является сложным по своей нервной основе процессом и в обеспечении памяти принимают участие разные системы мозга, каждая из которых играет свою собственную роль и вносит свой специфический вклад в осуществление мнестической деятельности (процессы специального запечатления или заучивание материала).

 

 

Память тесно связана с сознанием, подсознанием, волей, вниманием.

 

Лежит в основе способностей.

 

Виды памяти:

 

1. Произвольная – связана с волей, вниманием, сознанием. Запоминает информацию, концентрируя на ней внимание. Человек понимает что ему это нужно.

 

2. Логическая – запоминание информации с помощью логики. Ключевое слово – «Понял».

 

3. Мгновенная – «память - образ» - работает доли 1 секунды.

 

4. Кратковременная – от 0,5 секунд до 24 часов.

 

5. Оперативная память – выручает когда надо работать от 1 секунды до необходимого времени.

 

6. Долговременная – от 24 часов до конца жизни.

 

7. Генетическая – наследственная, связана с передачей наследственных признаков, врожденное внимание («Что такое?»), черты характера, психики.

 

8. Зрительная – наиболее развитая память (лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать)) – художники, дизайнеры, фотографы.

 

9. Слуховая – второе место по уровню развития: музыканты, ораторы, лекторы.

 

10. Двигательная – умение писать, одеваться, танцоры, «золотые руки» - часовые мастера.

 

11. Эмоциональная – память чувств.

 

12. Осязательная – имеет защитную функцию.

 

13. Обонятельная – имеет защитную функцию.

 

14. Вкусовая – имеет защитную функцию.

 

Индивидуальные различия в памяти бывают двух видов. Первое различие, память различных субъектов отличается по преобладанию той или иной модальности – зрительная, слуховая, двигательная; другое различие – память разных людей отличается и уровнем своей организации.

 

У одних людей преобладает зрительный вид памяти, у других – слуховой, у третьих – двигательный вид памяти. Это можно увидеть, сравнив, как различные люди запечатлевают одну и ту же зрительную структуру, и анализируя те способы, благодаря которым они запоминают какое-либо содержание (номер телефона, фамилию).

 

13. Виды внимания: произвольное, непроизвольное.

 

Внимание - направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности.

Основные свойства внимания:

1. Направленность - избирательный характер протекания познавательной деятельности, произвольный или непроизвольный выбор ее объектов. Направленность также проявляется в более или менее длительном удержании определенных образов в сознании.

2. Сосредоточение - концентрация психической деятельности, отвлечение от постороннего, торможение побочной деятельности.

3. Интенсивность-напряженность внимания. Чем более интересна и сложна деятельность, чем больше влияние отвлекающих реакций, тем более интенсивным (напряженным) будет внимание.

Виды внимания:

1. По активности и направленности выделяют: Непроизвольное внимание - привлекается предметом или явлением без предварительного сознательного намерения человека и сохраняется без всяких усилий. Причины возникновения непроизвольного внимания:

1) особенности самого раздражителя;

2) степень интенсивности раздражителя: (сильные раздражители привлекают внимание);

3) относительная интенсивность раздражителя: соотношение раздражителя по силе с другими действующими в этот момент раздражителями;

4) контраст между раздражителями;

5) новизна раздражителя: соответствие внешних раздражителей потребностям личности;

6) значимость раздражителя;

7) соответствие интересам личности;

8) влияние прежнего опыта, навыков и привычек;

9) ожидание определенного впечатления.

Произвольное внимание - сознательное направленное сосредоточение. Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой определенные задачи, сознательные цели. Здесь концентрация внимания зависит не от особенностей самих предметов, а от поставленной цели. Произвольное внимание нередко требует значительных волевых усилий. В произвольном внимании проявляется активность личности. Сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчается, если в познание включено практическое действие (например, легче удержать внимание на содержании научной книги, когда чтение сопровождается конспектированием).

Послепроизвольное внимание - внимание, связанное с интересами, увлечениями, начатой работой, стремлением завершить ее. Это вид внимания связан с сознательными целями и задачами и вызывается преднамеренно, но уже здесь не требуется заметных волевых усилий для поддержания внимания. При выполнении деятельности в этом случае сначала требуется организация направленности внимания и усилие воли для его поддержания. По мере преодоления трудностей, углубления в деятельность она увлекает человека, возникает интерес к самому процессу деятельности и переход от произвольного к непроизвольному вниманию

Характеристики внимания:

1. Объем внимания - определяют как число простых впечатлений или стимулов, осознаваемых ясно и отчетливо. У взрослого человека объем внимания равен 4-6 элементам.

2. Устойчивость - характеристика внимания во времени. Показатель устойчивости - высокая производительность деятельности.

3. Переключение - процесс перехода внимания с одного объекта на другой, с одной деятельности на другую, обусловленное сознательно и преднамеренно поставленной новой задачей.

4. Отвлечение - непроизвольное отклонение внимания с основной деятельности на посторонние объекты, отрицательно влияющее на выполнение работы.

5. Распределение - свойство внимания, которое обусловливает успешность одновременного выполнения 2-х или более видов деятельности (или нескольких действий в процессе деятельности). Уровень распределения внимания зависит от характера совмещаемых видов деятельности, степени их сложности, их привычности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.