Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная психология моды




Хотя предположить наличие моды в первобытном обществе трудно, но с античных времен мода существует как достаточно развитый феномен.

Давно известно и понятие «мода». Исторически оно происходит от латинского modus, что в переводе означает «мера, способ, правило». В определенной степени такого рода трактовки сохраняют смысл и до нашего времени.

Мода —это своего рода именно мера уникального и привычного, старого и нового. Это, и способ быть соответствующим чему-то общепринятому, это, и некое правило, нарушать которое не вполне прилично. Из этого ясно, что само понятие «мода» никогда точно не определялось с эстетической точки зрения, хотя именно к ней, по наиболее распространенному мнению, наиболее близка мода, связываемая с модной одеждой. Ближе всего это понятие при анализе оказывается к социальной психологии.

Например, Б. Д. Парыгин определял моду как особое социально-психологическое явление. Он писал: «Мода — это специфическая и весьма динамичная форма стандартизированного массового поведения, возникающая преимущественно стихийно, под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстроизменяющихся вкусов, увлечений и т. д.» (Парыгин, 1969).

Невозможно согласиться сразу со всем в этом определении. Прежде всего, не совсем ясно, в чем конкретно заключается специфичность моды как формы массового поведения. Во-вторых, развитие моды в последние десятилетия и появление «индустрии моды» заставляет сомневаться в мгновенности ее возникновения. В-третьих, не видна связь моды именно с преобладающими в обществе настроениями — более явная связь прослеживается со вкусами и увлечениями, с тем, как понимается в том или ином обществе категория «престиж». Даже юноши носят джинсы совсем не потому, что у них доминирует некоторое особое настроение, а прежде всего потому, что долгое время это была очень престижная одежда. В XVIII веке английский философ Т. Рид писал:

«... Кажется, что человек, одетый по моде, принадлежит к знати и вращается в хорошем обществе».

То есть, мода также создает иллюзию значимости и значительности человека, если он следует ее рекомендациям.

Согласно еще одной из немногих социально-психологических попыток определения, мода — это некоторое «массовое явление, свойственное группе личностей как форма объективизации их мнения о престиже. Мода формируется на основе подражания и в значительной степени является эстетическим вкусом тех, у кого нет собственного. Такие личности следуют моде слепо, не умея приспособить ее к своим индивидуальным особенностям. В этом смысле мода — отраженное, субъективное явление» (Платонов, 1984).

В этом определении много спорных вопросов. Почему «массовое», но «свойственное группе», да еще и «группе личностей»? Почему, мода отказывается в статусе массового социально-психологического явления? Трудно представить себе и узкогрупповую моду. И уж тем более совсем сложно представить себе отдельную, вне общества, подражающую кому-то личность. Или отдельная, самостоятельная личность — или подражание как основной механизм формирования психологии масс, а не личностей. Ведь мы знаем, что в массе индивидуальная сознательная личность исчезает. Интересно писал о моде один из крупнейших отечественных исследователей психологии масс Б. Ф. Поршнев: «Люди, придерживающиеся той или иной моды, могут и не принадлежать к какой-либо социологической общности. Но они и не составляют чисто статистической общности, потому что перенимают моду при непосредственном контакте друг с другом. Говорят, что они заражают друг друга. Безусловно, мода действительно является взаимным подражанием. Но к области настроения, т. е. социальной психологии, относятся не сами по себе какие-либо модные вещи или действия, а такой фактор как «модность». Тут важна для психолога не столько позитивная сторона, сколько негативная. Человека увлекает отличие от людей «немодных»; сама частая смена модных вещей отличает человека от тех, кто этого не делает. Следовательно, носители «модного» образуют некую неустойчивую социально-психологическую общность. Это как легкое дуновение ветерка среди более мощных и глубоких течений социальных эмоций» (Поршнев, 1979).

Можно сделать вывод, что Поршнев различал «моду» как реальное жизненное явление, и «модность» как определенную социально-психологическую характеристику, которой наделяются те или иные предметы, явления, особенности, черты и т. д. За счет такого разделения он выделял собственно психологическую специфику явления. Данный подход позволяет отказаться от поиска некоего универсального определения моды и дает возможность сосредоточиться на изучении ее внутренних, психологических механизмов. Именно такой, функциональный подход, связанный с пониманием механизмов действия моды, является адекватным для понимания моды как феномена массовой психологии.

 

Мода: граница нормы и патологии

«Мода процветает на природе человека, на ее наиболее уязвимом месте»,приходит к заключению И. Богардус. Там, где люди поддерживают традиции, новинки приживаются с трудом, но, где доминирует мода, они прочно закрепляются.

Богардус подчеркивает образование особых групп людей, которые полностью посвящают себя моде, у которых мода определяет образ их жизни. Последние новинки всегда считаются для них наилучшими. В этих группах доминируют прихоти, ведь следующие за прихотью получают статус. Что такое мания, а точнее маниакальный синдром? Это - сочетание повышенного настроения с ускорением мышления (до инсайта идей) и повышенной активности. Возможны различные сочетания и комбинации этих расстройств, различные степени выраженности одного из них, например, преобладание эйфорического настроения либо нарушений мышления и т.п.

Если предположить, что все эти характеристики свойственны лицам, стремящимся следовать моде, то будут ли заметны в их одежде какие-либо общие наклонности, составляющие основу моды? Конечно же, нет, при скачке идей нельзя достичь какого-либо определенного результата. И только лишь на первый взгляд кажется, что следование моде сопряжено всегда с эйфорическим настроением. Настроение зависит также и от удовлетворенности субъекта результатом поиска модного образа, и от того, как будет принят этот результат значимой для субьекта группой, обществом в целом и т. д.

Маниакальное следование моде это скорее одно из крайних проявлений психики человека, не ведущее к адекватному результату. Это результат отсутствия адекватной оценки себя, ситуации, других людей. Эмоциональное возбуждение, которое нагнетается модой, лишает критичности мышления и активизирует импульсы к совершению необдуманных поступков. Когда вокруг новинки создается возбуждение, следует предвидеть, что огромное количество людей погонятся за ней. В создании оживленного спроса первое место принадлежит рекламе, хотя ее усилия часто не оправдывают себя. Ажиотажный спрос разрастается вместе с возрастающей изысканностью и привлекательностью новинки. Именно поэтому охватывающее множество людей эмоциональное возбуждение приводит их к «разорению». Богардус, будучи современником 50-х, считал эту тенденцию характеризующую лишь жителей больших городов. Сегодня, эта тенденция рассматривается как всеобщая.

Адекватное следование моде предполагает налаженный процесс саморегуляции, т. е. свободный выбор целей (модных тенденций), формирование, соответственно им программ действий, перевод данных программ в реально производимые действия. Этот процесс осуществляется посредством регулирующих воздействий на те личностные потенциалы, с помощью которых осуществляется выполнение актуальной программы.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1640; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.