Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Право собственности производственных и потребительских кооперативов




Право муниципальной собственности (понятие, субъекты, объекты, содержание).

Субъекты, объекты и содержание права государственной собственности

 

Государственная собственность - одна из законодательно закрепленных форм собственности (п.2 ст.8 Конституции РФ, ст.212 ГК РФ).

В настоящее время можно вести речь о двухуровневом характере государственной собственности. Конституционное признание равенства государственной собственности и иных форм собственности сочетается с совместным решением федерацией и ее субъектами вопросов разграничения государственной собственности. Пунк «д» статьи 71 Конституции РФ относит к ведению федерации федеральную государственную собственность и управление ею.

Вопросы реализации права государственной собственности определены в статьях 113, 124-125, 214 ГК РФ. В них названы объекты государственной собственности, в число которых входят и государственная казна Российской Федерации и ее субъектов; особенности государства как собственника, осуществляющего свои правомочия через уполномоченные государственные органы; специфика унитарных предприятий, не наделенных правом собственника на имущество, распоряжающихся им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и др.

В государственной собственности может находится любое имущество, с учетом вида субъекта.

Особым объектом федеральной собственности выступает государственная казна РФ, в состав которой включены средства республиканского бюджета РФ, Пенсионного фонда РФ, фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ, золотой запас, алмазный и валютный фонды.

Согласно ст.9 Конституции РФ земля также может находится в частной, государственной и муниципальной собственности. При этом действует презумпция принадлежности земли к объектам государственной собственности, если отсутствуют какие-либо доказательства принадлежности ее к собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

По содержанию право государственной собственности не отличается от содержания права собственности вообще. Вместе с тем ему присущи особенности. Специфика этого права заключается в том, что Российская Федерация и нередко субъект РФ в законодательном порядке сами устанавливают для себя правила поведения как собственника.

Основными органами, располагающими полномочиями по управлению и распоряжению объектами государственной собственности субъектов РФ, следует считать губернаторов, правительства, комитеты по управлению имуществом и фонд имущества субъекта РФ.

 

 

 

Муниципальная собственность закреплена в ст. 130 п. 1 и ст. 132 п. 1 Конституции РФ, согласно которым местное самоуправление обеспечивает владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, а органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью. Право муниципальной собственности представляет собой совокупность нормами права регулирующих экономические отношения, связанные с имущественным комплексом муниципального образования и самим субъектом права муниципальной собственности.

Субъекты права муниципальной собственности - муниципальные образования (ст. 212 ГК) в лице городских и сельских поселений, а также других муниципальных об­разований (ст. 215), а также органы местного самоуправления (ст. 215 п. 2).

Объектом права муниципальной собственности может быть любое имущество, кроме того, что может находиться только в государственной собственности.

В соответствии со ст. 50 ФЗ «Об общих принципах организации ме­стного самоуправления в РФ» в состав муниципаль­ной собственности входят: имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ; имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

В собственности муниципальных образований могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в случае, если такие объекты необходимы для осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также в иных случаях, установленных федеральным законом. Также может находиться имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами.

В ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» ус­тановлены такие специфические черты реализации права на муниципальную собственность, как: исключительное право представительных органов местного самоуправления уста­навливать порядок управления и распоряжения, а также при­ватизации муниципальной собственности; обязательность поступления доходов от приватизации объектов муниципаль­ной собственности в полном объеме в местный бюджет; пра­во органов местного самоуправления определять в соответ­ствующих договорах или соглашениях условия использования передаваемых в пользование или приватизируемых объектов муниципальной собственности

 

 

64. Приватизация публичного имущества: понятие, значение, способы приватизации.

 

Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Приватизация государственного и муниципального (публичного) имущества осуществляется на основе Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с посл. изм. и доп. от 5 января 2006 г.) и местных программ приватизации.

Приватизация государственного и муниципального имущества представляет собой особый случай прекращения права собственности (абз. 2 п. 2 ст. 235). Она распространяется только на имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности и всегда становится основанием возникновения права частной собственности (граждан и юридических лиц).

Ее назначение состоит в том, чтобы как можно большее количество государственного и муниципального имущества перешло в частные руки, освободив тем самым государство от финансового бремени по его поддержанию.

Способы приватизации публичного имущества:

1) Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе. На аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество.

2) Продажа акций ОАО на специализированном аукционе. Специализированным аукционом признается способ продажи акций на открытых торгах, при котором все победители получают акции ОАО по единой цене за одну акцию.

3) Продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе. Ha конкурсе могут продаваться предприятие как имущественный комплекс или акции созданного при приватизации ОАО, которые составляют более чем 50 % уставного капитала указанного общества, если в отношении указанного имущества его покупателю необходимо выполнить определенные условия.

4) Продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций ОАО, созданных на территории РФ, может быть осуществлена посредством их использования в качестве обеспечения ценных бумаг, выпускаемых иностранными эмитентами.

5) Продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг

6) Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения (осуществляется в случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся).

7) Продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены (осуществляется, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась.)

8) Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ (По решению соответственно Правительства РФ, органа исп. власти субъекта РФ, органа местного самоуправления государственное или муниципальное имущество, а также исключительные права могут быть внесены в качестве вклада в уставные капиталы ОАО)

9) Продажа акций ОАО по результатам доверительного управления. Лицо, заключившее по результатам конкурса договор доверительного управления акциями открытого акционерного общества, приобретает эти акции в собственность после завершения срока доверительного управления в случае исполнения условий договора доверительного управления.

 

 

 

Кооператив вправе иметь в собственности любое имущество, за исключением имущества, отнесенного законодательством РФ к федеральной, иной государственной или муниципальной собственности.

Основу имущества всякого кооператива составляет его паевой фонд, разделенный на паи (доли) его участников (членов) и составляющий минимальную гарантию интересов его возможных кредиторов. Пай члена кооператива, как и доля участника общества или товарищества, представляет собой право требования, распространяющееся на все имущество кооператива, а не только на паевой фонд.

Паевой фонд формируется за счет паевых взносов членов кооператива в течение первого года его деятельности. При этом к моменту регистрации производственного кооператива каждый участник обязан оплатить не менее 10% паевого взноса, определенного уставом кооператива. Закон не содержит специальных требований к размеру паевого фонда кооператива, в частности из-за наличия дополнительной (хотя и ограниченной) ответственности членов кооператива по его долгам при недостатке у кооператива собственного имущества (п. 2 ст. 107, п. 4 ст. 116 ГК).

Паевой фонд производственного кооператива может быть увеличен по решению его общего собрания либо путем увеличения размера паев (за счет части доходов кооператива), либо путем внесения его членами "дополнительных паев" (взносов). Он должен быть уменьшен в случае, если по окончании второго и каждого последующего года стоимость чистых активов производственного кооператива окажется меньше стоимости его паевого фонда. Об уменьшении паевого фонда должны быть проинформированы кредиторы кооператива, которые вправе в этом случае потребовать досрочного исполнения или прекращения соответствующих обязательств кооператива.

В производственных кооперативах возможно объявление части их имущества неделимыми фондами (п. 1 ст. 109 ГК). Такие фонды не делятся на паи участников, и из них не производятся выплаты при выходе из кооператива. Раздел этих фондов возможен лишь при ликвидации кооператива после удовлетворения претензий его кредиторов. Они создаются по единогласному решению членов кооператива (если уставом кооператива не установлено иное), которые таким образом, по сути, отказываются от возможных требований части своего имущества.

В кооперативах обычно создаются резервный фонд и другие специальные имущественные фонды. В сельхозкооперативах обязательно создание резервного фонда в качестве неделимого в размере не менее 10% от стоимости паевого фонда. Виды, размеры, порядок образования и использования таких фондов определяются уставом конкретного кооператива.

Собственником имущества потребительского общества является потребительское общество как юридическое лицо. Имущество потребительского общества не распределяется по долям (вкладам) между пайщиками и работающими по трудовому договору (контракту) в потребительской кооперации гражданами. Источниками формирования имущества потребительского общества являются паевые взносы пайщиков, доходы от предпринимательской деятельности потребительского общества и созданных им организаций, а также доходы от размещения его собственных средств в банках, ценных бумаг и иные источники, не запрещенные законодательством РФ.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 964; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.