КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие, особенности, виды административно-правовых норм
Административное право как наука Оср Наука административного права - система научных взглядов, представлений, знаний и теоретических положений о закономерностях, существующих в сфере административного права. Наука административного права изучает: сущность и структуру исполнительной власти; отношения, регулируемые нормами административного права; виды административно-правовых норм; источники административного права; систему административного права; правовой статус субъектов и объектов государственного управления; правовые формы и методы осуществления государственного управле- ния; вопросы административной ответственности; способы обеспечения законности в сфере государственного управле- ния. 2. Предмет познания науки административного права: предмет отрасли административного права; административно-правовые категории; практика органов исполнительной власти; история развития административного права. Теоретическая основа науки административного права - философские и общесоциологические науки, положения теории социального управления и общей теории государства и права. 3. Методологическую основу науки административного права составляют следующие методы исследования: исторический; сравнительно-правовой; логический; формально-юридический; социологический.. 4. Задачи науки административного права: исследование государственного управления, складывающихся в его сфере общественных отношений и административно-правовых норм, которыми регулируются эти отношения; • анализ опыта реализации административно-правовых норм; изучение общих закономерностей административно-правового регулирования общественных отношений.
Ио 1. Административно-правовая норма - норма права, регулирующая отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной деятельности. Нормы административного права: • устанавливают правовые положения и компетенцию органов исполнительной власти; • регулируют деятельность органов исполнительной власти; • регламентируют формы и методы осуществления исполнительной власти; определяют порядок взаимоотношений между субъектами управления. 2. Особенности административно-правовых норм: цели административно-правовых норм - обеспечение организации и упо-рядочение функционирования всей системы исполнительной власти; административно-правовые нормы определяют должное поведение всех |лиц и организаций, действующих в сфере государственного управления; (назначение административно-правовых норм состоит в обеспечении эффективной реализации функций исполнительной власти; • посредством административно-правовых норм устанавливается и обеспечивается режим законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности; • административная ответственность - юридическое средство защиты от посягательств на административно-правовые нормы; административно-правовые нормы способствуют урегулированию таких общественных отношений, как финансовые, земельные, трудовые и др.; административно-правовые нормы устанавливаются зачастую в процессе реализации исполнительной власти. Виды административно-правовых норм 1. По конкретному содержанию и регулированию общественных отношений. 2. По предмету регулирования. 3. По предмету воздействия на субъекты, административного права. 4. По адресату. 5. По пределу действия. 6. С учетом федеративного устройства.
1. По конкретному содержанию и регулированию общественных отношений все нормы административного права делятся: на общие - нормы, регулирующие общественные отношения общего характера (для всех сфер и отраслей); особенные - нормы, регулирующие общественные отношения в конкретной сфере управления. 2. По предмету регулирования различают: материальные - нормы, которые юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников управленческих отношений, регулируемых административным правом, т. е. фактически их административно-правовой статус; процессуальные - нормы, определяющие методы (способы, порядок, процедуры) деятельности по реализации государственного управления и регламентирующие управленческие отношения. 3. По предмету воздействия на субъекты административного права выделяют: обязывающие - нормы, предписывающие совершать определенные действия. Содержащиеся в таких нормах указания могут быть выражены как обязательное предписание; запрещающие - нормы, предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в определенных условиях. Запреты могут носить общий или специальный характер. Примером запрета общего характера является запрещение действий (бездействия), подпадающих под признаки административного правонарушения. Запрещение применения специальных средств и огнестрельного оружия милицией в отношении женщин и несовершеннолетних - пример специального запрета; уполномочивающие (управомочивающие) или дозволительные (диспози-тивные) - нормы, в которых выражается возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению; стимулирующие (поощрительные) - нормы, которые обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должное поведение участников регулируемых управленческих общественных отношений (например, установление налоговых льгот, льготное кредитование и т. д.); рекомендательные - нормы, которые носят рекомендательный характер. Рекомендательные нормы чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти и негосударственных формирований. Однако рекомендации иногда содержатся в нормативных актах, адресованных нижестоящим субъектам исполнительной власти или подведомственным объединениям. 4. По адресату могут быть отмечены нормы, рекламентирующие: организацию и деятельность механизма исполнительной власти, т. е. различных звеньев аппарата государственного управления; административно-правовой статус государственных служащих - работников управленческого аппарата; вопросы организации и деятельности государственных предприятий и учреждений; административно-правовой статус общественных объединений; отдельные стороны функционирования различных коммерческих структур; административно-правовой статус гражданина. 5. В зависимости от предела действия административно-правовые нормы бывают: а) соответственно территориальному масштабу: территориальные - нормы, действующие в границах государства, государственно-территориальных образований (например, нормы Кодекса об административных правонарушениях - общегосударственные, но правила охоты, установленные местными органами, действуют в границах территории); • межтерриториальные - нормы, действующие в границах нескольких государственно-территориальных (административно-территориальных) образований (например, акты в условиях чрезвычайного положения которые могут действовать в указанных территориальных масштабах); б) по действию во времени: • срочные - нормы, для которых определен срок действия; бессрочные - нормы без указания срока действия, т. е. до официально!! отмены компетентным органом; в) по кругу лиц: нормы, действие которых связано с распространением устанавливае мых правил либо на всех (например, порядок уплаты налогов для всех юридических лиц), либо на отдельных юридических лиц (например порядок уплаты налогов страховыми организациями); • нормы, действие которых связано с распространением устанавливае мых правил либо на всех граждан, либо на отдельные их группы (рас пространение льгот в осуществлении кредитования жилищного строи тельства на военнослужащих). 6. С учетом федеративного устройства России административно-правовые нормы подразделяются на общефедеральные и устанавливаемые субъектами Федерации.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |