КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общественные экологические объединения
Экологические права и обязанности граждан Российской Федерации Особо охраняемые объекты земной природы как объекты экологического права Под объектами охраны окружающей среды понимаются ее составные части, находящиеся в экологической взаимосвязи, отношения по использованию и охране которых урегулированы правом. Закон РФ "Об охране окружающей природной среды" (ст. 4) гласит, что все охраняемые законом объекты земной природы подразделяются на три категории: интегрированные, дифференцированные, особо охраняемые. К интегрированным относится окружающая природная среда; к дифференцированным - отдельные природные объекты земля, недра, воды, леса, иная растительность, атмосферный воздух, животный мир, генетический фонд, природные ландшафты; остальные объекты - особо охраняемые. В природных комплексах на одной территории функционируют несколько природных объектов и ресурсов. Практически вся природная среда есть не что иное, как природный комплекс, так как в ней природные объекты органически связаны между собой Однако, когда Закон выделяет природный комплекс, имеется в виду не любое соединение природных объектов, а то, которое находится под охраной закона. К таким комплексам природы относятся особо охраняемые территории. Закон рассматривает их в качестве самостоятельных объектов охраны, к которым относятся. q природные заповедники; q природные заказники; q национальные природные парки; q памятники живой и неживой природы; q лесопарки; q редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания. Из ст. 4 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды" следует, что в перечень объектов окружающей природной среды не включаются естественные ресурсы континентального шельфа и временной экономической зоны России. Такой подход неслучаен. Естественные ресурсы шельфа и природные ресурсы прибрежных экономических зон - не экологические, а экономические категории. Они расположены вне территориальных границ России, в международных водах.
Основным правом каждого человека является право на жизнь (ч. 1 ст. 20 Конституции РФ). Оно основано на положениях Хартии прав человека, Всемирной декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Это право закреплено в Стокгольмской декларации, принятой на конференции ООН по охране окружающей среды (1972), и в последующих международных документах. Право на жизнь лежит в основе существования всего человечества. Из этого права человека вытекают все остальные его права, в том числе и экологические. Статья 42 Конституции РФ закрепляет три экологических права человека:. q право на благоприятную окружающую среду; q право на достоверную информацию о ее состоянии; q право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. 2» Право на благоприятную окружающую среду конкретизировано в ст. 11 Закона РСФСР от 19 декабря 1991 года "Об охране окружающей среды". Под "благоприятной окружающей средой "следует понимать такую среду, параметры которой соответствуют установленным стандартам, обеспечивающим охрану жизни и здоровья человека, растительного и животного мира, сохранение генетического фонда. Окружающая среда является благоприятной, если ее состояние соответствует нормативам, касающимся ее чистоты, ресурсоемкости, неистощимости, экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства.
В систему нормативов качества окружающей среды входят: q основные требования к нормированию качества окружающей среды (ст. 25); q нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов, загрязняющих атмосферный воздух, почвы, воды (ст. 26); q нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий (ст. 28); q нормативы предельно допустимого уровня радиационного воздействия, то есть уровня безопасного содержания радиационных веществ в окружающей среде и продуктах питания, а также облучения населения (ст. 29); q предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду (ст. 33); q нормативы санитарных и защитных зон (ст. 34). Конституцией РФ предусмотрено также право граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Достоверной является заведомо не искаженная информация об окружающей среде, которой располагают специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды. Уровень достоверности информации зависит, в частности, от уровня развития экологической науки и техники в сфере мониторинга и контроля. Данное право конкретизируется в ст. 12 Закона, а также в Федеральном законе от 20 февраля 1995 года "Об информации, информатизации и защите информации", который гарантирует и устанавливает судебную защиту данному праву, а именно: пользователи обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации, за исключением информации с ограниченным доступом, причем доступ физических лиц и юридических лиц к государственным информационным ресурсам является основой осуществления общественного контроля за состоянием экологии; на органы государственной власти и местного самоуправления возлагается обязанность создавать доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций и в пределах своей компетенции осуществлять массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес; отказ в доступе к информационным ресурсам может быть обжалован в суде;
во всех случаях лицо, которому отказано в доступе к информации, и лицо, получившее недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ими ущерба. Третье экологическое право, закрепленное в ст. 42 Конституции РФ, - право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Раздел XIV Закона "Об охране окружающей природной среды" конкретизирует данное положение. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды (транспортные организации, промышленные предприятия), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности. Согласно ст. 86 Закона вред возмещается в полном объеме, включая неполученные доходы и расходы, связанные с повреждением здоровья. Статья 12 Закона "Об охране окружающей природной среды" перечисляет полномочия граждан в области охраны окружающей природной среды, то есть конкретно называет их обязанности и права. Граждане обязаны: q принимать участие в охране окружающей природной среды; q соблюдать требования природоохранительного законодательства и установленные нормативы качества окружающей природной среды; q своим личным трудом оберегать и приумножать природные богатства; q постоянно повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культуру; q содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения. Граждане имеют право: q создавать общественные объединения по охране окружающей природной среды, фонды и иные общественные формирования в области охраны окружающей природной среды, вступать в члены таких объединений и фондов, вносить свои трудовые сбережения; q принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях и демонстрациях, петициях, референдумах по охране окружающей среды, излагать свое мнение, обращаться с письмами, жалобами, заявлениями по вопросам охраны окружающей среды, требовать их рассмотрения;
q требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране; q требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении деятельности предприятий и других объектов, оказывающих отрицательное влияние на окружающую среду и здоровье человека; q ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями.
Создание общественных экологических объединений способствует реализации законных интересов граждан. Право граждан на объединение включает: q право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей; q право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них; q право беспрепятственно выходить из общественных объединений. Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные экологические объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов. Создаваемые гражданами общественные экологические объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 года (в ред. от 19 июля 1998 года), и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. Учредителями и членами общественного экологического объединения являются физические лица и юридические лица. Общественные экологические объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: q общественная организация; q общественное движение; q общественный фонд; q общественное учреждение; q орган общественной самодеятельности. Устав общественного объединения должен предусматривать: q название, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму; q структуру общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионные органы общественного объединения; территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность; q условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения; q компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа; q порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения; q источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом; q порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения. Для государственной регистрации общественного объединения подаются следующие документы: q заявление в регистрирующий орган, подписанное членами постоянно действующего руководящего органа данного общественного объединения с указанием места жительства каждого; q устав общественного объединения в двух экземплярах; q выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов; q сведения об учредителях; q документ об уплате регистрационного сбора; q документ о предоставлении юридического адреса общественному объединению; q протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений. Документы подаются на государственную регистрацию в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания. Изменения и дополнения в уставах общественных объединений подлежат государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация самих общественных объединений, и приобретают юридическую силу с момента такой регистрации. Органы, регистрирующие общественные объединения, включают их в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Орган, регистрирующий общественные объединения, в месячный срок обязан рассмотреть заявление общественного объединения о его регистрации и принять решение: зарегистрировать общественное объединение и выдать учредителям свидетельство о его государственной регистрации либо отказать в государственной регистрации общественного объединения и выдать учредителям письменный мотивированный отказ, который может быть обжалован в судебном порядке. Для осуществления уставных целей общественное экологическое объединение имеет право: q разрабатывать и пропагандировать свои экологические программы; q выполнять работы по охране и воспроизводству природных ресурсов за счет своих средств и добровольного трудового участия населения; q рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе по вопросам размещения и проектирования объектов; q создавать общественные фонды по охране окружающей среды и расходовать их на проведение экологических мероприятий; q проводить общественную экологическую экспертизу; q требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении или перепрофилировании их деятельности; q требовать предоставления своевременной, достоверной и полной информации о загрязнении окружающей среды, мерах ее охраны; q организовывать собрания, митинги, пикеты, шествия, демонстрации, петиции, сбор подписей, входить с предложениями о проведении обсуждения проектов, референдумов; q требовать назначения государственной экологической экспертизы, выступать с изменением экологической платформы в средствах массовой информации; q ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц, предъявлять в суде или арбитражном суде иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, причиненного экологическими правонарушениями. Общественное экологическое объединение обязано: q соблюдать законодательство РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; q ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; q ежегодно информировать орган, регистрирующий общественные объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц; q представлять по запросу органа, регистрирующего общественные объединения, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; q допускать представителей органа, регистрирующего общественные объединения, на проводимые общественным объединением мероприятия; q оказывать содействие представителям органа, регистрирующего общественные объединения, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в плане достижения уставных целей и соблюдения законодательства РФ.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |