Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 52. Право водопользования и его виды




Право водопользования как важнейший институт водного права пред­ставляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок и ус­ловия использования водных объектов, права и обязанности водопользова­телей.

В субъективном смысле право водопользования - это совокупность кон­кретных правомочий субъекта по отношению к предоставленному ему в пользование водному объекту.

Субъектами права водопользования (водопользователями) выступают граждане и юридические лица.

Объектом права водопользования являются водные объекты или их час­ти (ст. 7 ВК РФ).

Водное законодательство классифицирует право водопользования на не­сколько видов с различным правовым режимом.

В зависимости от хозяйственной цели использования водных объектов (по целевому назначению) выделяются следующие виды водопользования: для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; промышленности и энергетики; сельского хозяйства; лесного хозяйства, лесосплава; здравоо­хранения; строительства; пожарной безопасности; рыбного хозяйства; охот­ничьего хозяйства и иных целей. При этом закон устанавливает приоритет питьевого и хозяйственно-бытового водопользования, предусматривая пер­воочередность удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения, особые требования к качеству вод, предназначенных для этих целей.

Согласно ст. 133 ВК РФ для питьевого и хозяйственно-бытового водо­снабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные и подземные водные объекты. Пригодность их для данного водоснабжения определяется государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора. Отнесение водного объекта к источникам питьево­го водоснабжения должно осуществляться с учетом его надежности и воз­можности организации зон и округов его санитарной охраны.

Использование подземных водных объектов, пригодных для питьевого водоснабжения, для иных целей вообще не допускается, кроме исключи­тельных случаев.

Применительно к способам пользования водными объектами различают­ся общее и специальное водопользование. Общее водопользование осуще­ствляется без применения сооружений, технических средств и устройств, влияющих на состояние вод, а специальное - с применением таких соору­жений и устройств.

Типичными случаями общего водопользования являются забор воды от­дельными гражданами для питьевых или бытовых нужд, использование водо­емов для отдыха и купания, водопоя скота, плавания на маломерных плава­тельных средствах, любительское рыболовство и др. Такое водопользование не требует предварительного разрешения компетентных государственных ор­ганов и осуществляется, как правило, свободно и бесплатно.

Общее водопользование производится в первую очередь на водоемах об­щего пользования. Водные объекты общего пользования - это объекты, на­ходящиеся в общедоступном, открытом пользовании. К ним относятся вод­ные объекты, которые являются государственной или муниципальной собственностью (ст. 20 ВК РФ).

Общее водопользование на обособленных водных объектах, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, может осуществляться только при условии регистрации данного ограничения права собственности на обо­собленные водные объекты и выплаты вознаграждения собственнику. При этом обособленные водные объекты, принадлежащие субъектам на праве му­ниципальной и частной собственности, могут использоваться как объекты об­щего водопользования лишь на условиях, установленных собственниками по согласованию с органом управления водным фондом. Собственник обособ­ленного водного объекта обязан объявить об условиях общего водопользова­ния или о его запрещении (ст. 88 ВК РФ).

Специальное водопользование с применением различных технических средств (плотин, насосных станций, шлюзов и т. д.) осуществляется в уста­новленном законом порядке на основе разрешений, выдаваемых государст­венными органами управления использованием и охраной водного фонда после согласования с органами, производящими санитарный надзор, охрану рыбных запасов и другими заинтересованными организациями.

Перечень видов специального водопользования утверждается Министер­ством природных ресурсов РФ.

Использование водных объектов может осуществляться с изъятием (за­бор воды) либо без изъятия (сброс, использование в качестве водных путей и др.) водных ресурсов.

Водные объекты могут предоставляться для удовлетворения одной или нескольких целей как одному, так и нескольким субъектам. В последнем случае имеет место так называемое совместное водопользование. Совмест­ное (комплексное) водопользование - наиболее распространенный вид во­допользования. В соответствии со ст. 76 ВК РФ государственными органами управления использованием и охраной водного фонда разрабатываются схе­мы комплексного использования и охраны водных ресурсов.

Для обеспечения нужд обороны, федерального транспорта, федеральных энергетических систем, а также иных государственных и муниципальных нужд водные объекты, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться в особое пользование по решению Правительства РФ или органов исполнительной власти субъектов РФ (ст. 87 ВК РФ).


Вопрос 53. Основания и порядок возникновения права пользования водным объектом.

Основаниями возникновения права водопользования являются юридиче­ские факты. В соответствии с водным законодательством к ним относятся:

- лицензии на водопользование;

- договоры пользования водными объектами;

- решения Правительства РФ или органа исполнительной власти субъекта РФ о предоставлении водного объекта в особое пользование (ст. 91 ВК РФ).

Согласно водному законодательству водные объекты предоставляются в пользование на основании специальных разрешений компетентных госу­дарственных органов - лицензий на водопользование. Все виды специально­го водопользования осуществляются только при наличии лицензии.

Лицензия на водопользование представляет собой акт государственного органа управления использованием и охраной водного фонда, который со­держит (в зависимости от способов и целей использования водных объектов): сведения о водном объекте, о водопользователе, водопотребителях, указания на способы и цели использования водного объекта, указание про­странственных границ (координат) водного объекта или его части, мест за­бора (сброса) воды, сведения о лимитах водопотребления, сроки действия лицензии, требования по рациональному использованию, охране водных объектов и окружающей природной среды и др. (ст. 48, 49 ВК РФ).

Передача права пользования водным объектом от одного лица к другому в случаях, предусмотренных ВК РФ, осуществляется на основании распоря­дительной лицензии.

Лицензирование водопользования, то есть оформление, выдача и регис­трация лицензий, осуществляется Министерством природных ресурсов РФ и его территориальными органами.

Порядок выдачи и оформления лицензий установлен Правилами предо­ставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выда­чи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии. Лицензия на водопользование и распорядительная лицензия вступает в силу только после ее регистрации (п. 42 Правил).

Получения лицензии на водопользование не требуется при осуществ­лении:

- общего водопользования;

- использования водных объектов для плавания на маломерных судах;

- разовых посадок (взлетов) воздушных судов;

- водопользования для пожарных нужд;

- забора воды из одиночных скважин и колодцев с применением быто­вых насосов, обустроенных владельцами земельных участков, при использо­вании первого от поверхности водоносного горизонта, если он не использу­ется для централизованного водоснабжения;

- пользования обособленными водными объектами (п. 5 Правил).

В то же время новый Водный кодекс РФ предусматривает обязательное заключение договоров пользования водными объектами.

Договором пользования водным объектом признается соглашение орга­на исполнительной власти субъекта РФ с водопользователем о порядке ис­пользования и охраны водного объекта или его части.

Договор пользования водным объектом должен заключаться на основа­нии и в соответствии с лицензией. В случае противоречия договора услови­ям лицензии на водопользование указанный договор признается недействи­тельным. После выдачи гражданину или юридическому лицу лицензии на водопользование заключение договора пользования водным объектом явля­ется обязательным.

Договоры пользования водными объектами могут заключаться в следую­щих видах:

- договор краткосрочного пользования водным объектом;

- договор долгосрочного пользования водным объектом;

- договор установления частного водного сервитута.

Последний вид договора заключается между водопользователем и лицом, в пользу которого ограничивается право пользования водным объектом, то есть устанавливается частный водный сервитут.

К договорам пользования водными объектами применяются нормы гражданского законодательства о сделках, договорах и аренде, если иное не установлено водным кодексом.

Права пользования водными объектами возникают с момента регистра­ции соответствующего договора государственным органом управления вод­ным фондом в государственном реестре договоров. Отказ в регистрации до­пускается только при несоответствии договора условиям лицензии или водному законодательству (ст. 46, 59 ВК РФ).

Право особого водопользования приобретается на основании решения Правительства РФ или органов исполнительной власти субъектов РФ о пре­доставлении водных объектов в особое пользование, выданной на его осно­ве лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней дого­вора пользования водным объектом.

Права на обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) приобре­таются в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законода­тельством для приобретения недвижимости (земельного участка), частью которого является водоем (путем заключения сделок, договоров, наследова­ния и др.).

Водный сервитут устанавливается водным законодательством РФ (пуб­личный сервитут) или договором, а в случае спора - на основании решения суда (частный водный сервитут). Для осуществления водных сервитутов не требуется получения лицензии на водопользование.

Непосредственное предоставление водных объектов в пользование осу­ществляется путем выделения участков акватории, мест забора и сброса во­ды и другими способами (ст. 91 ВК РФ).

Водный кодекс допускает приобретение права водопользования не толь­ко в порядке предоставления водных объектов, но и посредством перехода прав пользования водным объектом (ст. 22, 46, 52 ВК РФ).

Права пользования водными объектами могут переходить от одного лица к другому только в случаях, если указанные лица осуществляют водопользо­вание для собственных нужд и цели использования при переходе прав не ме­няются (ст. 47 ВК РФ). Переход прав пользования водными объектами, как указывалось выше, происходит на основании распорядительной лицензии.

Использование отдельных водных объектов или их частей может быть ограничено, приостановлено или запрещено в целях обеспечения защиты основ конституционного строя, обороны страны и безопасности государства, охраны здоровья населения, прав и законных интересов других лиц.

Обеспечение, приостановление или запрещение использования водных объектов устанавливается правительством РФ или органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению органа управления водным фондом, согласованному с заинтересованными ведомствами и организациями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.