Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коллективные переговоры. Ответственность за нарушение прав проф




Ответственность за нарушение прав проф. союзов

Лица, нарушающие права и гарантии деятельности профессиональных союзов, несут ответственность в соответствии с федеральным законом.

Законодательством устанавливается судебная защита прав профессиональных союзов. Это означает, что любое нарушенное право профессионального союза может и должно быть восстановлено в судебном порядке.

Дела о нарушениях прав профсоюзов рассматриваются судом по заявлению прокурора либо по исковому заявлению или жалобе соответствующего органа профсоюза, первичной профсоюзной организации. За нарушение законодательства о профсоюзах должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, работодатели, должностные лица их объединений (союзов, ассоциаций) несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

Наиболее широко применяемая дисциплинарная ответственность, которая предусмотрена как нормами ТК РФ (ст. 195), так и Закона о профсоюзах (п. 2 ст. 30), позволяет применять к нарушителям следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение.

Органы общероссийских профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов, первичных профсоюзных организаций вправе требовать привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения должностных лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением. По требованию указанных профсоюзных органов работодатель обязан расторгнуть трудовой договор с должностным лицом, если оно нарушает законодательство о профсоюзах, не выполняет своих обязательств по коллективному договору, соглашению.

Российское законодательство предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда. КоАП РФ предусматривает санкции в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 50 МРОТ. Нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей (ст. 3.11, 5.27 КоАП РФ).

За воспрепятствование законной деятельности профессиональных союзов предусмотрена уголовная ответственность (ст. 136 УК РФ).

Возможно возмещение и морального вреда, если действия должностных лиц повредили репутации, авторитету профсоюза (ответственность по нормам гражданского законодательства).

Законодательством установлена ответственность и самих профсоюзов. Ст. 31 Закона о профсоюзах - "Ответственность профсоюзов" - гласит: "За невыполнение своих обязательств по коллективному договору, соглашению, организацию и проведение забастовки, признанной судом незаконной, профсоюзы и лица, входящие в их руководящие органы, несут ответственность в соответствии с федеральными законами". Такая мера ответственности позволяет исключить злоупотребления своими правами либо их нарушения со стороны профсоюзных органов (профсоюзных представителей).

Так, Закон о порядке разрешения коллективных трудовых споров (ст. 22) предусматривает, что профсоюзная организация, объявившая и не прекратившая забастовку после признания ее незаконной, обязана возместить убытки, причиненные незаконной забастовкой, за счет своих средств в размере, определенном судом.

Аналогичные требования закреплены в ст. 417 ТК РФ.

Ответственность профсоюза и лиц, входящих в эти органы, перед работниками относится к внутрисоюзным отношениям и заключается в возможности их не избрания на новый срок или досрочном переизбрании. Для штатных работников профсоюзных органов, виновных в невыполнении профсоюзами своих обязательств по коллективным договорам, соглашениям, в организации и проведении незаконной забастовки, возможна дисциплинарная ответственность. Такие работники могут быть освобождены от занимаемых должностей в соответствии с трудовым законодательством и Уставом профсоюза.

24. Общая хар-ка соц. партнёрства в сфере труда

Взаимодействие может проявляться в проведении консультаций, ведении коллективных переговоров и заключении коллективных договоров, соглашений, участии представителей работников в управлении организацией, участии представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров. Это основные формы социального партнерства. Однако стороны могут использовать иные способы взаимодействия. Например, совместное участие в созданных ими на паритетных началах координационных комитетах по содействию занятости населения.

Законом устанавливаются правовые основы взаимодействия социальных партнеров – работников и работодателей. Основными принципами социального партнерства являются: равноправие сторон; уважение и учет интересов сторон; заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; содействие государства в укреплении в развитии социального партнерства на демократической основе; соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов; полномочность представителей сторон; свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; добровольность принятия сторонами на себя обязательств; реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений; ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Основными принципами социального партнерства является равноправие сторон. Каждая из сторон может выступить инициатором коллективных переговоров, предложить тот или иной вопрос для обсуждения и отражения в коллективном договоре, соглашении, уважая и учитывая интересы другой стороны.

Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства проявляется в закреплении на законодательном уровне основных правил взаимодействия сторон, предоставлении гарантий лицам, участвующим в коллективных переговорах, установлении ответственности за уклонение от участия в коллективных переговорах, нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения и т.д.

Стороны при ведении коллективных переговоров, консультаций, локального регулирования трудовых отношений и использовании других форм социального партнерства должны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, наделяться соответствующими полномочиями.

Свобода выбора вопросов для обсуждения при проведении консультаций и т.д. необходима для полноценного взаимодействия сторон, согласования их интересов.

Закон не возлагает на стороны обязанности вести коллективные переговоры, проводить консультации, т. к. соответственно обязательства, принимаемые сторонами, должны быть добровольными и реальными. Законодатель ориентирует стороны на добросовестное сотрудничество, обмен достоверной информацией и обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений.

Исполнение заключенных договоров и соглашений обеспечивается контролем и ответственностью сторон социального партнерства.

Согласно ст. 2 Конвенции Международной организации труда № 154 «О содействииколлективным переговорам» под коллективными переговорами понимают все переговоры, которые проводятся между предпринимателями, группой предпринимателей или одной или несколькими организациями предпринимателей, с одной стороны, одной или несколькими организациями трудящихся – с другой, в целях:

а) определения условий труда и занятости; и/или

б) регулирования отношений между предпринимателями и трудящимися; и/или

в) регулирования отношений между предпринимателями или их организациями и организацией или организациями трудящихся.

Коллективные переговоры – это основная форма социального партнерства, которая имеет целью сопоставить, учесть и согласовать взаимные интересы собственника имущества организации в лице нанимателя и занятых у него работников, например, в лице профсоюза. Для этого в ходе переговоров представителям сторон необходимо приложить максимум усилий (в том числе и на основе компромисса) для достижения согласия по обсуждаемым вопросам, принятия решений, удовлетворяющих стороны. Это возможно только в условиях полного соблюдения морально-психологических норм (доброжелательности, открытости, взаимного уважения, разумного компромисса), а также принципов социального партнерства.

На коллективных переговорах рассматриваются вопросы:

установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников;

заключения, изменения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений.

К социально-экономическим условиям труда и быта работников, по поводу установления, изменения которых могут вестись коллективные переговоры, относятся положения об (о):

1)организации труда и повышении эффективности производства;

2)нормировании, формах, системах оплаты труда, иных видах доходов работников;

3)размерах тарифных ставок (окладов), доплат и надбавок к ним;

4)продолжительности рабочего времени и времени отдыха;

5)создании здоровых и безопасных условий труда, улучшении охраны здоровья, гарантиях социального страхования работников и их семей, охране окружающей среды;

6)заключении и расторжении трудовых договоров;

7)обеспечении занятости, подготовке, повышении квалификации, переподготовке, трудоустройстве высвобождаемых работников;

8)регулировании внутреннего трудового распорядка и дисциплины труда;

9)строительстве, содержании и распределении жилья, объектов социально-культурного назначения;

10)организации санаторно-курортного лечения и отдыха работников и членов их семей;

11)предоставлении дополнительных гарантий многодетным и неполным семьям, а также семьям, воспитывающим детей-инвалидов;

12)улучшении условий жизни ветеранов, инвалидов и пенсионеров, работающих или работавших у нанимателя;

13)создании условий для повышения культурного уровня и физического совершенствования работников;

14)минимуме необходимых работ (услуг), обеспечиваемых при проведении забастовки;

15)ответственности сторон за невыполнение коллективного договора;

16)гарантиях социально-экономических прав работников при разгосударствлении и приватизации;

17)ответственности нанимателя за вред, причиненный жизни и здоровью работника;

18)других трудовых и социально-экономических условиях.

В законодательстве нет запрета на участие в коллективных переговорах других лиц, кроме представителей сторон. В переговорах могут участвовать специалисты и эксперты, приглашенные сторонами, которые не принимают участия в принятии решений по обсуждаемым комиссией вопросам. Их роль сводится только к правовому, экономическому и иному обоснованию позиций сторон, консультированию. При этом заметим, что закон не предусматривает обязанности профсоюза уведомлять нанимателя об участии в переговорах с его стороны экспертов, представлять их списки до начала переговоров или в самом их начале. Однако этот вопрос может быть специально решен сторонами при определении регламента работы комиссии, порядка ведения переговоров, разработки проекта коллективного договора. Думается, что такое уведомление должно быть обязательным, поскольку участие в работе комиссии предполагает представление специалистам и экспертам различной информации, касающейся организации, ее деятельности, в том числе являющейся коммерческой тайной. Наниматель должен знать круг лиц, получивших доступ к информации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.