Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социология Конта




ВОПРОС № 18

 

Философия истории Конта - это одновременно закон движения и познания, основными стадиями которого являются:

1) Теологическая, или фиктивная, стадия;

2) Метафизическая, или абстрактная, стадия;

3) Научная, или позитивная стадия.

Третья и последняя стадия считается самым передовым состоянием познания. О. Конт считал, что после того как человечество в основном пройдет две первые стадии, станет возможным перейти к концепции позитивной философии. Она должна была также сменить критическую философию XVIII века, которая основывалась на отрицании и изменении существующего. Задачей же позитивной философии являлось объяснение существующего, которое может помочь в принятии социально важных решений.

«Социология», по мнению ученого, выступала как позитивная наука, и она должна была в будущем обеспечить познание, которое облегчит политические действия, соответствующие развитию государства в направлении «позитивного состояния». Позитивная философия являлась основой и условием его концепции превращения политики в науку и имела явно социально-технологические черты.

По Конту, социология, как и любая другая наука, изучает неизменные естественные законы. Предмет ее - самый важный и сложный, поэтому она - своего рода царица наук. Социология может и должна использовать достижения других наук, которые изучают более обширные, чем общество, сферы реальности. Эти науки, особенно биология (непосредственно предшествующая социологии в иерархии наук), являются по отношению к ней вводными, подготовительными. Вместе с тем они служат для нее теоретико-методологическим образцом; ведь социология позже других дисциплин приблизилась к позитивному состоянию, в ней сохранилось особенно много теологических и метафизических элементов; воображение в ней до сих пор господствует над наблюдением. Ее еще предстоит создать, и основатель позитивизма ощущает себя призванным сделать это.

Для обозначения самой молодой науки Конт использует различные термины: «социальная философия», «социальная наука», «социальная физиология» и «социальная физика». Он считал себя автором последнего термина и до определенного момента рассматривал его как наиболее предпочтительный. Однако это выражение стало, по мнению Конта, «неправильно» использоваться, прежде всего бельгийским ученым Адольфом Кетле, который в своем труде «О человеке и развитии его способностей, или Опыт социальной физики» (1835) применил его к «простой статистике». Подобное словоупотребление явно не соответствовало тому выдающемуся месту, которое предстояло занять социологии в системе наук и в обществе. Для обозначения новой науки необходимо было новое слово, и оно было придумано.

Таким образом, «позитивность» у Конта относится, с одной стороны, к познанию, а с другой - к социальному устройству.

Важно отметить предложенный Контом социологический метод рассмотрения процессов бытия. Это исторический метод, который представляет собой сравнение предшествующего и последующего состояний и выведения на этой основе законов развития.

Но прежде чем приступить к анализу принципов социальной статики и динамики в концепции О.Конта, следует отметить характерную для ученого черту аргументации, свидетельствующую о том, в какой мере этот теоретик будущего, размышлявший об отдаленнейших перспективах всего человечества, был скован представлениями, которые возникали у него под впечатлением настоящего.

Конт не скрывал, что предмет его исследования, общество, неразрывно связан с послереволюционной ситуацией в социальных отношениях, в сфере порядка и прогресса. Эту сферу порядка и прогресса, которую тогдашняя общественность воспринимала как антагонизм и противоречие, Конт пытался преодолеть своей социологией и объединить оба полюса, ведь прогресс без порядка - это анархия, порядок без прогресса превращается в реакцию. В позитивной политике порядок и прогресс - это две неразрывные стороны одного и того же принципа. Порядок и прогресс как два принципа, представляющие дилемму французского общества, ученый воспринимал как два вида закономерностей «естественной» системы общества, представленные как две части социологии - социальная статика и социальная динамика.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.