Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекции




15.-17 1. Предварительный контроль заключается в необходимости направить в Федеральную антимонопольную службу ходатайство о даче согласия на совершение соответствующих действий.

Государственная регистрация коммерческих организаций, а также внесение записи об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц осуществляются регистрирующим органом при наличии предварительного согласия антимонопольного органа.

2. В случае последующего контроля учредители направляют в Федеральную антимонопольную службу уведомление в течение 45 дней со дня государственной регистрации.

Нарушение требований антимонопольного контроля при создании, слиянии, присоединении коммерческих и некоммерческих организаций, изменении состава участников некоммерческих организаций является основанием для ликвидации организации в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях (см. табл. 10).

 

Таблица 10

 

  Предварительный контроль Последующий контроль
Приобретение акций (долей) с правом распоряжения более чем 20% уставного капитала Суммарная стоимость активов больше 30 млн.; один из участников сделки внесен в Реестр хозяйствую- щих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 39%; приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность хозяйствующего субъекта Суммарная стоимость активов превышает 2 млн. МРОТ
Получение в собственность, пользование или владение основными производственны- ми средствами или нематериальными акти- вами, если балансовая стоимость имущес- тва являющегося предметом сделки, пре- вышает 10% балансовой стоимости основ- ных производственных средств и немате- риальных активов продавца
Приобретение прав, позволяющих опре- делять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа
Избрание физических лиц в исполнитель- ные органы, советы директоров хозяйствующих субъектов - Суммарная балан- совая стоимость активов свыше 2 млн. МРОТ; хозяйствующие субъекты внесены в Реестр хозяй- ствующих субъек- тов, имеющих долю на рынке опреде- ленного товара более 35%

 

Сделки, совершенные в нарушение установленного порядка, могут быть признаны недействительными по иску Федеральной антимонопольной службы.

Отдельным видом государственного антимонопольного контроля является принудительное разделение (выделение) коммерческих организаций и некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, в случае систематического осуществления ими монополистической деятельности, т.е. если в течение трех лет выявлено более двух фактов проведения ими монополистической деятельности.

Условия для принудительного разделения (выделения):

1) если это ведет к развитию конкуренции;

2) возможность организационного и территориального обособления структурных подразделений;

3) отсутствие между структурными подразделениями тесной технологической связи (если объем потребляемой юридическим лицом продукции структурного подразделения не превышает 30% общего объема производимой этим подразделением продукции);

4) возможность юридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара.

Принудительная ликвидация организации в судебном порядке по иску антимонопольного органа возможна в случае, если:

- она осуществляет координацию предпринимательской деятельности коммерческих организаций, которая имеет или может иметь своим результатом ограничение конкуренции (п. 5 ст. 6 Закона о конкуренции на товарных рынках);

- нарушен порядок государственного контроля согласно ст. 17 данного Закона.

18.???

19???

 

Вопрос 20. Контроль антимоноп органов за размещением госзаказов и проведением торгов.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд" Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, осуществляемых Федеральной службой по оборонному заказу в соответствии с указом Президента Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 17 закона о размещении заказов контроль за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов 1) заказчиком, 2) уполномоченным органом или 3) специализированной организацией, 4) конкурсной, 5) аукционной или 6) котировочной комиссией, 7) уполномоченным на ведение официального сайта федеральным органом исполнительной власти, 8) организацией, оказывающей услуги по обслуживанию официального сайта и обеспечению функционирования такого сайта, 9) уполномоченными на ведение реестров заключенных по итогам размещения заказов государственных или муниципальных контрактов федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, 10) операторами электронных площадок осуществляется путем плановых и внеплановых проверок. При проведении указанных проверок не подлежат проверке результаты оценки заявок на участие в конкурсе по критериям, указанным в пунктах 1 и 1.1 части 4 статьи 28, пунктах 1, 2 и 4 части 3 статьи 31.6 закона о размещении заказов.

Вопрос 21.

КОНТРОЛЬ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ

С 23 августа 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 17.07.2009 № 164-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 164-ФЗ). Федеральный закон № 164-ФЗ внес существенные изменения в статьи Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), регулирующие вопросы контроля предоставления и использования государственной и муниципальной помощи. Так, термин «государственная или муниципальная помощь» был изменен на термин «государственная или муниципальная преференция». Сделано это было для того, чтобы подчеркнуть характерную особенность предоставления государственного или муниципального имущества хозяйствующему субъекту, а именно предоставление данному хозяйствующему субъекту преимущества, которое влияет на конкуренцию на соответствующем рынке. Старый термин «помощь» данную особенность не отражал. Кроме изменения самого термина «государственная или муниципальная помощь» на «государственная или муниципальная преференция», были внесены изменения и в определение государственной или муниципальной преференции. Согласно пункту 20 статьи 4 в редакции Федерального закона № 164-ФЗ, государственные или муниципальные преференции – предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот. До вступления в силу Федерального закона № 164-ФЗ органы законодательной власти субъектов Российской Федерации не относились к тем органам власти, которые могли предоставлять государственную помощь. Из новой редакции Закона о защите конкуренции следует, что органы законодательной власти субъектов Российской Федерации с 23.08.2009 могут предоставлять государственные преференции наряду с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Федеральным законом № 164-ФЗ был изменен и перечень объектов, путем передачи которых предоставляется государственная или муниципальная преференция хозяйствующим субъектам. Согласно Федеральному закону № 164-ФЗ, государственная или муниципальная преференция может предоставляться путем предоставления имущественных льгот. Со дня вступления в силу Федерального закона № 164-ФЗ налоговые льготы, за исключением установленных федеральными органами законодательной власти, а также льготы по арендной плате будут относиться к объектам государственной или муниципальной преференции. До вступления в силу Федерального закона № 164-ФЗ государственная или муниципальная помощь могла быть предоставлена путем передачи прав доступа к информации в приоритетном порядке. Федеральным законом № 164-ФЗ установлен запрет на предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, государственными внебюджетными фондами и Центральным банком Российской Федерации доступа к информации в приоритетном порядке хозяйствующему субъекту (часть 1 статьи 15 была дополнена пунктом 6 соответствующего содержания). Федеральным законом № 164-ФЗ существенно изменен перечень целей, на которые могут быть предоставлены государственные или муниципальные преференции. Так, в перечень целей, на которые с 23.08.2009 сможет быть предоставлена государственная или муниципальная преференция, вошли: 1) обеспечение жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 2) развитие образования и науки; 3) проведение научных исследований; 4) защита окружающей среды; 5) сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; 6) развитие культуры, искусства и сохранение культурных ценностей; 7) развитие физической культуры и спорта; 8) обеспечение обороноспособности страны и безопасности государства; 9) производство сельскохозяйственной продукции; 10) социальная защита населения; 11) охрана труда; 12) охрана здоровья граждан; 13) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства; 14) определяемые другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации цели. Большинство целей являются новыми по сравнению с предыдущей редакцией Закона о защите конкуренции. Для правильной оценки соответствия предоставляемой государственной или муниципальной преференции допустимым целям необходимо руководствоваться нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принятых в рамках их полномочий, по соответствующим направлениям. Следует обратить внимание на предоставление государственных или муниципальных преференций в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. По сравнению с Законом о защите конкуренции в редакции, действовавшей до 23.08.2009, после вступления в силу Федерального закона № 164-ФЗ государственные или муниципальные преференции могут предоставляться всем субъектам малого и среднего предпринимательства без ограничений относительно видов их деятельности. Однако при даче согласия на предоставление таких преференций следует помнить, что в случае, если на одно и то же имущество претендуют несколько субъектов малого или среднего предпринимательства, предоставление имущества одному субъекту малого или среднего предпринимательства путем предоставления государственной или муниципальной преференции приведет к недопущению конкуренции, что является основанием для отказа в предоставлении государственной или муниципальной преференции. Новым в целях предоставления государственных или муниципальных преференциях является также то, что с 23.08.2009 возможно предоставление таких преференций на цели, указанные в иных федеральных законах, нормативных правовых актах Президента Российской Федерации и нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации (далее — НПА). Примером такого НПА может служить Федеральный закон от 22.08.1996 № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации». Государственные или муниципальные преференции на цели, определяемые НПА, могут предоставляться в случае, когда самими этими НПА не предусмотрен иной порядок предоставления государственной поддержки (например, по результатам конкурса). Согласно Федеральному закону № 164-ФЗ установлен прямой запрет на использование государственной или муниципальной преференции в целях, не соответствующих указанным в заявлении о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции целям. В случае нарушения этого запрета антимонопольный орган выдает предписание о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданский прав либо предписание о принятии мер по прекращению использования преимущества не только федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, предоставившим такую преференцию, но и самому хозяйствующему субъекту, которому предоставлена такая преференция. По общему правилу государственная или муниципальная преференция предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа. Однако, как и в прошлой редакции Закона о защите конкуренции, Федеральным законом № 164-ФЗ установлен ряд исключений из этого правила. Так, не требует предварительного согласия антимонопольного органа предоставление преференции: 1) на основании федерального закона о бюджете, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя; 2) путем направления на финансовое обеспечение непредвиденных расходов средств резервных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации; 3) в размере, не превышающем установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, если такая преференция предоставляется не чаще чем один раз в год одному лицу. Перечень случаев передачи имущества и иных объектов гражданских прав, не являющихся государственной или муниципальной преференцией, также претерпел некоторые изменения. Так, из указанного перечня исключили предоставление денежных средств, предусмотренное законом субъекта Российской Федерации о бюджете или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год каждому лицу, которое обратилось с просьбой о предоставлении денежных средств и соответствует установленным требованиям к виду деятельности получателя и месту ее осуществления. При таком предоставлении денежных средств не происходит предоставления преимущества отдельному хозяйствующему субъекту, поэтому специальное включение этого случая в Закон о защите конкуренции не требуется. Для получения предварительного согласия антимонопольного органа на предоставление государственной или муниципальной преференции федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации после вступления в силу Федерального закона № 164-ФЗ будут подавать в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции (далее — заявление) с обязательным приложением указанных в Законе о защите конкуренции документов. Оплата государственной пошлины за подачу такого заявления не требуется. В перечень документов, обязательных для представления с заявлением, Федеральным законом № 164-ФЗ были добавлены нотариально заверенные копии учредительных документов хозяйствующих субъектов — получателей государственной или муниципальной преференции. Кроме того, к заявлению должен прилагаться перечень наименований видов товаров, объем товаров, произведенных и (или) реализованных хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, в течение двух лет, предшествующих дате подачи заявления, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем два года, с указанием кодов видов продукции (в предыдущей редакции Закона о защите конкуренции было требование о представлении наименований видов продукции). Определение термина «товар» содержится в пункте 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции. Это объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Изменились и сроки рассмотрения антимонопольным органом заявлений. После вступления в силу Федерального закона № 164-ФЗ решение по результатам рассмотрения заявления должно быть принято в срок, не превышающий одного месяца с даты получения заявления и документов (ранее срок рассмотрения ходатайства составлял два месяца). Следует обратить внимание, что Федеральный закон № 164-ФЗ ужесточил требования к заявлению и прилагаемым к нему комплекту документов. После вступления в силу Федерального закона № 164-ФЗ в случае, если заявление и (или) представленные с ним документы не соответствуют требованиям Закона о защите конкуренции, такое заявление возвращается заявителю в течение десяти дней со дня его получения антимонопольным органом с приложением копии мотивированного решения о несоответствии представленных заявления и (или) документов требованиям Закона о защите конкуренции. Заявление и копия решения антимонопольного органа возвращаются заявителю заказным письмом с уведомлением о вручении. Следует также учесть, что заявление возвращается без представленных с ним документов. Заявитель вправе истребовать документы в течение 14 дней с даты получения им уведомления антимонопольного органа. Федеральным законом № 164-ФЗ установлен десятидневный срок с даты представления заявления для принятия решения о том, что действия, на осуществление которых испрашивается согласие в заявлении, не являются государственной или муниципальной преференцией. Раньше срок принятия такого решения установлен не был. Заявитель о принятии такого решения должен быть уведомлен в день принятия решения заказным письмом с уведомлением о вручении с приложением удостоверенной в установленном порядке копии указанного решения. В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом № 164-ФЗ, о принятом решении по результатам рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции антимонопольный орган в день принятия такого решения уведомляет заявителя заказным письмом с уведомлением о вручении с приложением копии решения. Дополнительно сообщаем, что до 23 августа в ФАС России будет подготовлен проект Административного регламента по исполнению государственной функции по рассмотрению заявлений о даче согласия на предоставление государственных и муниципальных преференций и передан на согласование в Министерство юстиции Российской Федерации. В регламенте будет прописан порядок рассмотрения заявлений о даче согласия на предоставление государственных или муниципальных преференций в соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции, в том числе будет установлен порядок принятия решения о несоответствии антимонопольному законодательству представленных заявления и документов. Приложениями к регламенту будут являться формы заявлений, решений, иных документов в соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции по вопросам предоставления государственной или муниципальной преференции.

 

 

Вопрос 22. запрет на злоупотребление доминирующим положением

Статья 10. Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением

1. Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);

4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

8) создание дискриминационных условий;

9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

2. Хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что его действия (бездействие), указанные в части 1 настоящей статьи (за исключением действий, указанных в пунктах 1, 2, 3, 5, 6, 7 и 10 части 1 настоящей статьи), могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона.

Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ часть 3 статьи 10 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст части в будущей редакции

3. Правительство Российской Федерации устанавливает правила доступа к товарам субъектов естественных монополий, направленные на предупреждение создания условий, которые ставят одного потребителя в неравное положение по сравнению с другими потребителями товаров субъектов естественных монополий.

4. Требования настоящей статьи не распространяются на действия по осуществлению исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

См. схему "Запрет на злоупотребление доминирующим положением"

См. комментарии к статье 10 настоящего Федерального закона

Вопрос 23. запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия.

Статья 16. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации

 

Запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:

 

1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

 

2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

 

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);

 

4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

 

Комментируемая статья устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Банка России. Ранее подобный запрет содержался в ст. 8 Закона 1991 г. о конкуренции.

 

В соответствии с комментируемой статьей запрещаются соглашения между указанными органами и организациями либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:

 

1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов). Предусмотрены те же обстоятельства, что и в п. 1 ч. 1 ст. 11 комментируемого Закона в рамках запрета на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов (см. комментарий к указанной статье). В то же время в п. 1 комментируемой статьи указано на исключения, которые могут быть федеральными законами или Указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. В качестве примера такого акта следует назвать постановление Правительства РФ от 10 ноября 2007 г. N 769 "О соглашениях между исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами о снижении и поддержании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости"*(91);

 

2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар. Предусмотрены те же обстоятельства, что и в п. 6 ч. 1 ст. 10 комментируемого Закона в рамках запрета на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением (см. комментарий к указанной статье), но при этом не указано изъятие "если иное не установлено федеральным законом";

 

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков). Предусмотрены те же обстоятельства, что и в п. 3 ч. 1 ст. 11 комментируемого Закона в рамках запрета на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов (см. комментарий к указанной статье);

 

4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов. Предусмотрены те же обстоятельства, что и в п. 9 ч. 1 ст. 10 комментируемого Закона в рамках запрета на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением (см. комментарий к указанной статье).

 

В соответствии с ч. 3 ст. 14.32 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 160-ФЗ) заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией, государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения или осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ согласованных действий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. либо дисквалификацию на срок до трех лет. Согласно примечанию к указанной статье:

 

1) лицо, добровольно заявившее в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган о заключении им недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения или об осуществлении недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ согласованных действий, освобождается от административной ответственности при выполнении в совокупности следующих условий: на момент обращения лица с заявлением антимонопольный орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении; лицо отказалось от участия или дальнейшего участия в соглашении либо от осуществления или дальнейшего осуществления согласованных действий; представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения. Освобождению от административной ответственности подлежит лицо, первым выполнившее все условия, предусмотренные данным примечанием;

 

2) не подлежит рассмотрению заявление, поданное одновременно от имени нескольких лиц, заключивших недопустимое в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашение или осуществлявших недопустимые в соответствии с антимонопольным законодательством РФ согласованные действия.

 

О привлечении к административной ответственности см. комментарий к ст. 37 Закона.

 

 

Вопрос 24. понятия и виды антиконкурентных соглашений..

Антиконкурентные соглашения

Глава из учебника по конкурентному праву для ГУ-ВШЭ, автор - Алексей Сушкевич, начальник Аналитического управления ФАС.

1. Природа антиконкурентных соглашений


Монополизация товарного рынка и устранение конкуренции может быть следствием не только одностороннего поведения хозяйствующего субъекта на товарном рынке, но и результатом соглашения двух и более участников одного рынка. Экономически, ограничение конкуренции посредством соглашения может достигать тех же результатов, к которым приводит монополизация товарного рынка одной компанией, поскольку оно при определенных условиях является выгодной стратегией для участников соглашения, позволяющей им стабилизировать цены (т.е. не допускать их снижения в результате колебания спроса), обеспечить каждого участника гарантированным рынком сбыта, защитить рынок от конкуренции со стороны потенциальных (новых) участников.


Соглашение участников рынка может ограничивать конкуренцию двояким образом: во-первых, отказываясь от конкуренции друг с другом, участники соглашения снижают степень конкуренции на рынке в целом; во-вторых, соглашение с достаточно большим количеством участников может приводить к тому, что в результате такого соглашения:

- общие условия обращения товара на рынке будут устанавливаться не в результате стихийного взаимодействия участников рынка, а в результате применения такого соглашения;

- на товарном рынке будут установлены непреодолимые барьеры входа (выхода), которые устранять конкуренцию с потенциальными (новыми) участниками;

- товарный рынок будет сегментирован и на каждом из его сегментов возникнет основанная на соглашении монополия одной компании;

- товарный рынок прекратит свое существование (произойдет устранение конкуренции) либо соглашение будет непреодолимым препятствием для возникновения товарного рынка (произойдет недопущение конкуренции).

Вопрос 25. понятие согласованных действий

Согласованные действия хозяйствующих субъектов:

 

"...1. Согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий:

1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;

2) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год..."

26Допустимость антиконкурентных соглашений

Правило допустимости:
ФАС установил критерии, на основании которых отдельные виды монополистической деятельности могут быть признаны допустимыми. Действия хоз.субъектов признаются допустимыми, если:
А) они не ведут к полному устранению конкуренции
Б) они не налагают на контрагента неразумные избыточные ограничения
В) результатом этих действий являются или могут являться прогрессивные изменения в производстве и продвижении товаров на рынок:
-совершенствование производства
-реализация товаров
-стимулирование технического экономического прогресса
-повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом рынке
-получение покупателями преимуществ или выгод соразмерно преимуществам или выгодам, полученным хоз.субъектам

27. Недобросовестная конкуренция и ее формы.

Недобросовестная конкуренция — нарушение общепринятых правил и норм конкуренции. При этом нарушаются законы и неписаные правила.

Ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" трактует это понятие как: любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Формы недобросовестной конкуренции установлены ст. 14 указанного выше закона. Это

  • распространение ложных, неточных или искажённых сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
  • введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;
  • некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
  • продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;
  • получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия её владельца.

28) Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации

1. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:

1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;

2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;

(п. 2 в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 164-ФЗ)

3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;

4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;

5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;

6) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;

(п. 6 введен Федеральным законом от 17.07.2009 N 164-ФЗ)

7) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона.

(п. 7 введен Федеральным законом от 17.07.2009 N 164-ФЗ)

 

2. Запрещается наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

3. Запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев

29) Запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:

1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 599; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.1 сек.