Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По изучению дисциплины. Предлагаемые рекомендации разработаны в целях оказания методической помощи студентам при изучении курса «семейное право»




 

Предлагаемые рекомендации разработаны в целях оказания методической помощи студентам при изучении курса «Семейное право».

Студенты должны учитывать, что настоящие методические рекомендации, несмотря на краткое освещение в них основных вопросов по изучаемым темам не заменяют собой учебников, учебных пособий, специальной литературы, комментариев и иной литературы. Они ориентируют студентов на правильный подход к изучению учебного материала, подбор и изучение необходимой литературы, обращают внимание на наиболее сложные вопросы, подлежащие усвоению. Более детально круг вопросов, изучаемый по каждой теме освещается на лекциях. Поэтому студенты обязательно должны посещать лекции и конспектировать основные наиболее значимые моменты. Тем не менее, для подготовки к семинарским занятиям и успешного освоения учебного материала необходимо использовать учебную литературу. При этом надо помнить, что учебники, учебно-методическая и иная научная литература, рекомендуемая преподавателем не может содержать всех изменений, происходящих в процессе изучения дисциплины.

При подготовке ко всем темам по курсу семейного права необходимо использовать Конституцию РФ, Семейный кодекс РФ, Комментарий к Семейному кодексу РФ, желательно, издания, содержащие последние изменения и дополнения, Постановления Пленума Верховного Суда РФ, а также учебники: Абашин Э.А. Семейное право: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ, 2003, Нечаева А.М. Семейное право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005, Петров М.И. Семейное право. Учебное пособие для вузов. – М.: Приор, 2005. По каждой изучаемой теме в учебно-методическом комплексе приведен перечень дополнительной литературы для более углубленного освоения учебного материала, а также необходимые нормативные правовые акты РФ.

Для изучения данной дисциплины студент должен знать общую теорию права, в том числе основные понятия и институты: нормы права, структурные элементы и виды норм права, общую и особенную часть гражданского права: правоспособность и дееспособность гражданина; сделки; представительство и доверенность; сроки и исковая давность; общие положения о праве собственности; и др.

Студентам необходимо следить за изменениями и дополнениями, которые периодически вносятся в действующее семейное законодательство. Так, последние изменения в Семейный кодекс РФ были внесены Федеральным законом РФ № 106-ФЗ от 30 июня 2008 г. и вступили в силу с 1 сентября 2008 г.а. Семейный кодекс РФ дополнен главой 22 «Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Значительные изменения претерпели главы 20 «Опека и попечительство над детьми» и 21 «Приемная семья» СК РФ в связи с принятием Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», [7] который также вступил в силу с 1 сентября 2008 г.а.

Системный подход к изучению данного курса способствует его пониманию и успешному изучению.

К теме «Понятие, предмет, метод и принципы семейного права»

Семейное право как самостоятельная отрасль права характеризуется наличием предмета и метода правового регулирования. Поэтому, сначала необходимо определить круг отношений (предмет), регулируемых семейным правом, а также определить их особенности и отличия от сходных гражданско-правовых отношений. Некоторые отношения, составляющие предмет семейного права (ст. 2 СК РФ), регулируются не только семейным, но и гражданским законодательством, что предусмотрено ст. 4 СК РФ. Так, например, общие положения об опеке и попечительстве установлены ст. 31-40 ГК РФ, а особенности опеки и попечительства над детьми устанавливаются главой 20 СК РФ, а также Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».

Отношения, регулируемые семейным правом во многом сходны с гражданско-правовыми отношениями, однако, отношения входящие в предмет семейного права имеют отличительные особенности:

1. Имущественные отношения в семейном праве производны от личных неимущественных.

2. Субъектами семейных правоотношений являются физические лица.

3. Семейные правоотношения носят устойчивый, длящийся по времени харак­тер и связывают между собой не посторонних людей, а близких: супругов, родителей, детей, родных братьев и сестер и др. родственников.

4. Семейные правоотношения неразрывно связаны с личностью их субъекта и не допускают правопреемства.

5. Семейные правоотношения безвозмездны.

6. Основания возникновения семейных правоотношений (как личных, так и имущественных) обусловлены осо­быми обстоятельствами – они возникают из своеобразных юридических фактов: брака, родства, материнства, отцовства, усыновления, приня­тия ребенка на воспитание в приемную семью и др. В большинстве случаев они требуют государственной регистрации.

7. Семейным отношениям присущ особый лично-доверительный характер.

Данная тема предусматривает также изучение вопроса о методе семейного права. В целом его можно охарактеризовать как диспозитивный (метод равенства участников правоотношений), но, тем не менее, в семейном праве много императивных норм, обеспечивающих права несовершеннолетних лиц, нетрудоспособных членов семьи. М.В. Антокольская справедливо замечает, что «при создании Семейного кодекса был сделан сознательный выбор в пользу диспозитивного регулирования именно потому, что оно наделяет участников семейных отношений правом самим определять их содержание. Однако, несмотря на изменения метода семейного права и соотношения между императивными и диспозитивными нормами, было бы заблуждением считать, что Семейный кодекс состоит из одних только диспозитивных норм. Практически ни одна отрасль права не состоит только из императивных или диспозитивных норм. Метод правового регулирования определяется тем, какие нормы преобладают».[8]

Исходя из анализа предмета и метода семейного права, в науке сформировались две точки зрения на место семейного права в системе права Российской Федерации.

Первая состоит в том, что семейное право может рассматривать как «подотрасль гражданского права, безусловно, обладающая значительной внутриотраслевой спецификой».[9] Вторая точка зрения выделяет семейное право в самостоятельную частноправовую отрасль, которой присущи свой предмет, метод, источники. [10]

Важное значение, особенно на практике, имеет определение «членов семьи». СК РФ не предусматривает определение понятия «членов семьи», но этот термин помимо семейного права используется в гражданском, жилищном, наследственном праве. В семейном праве круг лиц, относящихся к членам семьи можно определить исходя из анализа субъектного состава, тех отношений, которые регулируются семейным правом (ст. 2 СК РФ). В состав членов семьи могут входить супруги, родители, дети, дедушки, бабушки, братья, сестры, усыновители, усыновляемые и др., причем заметим, что одни и те же лица могут выступать в разном качестве по отношению друг к другу, например, супруга-мать-дочь-сестра.

Основные начала (принципы) семейного права, отражают наиболее характерные черты данной отрасли права. Без учета основных начал (принципов) семейного права невозможно правильно толковать и применять его нормы. Основные принципы семейного права закреплены в Конституции РФ (ст. 7, 19, 38) и Семейном кодексе РФ (ст. 1). Принципы семейного права имеют не только теоретическое, но и важное практическое значение.

В результате изучения данной темы студенты должны усвоить какие отношения регулируются семейным законодательством (ст. 2 СК РФ), содержание принципов семейного права и др.

К темам Система и источники семейного права» и «Семейные правоотношения»

При изучении этих тем студенты должны обратить внимание, что выделяют несколько групп источников семейного права:

А) отечественное законодательство;

Б) международные правовые акты;

В) обычаи.

К первой группе относят Конституцию РФ, Семейный кодекс РФ, вступивший в действие с 1 марта 1996 г., Гражданский кодекс РФ, иные федеральные законы[11]; подзаконные акты – Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ [12], акты федеральных органов исполнительной власти; законы субъектов РФ.

Судебная практика по семейным делам, как и Постановления Пленума Верховного Суда РФ, традиционно в Российской Федерации не являются источниками права, хотя некоторые ученые относят постановления Пленума Верховного Суда РФ и его опубликованные решения по конкретным делам к источникам права[13].

Ко второй группе можно отнести Конвенцию ООН «О правах ребенка», Конвенцию стран СНГ «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцию «О защите прав человека и основных свобод» и др.

Семейный кодекс РФ не предусматривает такого источника правового регулирования как обычай. Хотя, обычаи и традиции имеют важное правовое значение (см. п. 2 ст. 58 СК РФ).

Во многих странах обычай играет важную роль в регулировании семейных отношений. Например, мусульманское семейное право строится в основном на обычаях (адат), которые включены в основные источники мусульманского права – Коран и сунну. [14]

Семейные правоотношения можно рассматривать как отношения, урегулированные нормами семейного права. Как любое правоотношение оно включает в себя три элемента: субъект, объект, содержание. Субъектами семейных правоотношений могут быть только физические лица, связанные между собой браком, кровным родством, принятием детей на воспитание в семью. Каждый субъект семейных правоотношений наделен семейной правоспособностью, которая, как и гражданская, возникает с момента рождения и прекращается со смертью и дееспособностью. Вопрос о единстве понятий правоспособности и дееспособности в семейном и гражданском праве исследован в науке семейного права и по нему существуют различные точки зрения.[15]

Семейная и гражданская правоспособность и дееспособность - это разные правовые категории, а их отсутствие в СК РФ, скорее, указывает не на наличие единых понятий, а на недостатки правового регулирования.

Объектами семейных правоотношений выступают вещи и действия. Содержание семейных правоотношений образуют субъективные права и обязанности, принадлежащие их участникам.

Семейные правоотношения можно классифицировать по различным основаниям (по количеству субъектов, в зависимости от возникающего блага, по степени индивидуализации и др.) Наибольшее практическое значение имеет разделение семейных правоотношений в зависимости от оснований возникновения и субъектного состава.

Так, ониподразделяются на следующие виды:

а) брачные (супружеские) правоотношения, в основе которых
лежит брак и участниками которых являются супруги (в том числе
и бывшие супруги);

б) родительские правоотношения, которые складываются между родителями и детьми, а также между самими родителями ре­бенка;

в) правоотношения, которые приравнены к родительским пол­ностью (отношения между усыновителями и усыновленными) или частично (отношения между опекунами, попечителями и подопечными, между приемными родителями и детьми принятыми на воспитание, и др.);

г) правоотношения между другими родственниками, т.е. братьями и сестрами, дедушками (бабушками) и внуками (внучка­ми) и др.

При изучении данной темы студентам особое внимание следует уделить юридическим фактам в семейном праве.

Возникновение, изменение и прекращение семейных правоотношений, как и любых других правоотношений, связываются законом с определенными жизненными обстоятельствами, которым придается значение юридических фактов. Юридические факты в семейном праве обладают некоторой спецификой, но их классификация производится по тем же основаниям, что и в гражданском праве. Выделяют в семейном праве особые виды юридических фактов – состояния. «Состояния – юридический факт, который существует длительное время, непрерывно или периодически порождая юридические последствия. Состояния в одних случаях могут быть отнесены к событиям, в других – к действиям. Состояния в большинстве случаев сами являются правоотношениями, например, состояние в браке. Другие состояния существуют вне правоотношений: нетрудоспособность, нуждаемость, обеспеченность, достаточная для выплаты алиментов».[16] Родство и свойство также относят фактам – состояниям. Необходимо отличать эти понятия друг от друга, а также уметь определять степень родства.

Родство – это кровная связь лиц, основанная на происхождении одного лица от другого или разных лиц от общего предка. В семейном праве юридически значимым является только близкое родство, установленное в предусмотренном законом порядке. За рамки близкого родства выходит закрепленное в ст. 55 СК РФ право ребенка на общение с другими родственниками кроме родителей, дедушки, бабушки, братьев, сестер, а также ст. 67 СК РФ право других родственников на общение с ребенком. Перечень других родственников в данном случае в СК РФ не установлен.

Свойство – отношения между людьми, возникающие из брачного союза одного из родственников: отношения между супругом и родственниками другого супруга, отношения между родственниками супругов. В семейном праве регулируются отношения свойства между отчимом (мачехой) и пасынком (падчерицей) и имеет практическое значение при получении содержания (ст. 97 СК РФ).

В ходе изучения темы студентам следует усвоить виды семейных правоотношений.

Студенты должны изучить виды сроков исковой давности в семейном праве (ст.9, п. 3 ст. 35, п.7 ст. 38, п. 4 ст. 169 СК РФ).

К темам «Брак и семья. Условия и порядок заключения брака» и «Прекращение брака. Признание брака недействительным»

Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес которым не ослабевает с момента их возникновения и до наших дней, что объясняется их многогранностью и значимостью в жизни людей. Брак и семья являются объектом изучения различных наук: философии, социологии, права, медицины, психологии и др. … Семейный кодекс РФ, так же как и ранее действовавшее семейное законодательство, включая брачно-семейные кодексы 1918, 1926, 1969 гг., не содержат определения брака. Имеющиеся в научной литературе определения брака…, можно подразделить на социологические и юридические.[17] Рясенцев В.А., например, определял брак как «юридически оформленный, свободный и добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные личные и имущественные права и обязанности». 3

Согласно п. 2 ст. 1 СК РФ признается брак, заключенный в органах ЗАГС. Признание браков зарегистрированных только в государственных органах характерно для многих европейских стран: Бельгии, Германии, Франции и др. С момента заключения брака лица его заключившие приобретают статус супругов, а значит становятся обладателями прав, предусмотренных СК РФ и на них возлагаются обязанности как личного, так и имущественного характера. Статья 12 СК РФ устанавливает условия заключения брака среди которых предусмотрено взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, достижение ими брачного возраста, а также отсутствие запретов к браку, предусмотренных ст. 14 СК РФ.

В п. 1 ст. 13 СК РФ установлен брачный возраст как для мужчи­ны, так и для женщины — 18 лет. Такой возраст установлен не случайно. К этому времени лица, вступающие в брак, достигают необходимой степени физической, психической зрелости. К восемнадцати г.ам мужчина и женщина приобретают социальную зрелость,позволяющую им быть полностью самостоятельными, способными не только приобрести специальность, но и работать, содержать свою семью, детей.

Порядок заключения брака установлен ст. 11 СК РФ, согласно которой заключение брака производится только в личном присутствии лиц, вступающих в брак. Поэтому государственная регистрация заключения брака через представителя в Российской Федерации не допускается.

Недействительность брака. В соответствии со ст. 27 СК РФ недействительным признает­ся брак, заключенный с нарушением условий и (или) вопреки препятствиям, предусмотренным ст. 12—14 и п. 3 ст. 15 СК РФ, а также брак, заключенный без намерения супругов или одного из них создать семью (так называемый фиктивный брак).

Каждый зарегистрированный в установленном законом по­рядке брак предполагается совершенным законно, т. е. действи­тельным. Поэтому до признания брака недействительным он существует со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями. Признание брака недействительным может быть про­изведено только в судебном порядке по правилам искового производства.

Изучение данной темы студентами не должно вызывать особых затруднений. Студентам необходимо усвоить положения раздела II СК РФ, а также Федерального закона «Об актах гражданского состояния».

Для более глубокого уяснения данной темы необходимо обратиться к постановлению Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака». 5

К теме «Личные и имущественные правоотношения между супругами»

В соответствии с п. 2 ст. 10 СК РФ со дня государственной регистрации заключение брака в установленном законом порядке возникают права и обязанности супругов. СК РФ подразделяет права и обязанности супругов на две большие группы: личные неимущественные и имущественные, которые являются предметом изучения студентами в данной теме. Личным правам и обязанностям супругов в СК РФ посвящена глава 6, включающая в себя две статьи 31 и 32.

В личных неимущественных правоотношениях супруги также равноправ­ны и самостоятельны, как они были до брака. Согласно п. 1 ст. 31 СК РФ равенство супругов в семье предполагает право супругов на свободный выбор рода занятий, профес­сии, мест пребывания и жительства. Закрепление этого правила в законе предполагает отсутствие пра­вового значения согласия или несогласия супруга на опреде­ление этого выбора другим.

В отличие от личных, имущественные отношения супругов в большей степени поддаются правовому регулированию со стороны государства.

Имущественные правоотношения между супругами – это урегулированные нормами семейного права общественные отношения, возникающие между супругами из брака, по поводу их общей совместной собственности, а также их взаимного материального содержания.1

Исходя из этого определения можно выделить две группы имущественных правоотношений супругов:

- по поводу их общей совместной собственности;

- по поводу их взаимного материального содержания: алиментные правоотношения между супругами.2

При изучении данной темы студенты должны знать, что в соответствии со ст.4 СК РФ к имущественным отношениям супругов, не урегулированным семейным законодательством, применяется гражданское законодательство в той части, в которой оно не противоречит существу семейных отношений. Например, при определении совместной собственности супругов, а также порядка владения, пользования и распоряжения имуществом на ряду с нормами СК РФ (ст. 34-35), применяются нормы ГК РФ (ст. 244, 256), а также нормы ГК РФ содержащие положения о собственности.

В данной теме студентам необходимо изучить существующие правовые режимы имущества супругов – законный и договорной. Каждому из них в СК РФ посвящена отдельная глава. При усвоении темы надо предельно четко представлять себе общие положения о собственности (гл. 13 ГК РФ), знать нормы главы 16 ГК РФ «Общая собственность», общие положения ГК РФ о договоре. Усвоить понятие законного и договорного режима имущества супругов, особенности этих режимов, преимущества и недостатки каждого из них. Уяснить порядок владения, пользования и распоряжения общим имуществом супругов (ст. 35 СК РФ), а также порядок раздела общего имущества супругов (ст. 38, 39 СК РФ).

Студенты должны уяснить основные положения, касающиеся брачного договора. Надо знать, что предметом брачного договора являются только имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения (ст. 40 СК РФ), субъектный состав брачного договора, проблемы связанные с его определением, содержание брачного договора (ст. 43 СК РФ) и др. положения о брачном договоре.

К теме «Личные правоотношения между родителями и детьми и другими родственниками»

Юридическим фактом на основание которого возникают семейно-правовые отношения между родителями и детьми является происхождение детей – кровное родство, удостоверенное в установленном законом порядке. Удостоверение происхождения ребенка осуществляется органами записи актов гражданского состояния. Документами, удостоверяющими происхождение ребенка, является запись лиц в качестве отца и матери ребенка в органах ЗАГСа и свидетельство о рождении.

Изучение данной темы целесообразно начать с положений Семейного кодекса РФ (ст. 47 – 53), а также главы II «Государственная регистрация рождения» Федерального закона «Об актах гражданского состояния».

Основания для государственной регистрации рождения установлены ст. 15 Федерального закона «Об актах гражданского состояния».

Государственная регистрация рождения производится органом ЗАГСа по месту рождения ребенка или по месту жительства родителей (одного из родителей). Необходимо уделить внимание тому, каким образом осуществляется государственная регистрация рождения в случаях рождения ребенка на судне, в самолете, в поезде или другом транспортном средстве, а также найденного (подкинутого) ребенка (см. п. 3, 4, 19 ФЗ «Об актах гражданского состояния»).

Если установление происхождения ребенка от матери (п. 1 ст. 48 СК РФ), как правило, не вызывает затруднений, и доказательствами, подтверждающими рождение ребенка данной женщиной, в большинстве случаев являются документы[19], выдаваемые медицинским учреждением, в котором происходили роды, то установление происхождения ребенка от отца значительно сложнее. Если ребенок родился в зарегистрированном браке, действует презумпция отцовства мужа матери ребенка (п. 2 ст. 48 СК РФ). Отцовство этого лица предполагается, и доказывать этот факт нет необходимости. В случае рождения ребенка женщиной состоящей в браке для регистрации отцовства ее мужа достаточно предъявления свидетельства о браке.

Тем не менее, наличие презумпции отцовства не означает, что во всех случаях она не может быть опровергнута. Оспорить отцовство могут как муж матери ребенка, так и сама мать, и действительный отец ребенка. [20]

В том случае, если отец и мать ребенка не состоят между собой в зарегистрированном браке, отцовство может быть установлено в добровольном порядке, путем подачи этими лицами совместного заявления в ЗАГС (п. 3 ст. 48 СК РФ, ст. 50 ФЗ «Об актах гражданского состояния») либо в судебном порядке (ст. 49 СК РФ), когда отец ребенка рожденного вне брака отказывается подать заявление о регистрации отцовства. Вопросы установления отцовства в судебном порядке разъясняются в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. № 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов». [21]

Если же отцовство не установлено ни в добровольном, ни в судебном порядке, то запись отце ребенка в книге записей актов гражданского состояния делается по указанию матери. Фамилия отца ребенка записывается по фамилии матери, а имя и отчество отца – по ее указанию. В последующем эта запись не препятствует установлению отцовства.

При изучении раздела «Права несовершеннолетних детей» необходимо знать, что СК РФ устанавливает личные неимущественные и имущественные права несовершеннолетних детей (ст. 54 – 60). Большинство норм, регулирующих эти права, включены в СК РФ на основе и во исполнение Конвенции ООН «О правах ребенка».[22]

В главе 11 СК РФ закреплены следующие личные неимущественные права ребенка:

1. право жить и воспитываться в семье (ст. 54), которое включает:

- право знать своих родителей… (ст. 54);

- право на заботу и право на совместное проживание с родителями (ст. 54);

- право на воспитание своими родителями (ст. 54);

- право на обеспечение интересов, всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ст. 54);

2. право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55);

3. право на защиту (ст. 56);

4. право выражать свое мнение (ст. 57);

5. право на имя, отчество и фамилию, изменение имени и фамилии (ст. 58 - 59).

Так, в зависимости от отраслевой принадлежности личные неимущественные права ребенка, установленные СК РФ, возможно классифицировать на две группы:

а) материальные личные неимущественные права (право на общение с родителями и другими родственниками; право жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу и совместное с ними проживание, право на воспитание своими родителями и образование, право на обеспечение интересов ребенка, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства; право на имя; право на устройство в семью опекуна (попечителя), приемных родителей и др. на их заботу и совместное с ними проживание, право на установление отцовства и материнства и др.)

б) процессуальные личные неимущественные права (право на защиту и представительство, право на обращение в суд, право быть заслушанным в ходе судебного или административного разбирательства).

Важное место в изучении данной темы занимают вопросы осуществления родительских прав и обязанностей, а также лишения и ограничения родительских прав.

Лишение родительских прав это исключительная мера семейно-правовой ответственности, один из наиболее действенных способов защиты личных неимущественных прав ребенка, наконец, это способ принудительной реализации личных неимущественных прав ребенка. При лишении родительских прав происходит прекращение тех или иных действий нарушающих семейные права ребенка, в случае восстановления родительских прав – восстановление нарушенного права. Лишение родительских прав влечет наступление неблагоприятных последствий для родителей, т. к. они при этом лишаются всех прав, основанных на факте родства с ребенком, но не лишаются обязанности по содержанию ребенка. Хотя ребенок не утрачивает в связи с этим своих прав, но он на определенный период времени лишается возможности реализации своих прав, особенно в том случае если родительских прав лишены оба родителя.

К теме «Имущественные правоотношения между родителями и детьми и другими членами семьи. Алиментные обязательства»

Алиментное обязательство – это урегулированное нормами семейного права имущественное правоотношение, возникающее на основе соглашения сторон или решения суда, в силу которого одни члены семьи обязаны предоставлять содержание другим ее членам, а последние вправе его требовать.[23] Слово алименты происходит от лат. cлова alimentum – пища, питание.

Студенты должны знать, что алиментные обязательства носят длящийся и строго личный характер, это означает, что алиментное требование не может быть передано другому лицу, не может быть предъявлено к зачету, смерть одного из участников этого обязательства влечет его прекращение. На алиментные обязательства не распространяется срок исковой давности.

При изучении этой темы студенты должны усвоить положения раздела V Семейного кодекса (ст. 80 – 120).

Необходимо запомнить, что в судебном порядке алименты на несовершеннолетних детей в соответствии со ст. 81 СК РФ взыскиваются в долях от ежемесячного дохода: ¼ - на одного ребенка, 1/3 – на двух детей, ½ - на трех и более детей. Такой размер алиментов был установлен еще в 1936 г.у и существует до сих пор. Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей утвержден постановлением Правительства РФ «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей».[24]

Ст. 83 Семейного кодекса устанавливает обстоятельства, при наличии которых (одного из них) суд может взыскать алименты в твердой денежной сумме. Размер алиментов в твердой денежной сумме определяется в сумме, кратной минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), и подлежит в дальнейшем индексации пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда согласно ст. 117 СК РФ. [25]

Право на получение содержания от родителей имеют также совершеннолетние нетрудоспособные дети, нуждающиеся в помощи.

Студентам предлагается изучить положения ст. 85 СК РФ, Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом», Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. № 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов».

Студенты должны знать, что достигнув совершеннолетия, трудоспособные дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей, не зависимо от своего дохода и заботиться о них (ст. 87, 88 СК РФ).

Супруги и бывшие супруги имеют в некоторых случаях право на получения содержания от своего супруга (бывшего супруга), что установлено ст. 89- 92 СК РФ.

Среди иных членов семьи обязанных содержать воспитавших и содержавших их отчима и мачеху, если они не могут получить содержание от своих совершеннолетних трудоспособных детей или от супруга (бывшего супруга) (ст. 97 СК РФ). Суд вправе освободить от этой обязанности, если отчим или мачеха воспитывали и содержали их менее пяти лет, а также в случае, если они выполняли свои обязанности по воспитанию или содержанию пасынков и падчериц ненадлежащим образом. Алименты устанавливаются судом в твердой денежной сумме, уплачиваемой ежемесячно, исходя из материального и семейного положения плательщика и получателя алиментов, а также других заслуживающих внимание обстоятельств.

Общие основания прекращения алиментных обязательств установлены ст. 120 Семейного кодекса РФ.

К теме «Усыновление. Опека и попечительство. Приемная семья»

Существуют различные обстоятельства, в результате которых дети остаются без родительского попечения, [26] некоторые из них перечислены в ст. 121 СК РФ. Функции по выявлению, учету, защите прав и интересов таких детей, а также по выбору форм устройства возложены на органы опеки и попечительства (ст. 121 СК РФ). Сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, учитываются в специальном государственном банке данных. [27]

Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (на усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности в организации для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов.

Под формой устройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует понимать порядок и условия воспитания, обучения и содержания детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, есть и способ защиты их прав и, прежде всего, права жить и воспитываться в семье.1

Студентам необходимо знать, что «самой эффективной мерой реализации права ребенка, оставшегося без попечения родителей, жить и воспитываться в семье является усыновление. … Порядок передачи детей на усыновление не раз менялся. Судебный порядок усыновления детей установлен ст. 125 СК РФ, введенной в действие 27 сентября 1996 г. Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в ГПК РСФСР». Ранее усыновление детей иностранными гражданами производилось органом исполнительной власти субъекта РФ, а усыновление детей гражданами РФ – органами местного самоуправления». 2

В процессе изучения данной темы студенты должны усвоить, что усыновление - это мера применяемая судом, заключающаяся в передаче ребенка на воспитание и содержание в семью, в результате которой усыновленный ребенок и его потомство по отношению к усыновителю и его родственникам, а усыновитель и его родственники по отношению к усыновленному ребенку и его потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению. Усыновление возникает на основе правоприменительного акта: решения суда. 3

Усыновлению подлежат дети в возрасте до 18 лет и это соответствует назначению родительских прав и обязанностей и их действию до достижения ребенком совершеннолетия. С достижением совершеннолетия дети более не нуждаются в семейном воспитании, а родительские права и обязанности в отношении совершеннолетних детей также прекращаются (п. 1 ст. 61 СК РФ).

Необходимой гарантией соблюдения прав и интересов несовершеннолетних детей, подлежащих усыновлению, является соответствие личности усыновителя требованиям ст. 127 СК РФ: «Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола». Несовершеннолетние граждане не могут являться усыновителями, даже в случае приобретения ими полной дееспособности до совершеннолетия, т.к. закон наделяет их правом быть усыновителями только по достижении 18 лет.

СК РФ не раскрывает содержание понятия «тайна усыновления», а это приводит к расширительному её толкованию, а также способствует возникновению целого ряда тайн (тайна имени ребенка, тайна о дате и месте рождения ребенка, тайна судебного заседания и др.), не имеющих отношения к понятию «тайна усыновления», ограничивает право ребенка знать своих родителей.

О факте усыновления неизбежно известно большому числу лиц: работникам органов опеки и попечительства, медицинским работникам, судье, прокурору, иным участникам процесса, работникам загса и другим лицам. Но при этом если одни лица обязаны сохранять тайну усыновления, то для других ее сохранение обязательным не является. Таким образом, тайна усыновления, установленная ст. 139 СК РФ – термин условный и не является тайной в общепринятом значении этого слова.

Вопросы усыновления подробно разъясняются в постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей»,[28] которое студенты могут изучить в ходе поведения семинарского занятия.

Студенты должны знать понятие и цели усыновления, права и обязанности усыновленного ребенка и усыновителей, порядок усыновления, требования предъявляемые законом к усыновителям и др.

Студенты должны усвоить и знать цели опеки и попечительства, а также сходство и различия между опекой и попечительством. Основанием для возникновения отношений между опекуном или попечителем и подопечным является акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя. В данном акте может быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя.

Цель состоит в обеспечении воспитания, образования, содержания ребенка и защите его прав. Различия между опекой и попечительством состоит в объеме правомочий опекуна и попечителя и степени их участия в осуществлении прав подопечного.

Понятие «опека» и «попечительство» установлены ст. 2 Федерального закона «Об опеке и попечительстве».

Родители могут подать в орган опеки и попечительства совместное заявление о назначении их ребенку опекуна или попечителя на период, когда по уважительным причинам они не смогут исполнять свои родительские обязанности, с указанием конкретного лица. Также единственный родитель ребенка вправе определить на случай своей смерти опекуна или попечителя ребенку, подав заявление в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка. Подпись родителя должна быть удостоверена руководителем органа опеки и попечительства либо нотариально. Родитель вправе отменить или изменить поданное заявление об определении на случай своей смерти опекуна или попечителя ребенку.

В рамках изучения данной темы студентам может быть рекомендовано изучение Федерального закона «Об опеке и попечительстве».

Правовое положение приемной семьи регулируется нормами главы 21 СК РФ, а также Правилами создания приемной семьи и осуществлении контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье. Данные Правила утверждены Постановлением Правительства РФ № 423 от 18 мая 2009 г. «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан». [29]

Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком (детьми) на основании договора о приемной семье, заключенного органом опеки и попечительства и приемными родителями (приемным родителем), на срок, указанный в договоре. На воспитание в семью передаются дети, оставшиеся без попечения родителей, общее количество детей в семье не должно превышать 8 человек (включая собственных и усыновленных).

При передаче ребенка, достигшего десяти лет в приемную семью, под опеку, на усыновление его согласие обязательно.

В ходе проведения лекций и семинарского занятия студенты должны изучить основные вопросы по данным темам.

К теме «Акты гражданского состояния»

В рамках данной темы студентам на лекции освещаются основные положения Федерального закона «Об актах гражданского состояния».

Акты гражданского состояния - действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан.

Государственная регистрация акта гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния посредством составления соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния (свидетельство о рождении, о заключении брака, о расторжении брака и др.). Свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния подписывается руководителем органа записи актов гражданского состояния и скрепляется печатью органа записи актов гражданского состояния.

При наличии оснований указанных в законе органом записи актов гражданского состояния вносятся исправления и изменения в соответствующие записи актов гражданского состояния.

Восстановление записей актов гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния по месту составления утраченной записи акта гражданского состояния на основании решения суда, вступившего в законную силу. На основании восстановленной записи акта гражданского состояния выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния с отметкой о том, что запись акта гражданского состояния восстановлена.

Аннулирование первичной или восстановленной записи акта гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния по месту хранения записи акта гражданского состояния, подлежащей аннулированию, на основании решения суда, вступившего в законную силу.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.