Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду. Виды платежей. Порядок их исчисления




Понятие экологического преступления. Классификация видов.

В действующем до недавнего времени УК РФ имелось более 10 составов преступлений, которые можно отнести к экологическим. Все преступления в области охраны окружающей среды и природополь-зования по действовавшему УК РФ можно разделить на две фуппы: общего и специального характера. К общим экологическим преступлениям отно-сятся: 1. нарушение законодательства о континентальном шельфе и об исклю-чительной экономической зоне РФ и др.

Экологические преступления специального характера можно разделить на три вида: преступления, посягающие на общественные отношения в сфере охраны и рационального использования земли и ее недр; преступле-ния в сфере охраны и рационального использования фауны; преступления в сфере охраны и рационального использования флоры. В УК РФ есть специальная глава «Экологические преступле-ния», в которой предусмотрено 17 составов преступлений. Все эти составы можно классифицировать на следующие виды в зависимости от непосред-ственного объекта посягательства:

1. Нарушения действующих правил в области экологопользования: ст. 246(нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ); ст. 247(нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов); ст. 248(нарушение правил безопасности при обращении с микробио-логическими либо другими биологическими агентами и токсинами); ст. 249 (нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений).

2. Порча основных природных компонентов — вод, воздуха, земли и пр.: ст. 250(загрязнение вод); ст. 251 (загрязнение атмосферы); ст. 252 (загрязнение морской среды); и пр.

3. Преступления, посягающие на общественные отношения в сфере охраны фауны: ст. 256 (незаконная добыча водных животных и растений); ст. 258 (незаконная охота).

4. Преступления, посягающие на общественные отношения в сфере охраны флоры: ст. 259 (уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ) и пр.

Основные особенности уголовной ответ-ственности: 1. она наступает за деяния в экологической сфер, имеющие наивысшую общественную опасность (ст. 14 УК РФ); 2. применяется только судом, после обязательной уголовно-процессуаль-ной процедуры и единственным основанием назначения наказания явля-ется приговор суда; 2. имеет более суровые виды наказания, чем в других отраслях (ст. 44 УК РФ); 3. субъектами здесь могут быть только физические лица, достигшие определенного возраста (ст. 20 УК РФ) и вменяемые.

Для материальной ответственностихарактерны следующие признаки: 1. материальная ответственность ограничивается определенной частью заработка и не должна превышать полного размера причиненного ущерба, кроме случаев, предусмотренных законодательством (ст. 119, 121 КЗоТ РСФСР); 2. данная ответственность работника по трудовому законодательству воз-можна только при наличии его вины; 3. учитываться должен только прямой ущерб, причиненный работником (неполученные доходы не учитываются); 4. работн1жи, причинившие ущерб при нормальном производственно-хо-зяйственном риске, освобождаются от ответственности данного вида; 5. для привлечения к данной ответственности законодательством предус-мотрены сокращенные сроки (не позднее двух недель со дня обнаружения ущерба); 6. взыскание производится администрацией при согласии виновного лица (иначе — судебный порядок); 7. ущерб возмещается независимо от привлечения работника к дисцип-линарной, административной или уголовной отастственности за деяния, которыми причинен ущерб предприятию.

Эффективным правообеспечительным механизмом охраны природных объектов является материальная ответственность, имеющая следующие отличительные особенности:

1. Материальная ответственность шире понятия «эколого-правовое нарушение», поскольку она может наступить и за причинение ущерба без нарушения какого-либо закона. Например, владельцы транспортных средств несут материальную ответственность и за невиновные действия, причинившие вред животному миру, если не докажут, что причинение вреда произошло вследствие действия непреодолимой силы. 2. Состав проступка, за который виновные лица несут материальную ответственность, всегда имеет материальный характер. 3.Различные виды материальной ответственности имеют и различные сроки и способы взыскания причиненного материального ущерба с винов-ных лиц. Если, например, для взыскания ущерба, причиненного природе, в пределах до одного среднемесячного заработка виновного необходим приказ администрации, изданный не позднее двух недель со дня обнару-жения ущерба и примененный к исполнению не ранее семи дней со дня сообщения об этом к работнику (ст. 122КЗоТ РСФСР), то подная материальная ответственность в общегражданском порядке может быть применена в течение 3 лет со дня обнаружения ущерба и по решению суда, если виновный не возместит ущерб добровольно (ст. 190, 1064 ГК РФ; ст. 3 ГПК РСФСР). 5. В отличие от дисциплинарной, уголовной и административной ответственности, субъектом которых могут быть лишь граждане или дол-жностные лица, материальная ответственность может применяться и к предприятиям, учреждениям и организациям.

Таким образом, материальная ответственность в сфере экологопользо-вания представляет собой систему юридических мер, направленных на сохранность природной среды и применяемых дифференцированно к видам, способам и характеру причиняемого вреда, а также к виновным в причинении экологического ущерба гражданам и организациям.

 

Плата взимается за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения. Плата за загрязнения окружающей природной среды относится к обязательным платежам. Плательщиками указанной платы являются предприятия, учреждения, организации, юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием.

Порядок исчисления и применения нормативов платы определяется Правительством РФ и производится в соответствии с "Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнения окружающей природной среды".

Чтобы рассчитать размер платежей необходимо знать количество направленных на захоронение отходов, выбросов в атмосферу и водные объекты, и базовые нормативы платы. Предельно-допустимые количества (лимиты) загрязняющих веществ и отходов устанавливаются в разрешениях, выдаваемых территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ.

Если фактические объемы по итогам года превышают установленные лимиты, то плата за объемы превышения взимается в 5-кратном размере. Если отсутствует разрешение, т.е. не установлены лимиты, то 5-и кратный коэффициент применяется ко всему фактическому объему загрязняющих веществ и отходов.Действующими нормативными актами предусмотрена уплата нескольких видов экологических платежей.


К ним относятся:

● плата за выбросы загрязняющих веществ (в том числе от стационарных и передвижных источников);
● плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
● плата за размещение отходов;
● плата за другие виды вредного воздействия на окружающую среду.

 

Определение конкретных размеров указанных платежей зависит от объема выброса (сброса) загрязняющего вещества и объема размещенных отходов (далее по тексту загрязнение). При этом следует иметь в виду, что базовые нормативы платы и конкретные ставки платы, устанавливаемые на их основании в регионах, определены не только по видам загрязняющих веществ, но и в зависимости от того, произошло загрязнение в пределах установленных норм или с их превышением. Установлены два вида базовых нормативов платы по каждому виду загрязняющего вещества (отхода) с учетом степени вредного воздействия и опасности для окружающей природной среды и здоровья населения:

а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

РАСЧЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПЛАТЕЖЕЙ

 

Размер экологических платежей определяется как сумма платы за загрязнение: в пределах установленных нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, а также за сверхлимитное загрязнение окружающей среды. При этом к базовым нормативам платы для отдельных экономических районов и бассейнов рек установлены коэффициенты. Они учитывают различные экологические факторы и важность территорий.

ПЛАТЕЖИ ЗА ВЫБРОСЫ В АТМОСФЕРУ

Установлены базовые нормативы платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ стационарными источниками. Плата зависит от количества выбрасываемых вредных веществ. В связи с этим введены ставки платы по выбросам, превышающим предельно допустимый норматив и не превышающим временно согласованные выбросы, то есть находящимся в пределах установленных лимитов.

Плата за загрязнение атмосферного воздуха стационарными источниками выброса складывается из:

• платы за допустимые выбросы в атмосферу,
• платы за выбросы в пределах лимита и
• платы (санкции) за выбросы, превышающие лимиты.


ПЛАТА ЗА РАЗМЕЩЕНИЕ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ

 

Плата за размещение отходов складывается из:

• платы за размещении отходов в пределах установленных лимитов,
• платы за сверхлимитное размещение отходов при соблюдении условий размещения и
• платы (санкций) за несанкционированное размещение отходов.

Чтобы узнать, сколько надо заплатить за размещение отходов, необходимо также определить дифференцированную ставку по каждому их виду в пределах установленных лимитов. Она рассчитывается исходя из базовых нормативов платы за размещение отходов с учетом понижающих коэффициентов и коэффициента, установленного для почвы того или иного экономического района РФ. Затем дифференцированная ставка платы по каждому виду отходов умножается на объем фактически размещенных отходов.


ПЛАТА ЗА ВЫБРОСЫ ПЕРЕДВИЖНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ

Платежи за загрязнение атмосферы передвижными источниками рассчитываются на основании ставок платы за выбросы загрязняющих веществ при сжигании 1 тонны (тысячи кубических метров) различных видов топлива. Установлены базовые ставки платы за допустимые выбросы Плн l баз при сжигании единицы топлива l–го вида.

Дифференцированные ставки платы за загрязнение рассчитываются как произведение базовых нормативов платы на коэффициенты экологической ситуации и значимости для атмосферы рассматриваемого региона. В настоящее время установлены базовые нормативы платы за загрязнение атмосферы передвижными источниками при использовании следующих видов топлива:

1) Бензин неэтилированный, в руб/т.
2) Дизельное топливо, в руб/т.
3) Керосин, в руб/т.
4) Сжатый природный газ, в руб/тыс.м3.
5) Сжиженный газ, в руб/т.

Если данные о количестве израсходованного топлива отсутствуют, плату определяют по ставкам, установленным в расчете на 1 т сжигаемого топлива. Если таких данных нет, но есть достоверные сведения о выбросах загрязняющих веществ, то расчеты делают исходя из ставок для стационарных источников. При отсутствии данных и о количестве израсходованного топлива, и о массе выбросов размер платы определяется по ставкам годовой платы за выбросы одним транспортным средством.

При оформлении расчета платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников природопользователям необходимо выбрать по бухгалтерским данным расход топлива (литры) за год. Литры необходимо перевести в тонны, так как норматив платы, установленный в постановлении Правительства РФ «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления», определен за единицу измерения в тоннах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.