Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации для преподавателей




 

Гражданское право является одной из наиболее значимых отраслей права, изучаемых студентами. На основе гражданского права строиться одна их трех специализаций – гражданско-правовая, в основе дисциплин которой находятся основные институты указанной отрасли. Кроме того, гражданское право – это та самая отрасль права, с которой каждый человек сталкивается в обычной жизни: правовое положение гражданина, защита прав потребителя, договоры купли-продажи, перевозки, найма жилого помещения и т.д. И если студент в дальнейшем не свяжет свою жизнь с гражданско-правовой практикой, знания и умения, полученные в результате изучения гражданского права, ему без сомнения пригодятся в жизни.

Преступая к работе со студентами второго курса, преподаватель должен учитывать то обстоятельство, что гражданское право – это первая отрасль права, изучаемая студентами. В силу этого, у них еще не сформировалось юридическое мышление. Непосредственно из базовых учебных дисциплин ранее они сталкивались только с теорией государства и права.

Поэтому, рассматривая институты гражданского права, преподаватель должен ориентировать студентов на остаточные знания по теории права, проводя параллели с указанной дисциплиной (такие вопросы как предмет, метод, принципы, источники, действие источников, правоотношение, его структура и т.д.). В последующем, при изучении все больших тем, преподаватель должен прибегать к тем вопросам, которые связаны с рассматриваемой темой, но рассматривались ранее. Например, в начале изучения темы «Сделки» студентам следует задать вопрос о том, что такое «юридические факты»? и какие юридические факты они знают в соответствии от их зависимости от воли субъектов? Все эти вопросы изучались в рамках темы «Гражданские правоотношения», но тесно связаны с темой «Сделки» тем, что сделка – это юридический факт, происходящий от воли субъектов. Такие приемы позволяют студентам уяснять тот факт, что все институты права взаимосвязаны между собой, и что они не существуют изолировано друг от друга, а изучение конкретных вопросов необходимо для того, чтобы уяснить, раскрыть содержание в дальнейшем других институтов.

Студенты должны уяснить, что не изолированы друг от друга и нормы гражданского законодательства. Студентам необходимо задавать проблемные вопросы, ответы на которые кроятся в уже пройденном материале. Так, при изучении темы «Сделки», указать на то, что в соответствии со статьей 161 ГК РФ в простой письменной форме должны совершаться сделки граждан между собой на сумму, превышающую не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, а также сделки юридических лиц между собой и с гражданами не зависимо от суммы сделки. Проблемный вопрос, который может задаваться преподавателем, состоит в следующем: «Почему же на практике сделки индивидуальных предпринимателей также подлежат оформлению в письменной форме не зависимо от суммы, ведь они же являются гражданами?». Если в этой ситуации (как и в других) студенты сразу не могут дать ответ, необходимо, чтобы они сразу же обратились к нормам ГК РФ и самостоятельно нашли ответ, это позволяет им запомнить соответствующую норму. Как правило, в группе находиться определенное количество студентов, которые сразу ответят на вопрос, указывая на статью 23 ГК РФ, которая гласит, что к предпринимательской деятельности применяются правила, регулирующие деятельность юридических лиц.

Студенты на начальных курсах часто страдают косноязычием, что совершенно не сочетается с их будущей профессией. Поэтому преподавателю следует применять различные методы, развивающие их умение изъяснять свои мысли, доказывать и отстаивать свою точку зрения, высказывать предположения. Для этого, в частности, следует проводить лекции-диалоги, обращаясь к студентам за помощью, содействием. В частности, можно использовать тактику, при которой студенты сами выводят основные термины и понятия, обозначенные в плане лекции. Например, возвращаясь к указанной выше связи института сделки с юридическими фактами. Преподаватель, указав на то, что сделки это юридические факты, начинает выяснять, в чем состоит их значение. Ответом студентов будет то, что благодаря юридическим фактам возникают, изменяются и прекращаются гражданские правоотношения. Задав вопрос, что является содержанием гражданского правоотношения, студенты ответят – гражданские права и обязанности. Следующий вопрос даст ответ на то, какие юридические факты зависят от воли субъектов, – действия. Преподаватель, указав на то, что сделки – это действия, добьется того, что студенты сами выведут понятие сделки, приведенное в статье 153 ГК РФ: «Сделки – это действия субъектов, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей».

Как показывает опыт преподавания гражданского права, студентами сложно усваивается на первоначальных стадиях изучения дисциплины особенности юридических конструкций. Поэтому преподавателю рекомендуется вычленять основные признаки, характерные черты изучаемого института и от частных моментов доводить понимание до целого образа правового явления. Преподавателю следует приводить более яркие примеры и образы из судебной практики и жизни, чтобы студенты воспринимали более успешно раскрываемый материал.

Перед рассмотрением лекции или конкретного вопроса преподаватель должен сориентировать студентов на то, зачем им необходимо изучение данной аспекта, привести примеры, с которыми они сталкиваются постоянно, но не отдают себе отчет, что это сфера гражданского права. По итогам лекции преподавателю следует еще раз коротко освятить основные вопросы, пройденные на занятии, и осведомится о наличии вопросов у аудитории. Часто студенты стесняются задать вопрос при однокурсниках. Учитывая это обстоятельство, преподаватель должен указать на то, что, либо после пары, либо во время часов консультации он в индивидуальном порядке объяснит непонятое на лекции (желательнее сразу после лекции, пока студент помнит о своем вопросе).

Практические занятия делятся на теоретическую и практическую части. Теоретическая часть предназначена для обсуждения наиболее сложных и важных вопросов, сформулированных в разделе «Планы практических занятий».

Практическая часть предназначена в первую очередь для того, чтобы научить студентов понимать смысл закона и применять нормы права к конкретным жизненным ситуациям. Такие ситуации излагаются в задачах, решение которых позволяет в учебной аудитории добиться максимального приближения студентов к практической деятельности.

Не менее 70 процентов практических занятий должны проводится в интерактивной форме. Для этого в практических занятиях даны рекомендации по проведению «мозгового штурма», деловой игры и иных форм интерактивного обучения.

Текущий контроль должен носить индивидуальный, систематический, разнообразный, всесторонний, объективный и дифференцированный характер. Текущий контроль также должен осуществляться при организации самостоятельной работы обучающихся. В учебном процессе могут использоваться следующие формы текущего контроля успеваемости студентов:

-при организации лекции: проблемные вопросы, опросы, проблемные ситуации, проверка конспектов, систематическое наблюдение, учебная дискуссия, задания для са­мопроверки и др.

-при проведении практического занятия: опрос, диспут, комментированное чтение рекомендованных источников, контрольная письменная работа, доклад, реферат, сообщение, проблемные учебные вопросы, вопросно-ответная или групповая беседа, тестовые задания и опросы, самооценка, отчет по заданию, проблемная ситуация, коллоквиум, дискуссия, рейтинг, проверка конспектов, комплексная проверка знаний, систематическое наблюдение, индивидуальный или групповой оп­рос, задании для самопроверки и др.

-при проведении консультаций: вопросно-ответная форма, систематическое наблюдение, индивидуальный или групповой опрос, задании для самопроверки, рейтинг, индивидуальная или групповая беседа и др.

-при организации и проведении круглого стола: учебные задачи, проблемные вопросы, доклады, рефераты, сообщения, научная дискуссия, комплексная проверка знаний, навыков, умений.

-при организации самостоятельной работы: собеседование, отчет по заданию, упражнения на самостоятельность мышления, контрольная проверочная работа, собеседование, задания и по­ручения, работа с книгой и периодической литературой, написание рефератов, подготовка докла­дов, индивидуальная или групповая беседа, проверка конспекта, индивидуальный или групповой самоконтроль, систематической наблюдение, самооценка, задания для самопроверки, публичная защита проектов и др.

Ряд тем, включенных в тематический план, предполагают составление различного рода документов (например, тема 2 раздел II – учредительные документы; тема 3 раздел V – доверенности и т.д.). Преподаватель обязан обеспечить студентов раздаточным материалом. Образцы соответствующих документов должны быть в электронном варианте на кафедре.

После изучения разделов, указанных в тематическом плане, следует проводить проверку полученных знаний. Это позволяет студентам оценить свои знания и выявить наиболее слабые места, а преподавателю помогает определить те вопросы, которые чаще всего не усваиваются студентами, чтобы в дальнейшем устранить недочеты.

Преподаватель обязан поддерживать свой уровень знаний, поэтому должен знакомиться со всеми новинками в юридической литературе, доводя о них до сведений студентов, а также отслеживать все происходящие в законодательстве изменения.

Необходимо предварительно проверять учебную литературу, рекомендуемую студентам, на предмет соответствия действующему законодательству. Это требует то обстоятельство, что студенты еще не обладают достаточными юридическими знаниями и не в состоянии пока самостоятельно отслеживать последние изменения. Если такие изменения не учтены, то на них следует указать. Также необходимо указывать на принятие новых законов в сфере гражданско-правового регулирования, а также на внесение изменение в уже принятые нормативно-правовые акты.

Дисциплина гражданское право изучается студентами в течение двух учебных курсов и четырех семестров. Для студентов заочного отделения предусмотрено выполнение контрольной работы. Кроме того, студенты всех форм обучения выполняют курсовую работу.

Преподаватель обязан поддерживать свой уровень знаний в области преподаваемой учебной дисциплины. В связи с чем, преподаватель должен знать обо всех изменениях, происходящих в действующем законодательстве, а также о современных тенденциях в науке гражданского права.

На практических занятиях основное внимание следует уделять практике решения ситуационных задач, а также практике составления и анализа договоров. Для этого необходимо обеспечить студентов раздаточным материалом.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

 

Учебная дисциплина «Гражданское право» изучается студентами в течение четырех семестров. Изучение дисциплины осуществляется в соответствии с методическими указаниями, действующей программой учебной дисциплины, нормативными актами и учебной литературой.

К самостоятельной работе студента по дисциплине «Гражданское право» относится подготовка к практическим занятиям, повторение лекционного материала, подготовка к зачету и экзамену.

При подготовке к практическим занятиям рекомендуется использовать лекции, а также учебную и нормативно-правовую литературу, как предложенную в настоящем комплексе, так и найденные студентами самостоятельно. Для сообщений и выступлений на семинарских занятий рекомендуется использовать статьи в журналах «Государство и право», «Юрист», «Экономика и жизнь», «Вопросы экономики», «Гражданское право», «Право и экономика», «Хозяйство и право» и т.д. При работе рекомендуется использование различных информационно-правовых программ (Консультант Плюс, Гарант, Кодекс).

Студенту необходимо творчески переработать изученный самостоятельно материал и представить его для отчета в форме реферата или доклада.

Для подготовки к практическим занятиям нужно рассмотреть контрольные вопросы, обращаясь к лекционному материалу и рекомендуемой учебной и периодической литературе, записать непонятные моменты в вопросах для уяснения их на предстоящем занятии, подготовить материалы для выполнения практических заданий.

Подготовка к зачету и экзамену должна осуществляться на основе лекционного материала, материала практических занятий с обязательным обращением к основным учебникам по курсу. Это исключит ошибки в понимании материала, облегчит его осмысление, прокомментирует материал многочисленными примерами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.