Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вещные права лиц, не являющихся собственниками: понятие, виды




Данные различия сказываются и на судьбе имущества, оставшегося после ликвидации юридического лица. При ликвидации коммерческой организации имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, распределяется между его участниками. Имущество, оставшееся после ликвидации некоммерческого юридического лица, должно быть использовано в целях, прямо указанных-в учредительных документах.

При ограничении частной собственности по субъектному признаку исходят из объема правоспособности, которой наделен данный вид юридического лица. Поскольку правоспособность некоммерческих организации уже, чем коммерческих, то в состав их имущества на праве частной собственности могут быть включены лишь такие объекты, которые необходимы для целей их уставной деятельности.

Правовой статус государственного и муниципального имущества, поступившего в качестве уставного фонда в хозяйственное общество (товарищество), претерпевает изменения. В соответствии с п. 3. 4 ст. 213 ГК РФ единым и единственным частным собственником всегр имущества становится (после регистрации) хозяйственное общество. Право собственности государства на это имущество прекращается. Оно становится лишь собственником акций (в.кладов) такого предприятия.

Известны четыре категории юридических лиц. которые не могут обладать правом собственности:а)государственные юридические лица, выступающие, в частности, в виде унитарных предприятий, в том числе казенных; б) муниципальные юридические лица (муниципальные унитарные предприятия): в) дочерние предприятия; г) учреждения, финансируемые собственником. Они обладают правом хозяйственного ведения или правом оперативного управления.

Согласно ч.2 ст.8 Конституции РФ в нашей стране признаются и защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Эта же формулировка воспроизводиться в п.1.ст.212 Гражданского кодекса. Но что же понимается под собственностью? Вопрос о собственности является краеугольным камнем жизни любого общества, включая и наше -современное общество. Вообще само понятие «собственность» появилось в Европе лишь во II в., когда Римская империя уже претерпевала упадок, а в России – только во второй половине XVIII в. в указах Екатерины II о передаче земель в частную собственность. В широком смысле слова отношения собственности заключают в себе четыре взаимосвязанных смысловых понятия, которые в отрыве друг от друга не могут существовать. К ним относятся:

1) отношение человека (людей) к вещи

2) экономические отношения между людьми по поводу вещей

3) социальное отношение, связанное с принадлежностью и использованием вещей определенными социальными группами людей

4) юридическое отношение.

На сегодняшний день право собственности в юридической литературе традиционно рассматривается с объективной (право собственности - юридический институт, представляющий собой совокупность правовых норм) и субъективной (право собственности - субъективное гражданское право, предоставляющее возможность своему обладателю - собственнику определять характер и направления использования принадлежащего ему имущества, осуществляя над ним полное хозяйственное господство) точек зрения, что не дает понимания сущности права собственности как такового, не раскрывает его понятие.

Законодатель и вовсе ограничивается перечислением правомочий, составляющих содержание права собственности. Так, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (ст. 209 ГК РФ). Однако, перечисление правомочия не приближают нас к раскрытию понятия права собственности. Представляется, что само понятие права собственности недостаточно изучено юридической наукой. Данное обстоятельство нашло свое отражение и в нормах действующего законодательства РФ, где в значительной степени сделан акцент на регулирование отношений собственности как отношений экономического, товарно-денежного характера. Так, именно экономическому пониманию собственности мы обязаны наличием в законодательстве различных форм собственности.

Однако в рамках данной статьи хотелось бы рассмотреть частную собственность, а именно собственность юридических лиц. Сразу же отметим, что наличие обособленного имущества является одним из обязательных признаков юридического лица, как субъекта права. Правда, не всегда имущество принадлежит юридическому лицу на праве собственности. Можно иметь имущество в хозяйственном ведении или оперативном управлении организации.

К числу объектов права собственности юридических лиц относятся коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений финансируемых собственником. Для них существуют общие закономерности, свойственные праву собственности. Так, именно юридическое лицо является единым и единственным собственником принадлежащего имущества. Учредители (участники, члены) юридических лиц не сохраняют право собственности на переданное ими имущество и имеют на имущество юридического лица либо обязательственные права, если речь идет о хозяйственных обществах и товариществах, производственных или потребительских кооперативах (п.2.ст.48 ГК РФ); либо вообще не имеют имущественных прав, если речь идет о религиозных или общественных организациях, ассоциациях и союзах.

Отметим, также что в собственности юр.лица находится имущество, переданное ему в качестве вклада (взноса) его учредителями, и имущество приобретенное произведенное юридическим лицом в процессе его деятельности. Что немаловажно, учредители теряют право собственности на имущество, внесенное в уставной (складочный) капитал с момента государственной регистрации юридического лица. По общему правилу, юридическое лицо осуществляет данное право по своему усмотрению. Прежде всего, оно выражается в праве беспрепятственно совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие законодательству. Ограничения его права также могут быть установлены только законом. Однако, из этого правила есть исключения. Например, некоммерческие организации наделены специальной правоспособностью, что накладывает на них определенный отпечаток - они в большей степени ограничены в осуществлении правомочий собственника, ведь согласно ст. 213 ГК РФ такие организации вправе использовать свое имущество лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. Как показывает практика, полномочия собственника юридические лица осуществляют через свои органы.

Весьма значимое место в определении полномочий юридического лица играют учредительные документы, которые должны быть составлены с соблюдением требований законодательства. Именно в учредительных документах юридического лица определяются источники формирования имущества юр.лица, порядок распоряжения движимым и недвижимым имуществом, распределение прибыли и убытков и т.д.

Гражданский кодекс указывает, что в качестве объекта права собственности юридического лица может быть любое имущество, как движимое, так и недвижимое, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать юридическим лицам (например, государственные природные заповедники, военные учреждения). Если же у юридического лица окажется имущество, которое по закону не может ему принадлежать, то право собственности прекращается, а имущество отчуждается в порядке предусмотренном ст.238 ГК РФ. Что касается количества и стоимости имущества, принадлежащего юридическому лицу, то здесь фактически ограничений нет, однако есть оговорка, согласно, которой ограничения могут быть установлены только федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, безопасности, прав и интересов граждан и государства в целом.

Право собственности юридического лица возникает и прекращается на общих основаниях, что и для физических лиц. Вместе с тем, могут устанавливаться особенности приобретения прекращения прав собственности юридического лица. Взять хотя бы благотворительные организации – у них имущество формируется из благотворительных пожертвований, труда добровольцев, поступления от других источников, не относящихся к общим основаниям приобретения прав собственности.

Особенности прекращения права собственности юридических лиц связаны с их ликвидацией, реорганизацией, либо выходом участников. В качестве особого основания прекращения права собственности хозяйственного общества может быть назван выдел в натуре доли участника ООО при его решении о выходе из общества.

Итак, мы рассмотрели общие положения права собственности юридических лиц. Однако в завершении, хотелось бы отметить, что предусмотренное ГК разделение юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации позволяет также выделить ряд субинститутов в рассматриваемом институте права собственности юридических лиц, которые безусловно будут рассмотрены в дальнейшем.

Круг юридических лиц, выступающих в качестве собственников принадлежащего им имущества, определяется гражданско-правовыми формами, указанными в Гражданском кодексе РФ и других нормативных актах. Это хозяйственные общества и товарищества, производственные и потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, ассоциации, союзы и другие некоммерческие организации. По действующему законодательству собственниками могут стать все юридические лица, кроме государственных и муниципальных предприятий и финансируемых собственником учреждений (п. 3 ст. 213 ГК РФ). В то же время право собственности юридических лиц обладает общими закономерностями, которые характеризуют содержание, пределы и способы осуществления права собственности конкретными юридическими лицами.
Во-первых, все юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации и соответственно наделяются общей либо специальной правоспособностью (правосубъектностью), которая сказывается на содержании принадлежащего им права собственности, пределах и способах его осуществления. Правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом по своему содержанию и границам у них не одинаковы. Коммерческие организации в принципе могут заниматься любой не запрещенной законом деятельностью, а спектр возможностей некоммерческих организаций ограничен их учредительными документами.
Во-вторых, юридические лица, которые выступают в качестве собственников, в своем большинстве основаны на принципе добровольного членства или участия. Учредители (участники) формируют имущественную базу соответствующей организации путем внесения взносов, вкладов, покупки акций и т.д. При осуществлении права собственности юридического лица и определении параметров его деятельности имеет место сочетание актов коллегиальных и единоличных органов (например, общего собрания и генерального директора), причем решающее значение должно придаваться актам коллегиальных органов.
В-третьих, в числе нормативных актов, определяющих правовой режим имущества, принадлежащего юридическому лицу на праве собственности, высок удельный вес учредительных документов юридического лица, которые должны быть отнесены к актам локального нормотворчества.
В-четвертых, учредители юридических лиц, выступающих в качестве собственников, как правило, не имеют никаких вещных прав на имущество, передаваемое хозяйствующим субъектам.
Всех субъектов права собственности - юридических лиц гражданское законодательство по объему правоспособности разделяет на коммерческие и некоммерческие, однако такое деление при рассмотрении правового режима имущества отдельных видов юридических лиц не всегда корректно. Например, в одной группе оказываются потребительские кооперативы и общественные организации, хотя правовой режим их имущества различен. В данном случае более правильно подразделять юридических лиц в соответствии с особенностями, которые присущи им как субъектам права собственности, на:
хозяйственные товарищества и общества;
производственные и потребительские кооперативы;
общественные и религиозные организации;
благотворительные и иные фонды;
объединения (ассоциации и союзы);
некоммерческое партнерство и автономную некоммерческую организацию.
Согласно ст. 213 ГК РФ в собственности юридических лиц может находиться любое имущество, его количество и стоимость не ограничивается, кроме отдельных видов, оговоренных в законодательстве РФ, с целью защиты конституционных основ и обеспечения безопасности государства. Если в собственности юридических лиц окажется имущество, которое согласно закону принадлежать им не может, то в отношении его право собственности прекращается в порядке, предусмотренном ст. 238 ГК РФ. При решении вопроса, какое имущество может находиться в собственности данного юридического лица, первостепенное значение имеет положение о том, относится юридическое лицо к коммерческим или некоммерческим организациям и какой правоспособностью оно наделено: общей или специальной.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету (бухгалтерская отчетность организации) имущество, находящееся в собственности юридических лиц, подразделяется в зависимости от стоимости и срока службы на основные средства и средства в обороте.
В связи с тем что круг юридических лиц, выступающих в качестве собственников, достаточно широк, каждый из них имеет свои характерные правовые особенности при реализации прав собственности. Характеристика права собственности хозяйственных товариществ и обществ, в том числе дочерних и зависимых обществ, заключается в том, что их имущество относится к общей долевой собственности участников соответствующего товарищества (общества). Хозяйственные товарищества и общества относятся к таким юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права. В учредительных документах и гражданским законодательством определяются условия, порядок и последствия выбытия участника хозяйственного товарищества или общества из его состава, а в случае ликвидации юридического лица его участники могут получить часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость.
Другим видом юридического лица являются кооперативы, которые подразделяются на производственные и потребительские. Первые относятся к коммерческим, а вторые - к некоммерческим организациям, поэтому производственные кооперативы наделяются общей, а потребительские кооперативы - специальной правоспособностью. К производственным кооперативам могут быть отнесены сельскохозяйственные, рыболовецкие и старательские артели. К потребительским кооперативам относятся жилищно-строительные, жилищные, товарищества собственников жилья (кондоминиум), дачно-строительные, гаражно-строительные и садоводческие товарищества.
Все кооперативы выступают в качестве собственников своего имущества, однако правовой режим имущества, которое им принадлежит на праве частной собственности, различен. Например, в собственности товарищества собственников жилья может находиться движимое имущество, а также недвижимое имущество, входящее в состав кондоминиума. Садоводческому товариществу принадлежат на праве собственности хозяйственные постройки, используемые для общих нужд, линии электропередачи, фонды, образуемые за счет целевых взносов членов товарищества.
Одним из основных законодательных актов о потребительских кооперативах является Закон "О потребительской кооперации в Российской Федерации", который регулирует всю систему потребительских обществ и их союзов, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.
В другую группу некоммерческих юридических лиц с характерными правами собственности входят общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, а также объединения юридических лиц. Собственность всех этих организаций, фондов и объединений относится к частной собственности юридических лиц, кто бы ни выступал в качестве их учредителей, членов, участников или спонсоров. Указанные организации, фонды и объединения относятся к числу таких юридических лиц, в отношении которых их учредители (участники) не имеют никаких имущественных прав.
Закон "Об общественных объединениях" содержит специальный раздел, посвященный собственности общественного объединения и управлению его имуществом. Согласно этому Закону законодатель различает такие организационно-правовые формы общественных объединений, как общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение и орган общественной самодеятельности. Данные юридические лица могут иметь в собственности земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительского и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности объединения, указанной в его уставе. В собственности объединения могут также находиться учреждения, издательства, средства массовой информации, создаваемые и приобретаемые за счет средств данного объединения в соответствии с его уставными целями.
Федеральным законом могут устанавливаться виды имущества, которые по соображениям государственной и общественной безопасности либо в соответствии с международными договорами не могут находиться в собственности объединения.
В законе определены субъекты права собственности в общественных организациях, общественных движениях, общественных фондах и органах общественной самодеятельности. В общественных организациях субъектами права собственности являются сами эти организации, обладающие правами юридического лица, а отдельные члены данной организации не имеют права на долю в ее имуществе.
В общественной организации, структурные подразделения которой действуют на основе единого устава данной организации, собственником имущества является организация в целом, однако структурные подразделения в случае признания их юридическими лицами имеют право оперативного управления имуществом, закрепленным за ними собственником. Если общественная организация объединяет свои территориальные организации в союз (ассоциацию), то союз является собственником имущества, которое используется в интересах общественной организации в целом, а территориальные организации - собственниками принадлежащего им имущества. Субъектами права собственности признаются в случае регистрации их в качестве юридических лиц и такие объединения, как общественные движения, общественные фонды и органы общественной самодеятельности. Все эти организации не имеют членства, и от их имени права собственника осуществляют их постоянно действующие руководящие органы, указанные в уставах.
Общественные учреждения, как организационно-правовая форма общественного объединения, созданные и финансируемые собственником, в соответствии со ст. 296 и 298 ГК РФ и ст. 35 Закона "Об общественных объединениях" наделяются правом оперативного управления закрепленным за ними имуществом. В то же время они могут быть и собственниками созданного и (или) приобретенного ими имущества, например полученного ими по наследству или в виде дара (пожертвования).
В статье 16 Закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" предусмотрено, какое имущество может принадлежать благотворительной организации на праве собственности либо находиться у нее на ином вещном праве.
Согласно ст. 21 и 22 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" имущество, необходимое для обеспечения деятельности религиозной организации, может находиться как в собственности, так и в пользовании указанной организации. В собственности религиозных организаций могут находиться объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, здания, земельные участки, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры. Религиозные организации могут иметь на праве собственности имущество за границей. Религиозные организации могут иметь в собственности имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами или организациями, переданное в собственность государством либо приобретенное иными не противоречащими законодательству способами.
Закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" не предусматривает предоставления имущества в собственность такой форме религиозного объединения, как религиозная группа, которая не является юридическим лицом.
Для религиозных организаций наиболее актуальным остается вопрос о возврате им ранее принадлежавшего имущества. Постановлением Правительства РФ от 14 марта 1995 г. N 248 утверждено Положение "О порядке передачи религиозным объединениям относящегося к федеральной собственности имущества религиозного назначения". Если имущество, относящееся к федеральной собственности, является памятником истории и культуры, то его передачу в пользование религиозным объединениям осуществляет Министерство культуры на основании решения Правительства Российской Федерации. При этом особо ценные объекты культурного наследия народов Российской Федерации в собственность религиозным объединениям не передаются, а могут передаваться только в пользование на основе соглашения между объединением и Министерством культуры РФ.
Ассоциации и союзы, создаваемые хозяйственными обществами и товариществами, являются юридическими лицами и собственниками принадлежащего им имущества, пределы и способы использования которого зависят от того, какой правоспособностью наделяется соответствующая организация - общей или специальной.

 

 

Вещные права – одна из форм реализации отношений собственности. Вещные права обычно определяются как права, которые предоставляют их обладателю возможность непосредственно (независимо от какого-либо другого лица) воздействовать на вещь. Иначе говоря, вещное право предоставляет его обладателю непосредственную власть, господство над вещью.

Субъект вещного права может осуществлять в своем интересе действия по владению, пользованию и во многих случаях и по распоряжению вещью, не обращаясь за содействием к кому-либо иному. В этом коренное отличие вещных прав от обязательственных. Лицо, имеющее обязательственное право на вещь (например, из договора аренды, безвозмездного пользования), может реализовать свои правомочия по владению и пользованию ею лишь в том случае, если фактически получит ее от собственника, заключившего с ним договор.

В Гражданском кодексе Российской Федерации положения, относящиеся к вещным правам, сконцентрированы в разделе 2 “Право собственности и иные вещные права”. Наименование раздела подчеркивает как единство правовой природы этих гражданских прав, так и особое положение права собственности в группе вещных прав.

Право собственности отличается от других вещных прав полнотой содержания. Собственнику принадлежат правомочия владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Он вправе по своему усмотрению совершать по поводу его имущества любые действия, не противоречащие нормам права и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (ст. 209 ГК РФ). Никто из субъектов других вещных прав не имеет такой полноты правомочий на принадлежащее им имущество. Объем их прав по пользованию имуществом ограничен законом и волей собственника.

Перечень вещных прав, закрепленных в российском законодательстве, немногочислен. В соответствии со ст. 216 ГК РФ, вещными, наряду с правом собственности, признаны, в частности, следующие права лиц, не являющихся собственниками (вещные права): вещные права по использованию чужих земельных участков (право пожизненного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования и сервитуты, которые могут обременять также здания и сооружения) и вещные права юридических лиц на хозяйствование с имуществом собственника (право хозяйственного ведения и право оперативного управления).

Этот перечень не является исчерпывающим. Из содержания ст. 216 ГК РФ вытекает, что в число других вещных прав могут включаться и иные права, но только при условии признания их таковыми в законе.

Итак, к вещным правам юридических лиц на хозяйствование с имуществом собственника относятся право хозяйственного ведения и право оперативного управления.

Под правом хозяйственного ведения понимается право государственного или муниципального унитарного предприятия, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеть, пользоваться и распоряжаться этим имуществом.

Право распоряжения ограничено в отношении недвижимого имущества. Такое имущество предприятие не вправе продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника (п. 2 ст. 295 ГК РФ). Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении (п. 1 ст. 295 ГК РФ).

Таким образом, субъектами права хозяйственного ведения признаются государственные унитарные предприятия (за исключением казенных предприятий) и муниципальные унитарные предприятия.

Объектами права хозяйственного ведения являются сами предприятия как имущественные комплексы, а также входящие в состав этих комплексов любые виды имущества, предназначенные для деятельности этих предприятий: здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, право требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги, и другие исключительные права.

Моментом возникновения права хозяйственного ведения у унитарного предприятия закон считает момент передачи ему имущества собственником, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или решением собственника. Передача осуществляется после принятия собственником решения о закреплении за предприятием имущества в хозяйственное ведение (п. 1 ст. 299 ГК РФ).

Согласно п. 3 ст. 299 ГК РФ, право хозяйственного ведения прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренном законодательством и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия по решению собственника.

Другими словами, при решении вопроса о прекращении права хозяйственного ведения следует руководствоваться нормами, содержащимися в гл. 15 ГК РФ “Прекращение права собственности” и ст. 295 ГК РФ. Из содержания последней следует, что прекращение права хозяйственного ведения на имущество предприятия по решению собственника возможно, видимо, только в случае реорганизации либо ликвидации.

Под правом оперативного управления понимается право казенного предприятия, а также учреждения в отношении закрепленного за ним имущества осуществлять в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им (п. 1 ст. 296 ГК РФ).
Право распоряжения имуществом, находящимся в оперативном управлении, допускается лишь с согласия собственника (для казенных предприятий) либо вообще не допускается (для учреждений). Вместе с тем закон устанавливает недопустимость изъятия собственником имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением. Исключение сделано только в отношении излишнего, неиспользуемого, а также используемого не по назначению имущества. Такое имущество собственник может изъять и распорядиться им по своему усмотрению.

Распоряжение доходами в казенном предприятии и учреждении осуществляется различно. Порядок распоряжения доходами казенного предприятия определяется собственником. Доходами, получаемыми учреждением от занятия предусмотренной в учредительных документах деятельности, оно распоряжается самостоятельно (ст.ст. 297, 298 ГК РФ).

Таким образом, право оперативного управления по объему правомочий обладателей этого права значительно уже права хозяйственного ведения.

В соответствии со ст. 296 ГК РФ, субъектами права оперативного управления на имущество, закрепленное за ними собственниками, признаются казенные предприятия и учреждения. Казенные предприятия создаются на базе государственной федеральной собственности. Учреждения же могут создаваться субъектами любой формы собственности: государственной, муниципальной, частной. Так, благотворительная организация, реализуя предусмотренное ст. 7 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” право на создание благотворительных организаций в форме учреждений, закрепляет за благотворительными учреждениями выделяемое для достижения их целей имущество на праве оперативного управления.

Объектами права оперативного управления являются имущественные блага, перечень и правовой режим которых во многом совпадают с изложенным выше применительно к объектам права хозяйственного ведения. Однако в составе объектов права оперативного управления значительное место занимают деньги, которые выделяются из соответствующих бюджетов, а учреждениям, созданным юридическими или физическими лицами, – из собственных средств учредителей.

Возникновение и прекращение права оперативного управления подчинено правилам, изложенным выше применительно к праву хозяйственного ведения (ст. 299 ГК РФ). Однако прекращение права оперативного управления по воле собственника имущества может иметь место в случаях, если имущество, закрепленное за казенным предприятием или учреждением, оказалось излишним, не используется или используется не по назначению, что невозможно применительно к праву хозяйственного ведения.

Закрепленное в качестве самостоятельной разновидности ограниченных вещных прав право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (ст. 216 ГК РФ) обеспечивает его обладателю владение и пользование земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, без установления срока (бессрочно).

Субъектами права постоянного (бессрочного) пользования могут быть государственные и муниципальные учреждения, федеральные казенные предприятия, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 20 Земельного Кодекса РФ36). Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.

Основные рамки содержания права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком определены в ст. 269, 270 ГК РФ. Обладатель права постоянного пользования земельным участком осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, другими правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование. Если иное не предусмотрено законом, он вправе: самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен; использовать для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, лес, растения и обособленные водные объекты.

Что касается распоряжения земельным участком, находящимся в постоянном пользовании, то возможности обладателя такого права незначительны. Общее правило сформулировано в п. 3 ст. 264 ГК РФ: владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом или договором. По закону владелец имеет право передавать участок другим лицам только в аренду или в безвозмездное срочное пользование, и то лишь с согласия собственника участка (ст. 270 ГК РФ).

Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком можно разбить на две группы. Первую составляют те случаи, которые предусмотрели стороны в заключенном ими договоре о предоставлении участка в постоянное пользование. Во вторую группу входят основания прекращения права постоянного пользования земельным участком, прямо названные в законе, в числе которых:

- возможность выкупа земельного участка для государственных и муниципальных нужд (ст. 283 ГК РФ; ст. 49 ЗК РФ);

- возможность изъятия земельного участка ввиду ненадлежащего использования (ст. 54 ЗК РФ).

Прекращение права постоянного пользования в этих случаях осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены земельным законодательством.

Сервитуты (сервитутные права), выделяемые законом в качестве разновидности вещных прав (ст. 216 ГК РФ), представляют собой права, закрепляющие возможность пользования в ограниченном объеме чужим недвижимым имуществом.

Земельный кодекс РФ проводит деление сервитутов на частные и государственные, а также на срочные и постоянные.

Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии со ст. 274 ГК РФ, собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Субъектами частного сервитута могут быть граждане и юридические лица. При этом субъекты обременяемого недвижимого имущества во всех случаях являются его собственниками. Что же касается лица, в интересах которого устанавливается сервитут, то оно может быть как собственником земельного участка, так и обладателем права пожизненного наследуемого владения или права постоянного пользования земельным участком.

Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

По общему правилу, частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. Стороны договариваются об установлении и условиях сервитута. В частности, собственник недвижимого имущества, обремененного сервитутом, вправе требовать от лица, в интересах которого установлен сервитут, соразмерную плату за пользование имуществом (п. 5 ст. 274 ГК РФ). Договор об установлении сервитута подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

При этом сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу.

Закон оговаривает, что сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Публичные сервитуты могут устанавливаться для прохода или проезда через земельный участок; использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры; размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним и в других указанных в законе целях (ст. 23 ЗК РФ).

В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь или землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установивших публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков. В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

Статья 264. Права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков

 

1. Земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

2. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.

3. Владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом.

(в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

Статья 266. Владение и пользование земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения

 

1. Гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения (владелец земельного участка), имеет права владения и пользования земельным участком, передаваемые по наследству.

2. Если из условий пользования земельным участком, установленных законом, не вытекает иное, владелец земельного участка вправе возводить на нем здания, сооружения и создавать другое недвижимое имущество, приобретая на него право собственности.

Статья 274. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

 

1. Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

2. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

3. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

4. На условиях и в порядке, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

(в ред. Федеральных законов от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 30.12.2008 N 311-ФЗ)

5. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Статья 292. Права членов семьи собственников жилого помещения

 

1. Члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством.

Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением.

(абзац введен Федеральным законом от 15.05.2001 N 54-ФЗ, в ред. Федерального закона от 24.04.2008 N 49-ФЗ)

2. Переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом.

(в ред. Федеральных законов от 15.05.2001 N 54-ФЗ, от 30.12.2004 N 213-ФЗ)

3. Члены семьи собственника жилого помещения могут требовать устранения нарушений их прав на жилое помещение от любых лиц, включая собственника помещения.

4. Отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц, допускается с согласия органа опеки и попечительства.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 30.12.2004 N 213-ФЗ)

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 742; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.