Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое регулирование взаимоотношений РФ и ЕС




Отношения России и Европейского Союза, Европейского сооб­щества сегодня строятся на основе Соглашения о партнерстве и со­трудничестве (СПС), учреждающего партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, Европейскими сообществами и их го­сударствами-членами, с другой стороны, заключенного 24 июня 1994 г. на о. Корфу (Греция). Федеральное Собрание Российской Федерации ратифицировало договор в ноябре 1996 г. Соглашение вступило в силу с 1 декабря 1997 г.

Соглашение 1994 г. предусматривает сотрудничество сторон по широкому спектру вопросов, в основном в области экономики, но не только. Среди целей СПС, перечисленных в ст. 1, предусмотрено обеспечение соответствующих рамок для полити­ческого диалога сторон, поощрение устойчивого развития, укрепле­ние политических и экономических свобод, поддержку усилий Рос­сии по укреплению ее демократии, обеспечение основы для социаль­ного и культурного сотрудничества, а также поощрение деятельности, представляющей взаимный интерес.

СПС закладывает общие принципы сотрудничества РФ и Союза, такие как:

— уважение демократических принципов и прав человека в смысле Хельсинского акта 1975 г. и Парижской хартии для новой Ев­ропы 1990 г. (ст. 2);

— совместные усилия сторон для создания зоны свободной тор­говли между ними (ст. 3);

— построение торговых отношений на основе принципов Гене­рального соглашения по тарифам и торговле с учетом будущего всту­пления России в ВТО (ст. 4);

— постепенное предоставление Россией режима наиболее благоприятствуемой нации в торговых отношениях (ст. 5).

Основными направлениями экономи­ческого сотрудничества между РФ и Европейским Союзом являются:

— развитие их соответствующих отраслей промышленности и транспорта;

— освоение новых источников снабжения и новых рынков;

— стимулирование научно-технического прогресса;

— содействие стабильному развитию социальных и людских ре­сурсов, занятости населения;

— оказание содействия региональному сотрудничеству с целью гармоничного ц устойчивого развития.

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Европейским Союзом 1994 г. заложило прочный фундамент для раз­вития диалога сторон по политическим, экономическим, культур­ным вопросам в начале XXI столетия. Соглашение 1994 г. носит ба­зовый характер, оно содержит общие положения о сотрудничестве между Европейским Союзом и Россией. СПС имеет рамочный ха­рактер, так как многие его положения нуждаются в дальнейшем раз­витие и конкретизации в рамках специальных двусторонних согла­шений по отдельным вопросам. Некоторые статьи СПС закрепляют не просто возможность, а даже необходимость заключения таких со­глашений (например, ст. 21—-22)

В настоящее время на основе СПС было заключено шесть дву­сторонних соглашений. В их числе: Соглашение между РФ и ЕС о торговле текстильными товарами 1998 г., Соглашение между РФ и ЕС о сотрудничестве в области науки и технологий 2000 г.. Соглаше­ние между РФ и Евратомом о сотрудничестве в области ядерных ре­акций 2001 г., Соглашение между РФ и Евратомом о сотрудничестве в области ядерной безопасности 2001 г., Соглашение между РФ и ЕОУС о торговле некоторыми изделиями из стали 2002 г. Опираясь также на положения СПС, 6 ноября 2003 г. в Риме было заключено Соглашение о сотрудничестве между Российской Федерацией и Ев­ропейской полицейской организацией (Европол). Все это позволяет говорить о том, что сегодня на основе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве объективно формируется целая система двусторон­них соглашений между Россией и Европейским Союзом.

Процесс заключения двусторонних соглашений между Россией и Европейским Союзом на основе СПС, несомненно, будет продолжаться. Сегодня в стадии подготовки находятся соглашения в облас­ти фармацевтики, ветеринарии, рыболовства. На ближайшую пер­спективу уместным и актуальным было бы заключение соглашений о сотрудничестве в области охраны окружающей среды, о совместной деятельности в правоохранительной сфере, по торговле ядерными материалами.

Теснейшая экономическая взаимосвязь России и Европейского Союза предопределяет необходимость развития самых тесных эконо­мических отношений между ними уже в ближайшей перспективе.

В качестве варианта построения таких отношений 17 мая 2001 г. на Саммите Россия — Европейский Союз в Москве сторонами была вы­двинута и поддержана идея создания Общего европейского экономиче­ского пространства между Россией и Европейским Союзом. Для детализации концепции Общего европей­ского экономического пространства (ОЕЭП) на основе Решения Сове­та сотрудничества от 6 марта 2002 г. сторонами была создана Группа вы­сокого уровня, мандат которой был рассчитан до октября 2003 г.

 

Экономический и валютный союз - особая сфера компетенции Европейского сообщества, в рамках которой ЕС осуществляет координацию всей экономической политики государств-членов (экономический союз) и проводит единую денежно-кредитную политику на основе единой валюты - евро (валютный союз).

Наряду с традиционными политическими институтами (Европарламент, Совет, Комиссия) управление в рамках этой сферы осуществляют специализированные органы ЕС и государств-членов, прежде всего Европейская система центральных банков во главе с Европейским центральным банком. Консультативные и наблюдательные функции возложены на Экономический и финансовый комитет.

Европейская система центральных банков и Европейский центральный банк

В связи с введением в ЕС единой валюты евро была проведена реорганизация "денежной власти" государств-членов, а ее носители (центральные банки) были объединены друг с другом в Европейскую систему центральных банков (ЕСЦБ) во главе с новым органом Союза - Европейским центральным банком (ЕЦБ).

ЕСЦБ, таким образом, включает в себя 28 элементов: 27 национальных центральных банков и Европейский центральный банк. Однако из-за того что на единую валюту в силу разных причин смогли перейти не все государства-члены (см. вопрос N 108), полноправными участниками данной системы выступают центральные банки лишь тех стран, которые вошли в "зону евро" (в 2010 г. - 16 стран).

Ввиду этого обстоятельства внутри ЕСЦБ выделяется Евросистема: Европейский центральный банк плюс 16 центральных банков стран "зоны евро"*(88). Остальные центральные банки входят в ЕСЦБ в основном с совещательным статусом, а их руководители не участвуют в принятии решений в рамках единой денежно-кредитной политики.

Главной целью ЕСЦБ служит поддержание стабильности цен, а ее основными задачами выступают:

- определение и претворение в жизнь денежной политики Сообщества;

- проведение валютных операций;

- хранение официальных валютных резервов и управление ими;

- содействие надлежащему функционированию платежных систем (ст. 105 Договора о ЕС; ст. 2-3 Протокола "Об Уставе Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка").

Экономический и финансовый комитет - орган, помогающий Совету и Комиссии в осуществлении координации экономической политики государств-членов, в том числе в контроле за состоянием их бюджетов.

Данный Комитет, в частности, дает указанным институтам свои заключения (по их запросу или по собственной инициативе); следит за экономическим и финансовым положением государств-членов, предоставляя об этом доклад Совету и Комиссии; выполняет по поручению Совета подготовительные и консультативные задачи; производит не реже одного раза в год анализ ситуации в области движения капиталов и свободы платежей в Сообществе (ст. 114 Договора о ЕС).

В состав Комитета входят лица, назначаемые государствами-членами, Комиссией и Европейским центральным банком (по два человека от каждого). Члены Комитета должны обладать "исключительной компетентностью в экономической и финансовой сфере" (ст. 2 Решения Совета "О порядке формирования Экономического и финансового комитета") и осуществлять свои функции "в общих интересах Сообщества" (ст. 3 Статута Экономического и финансового комитета, утвержденного решением Совета от 31 декабря 1998 г.).

Руководит работой Экономического и финансового комитета Председатель, избираемый членами Комитета сроком на два года.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.