Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, особенности, виды административно-правовых норм




Административное право как наука

Оср

Наука административного права - система научных взглядов, представлений, знаний и теоретических положений о закономерностях, существующих в сфере административного права.

Наука административного права изучает:

сущность и структуру исполнительной власти;

отношения, регулируемые нормами административного права;

виды административно-правовых норм;

источники административного права;

систему административного права;

правовой статус субъектов и объектов государственного управления;

правовые формы и методы осуществления государственного управле-

ния;

вопросы административной ответственности;

способы обеспечения законности в сфере государственного управле-

ния.

2. Предмет познания науки административного права: предмет отрасли административного права; административно-правовые категории; практика органов исполнительной власти; история развития административного права.

Теоретическая основа науки административного права - философские и общесоциологические науки, положения теории социального управления и общей теории государства и права.

3. Методологическую основу науки административного права составляют следующие методы исследования:

исторический;

сравнительно-правовой;

логический;

формально-юридический;

социологический..

4. Задачи науки административного права:

исследование государственного управления, складывающихся в его сфере общественных отношений и административно-правовых норм, которыми регулируются эти отношения;

• анализ опыта реализации административно-правовых норм;

изучение общих закономерностей административно-правового регулирования общественных отношений.

 

Ио

1. Административно-правовая норма - норма права, регулирующая отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной деятельности.

Нормы административного права:

• устанавливают правовые положения и компетенцию органов исполнительной власти;

• регулируют деятельность органов исполнительной власти;

• регламентируют формы и методы осуществления исполнительной власти; определяют порядок взаимоотношений между субъектами управления.

2. Особенности административно-правовых норм:

цели административно-правовых норм - обеспечение организации и упо-рядочение функционирования всей системы исполнительной власти;

административно-правовые нормы определяют должное поведение всех |лиц и организаций, действующих в сфере государственного управления;

(назначение административно-правовых норм состоит в обеспечении эффективной реализации функций исполнительной власти;

• посредством административно-правовых норм устанавливается и обеспечивается режим законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности;

• административная ответственность - юридическое средство защиты от посягательств на административно-правовые нормы;

административно-правовые нормы способствуют урегулированию таких общественных отношений, как финансовые, земельные, трудовые и др.;

административно-правовые нормы устанавливаются зачастую в процессе реализации исполнительной власти.

Виды административно-правовых норм

1. По конкретному содержанию и регулированию общественных отношений.

2. По предмету регулирования.

3. По предмету воздействия на субъекты, административного права. 4. По адресату.

5. По пределу действия.

6. С учетом федеративного устройства.

 

1. По конкретному содержанию и регулированию общественных отношений

все нормы административного права делятся:

на общие - нормы, регулирующие общественные отношения общего характера (для всех сфер и отраслей);

особенные - нормы, регулирующие общественные отношения в конкретной сфере управления.

2. По предмету регулирования различают:

материальные - нормы, которые юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников управленческих отношений, регулируемых административным правом, т. е. фактически их административно-правовой статус;

процессуальные - нормы, определяющие методы (способы, порядок, процедуры) деятельности по реализации государственного управления и регламентирующие управленческие отношения.

3. По предмету воздействия на субъекты административного права выделяют:

обязывающие - нормы, предписывающие совершать определенные действия. Содержащиеся в таких нормах указания могут быть выражены как обязательное предписание;

запрещающие - нормы, предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в определенных условиях. Запреты могут носить общий или специальный характер. Примером запрета общего характера является запрещение действий (бездействия), подпадающих под признаки административного правонарушения. Запрещение применения специальных средств и огнестрельного оружия милицией в отношении женщин и несовершеннолетних - пример специального запрета;

уполномочивающие (управомочивающие) или дозволительные (диспози-тивные) - нормы, в которых выражается возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению;

стимулирующие (поощрительные) - нормы, которые обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должное поведение участников регулируемых управленческих общественных отношений (например, установление налоговых льгот, льготное кредитование и т. д.);

рекомендательные - нормы, которые носят рекомендательный характер. Рекомендательные нормы чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти и негосударственных формирований. Однако рекомендации иногда содержатся в нормативных актах, адресованных нижестоящим субъектам исполнительной власти или подведомственным объединениям.

4. По адресату могут быть отмечены нормы, рекламентирующие: организацию и деятельность механизма исполнительной власти, т. е. различных звеньев аппарата государственного управления;

административно-правовой статус государственных служащих - работников управленческого аппарата;

вопросы организации и деятельности государственных предприятий и учреждений;

административно-правовой статус общественных объединений;

отдельные стороны функционирования различных коммерческих структур;

административно-правовой статус гражданина.

5. В зависимости от предела действия административно-правовые нормы бывают:

а) соответственно территориальному масштабу:

территориальные - нормы, действующие в границах государства, государственно-территориальных образований (например, нормы Кодекса об административных правонарушениях - общегосударственные, но правила охоты, установленные местными органами, действуют в границах территории);

• межтерриториальные - нормы, действующие в границах нескольких государственно-территориальных (административно-территориальных) образований (например, акты в условиях чрезвычайного положения которые могут действовать в указанных территориальных масштабах);

б) по действию во времени:

• срочные - нормы, для которых определен срок действия;

бессрочные - нормы без указания срока действия, т. е. до официально!! отмены компетентным органом;

в) по кругу лиц:

нормы, действие которых связано с распространением устанавливае мых правил либо на всех (например, порядок уплаты налогов для всех юридических лиц), либо на отдельных юридических лиц (например порядок уплаты налогов страховыми организациями);

• нормы, действие которых связано с распространением устанавливае мых правил либо на всех граждан, либо на отдельные их группы (рас пространение льгот в осуществлении кредитования жилищного строи тельства на военнослужащих).

6. С учетом федеративного устройства России административно-правовые нормы подразделяются на общефедеральные и устанавливаемые субъектами Федерации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.