КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Административно-правовая организация в сфере образования и науки
Российское законодательство в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон “Об образовании”, другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования. К задачам законодательства в образовательной сфере следует отнести: 1. Разграничение компетенции в области образования между органами управления образованием различных уровней. 2. Обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование. 3. Создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования. 4. Определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц, в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области. Система образования представляет собой совокупность взаимодействующих элементов: -преемственные образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности -сеть образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов -органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации Образовательные программы определяют содержание образования по различным уровням и направлениям. Они подразделяются на общеобразовательные и профессиональные программы. Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К общеобразовательным относятся программы: 1) дошкольного образования; 2) начального образования; 3) основного общего образования; 4) среднего (полного) общего образования. Профессиональныеобразовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К профессиональным относятся программы: 1) начального профессионального образования; 2) среднего профессионального образования; 3) высшего профессионального образования; 4) послевузовского профессионального образования. Образовательная деятельность осуществляется образовательными учреждениями. В зависимости от организационно-правовых форм они подразделяются на государственные, муниципальные, частные, иных форм собственности (например, общественных или религиозных органов). Их деятельность регулируется типовыми положениями и разработанными на их основе уставами. Образовательным является учреждение, реализующее одну или несколько образовательных программ и обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся. Непосредственное управление образовательным учреждением осуществляет прошедшие соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель соответствующего образовательного учреждения. В вузах образовывается коллективный орган – ученый совет. Главенствующее положение в системе федеральных органов управления образованием занимает Министерство образования Российской Федерации (Минобразование России). Это федеральный орган исполнительной власти, созданный для управления образованием в масштабе государства. Его статус определен Положением о Министерстве (утверждено Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г.). В качестве главной задачи министерство призвано обеспечить осуществление государственной политики в области образования. К ведению Министерства отнесена разработка федеральных государственных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов, как правило, определяется Правительством Российской Федерации. Министерство принимает участие в лицензировании образовательного процесса. В его компетенцию входит выдача лицензий на право ведения образовательной деятельности, а также осуществление государственной аккредитации и аттестации образовательных учреждений. В процессе аттестации устанавливается соответствие качества подготовки выпускников образовательных учреждений требованиям государственных образовательных стандартов. Государственная аккредитация образовательных учреждений проводится Министерством образования на основе заключения об аттестации образовательного учреждения. В результате государственной аккредитации образовательное учреждение наделяется дополнительными правами: правом выдачи документов государственного образца о соответствующем уровне образования, правом на получение бюджетных средств и др. В компетенции Министерства образования также относится: инспектирование образовательных учреждений и органов управления образованием; создание, реорганизация, ликвидация и осуществление проверки образовательных учреждений, непосредственно подчиненные ему. На уровне субъекта РФ указанные задачи и функции выполняет Комитет по делам науки и высшей школы; Главное управление образования, в городах – Управление образования, в округах, районах – отдел образования. Перед государством в области науки стоят следующие важнейшие задачи, решаемые с помощью правового регулирования: - определение роли науки в обществе и роли государства в отношениях с нею; - организационное и юридическое обеспечение научной деятельности; - финансовое обеспечение научной деятельности; - постановка перед наукой государственно-значимых задач; - выбор приоритетов научных исследований в соответствии с приоритетами общественного развития; -формирование механизмов организации, финансирования и стимулирования науки, адекватных рыночной экономике, наряду с сохранением традиционных и оправдавших себя методов. Государственное регулирование в сфере научно-технической политики осуществляется Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации (Минпромнауки России) правовой статус которого определен Положением о нем (утверждено постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000 г.). Министерство проводит в жизнь государственную политику и осуществляет управление в сфере науки и технологий гражданского назначения, а также координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с Положением о порядке присуждения ученых степеней (утверждено постановлением Правительства РФ от 30 января 2002 г.) в целях обеспечения единой государственной политики в области государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров и присуждения ученых степеней действует высшая аттестационная комиссия Министерства образования РФ (ВАК России). ВАК руководит диссертационными советами вузов и научных организаций. Правительством утвержден единый реестр ученых степеней и ученых званий, которым установлены: ученая степень доктора наук по отрасли науки; ученая степень кандидата наук по отраслям науки; ученое звание профессора по специальности; ученое звание доцента по специальности; ученое звание профессора по кафедре образовательного учреждения; ученое звание доцента по кафедре образовательного учреждения.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 703; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |