КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Источники финансовых ресурсов предприятия
Принципы самостоятельность предприятий в финансовой сфере - этот принцип ограничен правами государственных и муниципальных органов, но эти ограничения строго зафиксированы законодательством принцип планирования и прогнозирования – осуществляется на основе лимитов, которые спускаются в форме планов заказов принцип самоокупаемости и самофинансирования производственной деятельности предприятия – в соответствии с этим принципом затраты на производство и реализацию продукции осуществляются за счет собственных средств получаемых в результате хозяйственной деятельности. принцип ответственности предприятий – предприятия несут ответственность за результат деятельности предприятия, такая ответственность может быть предусмотрена в рамках ГП, АП, УП принцип разграничения финансовых ресурсов предприятия от финансовых ресурсов государства и муниципальных образований – согласно ГК РФ имущество унитарных предприятий не входит в состав государственной или муниципальной казны. следует отметить, что в РФ законодательстве не имеется НПА, которым регулировались в целом вопросы правового режима финансовой деятельности. ФЗ о государственных и муниципальных предприятиях в значительной мере устранил имеющиеся пробелы в имеющейся сфере. Детальное регулирование на законодательном уровне получили лишь предприятия возникающие лишь в отношении предприятия. Что же касается порядка формирования и использования финансовых ресурсов унитарных предприятий, взаимоотношений этих предприятий и ряд других аналогичных вопросов, эти вопросы регламентируются нормативными актами разного уровня, главным образом это НА Правительства и НА министерств и ведомств. Существенное значение по регулированию предприятий имеют уставы. Эти уставы утверждаются Правительством РФ и Правительством субъектов Федераций администрациями МО. 47. источники финансовых ресурсов предприятий. прибыль предприятий и порядок ее распредеения Финансовые ресурсы - это денежные средства, имеющиеся в распоряжении предприятия и предназначенные для обеспечения его эффективной деятельности, для выполнения финансовых обязательств и экономического стимулирования работающих. Финансовые ресурсы – это совокупность денежных средств строго целевого использования, обладающая потенциальной возможностью мобилизации (высвобождения из оборота) или иммобилизации (дополнительной загрузки в оборот). Формируются финансовые ресурсы за счет собственных и привлеченных денежных средств. К собственным источникам финансовых ресурсов относятся: 1) уставный капитал; 2) амортизация; 3) прибыль; 4) резервный фонд; 5) ремонтный фонд; 6) страховые резервы и прочие источники. К заемным источникам финансовых ресурсов относятся: а) кредиты финансовых учреждений; б) бюджетные кредиты; в) коммерческие кредиты; г) кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в обороте и прочие. К привлеченным источникам финансовых ресурсов относятся: 1) средства долевого участия в текущей и инвестиционной деятельности; 2) средства от эмиссии ценных бумаг; 3) паевые и иные взносы членов трудового коллектива, юридических и физических лиц; 4) страховое возмещение; 5) поступление платежей по франчайзингу, аренде, селенгу. Также выделяют как источник ассигнования из бюджета и поступления из внебюджетных фондов. Стартовым источником финансовых ресурсов в момент учреждения предприятия является уставный (акционерный) капитал - имущество, созданное за счет вкладов учредителей (или выручки от продажи акций). Основным источником финансовых ресурсов действующего предприятия служат доходы (прибыль) от основной и других видов деятельности, внереализационных операций. Он также формируется за счет устойчивых пассивов, различных целевых поступлений, паевых и иных взносов членов трудового коллектива. К устойчивым пассивам относят уставный, резервный и другие капиталы, долгосрочные займы и постоянно находящуюся в обороте предприятия кредиторскую задолженность. Финансовые ресурсы могут быть мобилизованы на финансовом рынке с помощью продажи акций, облигаций и других видов ценных бумаг, выпущенных предприятием; дивидендов по ценным бумагам других предприятий и государства; доходов от финансовых операций; кредитов. Финансовые ресурсы могут поступать в порядке перераспределения от ассоциаций и концернов, в которые они входят, от вышестоящих организаций при сохранении отраслевых структур, от страховых организаций. В отдельных случаях предприятию могут быть предоставлены субсидии (в денежной или натуральной форме) за счет средств государственного или местного бюджетов, а также специальных фондов. Различают: - прямые субсидии - государственные капитальные вложения в объекты, особо важные для народного хозяйства, или в малорентабельные, но жизненно необходимые; - непрямые субсидии, осуществляемые средствами налоговой и денежно-кредитной политики, например, путем предоставления налоговых льгот и льготных кредитов. Совокупность финансовых средств предприятия принято подразделять на оборотные средства и инвестиции. 2. Прибыль и порядок ее распределения на государственных и муниципальных предприятиях Важнейшим показателем и критерием эффективности финансовой деятельности предприятия является прибыль, представляющая по своей сущности часть добавленной стоимости, созданной в результате реализации продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг. Финансово-правовое значение прибыли государственных и муниципальных предприятий заключается в том, что она представляет собой один из источников доходов бюджетной системы. В данном аспекте прибыль унитарных предприятий является источником как налоговых, так и неналоговых доходов бюджетов всех уровней: она подлежит обложению определенными налогами, а свободный остаток прибыли может изыматься в бюджет. В Российской практике финансовой деятельности предприятий образующуюся прибыль подразделяют на валовую, балансовую, чистую, прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, прибыль в целях налогообложения и т. д. Валовую прибыль предприятия Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций»1 определял как сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям (ст. 2). Распределяется прибыль государственных предприятий между государством (собственником) и самим хозяйствующим субъектом. При этом размер прибыли унитарных предприятий, подлежащий перечислению в бюджет, собственником заранее не определяется. Соотношение долей и порядок подобного распределения в значительной мере зависят от правового статуса предприятия, заинтересованности государства в получении производимой им продукции, потребностей государства в денежных средствах и т. д. Конкретные формы и методы распределения прибыли устанавливаются в уставе каждого предприятия. Распределению подлежит часть прибыли, оставшаяся на предприятии после уплаты налогов и выплаты дивидендов. Из оставшейся прибыли могут уплачиваться некоторые местные налоги, а также взыскиваться штрафы. Дальнейший процесс распределения прибыли осуществляется, как правило, путем формирования фондов и резервов предприятия, необходимых ему для финансирования своей дальнейшей деятельности. Практика осуществления финансовой деятельности унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, показывает, что наиболее часто свободная прибыль направляется на образование фондов: накопления, потребления, резервного и социального развития. Государство в лице собственника унитарных предприятий оказывает и косвенное влияние на процесс распределения свободной прибыли, например посредством предоставления налоговых льгот, стимулируя ее вложение в уставный капитал, основные средства, во внебюджетные фонды Российской Федерации и т. д. Прибыль казенных предприятий имеет более жесткий правовой режим, обусловленный особенностями государственного имущества, находящегося в оперативном управлении. ГК РФ (ст. 115) и Порядком планирования и финансирования деятельности казенных заводов определено направление прибыли, полученной от реализации плана-заказа и самостоятельной предпринимательской деятельности на финансирование плана-заказа и плана развития следующего года, на другие производственные цели, а также на социальное развитие. Прибыль на указанные цели распределяется по отдельным фондам, а нормативы ежегодно устанавливаются Министерством экономического развития и торговли РФ и Министерством финансов РФ. После обязательных фондовых отчислений сво-бодный остаток прибыли подлежит изъятию в доход федерального бюджета. Основная задача распределения прибыли казенных предприятий — материальное обеспечение воспроизводственных процессов для дальнейшего выполнения государственных заказов. 48.Понятие и система государственных и муниципальных доходов. Государственные доходы представляют собой часть национального дохода страны, обращаемую в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы, необходимой для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также для функционирования государственных органов. Муниципальные (местные) доходы также представляют часть национального дохода, служат созданию финансовой основы местного самоуправления и используются для решения вопросов местного значения. Государственные доходы зачисляются в различные государственные денежные фонды -- в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ, внебюджетные целевые государственные фонды. Муниципальные доходы зачисляются соответственно в местные бюджеты и местные внебюджетные фонды. Действующее законодательство позволяет сделать вывод о единстве государственных и муниципальных доходов, что означает законодательное установление всех видов доходов и использование одних и тех же видов денежных поступлений при формировании как государственных, так и муниципальных доходов. 2. Система государственных и муниципальных доходов Государственные и муниципальные доходы составляют единую систему, состоящую из многообразных видов доходов. По экономическому признаку государственные и муниципальные доходы подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним доходам относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для выполнения присущих ему функций. К внешним доходам - национальный доход, а в исключительных случаях - и национальное богатство другой страны, если они заимствуются в форме государственных займов или поступают в виде репарационных платежей. К доходам бюджетов в соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. К безвозмездным поступлениям относятся: - дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; - субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии); - субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации; - иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; - безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования. Ст. 41 Бюджетного кодекса РФ - Виды доходов бюджетов По праву собственности государственные и муниципальные доходы подразделяют на собственные и заемные. Собственными доходами являются различные виды платежей, которые в соответствии с законодательством обращаются в полное владение, пользование и распоряжение Российской Федерации в целом, субъектов РФ или муниципальных образований. К этой группе относятся налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи, доходы от использования и продажи государственного и муниципального имущества, добровольные поступления и т. п. Заемными доходами являются средства, полученные в результате осуществления государственной или муниципальной кредитной деятельности. В качестве кредитных ресурсов могут выступать денежные средства банков, физических и юридических лиц. В зависимости от порядка образования государственные и муниципальные доходы бывают централизованные и децентрализованные. Централизованными являются доходы, зачисляемые в бюджеты или внебюджетные фонды.К децентрализованным государственным и муниципальным доходам относятся доходы государственных (муниципальных) предприятий, организаций, которые остаются в их непосредственном распоряжении и самостоятельно используются. Подразделение государственных и муниципальных доходов на централизованные и децентрализованные позволяет рассматривать их в широком и узком аспектах. В широком аспекте государственные (местные) доходы охватывают доходы бюджетной системы и внебюджетных государственных (местных) фондов, а также доходы государственных (муниципальных) предприятий, организаций, остающиеся в их распоряжении. В узком аспекте государственные (местные) доходы включают доходы государственной бюджетной системы и государственных (местных) внебюджетных фондов, т. е. казну государства или муниципального образования. По территориальному уровню доходы подразделяются на федеральные, субъектов РФ, муниципальных образований. По методам аккумуляции государственные и муниципальные доходы подразделяют на обязательные и добровольные. 49.Неналоговые доходы государства и муниципальных образований. В формировании доходов государства и муниципальных образований важная роль принадлежит неналоговым доходам. Они отличаются от налогов особенностями форм платежей и методов привлечения в распоряжение государства и муниципальных образований, содержанием прав и обязанностей плательщиков, с одной стороны, и органов государственной власти и местного самоуправления — с другой. Неналоговые доходы государства и муниципальных образований, — это поступающие в их распоряжение доходы от использования государственного и муниципального имущества и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, платежи эквивалентного и штрафного характера, а также средства, привлеченные на добровольных началах. Так, в отличие от налогов, неналоговые доходы могут быть не только обязательными, но и добровольными платежами. В частности, на добровольных началах проводятся государственные и муниципальные лотереи, служащие источником доходов государства и муниципальных образований, выпуск государственных и муниципальных ценных бумаг, привлечение средств в государственные и муниципальные внебюджетные фонды и учреждения в порядке благотворительной деятельности и др. Неналоговым платежам обязательного характера, в отличие от налогов, свойственна определенная возмездностъ, поскольку их взимание обусловлено предоставлением плательщику права на осуществление какой-либо деятельности (лицензионные, регистрационные сборы), получение юридически значимых услуг (государственная пошлина), на пользование имуществом (арендная плата) и т.п. Поэтому плательщики вправе потребовать от государственных или муниципальных органов совершения действий, предоставления услуг и т.п., связанных с данным платежом. Причем эти платежи могут иметь целевое назначение, т.е. расходоваться на тот объект, за пользование которым они были уплачены (платежи за пользование природными ресурсами). Помимо упомянутых, к неналоговым доходам относятся платежи штрафного характера. Обобщенно в составе неналоговых доходов можно выделить следующие их группы. Доходы от имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или от деятельности. К ним относятся: — доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; — дивиденды по акциям, принадлежащим государству и муниципальным образованиям; — доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (арендная плата за пользование лесным фондом, за земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, за сдачу в аренду прочего имущества); — проценты, полученные от размещения в банках временно свободных средств бюджета или внебюджетных фондов, от предоставления бюджетных ссуд внутри страны и по государственным кредитам, предоставляемым иностранным государствам; — доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства; — перечисление прибыли Центрального банка Российской Федерации; — платежи от государственных и муниципальных организаций и др. Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности: — поступления от приватизации организаций, находящихся в государственной и муниципальной собственности; — поступления от продажи государством и муниципальными образованиями принадлежащих им акций, доходы от продажи квартир, производственных и непроизводственных фондов, транспортных средств, иного оборудования; — доходы от реализации конфискованного и бесхозного имущества, имущества, переходящего в государственную или муниципальную собственность в порядке наследования или дарения, и кладов. Административные платежи и сборы: — таможенные сборы, прочие неналоговые таможенные платежи; — сборы, взимаемые Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД РФ, прочие платежи, взимаемые государственными и муниципальными организациями за выполнение определенных функций. Штрафные санкции, возмещение ущерба: — поступления за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий; — санкции за нарушение порядка применения цен; — административные штрафы и иные санкции, включая штрафы за нарушение правил дорожного движения; — суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений и недостаче-материальных ценностей. Доходы от внешнеэкономической деятельности: — поступления средств от централизованного экспорта и прочие поступления от внешнеэкономической деятельности. Неналоговые доходы подразделяются на три уровня: федеральные, субъектов РФ и муниципальные (местные). Среди неналоговых доходов имеются платежи (сборы, пошлины, платежи за пользование природными ресурсами и т.п.), близкие по некоторым признакам к налогам (обязательность уплаты, зачисление в бюджетную систему или внебюджетный государственный фонд, контролируемость уплаты налоговыми или в соответствующих случаях таможенными органами). Но они существенно отличаются от налогов свойственным им возмездным характером. Признак же обязательности имеет в этих платежах особое проявление — обязанность уплатить их возникает только в связи с обращением к государственным или муниципальным органам за определенной услугой (регистрацией места жительства, разрешением на перевоз товаров через таможенную границу, предоставлением права на определенную деятельность и т.п.). Особое место среди неналоговых платежей обязательного характера занимают страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды — Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования и Государственный фонд занятости населения РФ. Также на добровольных началах государство и муниципальные образования привлекают средства путем проведения лотерей. 50.Налоговое право Российской Федерации: понятие, предмет, принципы. Место налогового права в системе российского права. налоговое право - это отрасль системы права Российской Федерации, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения. Указанные общественные отношения, которые иначе могут быть также названы налоговыми правоотношениями, и составляют предмет налогового права. При этом такие общественные отношения в сфере налогообложения (налоговые правоотношения), охватывают разнообразные сферы государственных, имущественных, властно-распорядительных отношений и имеют сложносоставной характер. 1.Место и роль налогового права в системе российского права Еще одним важным теоретическим вопросом, имеющим большое практическое значение, является вопрос о месте налогового права в системе российского права. В 1990-1995 гг. отдельные исследователи (например, - В.В. Гуреев, Е. Покачалова) определяли налоговое право как "институт финансового права", "институт финансового права -... крупный раздел финансового права с перспективой дальнейшего развития". Затем, в 1997 г., Н.И. Химичева отмечает, что "в результате бурного развития налогового права, оно стало характеризоваться по отношению к финансовому праву Российской Федерации как его подотрасль". Таким образом, в последние годы в юридической науке сформировалось мнение, в соответствии с которым налоговое право принято рассматривать в качестве крупного подразделения (подотрасли) финансового права. При этом отмечается, что налоговое право тесно связано с нормами бюджетного права. Определяя налоговое право в качестве подотрасли финансового права, тем не менее, следует отметить, что: во-первых, налоговое право имеет свои специфические черты предмета и метода; во-вторых, налоговое право, регулируя особый вид финансовых отношений, использует как метод регулирования финансового права, так и свой собственный метод; в-третьих, этот собственный метод налогового права носит комплексный характер. Кроме того, необходимо отметить, что взгляд на налоговое право как подотрасль финансового не является единственно возможным. Например, уже в 1995 г. Ю.А. Тихомиров указывал, что "в перспективе на базе массива законодательства и подзаконных актов сложится налоговое право как самостоятельная отрасль". С этой позицией согласен и В.И. Гойман: "По опыту зарубежных стран можно предположить, что произойдет отпочкование налогового права из состава финансового (в США, к примеру, это наиболее крупная отрасль права)". Таким образом, под определенным углом зрения налоговое право может рассматриваться и как самостоятельно формирующаяся отрасль права, в настоящее время находящаяся на стадии выделения из финансового права. 2. Принципы (основные начала) налогового права К числу принципов или основных начал налогового права, согласно ст.3 НК РФ, относятся: всеобщность налогообложения; податное равенство; экономическая обоснованность налогов и сборов; определенность налогов и сборов; конституционность налогообложения; законность установления налогов и сборов. Всеобщность налогообложения означает, что каждое без исключения лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Податное равенство предполагает одинаковые для всех условия налогообложения. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Экономическая обоснованность как принцип требует, чтобы налоги и сборы имели экономическое основание и не являлись произвольными. Определенность требует при установлении налогов точно определять все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.). Конституционность означает, что при налогообложении должны учитываться положения конституционного закона. Законность установления подразумевает, что федеральные налоги и сборы должны устанавливаться, изменяться или отменяться только Налоговым кодексом РФ, а региональные и местные - соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах опять-таки в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 7685; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |