КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
А. Б. Агапов 2 страница
Содержание юридической ответственности: корпоративные, публичные и частноправовые санкции............................................................................................................... 579 Вопросы и задания для самоконтроля..................................................... 584 Глава 22. Публичная регламентация....................................... 586 22.1. Публичная регламентация контрольного правомочия............ 586 Предназначение контроля............................................................. 586 Публичный контроль...................................................................... 586 Корпоративный контроль.............................................................. 587 Частноправовой контроль............................................................. 587 Организационный контроль.......................................................... 587 22.2. Публичная регламентация правоограничений.......................... 588 Публичные предпосылки введения правоограничений........ 588 Механизм правовой регламентации........................................... 589 Правоограничение в виде приостановления правомочия.... 590 Правоограничения в виде лишения права................................ 591 Публичные предпосылки прекращения права........................ 593 22.3. Лицензирование................................................................................... 594 Юридические предпосылки лицензирования........................... 595 Принципы лицензирования........................................................... 596 Правовая регламентация лицензирования............................... 601 Правовые режимы лицензирования............................................ 602 Унифицированный правовой режим лицензирования ………602 Специальные правовые режимы лицензирования............. 603 Паллиативный правовой режим лицензирования............. 603 Стадии лицензирования................................................................. 603 Лицензионный контроль................................................................ 606 Ответственность в сфере лицензирования................................ 609 22.4. Публичная контрактация.................................................................. 611 Предпосылки публичной контрактации.................................... 612 Правовая регламентация отношений в сфере публичной контрактации 613 Субъекты отношений в сфере публичной контрактации..... 615 Ответственность за нарушение обязательств публичного контракта 618 22.5. Техническое регулирование............................................................ 619 22.6. Распоряжение публичным имуществом на условиях концессионного соглашения 622 Вопросы и задания для самоконтроля..................................................... 625 Раздел III. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ Введение к Особенной части.................................................................. 629 Глава 23. Управление в сфере антимонопольной деятельности 631 23.1. Правовые предпосылки управления.............................................. 631 23.2. Организационная структура управления.................................... 633 23.3. Публичная регламентация деятельности субъектов естественной монополии 635 Вопросы и задания для самоконтроля..................................................... 639 Глава 24. Методы осуществления государственной экономической политики 641 24.1. Организационная структура управления в сферах экономического развития 641 24.2. Публичная регламентация в сферах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастровой, геодезической и картографической деятельности 644 24.3. Управление в сферах аккумуляции и аналитической обработки социальной и экономической информации................................................................................................................... 646 24.4. Управление в сфере аккредитации................................................. 646 Вопросы и задания для самоконтроля..................................................... 647 Глава 25. Управление промышленностью, торговлей и отраслями топливно-энергетического комплекса.................................................................................. 648 25.1. Организационная структура государственного управления промышленностью, торговлей и отраслями топливно-энергетического комплекса.......................................... 648 25.2. Понятие торговли и ее социальное предназначение................ 651 25.3. Соглашения о разделе продукции.................................................. 654 25.4. Управление в сферах регионального развития и строительства 657 Вопросы и задания для самоконтроля..................................................... 658 Глава 26. Управление агропромышленным комплексом........ 659 26.1. Методы государственной политики в отраслях сельскохозяйственного производства в советский период................................................................................................................... 659 26.2. Структура государственного управления отраслями агропромышленного комплекса 661 26.3. Публичный контроль и надзор в сфере ветеринарии............... 663 26.4. Управление в сфере рыбохозяйственной деятельности........... 664 26.5. Управление в сфере лесного хозяйства........................................ 665 26.6. Публичная регламентация в сфере алкогольного рынка........ 666 Вопросы и задания для самоконтроля..................................................... 667 Глава 27. Управление транспортным комплексом и дорожным хозяйством 668 27.1. Организационная структура управления отраслями транспортного комплекса 668 27.2. Контроль и надзор в сфере транспортного комплекса............ 670 27.3. Государственное управление в сфере железнодорожного транспорта 671 Вопросы и задания для самоконтроля..................................................... 672 Глава 28. Государственное управление в сферах связи и информационных технологий 673 28.1. Организационная структура управления.................................... 673 28.2. Обеспечение государственной политики в сфере информационных технологий и связи 676 Вопросы и задания для самоконтроля..................................................... 679 Глава 29. Управление в сфере охраны окружающей среды и природопользования 680 29.1. Организационная структура управления.................................... 680 29.2. Публичный контроль и надзор в сфере охраны окружающей среды и природопользования 683 29.3. Экологическая экспертиза................................................................ 685 Объекты экологической экспертизы........................................... 685 Содержание экспертной деятельности...................................... 687 Корреляция публичных и общественных экспертных полномочий 689 Ответственность за нарушения законодательства об экологической экспертизе 690 Вопросы и задания для самоконтроля..................................................... 691 Глава 30. Управление публичным имуществом...................... 693 30.1. Имущественные правомочия публичных органов, организаций, учреждений 693 30.2. Организационная структура управления публичным имуществом 696 30.3. Организационно-правовые формы управления публичным имуществом 699 Вопросы и задания для самоконтроля..................................................... 703 Глава 31. Управление в сфере финансов.................................. 704 31.1. Организационная структура управления в сфере 31.2. Финансовый контроль, отнесенный к ведению Федерального казначейства и Росфиннадзора 706 31.3. Федеральная налоговая служба..................................................... 708 31.4. Федеральная служба по финансовому мониторингу............... 709 31.5. Публичные контроль и надзор в сфере страховой деятельности 713 31.6. Публичное регулирование деятельности товарных бирж и биржевой торговли 717 31.7. Публичная регламентация отношений в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней................................................................................................................... 719 Предназначение публичной регламентации............................ 719 Государственная политика в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней 720 Публичные контроль и надзор..................................................... 722 Меры властного принуждения, применяемые Федеральный пробирный надзор................................................ 726 Административная ответственность за нарушения правил оборота драгоценных металлов и драгоценных камней.................................................................................................. 728 31.8. Методы государственного санкционирования отношений в сфере организации и проведения лотерей................................................................................................................... 729 Предназначение публичной регламентации............................ 729 Методы публичного санкционирования................................... 730 Регламентация публичных имущественных отношений...... 732 Публичный контроль за организацией и проведением лотерей 734 Административная ответственность за нарушение законодательства об организации и проведении лотерей................................................................................................ 734 31.9. Валютное регулирование и валютный контроль...................... 735 Предназначение публичной регламентации............................ 735 Валютное регулирование.............................................................. 737 Валютный контроль........................................................................ 739 Содержание публичных обязанностей и ответственность за их нарушение 741 Вопросы и задания для самоконтроля..................................................... 743 Глава 32. Регулирование внешнеторговой деятельности......... 744 32.1. Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности 744 Субъекты публичной регламентации........................................ 744 Методы публичной регламентации............................................ 747 Правовое обеспечение внешнеторговой деятельности......... 749 Особые правовые режимы внешнеторговой Информационное обеспечение внешнеторговой деятельности 751 Меры публичного принуждения при импорте товаров........ 752 Публичная регламентация экспорта и импорта продукции военного назначения 755 32.2. Экспортный контроль........................................................................ 760 Предназначение публичной регламентации............................ 760 Методы публичной регламентации............................................ 761 Публичная ответственность за нарушения законодательства об экспортном контроле 762 32.3. Разрешительные полномочия органов экспортного Содержание публичных разрешительных полномочий....... 764 Лицензионные и иные разрешительные полномочия органов экспортного контроля 765 Вопросы и задания для самоконтроля..................................................... 767 Глава 33. Управление таможенным делом............................... 768 33.1. Компетенция Федеральной таможенной службы..................... 768 33.2. Система таможенных органов........................................................ 769 Вопросы и задания для самоконтроля..................................................... 771 Глава 34. Управление в сфере социального строительства..... 772 34.1. Организационная структура управления в сферах образования и науки 772 34.2. Государственное регулирование в сфере научно-технической политики 775 34.3. Публичная регламентация отношений в сфере интеллектуальной собственности 777 34.4. Организационная структура управления в сферах здравоохранения и социального развития 778 34.5. Управление в сферах физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики 780 Вопросы и задания для самоконтроля..................................................... 781 Глава 35. Управление в сфере культуры................................. 783 35.1. Роль директивных органов в регулировании общественных отношений в сфере культуры 35.2. Организационная структура управления в сферах культуры и искусства 787 Вопросы и задания для самоконтроля..................................................... 791 Глава 36. Управление в сфере обороны................................... 793 36.1. Военное строительство в Российской империи.......................... 793 36.2. Статус Министерства обороны Российской Федерации и Вооруженных Сил РФ. Правовое положение Генерального штаба Вооруженных Сил РФ............................... 796 36.3. Организационная структура управления в сфере обороны... 798 36.4. Военно-административная структура 36.5. Координационные полномочия Министерства обороны Российской Федерации. Управление в сфере военно-космической деятельности................................................. 804 36.6. Реализация государственной оборонной политики 36.7. Государственный оборонный заказ, его статус Вопросы и задания для самоконтроля..................................................... 807 Глава 37. Управление в сфере безопасности............................ 808 37.1. Соотношение полномочий органов исполнительной власти и совещательных органов. Статус Совета Безопасности Российской Федерации как органа политико-правового руководства 808 37.2. Организационная структура управления в сфере безопасности. Управление в сфере охраны государственной границы Российской Федерации................... 809 37.3. Понятие объектов государственной охраны. Компетенция Федеральной службы охраны Российской Федерации............................................................................................. 813 37.4. Министерства и ведомства, осуществляющие внешнюю разведывательную деятельность 816 37.5. Государственная фельдъегерская службаРоссийской Федерации 817 37.6. Статус Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в сфере обеспечения общественной и экологической Содержание публичных полномочий МЧС России............... 818 Административно-юрисдикционные полномочия МЧС России 821 Система МЧС России...................................................................... 822 Вопросы и задания для самоконтроля..................................................... 824 Глава 38. Система органов внутренних дел России................. 825 38.1. Организационная структура управления в сфере внутренних дел в Российской империи 825 38.2. Организационная структура органов, обеспечивающих общественную безопасность 829 Министерство внутренних дел Российской Федерации и Федеральная миграционная служба 829 Статус полиции................................................................................ 833 Правоохранительная деятельность органов Федеральная служба Российской Федерации 38.3. Обеспечение безопасности дорожного движения..................... 841 38.4. Структура внутренних войск МВД России................................. 843 Вопросы и задания для самоконтроля..................................................... 844 Глава 39. Государственная регламентация внешнеполитической деятельности 845 39.1. Организационная структура управления внешнеполитической деятельности в Российской империи 845 39.2. Публичный статус Министерства иностранных дел Российской Федерации 847 Содержание властных полномочий МИД России.................. 847 Международно-правовые полномочия МИД России............ 851 Органы системы МИД России...................................................... 852 Вопросы и задания для самоконтроля..................................................... 856 Глава 40. Управление в сфере юстиции................................... 857 40.1. Становление и развитие публичного управления в сфере юстиции 857 40.2. Содержание регистрационной, экспертной 40.3. Организационная структура управления; статус федеральных служб, подведомственных Минюсту России................................................................................................................... 861 Вопросы и задания для самоконтроля..................................................... 864 Заключение........................................................................................................... 866 Литература............................................................................................................ 870
Предисловие к восьмому изданию В настоящее издание учебника внесены существенные коррективы, обусловленные не только законотворческими, но и прагматическими предпосылками. Внесение изменений и дополнений связано прежде всего с развитием отечественного публичного законодательства, обстоятельной регламентацией прежних публично-правовых институтов и становлением новых. Особое внимание в этой связи уделено обоснованию статуса публичных юридических лиц, а именно: публичных органов, публичных корпоративных образований и публичных учреждений. Исследования такого рода, предпринятые еще в первом издании учебника, обрели иную основу и содержание. Развитие законодательства о публичных юридических лицах обусловлено особыми политико-правовыми предпосылками, такое законодательство никогда не было опосредовано предшествующим законотворческим опытом, его становление и развитие всегда сопряжено с субъективным решением, а именно с волеизъявлением субъекта, осуществляющего государственную власть. Именно субъективным фактором объясняется появление новых публичных юридических лиц, статус которых не коррелируется с правомочиями юридического лица, установленными гл. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации. Сказанное относится прежде всего к особому публичному юридическому лицу — Инновационному центру «Сколково», организационно-правовая форма которого не только не соответствует Гражданскому кодексу РФ, но и не определена даже федеральным законом о его учреждении. Аналогичным образом, а именно — вне правил, установленных действующим цивилистическим и публичным законодательством, определен статус специального «федерального органа» — Следственного комитета Российской Федерации, — его статутные правомочия, так же как и в вышеуказанном случае, установлены специальным федеральным законом. Подобный метод правовой регламентации ad hoc, т.е. применительно к данному случаю, в целом характерен для становления и развития отечественного законодательства о публичных юридических лицах, такое законодательство затрагивает сферу не только публичной, но и цивилистической регламентации, наглядное тому свидетельство — законодательство о публичных корпоративных образованиях, а именно о государственных корпорациях и государственных компаниях. Статус таких юридических лиц всегда определяется специальным законодательством: применительно к вышеуказанным случаям — специальными федеральными законами, в соответствии с которыми устанавливается их иммунитет от имущественных и публичных обременений, предусмотренных действующим законодательством в отношении цивилистических и административных правомочий всех иных юридических лиц. Иными словами, публичные корпоративные образования сосуществуют в правовом социуме с иными юридическими лицами, но на основе особых правил регламентации. Следствием этого являются противоречия, необъяснимые с точки зрения истолкования действующего законодательства, но вполне естественные с позиции правового прагматизма, в соответствии с которыми именно политические предпосылки обуславливают целесообразность принятия того или иного законотворческого решения. Именно политико-экономическими реалиями нового фазиса развития государственного капитализма обусловлено распространение правомочий некоммерческой организации на один из крупнейших по уровню капитализации отечественных банков — Банк развития, также весьма необычны правовые предписания, наделяющие некоммерческую организацию — Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом» — публичными правомочиями в сферах нормативно-правового регулирования и контроля упраздненного Федерального агентства по атомной энергии. Во всех вышеуказанных случаях субъективный прагматический фактор является доминирующей основой принятия законотворческого решения, на такой основе и развивается отечественное законодательство о публичных юридических лицах. Сказанное относится не только к публичным некоммерческим организациям, но и к публичным органам, прежде всего — к статутному законодательству о федеральных органах исполнительной власти. Публичные права и обязанности федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств, каждое из которых наделено правомочиями юридического лица, с момента прекращения деятельности Союза ССР и до сих пор регламентируются не федеральными законами, а подзаконными актами — указами Президента России и постановлениями федерального Правительства, устанавливающими особые правила организации публичного юридического лица, и прежде всего специальные правила перераспределения полномочий в случаях присоединения или преобразования таких юридических лиц, отличные от правил, установленных ст. 57, 58 Гражданского кодекса РФ. Применительно к данному случаю подзаконный политико-правовой акт устанавливает особые правила правовой регламентации, отличные от правил, определенных кодифицированным цивилистическим законодательством. Сказанное свидетельствует об особой значимости публичных юридических лиц в административной регламентации, решению этой актуальной задачи уделено значительное внимание в данном издании учебника. Еще одной насущной проблемой является развитие отечественного законодательства о публичном санкционировании, и прежде всего — лицензионного и таможенного законодательства. Новеллы законодательной регламентации в этой сфере нуждаются в надлежащем теоретическом и прагматическом истолковании и решению этой проблемы также уделено особое внимание. В целом новое издание в большей мере учитывает теоретические и практические потребности обучающихся в вузах, прежде всего в нем обстоятельно исследуются предписания публичного имущественного законодательства, на основе таких аналитических методов изучения курса административного права неизбежно приходишь к выводу о глубинной сопричастности, взаимообусловленности методов цивилистической и публично-правовой регламентации, свидетельствующему о прагматической значимости нашего учебного курса. Принятые сокращения 1. Нормативные правовые акты Конституция РФ — Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) БК РФ — Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145‑ФЗ ВдК РФ — Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74‑ФЗ ВзК РФ — Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60‑ФЗ ГК РФ — Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51‑ФЗ; часть вторая от 26 января 1996 г. № 14‑ФЗ; часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146‑ФЗ; часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230‑ФЗ ГрК РФ — Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190‑ФЗ ЖК РФ — Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188‑ФЗ КВВТ РФ — Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ КоАП РФ — Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195‑ФЗ КТМ РФ — Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81‑ФЗ НК РФ — Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая от 31 июля 1998 г. № 146‑ФЗ; часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117‑ФЗ ТК РФ — Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197‑ФЗ ТКТС — Таможенный кодекс Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 17 УИК РФ — Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1‑ФЗ УК РФ — Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63‑ФЗ 2. Органы власти Банк России, ЦБ РФ — Центральный банк Российской Федерации ГУСП — Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации ГФС России — Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации МВД России — Министерство внутренних дел Российской Федерации МИД России — Министерство иностранных дел Российской Федерации Минздравсоцразвития России — Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации Минкомсвязь России — Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Минкультуры России — Министерство культуры Российской Федерации Минобороны России — Министерство обороны Российской Федерации Минобрнауки России — Министерство образования и науки Российской Федерации Минприроды России — Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации Минпромторг России — Министерство промышленности и торговли Российской Федерации Минрегион России — Министерство регионального развития Российской Федерации Минсельхоз России — Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Минспорттуризм России — Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации Минтранс России — Министерство транспорта Российской Федерации Минфин России — Министерство финансов Российской Федерации Минэкономразвития России — Министерство экономического развития Российской Федерации Минэнерго России — Министерство энергетики Российской Федерации Минюст России — Министерство юстиции Российской Федерации МЧС России — Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Росавиация — Федеральное агентство воздушного транспорта Росаккредитация — Федеральная служба по аккредитации Росавтодор — Федеральное дорожное агентство Росалкогольрегулирование — Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка Росархив — Федеральное архивное агентство Росводресурсы — Федеральное агентство водных ресурсов Росгидромет — Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Росграница — Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации Росжелдор — Федеральное агентство железнодорожного транспорта Росздравнадзор — Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Росимущество — Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Роскомнадзор — Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскосмос — Федеральное космическое агентство Рослесхоз — Федеральное агентство лесного хозяйства Росморречфлот — Федеральное агентство морского и речного транспорта Росмолодежь — Федеральное агентство по делам молодежи
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |