Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы и способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. Борьба с коррупцией




Специальные юридические средства обеспечения законности — контроль и принуждение.

В системах социального управления контроль — важнейший вид обратной связи, по каналам которой субъекты власти получают информацию о фактическом положении дела, о выполнении решений. Он используется для повышения исполнительской дисциплины, оценки работы, предотвращения нежелательных последствий, оперативного регулирования процессов. Содержание контроля состоит из:

а) наблюдения за функционированием подконтрольных объектов, получения объективной информации о выполнении ими правил и поручений, их состоянии. Формы сбора информации — изучение данных учета, отчетов, проверки документов на месте, инвентаризации, ревизии, получение объяснений и др.;

б) анализа собранной информации, выявление тенденций, причин, разработка прогнозов;

в) принятия мер по предотвращению нарушений законности и дисциплины, вредных последствий, ущерба, несчастных случаев, нецелесообразных действий и расходов;

г) учета конкретных нарушений, выявление их причин и условий;

Основные виды принуждения — дисциплинарное, административное, гражданско-правовое и уголовное — различаются основаниями и процедурами их применения. Но все они широко используются для защиты законности в отношениях с исполнительной властью, и при этом государственной администрации принадлежит ведущая роль. Только в процессе исполнительно-распорядительной деятельности используется дисциплинарное и административное, т. е. внесудебное, принуждение, которое можно считать особым видом административной власти. Она же инициирует, расследует, направляет в суды уголовные дела, обеспечивает исполнение уголовных наказаний.

Принудительные меры применяются как к индивидуальным, так и к коллективным субъектам права; как к тем, которые являются элементами государственного аппарата, так и к тем, которые не включены в него.

Обеспечение законности в сфере государственного управления это деятельность специально уполномоченных субъектов, а также граждан и объединений: по недоа fущению в деятельности органов исполнительной власти нарушений требований, закрепленных в действующих нормативных правовых актах; своевременному и полному предупреждению правонарушений, причин и условий, их порождающих; привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности. Способы обеспечения законности – совокупность юридических, организационных приемов и форм деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, граждан, общественных объединений по поддержанию и укреплению законности в сфер 0е государственного управления.Существуют также такие способы обеспечения законности, как государственный контроль, государственный надзор, судебный контроль, общественный контроль.Государственное управление располагает наиболее универсальными специально-юридическими р 1редствами обеспечения законности: контролем (надзором) и системой административного принуждения.Поскольку об административном принуждении речь уже шла выше, мы не будем останавливаться на указанном явлении подробно. Укажем лишь, что административное принуждение, являясь унив_e5рсальным методом государственного управления, выступает и в качестве ключевого средства обеспечения законности. В том числе применение мер административной ответственности выступает одной из существенных гарантий законности в смысле неизбежности кары за совершенное право_edарушение (т.е. нарушение принципа законности применительно к конкретной ситуации).Контроль и надзор - два универсальных средства обеспечения законности в государственном управлении. Контроль и надзор обладают признаками пресекательных и принудительных мер административного _e2оздействия. Об их различиях и сходных чертах в науке административного права существует серьезная дискуссия.Итак, контроль представляет собой систему наблюдения за деятельностью и корректировки поведения подконтрольных объектов в целях соответствия их деятельности установ

'ebенным нормам права и целям осуществляемой деятельности. Надзор же заключается в создании системы проверки соблюдения закона в процессе осуществления различных видов деятельности с последующим инициированием процедуры привлечения к юридической ответственности за нарушени_e5 законодательства. Контроль является средством обеспечения законности, применяемым в отношении подведомственных объектов вышестоящими органами государственного управления. Осуществление контроля предполагает возможность оперативного вмешательства контролирующего суб

'faекта в деятельность подконтрольного. Контрольные процедуры ставят своей целью не только выявление соответствия осуществляемой деятельности предписаниям норм права, но также и оценку рациональности, разумности, эффективности осуществляемых действий. Контрольные процедуры п роизводятся в порядке текущего контроля, т.е. непрерывно, а также и выборочно, в ходе специальных контрольных мероприятий.Надзор же осуществляется, как правило, в отношении неподконтрольных субъектов, не связан с вмешательством в деятельность поднадзорного субъекта, и имеет своей целью исключительно выявление правонарушений в деятельности поднадзорных субъектов. Надзор осуществляется выборочно, он не может и не должен быть текущим, чтобы не вызывать длительных сбоев в деятельности поднадзорных субъектов. Выделяют также своеобразные смешанные формы ко нтрольно-надзорной деятельности.По мнению ученых, выделяющих указанные формы, сочетание контроля и надзора в деятельности органов государственного управления может проявляться как форме объединения различных видов контроля и надзора для комплексного обеспечения законности в той или иной области государственного управления.

 

73.Государственный контроль и административный надзор как способы обеспечения законности в государственном управлении.

В системах социального управления контроль — важнейший вид обратной связи, по каналам которой субъекты власти получают информацию о фактическом положении дела, о выполнении решений. Он используется для повышения исполнительской дисциплины, оценки работы, предотвращения нежелательных последствий, оперативного регулирования процессов.

Административный надзор – вид деятельности специально уполномоченных органов испол. власти и их должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и единообразным соблюдением, исполнением и применением юр. и физ. лицами правовых норм в сфере гос. управления.

Существует большое число гос. структур, занимающихся адм. надзором. Среди них есть специализированные ведомства:

• Государственный таможенный комитет РФ;

• Гос. комитет санитарно-эпидемиологического надзора;

• Федеральный горный и промышленный надзор России;

• Федер. надзор по ядерной и радиационной безопасности;

• Федер. служба по надзору за страховой деятельностью.

Особенности административного надзора:

• является особой разновидностью гос. контроля;

• осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти и их должностными лицами;

• деятельность по надзору осуществляется систематически;

• цель – обеспечение правопорядка и общественной безопасности в сфере государственного управления;

• между субъектами и объектами надзора отсутствует организационная соподчиненность;

• осуществляется при помощи определенных методов;

• оценка объекта дается только с позиции законности.

Методы осуществления административного надзора:

• постоянное наблюдение;

• периодические проверки;

• обследование поднадзорного объекта;

• истребование и анализ документов;

• изучение обращений граждан и юр. лиц, публикаций в СМИ о нарушениях законности в сфере гос. управления.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ИНСТИТУТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Статья 17.1. Невыполнение законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы

Статья 17.2. Воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Статья 17.3. Неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов

Статья 17.4. Непринятие мер по частному определению суда или по представлению судьи

Статья 17.5. Воспрепятствование явке в суд народного или присяжного заседателя

Статья 17.6. Непредставление информации для составления списков присяжных заседателей

Статья 17.7. Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об адм.правонарушении

Статья 17.8. Воспрепятствование законной деятельности судебного пристава

Статья 17.9. Заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод

Статья 17.10. Незаконные действия по отношению к государственным символам Российской Федерации

Статья 17.11. Незаконное ношение государственных наград

Статья 17.12. Незаконное ношение форменной одежды

Статья 17.13. Разглашение сведений о мерах безопасности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.