Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологическое преступление




В уголовном праве РФ — преступление, посягающее на здоровую окружающую среду и ее отдельные элементы (объекты). УК РФ впервые выделил Э.п. в отдельную главу (ст. ст. 246-262). К Э.п. относятся: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ; нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов; нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами иди токсинами; нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений; загрязнение вод: загрязнение атмосферы; загрязнение морской среды; нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ; порча земли; нарушение правил охраны и использования недр; незаконная добыча водных животных и растений; нарушение правил охраны рыбных запасов; незаконная охота; уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации; незаконная порубка деревьев и кустарников; уничтожение или повреждение лесов; нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.

Экологическим правонарушением является виновное противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред ОС и здоровью человека (ст. 81 Закона ООПС).

Закон ООПС стоит на той позиции, что предприятия, организации и граждане, причиняющие вред ОС, здоровью или имуществу граждан, экономике страны загрязнением ОС, порчей, уничтожением, повреждение, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с действующим законодательством (ст.86).

Это производится добровольно или по решению суда в соответствии с учрежденными таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии – по фактическая затратам на восстановление нарушенного состояния ОС с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. С согласия сторон по решению суда или арбитражного суда вред может быть возмещен в натуре путем возложения на ответчика обязанностей по восстановлению ОС за счет его сил и средств.

Экологическому правонарушению присущи следующие признаки:

Вина (при причинении вреда источником повышенной опасности вина не учитывается – ст. 1079 ГК)

Противоправность (нарушение закона ООПС и иных законодательных актов России и субъектов Федерации)

Наказуемость (к должностным лицам и гражданам применяются меры дисциплинарного, административного воздействия, уголовные наказания, они несут гражданско-правовую и материальную ответственность, а предприятия, учреждения и организации – административную и гражданско-правовую ответственность)

Вредность (общественная опасность) – причинение либо создания реальной угрозы причинения вреда ОС и здоровью человека.

Деяние (действие либо бездействие)

Экологическое правонарушение представляет собой противоправное деяние, совершенное путем действия (например, незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников) или бездействия (невыполнения правил охраны недр), поэтому для объективной стороны экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:

противоправность поведения

причинение экологического вреда (или реальная угроза его причинения) либо нарушение иных законных прав и интересов субъекта экологического права

причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом (реальной угрозой его причинения) либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права.Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения в сфере реального ПР и ООС, установленные в законах, иных нормативных правовых актах порядок и правила использования и ООС и отдельных природных объектов. Предмет экологического правонарушения – ОС в целом и ее отдельные компоненты. Причем они должны соответствовать критериям, установленным применительно к объектам экологического права, т.е. иметь естественное происхождение, находиться в тесной взаимосвязи с остальной ОС, выполнять экологические функции. Это один из ведущих признаков экологического правонарушения, отличающегося от всех остальных правонарушений, связанных с компонентами ОС. Так, нельзя рассматривать в качестве экологического правонарушения загрязнение воздуха производственных помещений, т.к. нет природного объекта. Не относится к составу экологических правонарушений хищение рыбы, находящейся в водоемах колхозов, совхозов и других предприятий.

Субъективная сторона выражается в форме вины: неосторожности и прямого или косвенного умысла, когда лицо создает нарушение им соответствующих правил, предвидит возможность наступления негативных последствий и сознательно допускает их наступление или относится к этому безразлично. Например, незаконная охота (ст.258 УК) может быть совершена только с прямым умыслом, уничтожение лесных массивов в результате неосторожного обращения с огнем – только по неосторожности (ст.261 УК). Субъектом является лицо, достигшее 16-летнего возраста, на которое нормативными правовыми актами возложены соответствующе должностные обязанности (соблюдение правил ООС, контроль за их соблюдением), либо любое лицо, достигшее 16-летнего возраста, нарушившее требования экологического законодательства.

С учетом степени общественной опасности экологические правонарушения подразделяются на проступки и преступления.

Экологические проступки, будучи менее общественно опасными, по сравнению с преступлениями, считаются дисциплинарными, материальными, административными и гражданскими правонарушениями.

аминистративными экологическим нарушением (проступком) признается противоправное, виновное действие или бездействие, посягающее на установленный в России экологический правопорядок, здоровье и экологическую безопасность населения, причиняющее вред ОС или содержащие реальную угрозу такого причинения, за которое предусмотрена административная ответственность. Административное правонарушение по своим объективным признакам внешне схоже с преступлением, поэтому КоАП одним из предварительных условий применения административной ответственности предусматривает отсутствие в совершенном нарушении признаков преступления.

Перечень экологических правонарушений, за которые может наступить административная ответственность, приводится в ст. 84 Закона ООПС. Он носит примерный характер. В Законе РСФСР «О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» эти правонарушения распределены по девяти группам:

превышение установленных нормативов предельно допустимых вредных воздействий

нарушение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции или вводе в эксплуатацию, эксплуатация предприятий, сооружений, иных объектов

загрязнение ОСнесоблюдение экологических требований при складировании, сжигании, переработки, захоронении промышленных и бытовых отходов

нарушение правил транспортировки, хранения, применения химических средств с\х

невыполнение требований по государственной экологической экспертизы и предписаний органов государственного экологического контроля

сокрытие и искажение экологической информации

незаконное расходование средств федерального и местных экологических фондов

нарушение правил охраны природно-заповедных объектов.

Следует отметить, что более половины всех совершаемых экологических правонарушений составляют такие, как захламление и загрязнение земель, самовольное занятие земель природоохранного значения.

Закон предусматривает за экологические правонарушения наложение штрафов:

на граждан – в размере от одного да десяти МРОТ

на должностные лица – от трех до 20 МРОТ

на юридические лица – от 20 до 500 МРОТ

Охрану и защиту прав собственности на природные ресурсы, экологических прав и законных интересов человека и гражданина, выполнение правовых требований ПР. и ООС обеспечивают в

Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ, повлекшее резкое сокращение численности или гибель популяций этих организмов, наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок. Незаконная охота, если это деяние совершено с причинением крупного ущерба, с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей, в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации наказывается: штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, исправительными работами на срок до трех лет; исправительными работами на срок до шести месяцев до двух лет; арестом на срок от четырех до шести месяцев.

Незаконная добыча рыбы, морского зверя и иных водных животных или промысловых морских растений, если она повлекла крупный ущерб или произведена с использование самоходного транспортного плавающего средства, электротока, химических и взрывчатых веществ или в зоне экологического бедствия, в местах нереста или на путях миграции к ним, наказывается: штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, исправительными работами на срок до двух лет; исправительными работами на срок до шести месяцев до одного года; арестом на срок от четырех до шести месяцев. Перечисленные выше действия, совершенные с использование своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказываются: штрафом в размере от 500 до 700 МРОТ или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев; лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Производство лесоповала, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины и другой лесной продукции с лесосек, осуществление разрывных и других работ, а равно эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны рыбных запасов, если они повлекли массовую гибель рыбы или других водных животных, наказывается: штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев; лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет; исправительными работами на срок до двух лет.

Нарушение правил ООС при проектировании промышленных, сельскохозяйственных, научных и других объектов лицами, ответственными за их соблюдение, если это повлекло существенные изменения радиационного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных или иные тяжкие последствия или иные тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо без такового.

Производство запрещенных видов опасных видов отходов, транспортировка и хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если это создало угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или ОС, наказываются: штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев; ограничением свободы на срок до трех лет; лишением свободы на срок до двух лет. Если произошли гибель или массовое заболевание людей, то срок лишения свободы увеличивается до восьми лет.

Незаконное изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка в целях сбыта, а равно незаконный сбыт сильнодействующих или ядовитых веществ либо оборудования для изготовления и переработки наказываются лишением свободы на срок до трех лет. Если подобные действия совершены группой лиц по предварительному сговору, то они получают срок от двух до пяти лет.

Нарушение правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатация горнодобывающих предприятий и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, если эти действия повлекли значительный ущерб, наказываются: штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев; лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет; исправительными работами на срок до двух лет.

Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (заповедников, заказников, памятников природы), повлекшие за собой значительный ущерб, наказывается: штрафом в размере от 100 до 500 МРОТ или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до пяти месяцев; лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет; исправительными работами на срок до двух лет.

Уничтожение и повреждение памятников истории культуры, природных комплексов и объектов, взятых под охрану государства, наказываются: штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев; лишением свободы на срок до двух лет. Те же действия, совершенные в отношении особо ценных объектов федерального значения, наказываются: штрафом в размере от 700 до 1000 МРОТ или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года; лишением свободы на срок до пяти лет.

Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни и здоровья людей либо для ОС, совершенные лицом, обязанным обеспечить население такой информацией, наказываются: штрафом в размере от 500 до 700 МРОТ или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев; лишением свободы на срок до двух лет. Если эти деяния совершены лицом, занимающим государственную должность, то штраф увеличивается в 1,5 раза, период взимания – от семи месяцев до года, срок лишения свободы – до пяти лет.

Незаконное обращение с радиоактивными материалами, т.е. разрушение радиоактивных материалов, наказывается: ограничением свободы на срок до двух лет, арестом на срок до четырех месяцев, лишением свободы на срок до двух лет. Если при этом произошла смерть человека, то срок ограничения свободы осужденного может увеличиться до пяти лет, а лишения свободы – до десяти лет.

Хищение либо вымогательство радиоактивных материалов наказывается: штрафом в размере от 700 до 1000 МРОТ или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года; лишением свободы на срок до пяти лет.

Нарушение правил безопасности при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации объектов атомной энергии, если это могло повлечь смерть человека или радиоактивное заражение ОС, наказывается: штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев; лишением свободы на срок до трех лет; ограничением свободы на срок до трех лет.Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами, если это повлекло причинение вреда здоровью человека, распространение эпидемий или эпизоотий, иные тяжкие последствия наказываются лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Если произошла смерть человека по неосторожности, то лишение свободы может быть увеличено до пяти лет.Нарушение ветеринарных правил, повлекшее по неосторожности распространение эпизоотий, наказывается: лишением свободы на срок до трех лет; ограничением свободы на срок до трех лет; исправительными работами на срок до двух лет.Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшие по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, наказывается: штрафом в размере от 100 до 200 МРОТ или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до двух месяцев; лишением свободы на срок до двух лет; ограничением свободы на срок до трех лет; лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Если действия повлекли по неосторожности смерть человека, то осужденный наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.ООС является одной из актуальных проблем современности.

 

подписанный 16 июля 2001 года, Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о сотрудничестве в области охраны окружающей среды от 27 мая 1994 года [9].

Сотрудничество данных государств осуществляется по следующим направлениям:

1. сохранение амурского тигра и дальневосточного леопарда, создание особо охраняемых природных территорий. Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об охране тигра (Пекин, 10 ноября 1997 г.) [9];

2. активное взаимодействие по координации управления трансграничной ООПТ «Озеро Ханка». Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о заповеднике «Озеро Ханка» (Пекин, 25 апреля 1996 г.) [9]. Выполнение соглашения находится в компетенции Министерства природных ресурсов России и Лесной службы КНР. С Российской стороны территория имеет статус федерального государственного природного заповедника с 1990 года, а с 1976 года - здесь образовано водно-болотное угодье международного значения (Рамсарское), которое после образования в 2002 году со стороны Китая Рамсарского угодья, имеет статус трансграничного водно-болотного угодья международного значения под юрисдикцией Рамсарской конвенции. Национальный статус территории с Китайской стороны - также заповедник национального уровня[7];

3. взаимодействие в лесном хозяйстве осуществляется на основе Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством КНР о совместной охране лесов от пожаров от 26 июня 1995 года, а также Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством КНР о сотрудничестве в совместном освоении лесных ресурсов от 03 ноября 2000 года [9]. Министерство природных ресурсов России оказывает содействие в координации с целью повышения эффективности привлечения средств по управлению лесными пожарами в Хабаровском крае, для выполнения соглашения по лесным пожарам [8].

4. в сфере использования трансграничных вод действует Соглашение между РФ и КНР о рациональном использовании и охране трансграничных вод от 29 января 2008 года [9]. Данное соглашение позволит предупреждать чрезвычайные ситуации на трансграничных водных объектах. Основные направления сотрудничества, предусмотренные соглашением, включают разработку единых нормативов и целевых показателей качества трансграничных вод; содействие применению современных технологий рационального использования и охраны трансграничных вод; информирование сторон об осуществляемых и планируемых мероприятиях, способных привести к значительному трансграничному воздействию, предотвращение таких воздействий. Кроме того, документ предусматривает содержание в надлежащем техническом состоянии существующих гидротехнических и иных сооружений; проведение мероприятий по стабилизации русел рек и предотвращению их эрозии; мониторинг трансграничных вод и обмен данными о его результатах; проведение совместных научных исследований; сотрудничество в сфере гидрологии, предупреждения паводков на трансграничных водах [8].

В настоящее время начата реализация утвержденной в августе 2006 года «Программы по предотвращению и ликвидации последствий загрязнения воды в бассейне реки Сунгари (2006-2010)», предусматривающей 222 проекта по ликвидации последствий загрязнения [9].

5. в области использования водных биоресурсов действует

Соглашение между Правительством СССР и правительством КНР о сотрудничестве в области рыбного хозяйства (4 октября 1988) и Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области охраны, регулирования и воспроизводства живых водных ресурсов в пограничных водах рек Амур и Уссури (Пекин, 27 мая 1994 г.) [5, стр. 187].

6. В области использования и исследования Мирового океана.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством КНР о сотрудничестве в области исследования и использования Мирового океана от 27 мая 2003 года

7. в области недропользования. Соглашения между Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Министерством земли и природных ресурсов КНР о сотрудничестве в области геологии и использования недр от 02 ноября 2000 года [9].

Кроме двусторонних соглашений на Федеральном уровне, заключены соглашения по сотрудничеству в области охраны окружающей среды на уровне субъектов Российской Федерации и провинций КНР. Так, в частности необходимо отметить большую работу Администрации Читинской области, которая в августе 2006 года заключила Соглашение с Народным Правительством Автономного района Внутренняя Монголия Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области охраны качества вод и экологического состояния реки Аргунь, подкрепленное детальным Планом работ [7].

И это далеко не все. Россия продолжает налаживать связи с другими государствами по различным вопросам осуществления охраны окружающей среды и сохранения благоприятной среды обитания для человека и природных ресурсов планеты. Природоохранное сотрудничество в зависимости от конкретно решаемых проблем может быть отнесено к сфере политического, экономического, научно-технического или правового сотрудничества государств. При этом, если сотрудничество по политическим вопросам направлено, прежде всего, на создание благоприятных международных условий, способствующих решению задачи охраны окружающей среды, то, например, сотрудничество в правовой области ведет к разработке и принятию международно-правовых принципов и норм, определяющих правовую природу и статус окружающей среды, цели осуществления природоохранной деятельности и международного сотрудничества в этой области, укрепляющих международный правопорядок, а также прогрессивно развивающих и кодифицирующих международное экологическое право.

Существует огромное количество соглашений и конвенций, заключенных по вопросам охраны окружающей среды. Самыми первыми актами международного характера были Конвенция по ловле устриц, заключенная в 1839 году между Францией и Великобританией, Соглашение об охране морских котиков, достигнутое в 1897 году между Россией, США и Японией, ряд конвенций и соглашений по рыболовству. В начале 20 века Россией было заключено несколько конвенций и соглашений по охране перелетных птиц и защите растений от вредителей и болезней [7].

Но мы в данной работе рассмотрим лишь те документы, которые представляют наибольшую значимость для России. Так, правовую основу для международного сотрудничества Причерноморских государств по охране морской среды составляют:

1. Конвенция о защите Черного моря от загрязнения, принятая на конференции стран - участниц ЧЭС и подписанная в Бухаресте 21 апреля 1992 года Причерноморскими государствами, которая вступила в силу в 1994 году после её ратификации всеми государствами-участниками. Конвенция и Протоколы к ней охватывают как источники загрязнения с суши, так и с воздушного пространства, судов и морских буровых платформ. Так, Протоколом о сотрудничестве в борьбе с загрязнением морской среды Черного моря нефтью и другими вредными веществами в аварийных ситуациях, предусмотрены необходимые меры по взаимодействию в случае возникновения серьезной опасности для побережья и морской среды, загрязнения или угрозы загрязнения в результате больших разливов нефти либо попадания в морскую среду других вредных веществ [9].

2. Экологическая программа по Черному морю (BSEP), принятая в 1993 году. Основными целями Программы является утверждение политики регионального сотрудничества Причерноморских государств и развитие его потенциала в сфере управления экосистемой Черного моря, разработка и реализация правовых основ оценки, контроля и предотвращения загрязнения в целях сохранения и воспроизводства биологического разнообразия [9].3. Министерская Декларация по защите Черного моря, подписанная министрами экологии Причерноморских стран в апреле 1993 года. Она носит региональный характер и является промежуточным в Плане действий по Черному морю в соответствии с резолюцией Бухарестской дипломатической конференции по защите Черного моря от загрязнения [9].

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.