Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эти фигуры связаны с изменением объёма высказывания




Фигуры, построенные на изменении частей внутри синтаксических конструкций.

Стилистичесая фигура как прием обеспечения выразительности и действенности речи.

 

Синтаксические средства создания экспрессии разнообразны. Следует охарактеризовать и стилистические фигуры, представляющие собой сильное средство эмфатической интонации.

Стилистические фигуры (от лат. – «очертания, образ») – это особые стилистические обороты, выходящих за рамки практически необходимых норм. Они применяются писателями и поэтами в целях определённой художественной выразительности. К фигурам относятся инверсия, антитеза, оксюморон, умолчание, эллипсис, силлепсис, солецизм, анаколуф, хиазм, эпифора, анафора и другие.

 

1. Фигуры, которые построены на основе повтора. Это самые древние фигуры.

 

Анафора или единоначалие – это повтор звуков слов или оборотов в начале отрывков, из кот. состоит высказывание. Они могут быть звуковые и лексические. («Клянусь я первым днем творенья, // Клянусь его последним днем, // Клянусь позором преступленья // И вечной правды торжеством» (Лермонтов);

 

Эпифора или концовка (крайне редка в росскском стихе– повтор слов или отрывков в конце высказывания.

Параллелизм – образное сопоставление двух сходных явлений, композиционно выраженное в виде параллельно расположенных фраз. («Черный ворон в сумраке нежном, // Черный бархат на смуглых плечах» (Блок);

Градация – усиление слов, их значения благодаря эффекту наростания. Этот прием заключается в том, что повторяется не одно и то же слово, а семантически близкие слова, то есть слова, близкие по значению, которые, постепенно усиливая друг друга, создают один образ, выражающий обычно последовательно нарастающее или затухающее чувство, мысль, а также воссоздают событие или действие. Градация может быть прямая (от малого к большому): «В старину любили хорошенько поесть, еще лучше любили попить, а еще лучше любили повеселиться» (Гоголь), а может быть обратная (от большого к малому): «Сгорели в танках мои товарищи // До пепла, до золы, дотла» (Слуцкий);

 

Антитеза – сопоставление противоположных по смыслу и значению явлений. Сравните: «первый день творенья» - «последний день» (Лермонтов)

 

 

Инверсия – основана на изменении расположения частей внутри синтаксических конструкций. Цель – усиление выразительности и экспрессивности речи.

Парентеза (вставка) – фигура, заключающаяся в том, что предложение грамматически разрывается, так как в предложение включено дополнительное сообщение.

 

 

Эллипсис – это стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске какого-либо члена предложения, который подразумевается из контекста.

Умолчание – заключается в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляет читателю самому додумать высказывание.

 

4. Риторические – усиливают выразительность реч и.

 

1) риторический вопрос – это вопрос ставится с целью усиления утверждения

2) риторическое обращение – состоит в подчёркнутом обращении к кому-нибудь или где-нибудь с целью усиления выразительности.

3) риторическое восклицание – эмоционально окрашенное предложение, в котором.

 

 

Риторический вопрос - одна из самых распространенных стилистических фигур, характеризующаяся замечательной яркостью и разнообразием эмоционально-экспрессивных оттенков. Риторические вопросы содержат утверждение (или отрицание), оформленное в виде вопроса, не требующего ответа: Не вы ль сперва так злобно гнали Его свободный, смелый дар И для потехи раздували Чуть затаившийся пожар?..

 

Риторический вопрос, в отличие от многих стилистических фигур, используется не только в поэтической и ораторской речи, но и в разговорной, а также в публицистических текстах, в художественной и научной прозе.

 

 

54. Стилистика текста.

Текст (лат.) - ткань, суждение, соединение.

- В лингвистике ТЕКСТ – послед-сть вербальных знаков, объединенных смысл. и грамм. связью.

- В семиотике под текстом понимают любую осмысленную послед-сть знаков (сигналы светофора).

1-й хар-кой является ВЫРАЖЕННОСТЬ. По способу выраженности тексты делятся на письменные и устные, причем законы порождения этих типов текста существенно различаются (ПР: научный – продуманный, подготовленный, разговорный – спонтанный, непоследовательный).

СВЯЗАННОСТЬ (когезия). Текст представляет собой некую последовательность развертывания предложений. Существование этой последовательности возможно благодаря повторам разного рода, что позволяет говорить о лексической(заменяя синонимами), грамматической (местоимениями) и реже фонетической (паронимическая аттракция) и словообразовательной (Муси-пуси))) связи. Связанность – это то свойство текста, которое всегда представлено эксплицитно (не скрыто. Имплицитно – скрыто) и обеспечивает поверхностную структуру текста, т.е. горизонтальное прочтение текста.

ВЫДЕЛЕННОСТЬ, т.е. ограниченность данного текста от других, относительная замкнутость (имоментность) текста. Выделенность связана с существованием начала и конца текста, пространственной протяженностью и ограниченностью. Маркируется шрифтом. Выделенность не препятствует существованию межтекстовых связей, т.е. отсылок к другим текстам, которые последнее время называют интертекстуальностью. Чужой текст включается в данный различными способами:

- как соответствующим образом оформленная цитата

- никак не обозначенная цитата.

(на этом уровне проявляются колоссальные различия между научным, офиц.-деловым и другими типами текстов).

- автоцитата, эпиграф и даже традиционная образность.

ЦЕЛОСТНОСТЬ - взаимодействие реализаций языковых единиц, которое приводит к образованию «качественно нового целого». Суть целостности состоит в том, что содержание всего текста существенно шире сод-я его составляющих и не сводится к суммарному сод-ю этих составляющих.

Целостность текста осознается при вертикальном прочтении текста и требует ретроспективного обращения к нему. Целостность никогда не представлена в явном виде, и выявляется только в результате целенаправленной и осмысленной работы адресата.

ЗАВЕРШЕННОСТЬ, т.е. результат реализации замысла автора, исчерпанность идейно содержательного плана текста.

ЧЛЕНИМОСТЬ, т.е. возможность выделения в тексте отдельных смысловых частей, входящих в целое. Членимость прослеживается в композиции текста. Члены, составляющие целое, могут быть чрезвычайно разными по объему (строфа-книга).

СТРУКТУРНОСТЬ – осмысленная организация текста.

КОММУНИКАТИВНОСТЬ. Проявляется в наличии трех составляющих текста:

1.Субъект (= персонифицированность текста, это основа текста, может быть представлен в тексте и эксплицитно и имплицитно, но в обоих случаях это основная текстопорождающая сила. Без субъекта текст невозможен)

2. Адресат (адресованность. Определяется жанром текста, за кот. может стоять как отдельное лицо, так и группа лиц, так и неопределенное множество лиц (в худ. тексте и предмет)). Частым проявлением адресованности является автоадресация (дневник), информативность (связана с целями, кот. ставят перед собой субъект при создании текста, зависит от адресата и собственно от информации.

3.Информативность в свою очередь создается несколькими составляющими: тема текста (о чем текст). Для реализации темы используются семантически соотнесенные слова(синонимы, антонимы, слова, называющие родо-видовые отношения, перифразы). Микротема – субтема – тема. В классическом виде микротемы соотносят с отдельными абзацами. Для реализации содержания субъект отбирает неязыковой матерьял и представляет его определенными языковыми средствами. Содержание всегда субъективно, и отбор его составляющих передает отношение субъекта к теме.

 

 

55. Образ автора, образ рассказчика (повествователя).

Структура художественного текста определенным образом автора. Под образом автора понимают двуплановую текстовую категорию, кот. С ОДНОЙ СТОРОНЫ проявляется материально через отбор языковых средств, специфику словесных рядов и особенности композиции. С ДРУГОЙ СТОРОНЫ это научная субстанция, отвлеченная категория. «образ автора» - это та сила, которая связывает все стилевые средства в цельную словесно-художественную систему.

Образ автора может быть предъявлен в тексте как в явном (эксплицитно), так и в скрытом (имплицитно) виде. Но тем не менее он организует не только художественные, но и публицистические, научные и даже официально-деловые тексты.

Образ автора следует отличать от автора реальной личности, т.к. образ автора – это реализация определенной актерской маски автора-человека (реального автора).. Образ автора отделен от персонажей и характеризуется всеведением. Его точка видения событий находится сверху над изображаемым, что формирует условную объективность изложения.

Образ рассказчика представлен в том случае, если повествование передается какому-либо лицу, а не идет от образа автора. Тем не менее образ рассказчика не отменяет образ автора. Они существенно отличаются. Образ рассказчика субъективен, возможности его точки видения ограничены, он теряет широту охвата изображаемого. Он сам находится в изображаемом, является свидетелем происходящего, поэтому передает только увиденное либо услышанное им, что придает тексту в целом достоверность.

По соотношению образа автора и образа рассказчика выделяют 4 типа художественных текстов:

1. Дан только образ автора. Повествование от третьего лица, т.е. объектизированное.

2. Образ автора близок к образу рассказчика. Повествование от 1 лица, дана соответствующая точка видения, нет характерологических языковых средств.

3. Образ автора близок образу рассказчика, повествование от 2-3 лица, есть характерологические языковые средства (сниженные либо книжные), есть элементы всевидения.

4. Представлены все 3 способа.

 

 

56. Структура текста.

Структура текста представлена планом содержания и планом выражения (разные категории формы). Формы: - сюжет

- словесный ряд

- композиция

1. Фабула – совокупность вымышленных или реальных событий, представленных в тексте, в то время как сюжет – динамика представления фабулы. Фабула = сюжету, когда события представлены последовательно.

2. Текст определенным образом упорядочен, и упорядоченность эта проявляется через словесные ряды, кот. представляют собой определенные приемы построения текста. Словесный ряд всегда основан на одном признаке.

Словесные ряды представляют собой реализацию горизонтального прочтения текста.

Совокупность нескольких словесных рядов определяет словесную композицию текста.

3. Композиция – расположение и взаимосвязь частей текста. Композиция связана с такими свойствами текста, как членимость и цельность. Применительно к художественным текстам говорят об усложненной композиции. Традиционно говорят о том, что композиция представлена тремя частями. Это верно, но ничего не говорит об особенностях композиции данного текста. Существует 2 типа композиционной разработки текста. ПЕРВЫЙ представляет собой экстенсивную разработку композиции, представлена она в научных, офицю-деловых и информационных текстах, он опирается на содержательно-логические понятия и обращен к разуму. ВТОРОЙ – интенсивный. Представлен в художественных и части публицистических текстов, разработка содержания осуществляется художественными структурами, она нацелена на достижение образного и выразительного текста и обращена к чувствам и эмоциям.

Композиция может быть:

- нулевой композиц. тип, чаще всего он представлен в разного рода информационных сообщениях и представляет собой последовательные ответы на три вопроса – что, где, когда.

- для увеличения действенности текста прибегают к усложнению нулевого композиционного типа, кот. может быть представлен пятью видами:

1. Конкретизация (развертывание какого-либо положения)

- экстенсив – детализация изложения, обеспечивающая увеличение объема содержания.

- интенсив – иллюстрация, т.е. приведение примеров для увеличения эмоц-сти изложения.

2. Трансмутация.

- экстенсив - построение композиции от примеров и наблюдений к обобщению (индукция).

- интенсив - замена естественного порядка следования событий либо предметов искусственным по усмотрению автора.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.