Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системы социальной стратификации 2 страница




Можно выделить следующие факторы, определяющие, по нашему мнению, направления социальной мобильности населения в современной России:

1. перестройка экономики;

2. многообразие форм собственности;

3. распад традиционных институтов социальной мобильности (коммунистическая партия);

4. кризис системы образования;

5. миграция между странами бывшего СССР;

6. формирование "социальных сетей" – информационных взаимосвязей, образующихся в результате взаимообмена социальными ресурсами. Это препятствует увеличению безработицы среди некоторых социальных групп (например, директорский корпус).

Учитывая особенности социальной стратификации и мобильности в современной России, Заславская Т.И.[23] выделяет следующие возможные варианты развития российского общества:

1. умеренно-государственный, для которого характерно легитимное расширение управленческих и контрольных функций государства в политической, экономической и правовой сферах. Этот вариант благоприятен для укрепления правопорядка, стабильности, но возможно усиление бюрократии;

2. авторитарно-силовой связан с утверждением государственнических сил над олигархическими и укреплением позиций силовиков внутри сектора государственной власти. Это приведет к углублениюж раскола между властью и обществом;

3. олигархический связан с победой экономической элиты над политической с помощью манипулирования электоратом. Характерно создание имитации правопорядка, демократии, стабильности.


Заключение

 

Социальная структура – один из главных регуляторов социальной динамики в целом, включая и развитие экономики.

Социальная структура – это сами люди, организованные в разного рода группы и выполняющие в системе экономических отношений все те социальные роли, которые рождает экономика, которых она требует. Именно эти люди, их группы проводят в жизнь определенную социальную политику, организуют развитие страны, принимают решения. Таким образом, социальное и экономическое положение групп, их интересы, характер их отношений друг с другом влияют на развитие экономики, сказываются на её результатах.

В настоящее время в России наблюдается интеграция социальной структуры:

- возникают новые социальные общности;

- консолидация занятых в отдельных отраслях экономики;

- появление новых видов социальных общностей в системе властных отношений;

- формирование в системе координат "богатство-бедность" социальных групп, объединенных по уровню доходов, источников их поступления, характеристикам качества жизни.

В то же время наблюдается дезинтеграция по уровню доходов между богатыми и бедными, и этот разрыв увеличивается.

К положительным моментам следует отнести процесс складывания среднего класса общества, что свидетельствует о стабилизации социальной структуры.

Происходит изменение общей композиции, соотношения различных социальных слоев, их иерархии и ролевых функций.

Граждане начинают более адекватно оценивать свое положение в социальном пространстве. Таким образом социальная модель становится самоосознанной.

 

25)

Социализация

Социализация - процесс формирования социальных качеств (различных знаний, навыков, ценностей). Это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность.

Они усваиваются, вырабатываются индивидом в ходе внешнего воздействия на пассивный объект. Социализация требует деятельного участия самого индивида и предполагает наличие сферы деятельности.

Этапы социализации

Этапы социализации совпадают (условно) с этапами возрастного развития индивида:

Ранняя (первичная) социализация. Она связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Особым этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила, рамки поведения.

Вторичная социализация:

профессиональная социализация, которая связана с овладением специальных знаний и навыков, с приобщением к определенной субкультуре. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, расширяется диапазон социальных ролей.

включение индивида в систему общественного разделения труда. Здесь предполагается адаптация в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам. Скорость социальных изменений в современных обществах приводит к тому, что возникает необходимость ресоциализации, усвоение новых знаний, ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно освоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие явления (от коррекции чтения и речи до профессиональной подготовки или смены ценностных ориентиров поведения).

пенсионный возраст или утеря трудоспособности. Характерен изменением образа жизни в связи с исключением из среды производства.

Агенты социализации

Каждый этап социализации связан с действием определенных агентов. Агенты социализации - это люди и учреждения, связанные с ней и ответственные за ее результаты.

Общественные условия социализации:

Предметно-пространственная среда (природные условия; общественные, бытовые интерьеры; планировка и архитектура поселений).

Социальные отношения (семейные, дружественные, производственные)

Социально значимая информация (характер повседневных, производственных, научных, эстетических, религиозных сведений о мире, доступных индивиду и освоенных им).

Идентификация, как один из механизмов социализации

Социализация предполагает способность человека выработать и реализовать "я - концепцию" Такая концепция включает личную и социальную идентичность, т.е. способность человека к самооценке физических, интеллектуальных, нравственных качеств и способность определения своей принадлежности к какой-либо общности (возрастной, политической, семейной и т.д.) Действие идентификации как механизма социализации связано с тем, что индивид усваивает и реализует нормы, ценности, качества и т.п. тех групп, принадлежность к которым он осознает. Иными словами - действия людей во многом определяется их самооценкой и групповым членством.

24) В научной литературе, а тем более в обыденной жизни, широко используют понятия: “человек”, “индивид”, “индивидуальность”, “личность”, часто не проводя различий, тогда как между ними имеется существенная разница.

Человек — биосоциальное существо, высшая ступень животного типа.

Индивид - отдельно взятый человек.

Теория “зеркального Я” (Ч. Кули, Дж. Мид), в которой “Я” — часть личности, которая складывается из самосознания и образа “Я”. В соответствии с этой концепцией личность формируется в процессе ее социального взаимодействия и отражает представления человека о том, как его воспринимают и оценивают другие люди. В ходе межличностного общения человек создает свое зеркальное Я, которое состоит из трех элементов:

представления о том, как его воспринимают другие люди;

представления о том, как они его оценивают;

как человек отвечает на воспринятую им реакцию других людей.

Таким образом, в теории“зеркального Я”личность выступает как результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид приобретает способность оценивать себя с точки зрения других членов данной социальной группы.

Как видим, мидовская концепция личности, в отличие от теории З. Фрейда, полностью социальна.

Теория ролей (Я. Морено, Т. Парсонс), по которой личность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые индивид исполняет в обществе.

Как целостная социальная система личность имеет свою внутреннюю структуру, состоящую из уровней.

Биологический уровень включает в себя природные, общие по происхождению качества личности (строение тела, половозрастные особенности, темперамент и т. д.).

Психологический уровень личности объединяет ее психологические особенности (чувства, воля, память, мышление). Психологические особенности находятся в тесной взаимосвязи с наследственностью личности.

 

социальный уровень личности разделяется на три подуровня:

собственно социологический (мотивы поведения, интересы личности, жизненный опыт, цели), этот подуровень теснее связан с общественным сознанием, которое объективно по отношению к каждому человеку, выступая как часть социальной среды, как материал для индивидуального сознания;

специфически-культурный (ценностные и иные установки,нормы поведения);

нравственный.

Потребности — это те формы взаимодействия с миром (материальные и духовные), необходимость которых обусловлена особенностями воспроизводства и развития его биологической, психологической, социальной определенности, которые осознаются, ощущаются человеком в какой-либо форме.

 

Интересы — это осознанные потребности личности.

Социальный статус личности

Общественные функции личности и вытекающие из них права и обязанности по отношению к другим участникам социального взаимодействия определяют её социальный статус, т. е. тот набор действий и соответствующих условий для их исполнения, которые закреплены за данным социальным статусом личности, занимающей определенное место, позицию в общественной структуре. Социальный статус личности является характеристикой социальной позиции, на которой она находится в данной социальной системе координат.

Социальная роль личности

Социальная роль — это набор функций, более или менее четко определенный шаблон поведения, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус в обществе. Так, семейный человек исполняет роли сына, мужа, отца. На работе он может одновременно быть инженером, технологом, мастером производственного участка, членом профсоюза и т. д. Разумеется, не все социальные роли равнозначны для общества и равноценны для личности.

Социальные конфликты

Однако достигнуть гармонии социальных ролей в жизнедеятельности человека совсем не просто. Для этого требуются большие усилия, время, способности, а также умение разрешать конфликты, возникающие при выполнении социальных ролей. Эти конфликты могут быть внутриролевые, межролевые и личностно-ролевые.

 

К внутриролевым конфликтам относятся те, при которых требования одной роли противоречат, противодействуют друг другу. Матери, например, предписывается не только доброе, ласковое обращение со своими детьми, но и требовательность, строгость к ним. Непросто совместить эти предписания, когда любимое дитя провинилось и заслуживает наказания.

 

Межролевые конфликты возникают тогда, когда требования одной роли противоречат, противодействуют требованиям другой роли. Яркой иллюстрацией такого конфликта является двойная занятость женщин. Загруженность семейных женщин в общественном производстве и в быту зачастую не позволяет им в полной мере и без ущерба для здоровья выполнять профессиональные обязанности и вести домашнее хозяйство, быть обаятельной женой и заботливой матерью. Высказывается немало соображений о способах разрешения данного конфликта.Наиболее реальными в настоящее время и в обозримом будущем представляются относительно равномерное распределение среди членов семьи домашних обязанностей и сокращение занятости женщин в общественном производстве (работа неполный день, неделю, введение гибкого графика, распространение надомного труда и т. п.).

 

Студенческая жизнь вопреки расхожим представлениям тоже не обходится без ролевых конфликтов. Для овладения избранной профессией, получения образования требуется сосредоточенность на учебной и научной деятельности.

Личностно-ролевые конфликты возникают в ситуациях, когда требования социальной роли противоречат свойствам и жизненным устремлениям личности. Так, социальная роль требует от человека не только обширных знаний, нои хороших волевых качеств, энергии, умения общаться с людьми в разных, в том числе и критических, ситуациях. Если у специалиста не хватает этих качеств, то он не справляется со своей ролью. В народе по этому поводу говорят: “Не по Сеньке шапка”.

Социальный тип личности - обобщенное отражение, совокупность повторяющихся социальных качеств, присущих многим индивидам, входящим в какую-либо социальную общность. Например, европейский, азиатский, кавказский типы; студенты, рабочие, ветераны и др.

 

Типологизация личностей может проводиться по разным основаниям. Например, по профессиональной принадлежности или виду деятельности: шахтер, фермер, экономист, юрист; по территориальной принадлежности или образу жизни: горожанин, житель села, северянин; по половозрастным признакам: юноши, девушки, пенсионеры; по степени социальной активности: ведущий (лидер, активист), ведомый (исполнитель) и т. д.

 

В социологии выделяют модальный,базисный и идеальный типы личности. Модальным называют усредненный тип личности, который реально преобладает в данном обществе. Под базисным понимается тип личности, который наилучшим образом отвечает потребностям развития общества. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям и рассматривается как эталон личности будущего.

 

В разработку социальной типологии личности большой вклад внес американский социолог и психолог Э. Фромм(1900-1980), который создал концепцию социального характера. По определению Э. Фромма, социальный характер- это ядро структуры характера,свойственное большинству членов определенной культуры. Значение социального характера Э. Фромм видел в том, что он позволяет наиболее эффективно адаптироваться к требованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенности. Классическому капитализму, по Э. Фромму, присущи такие черты социального характера, как индивидуализм, агрессивность, стремление к накоплению. В современном буржуазном обществе возникает социальный характер, ориентированный на массовое потребление и отмеченный чувством пресыщения, скуки и озабоченности. Соответственно Э. Фромм выделил четыре типа социального характера:рецептивный (пассивный), эксплуататорский, накопительский и рыночный.Все эти типы он считал неплодотворными и противопоставлял им социальный характер нового типа, способствующий формированию самостоятельной, независимой и активной личности.

Рассмотрим разные концепции, представленные классиками социологии, — М. Вебером и К. Марксом.

М. Вебер видит в роли субъекта общественной жизни только отдельных индивидов, которые действуют осмысленно. А такие социальные тотальности, как “классы”, “общество”, “государство”, по его мнению, целиком абстрактны и не могут подвергаться социальному анализу.

 

Другое решение данной проблемы содержит теория К. Маркса. В его понимании субъектами общественного развития являются социальные образования нескольких уровней: человечество, классы, нации, государство, семья и личность. Тем не менее нужно в концепции Маркса все субъекты общественного развития действуют в русле объективных законов развития общества. Они не могут ни изменить эти законы, ни отменить их.

Согласно концепции Маркса, личность не только субъект, но и объект общества. Она не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она — совокупность всех общественных отношений. Развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении, оно не может быть оторвано от истории предшествующих и современных ему индивидов. Таким образом, жизнедеятельность личности в концепции Маркса всесторонне определяется обществом в виде социальных условий ее существования, наследия прошлого, объективных законов истории и т. д., хотя некоторое пространство для ее социального действия все-таки остается. Согласно Марксу, история есть и не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека.

 

 

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ.

Иерархическая структура личности (по К.К. Платонову):

Краткое название подструктуры

К данной структуре относятся

Соотношение биологического и социального

Подструктура направленности Убеждения, мировоззрения, личностные смыслы, интересы Социальный уровень (биологического почти нет)

Подструктура опыта Умения, знания, навыки, привычки Социально-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического)

Подструктура форм отражения Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства) Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального)

Подструктура биологических, конституциональных свойств Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства Биологический уровень (социальное практически отсутствует)

В данной схеме особенности личности сгруппированы в иерархически

расположенные подструктуры по степени влияния на их формирование

биологических (генетических) и социальных (приобретенных в культуре) качеств.

Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его

социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и

позиций в понимании этого феномена, множество различных моделей, образов

человека в современной социологии.

2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ.

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в

определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта,

в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и

ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны

поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы

морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном

обществе.

Термин «социализация» соответствует концепции, согласно которой человек

(ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в

общении. В этом случае социальность – процесс превращения изначально

асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе

моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что

такой взгляд на развитие социальности характерен, прежде всего, для

психоанализа.

Понимание процесса усвоения социальных норм, умений стереотипов, формирования

социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам

поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и

взаимодействия с их членами как социализация имеет смысл, если изначально

индивид понимается как несоциальное существо, и его несоциальность должна в

процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться. В иных

случаях термин «социализация» применительно к социальному развитию личности

избыточен. Понятие «социализация» не подменяет и не заменяет собой известных

в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания.

2.1. Стадии социализации.

Выделяют следующие стадии социализации:

1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до

подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически,

адаптируется, приспосабливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя

среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В

подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я»

характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в

мировоззрении и характере подростка.

Юношеский возраст (18-25) характеризуется как устойчиво концептуальная

социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в

обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если

свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны

следующие исходы:

· сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий

(взаимоотношений) с людьми и обществом;

· изменение себя, «стать как все»;

· конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости

человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только

усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия

человека на среду через сою деятельность.

5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой

возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального

опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

2.2. Различия между социализацией взрослых и детей.

Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация

осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в

среднем и пожилом возрасте. Д-р Орвиль Г.Брим (1966) утверждал, что

существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых.

1. Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их

внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые

ценностные ориентации.

2. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их.

3. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между

черным и белым существует множество «оттенков серого цвета».

Социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым в выполнении

определенных правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям

различных ролей на работе, дома. На общественных мероприятиях и т.д. Они

вынуждены устанавливать приоритеты в сложных условиях, требующих

использования таких категорий, как «более хорошо» или «менее плохо». Взрослые

не всегда соглашаются с родителями; детям же не дано обсуждать действия отца

или матери.

4. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть

определенными навыками; социализация детей формирует главным образом

мотивацию их поведения.

2.3. Ресоциализация.

Принцип, согласно которому развитие личности в течение всей жизни идет по

восходящей и строится на основе закрепления пройденного, является

непреложным. Но свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются

незыблемыми. Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей,

навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация

охватывает многие виды деятельности – от занятий по исправлению навыков

чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия также

является одной из форм ресоциализации. Под ее воздействием люди пытаются

разобраться в своих конфликтах и изменить свое поведение на основе этого

понимания.

3. ПОНЯТИЕ «СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС».

Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих

позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом.

Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет

его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным

. Часто бывает так, что главный, или интегральный, статус обусловлен его

должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во

внешнем поведении и облике (одежде, лексиконе и иных знаках социальной и

профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках,

ценностных ориентациях, мотивациях и т.д.).

Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы.

Предписанный – это значит навязанный обществом вне зависимости от усилий и

заслуг личности. Он обуславливается этническим происхождением, местом рождения,

семьей и т.д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями

самого человека (например, писатель, ученый, директор и т.д.). Выделяются также

естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный

статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые

характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость

и т.д.). Профессионально-должностной – это базисный статус личности, для

взрослого человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса. В нем

фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение

(банкир, инженер, адвокат и т.д.)

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в

данной социальной системе. Таким образом, можно отметить, что

социальные статусы – структурные элементы социальной организации общества,

обеспечивающие социальные связи между субъектами общественных отношений.

Эти отношения, упорядоченные в рамках социальной организации, группируются в

соответствии с социально-экономической структурой общества и образуют сложную

координированную систему. Социальные связи между субъектами

общественных отношений, устанавливаемые по поводу обеспечиваемых социальных

функций, образуют определенные пункты пересечения в обширном поле социальных

отношений. Этими пунктами пересечения связей в поле общественных отношений

являются социальные статусы.

С этой точки зрения социальная организация общества может быть представлена

в виде сложной, взаимосвязанной системы социальных статусов, занимаемых

индивидами, становящимися вследствие этого членами общества, гражданами

государства.

Общество не только создает социальный статус, но и обеспечивает социальные

механизмы распределения членов общества по этим позициям. Соотношение между

социальными статусами, предписываемые обществом индивиду вне зависимости от

усилий и заслуг (предписанные позиции), и статусами, замещение которых

зависит от самого человека (достигаемые позиции), существенная характеристика

социальной организации общества. Предписанными социальным статусом являются

по преимуществу те, замещение которых происходит автоматически, в силу

рождения человека и в связи с такими его характеристиками, как пол, возраст,

отношения родства, раса, каста и т.д.

Соотношение в социальной структуре предписанных и достигаемых социальных

статусов есть, по существу, показатель характера экономической и политической

власти, есть вопрос о характере общественной формации, навязывающей индивидам

соответствующую структуру социального статуса. Личные качества индивидов,

отдельные примеры социального выдвижения в целом не меняют этого

кардинального положения.

4. ПОНЯТИЕ «СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ».

Многомерная, сложно организованная природа человека, широта и многообразие

его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов

и позиций в понимании этого феномена, множество различных моделей, образов

человека в современной социологии. Один из них – образ человека как

совокупности социальных ролей.

Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных

групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т.д.). В каждой их этих

групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему

предъявляют определенные ожидания. Таким образом, один и тот же человек

должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой - как друг, в третьей

– как начальник, т.е. выступать в разных ролях.

Социальная роль – соответствующий принятым нормам способ поведения людей в

зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных

отношений.

Освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности, непременное

условие «врастание» человека в общество себе подобных. Социализацией

называется процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом

социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

Примерами социальных ролей являются также половые роли (мужское или женское

поведение), профессиональные роли. Усваивая социальные роли, человек

усваивает социальные стандарты поведения, учиться оценивать себя со стороны и

осуществлять самоконтроль. Однако поскольку в реальной жизни человек

включен во многие виды деятельности и отношения, вынужден исполнять разные

роли, требования к которым могут быть противоречивыми, возникает необходимость

в некотором механизме, который позволил бы человеку сохранить целостность

своего «Я» в условиях множественных связей с миром (т.е. оставаться самим

собой, исполняя различные роли). Личность (а точнее сформированная подструктура

направленности) как раз и является тем механизмом, функциональным органом,

который позволяет интегрировать свое «Я» и собственную жизнедеятельность,

осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только

в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего

существования, отказываться от одного в пользу другого. Развитая личность может




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.203 сек.