Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники трудового права и их особенности. Под источниками трудового права сле­дует понимать результаты (продукты) правотворческой деятельно­сти государства




Под источниками трудового права сле­дует понимать результаты (продукты) правотворческой деятельно­сти государства, а так же совместного нормотворчества работодателей и работников (их представителей) в сфере регулирования тру­довых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Источники ТП различаются по тем юр. формам, в которых воплощаются общеобязательные нормы или иные установления, издаваемые от имени государства. Другими словами, источники- это НПА: законы, указы, постановления, иные НПА, регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения.

ерархия источников получило свое выражение в ст.5 Т, где акты располагаются по их юр силе и сфере действия. При этом закреплен приоритет ТК перед другими ФЗ. Каждый нижестоящий по своей юр силе НПА не может противоречить вышестоящему.

Классификация источников:

1. по юридической силе:

международные акты; КРФ; ТК РФ и иные ФЗ; указы Президента РФ; постановления Прав-ва РФ; акты фед-х органов исп власти; конституции (уставы), законы и и ные НПА субъектов РФ; акты органов МСУ; локальные НА.

2. по содержанию и целевой направленности источники ТП следует подразделять на НА: - регулирующие общие вопросы ТП (КРФ, ТК);

- регулирующие отдельные вопросы конкретных институтов, входящих систему ТП (н-р, ФЗ «О коллективных договорах и соглашениях», «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» и др.);

- регулирующие трудовые правоотношения спец-х субъектов (н-р, ФЗ «О гос гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»).

3. по сфере действия источники бывают: федеральными (акты органов РФ), региональные (акты субъектов РФ), территориальные (акты органов МСУ) и локальные (акты конкретных организаций).

Система источников имеет свои особенности, главными из которых яв-ся:

1) соотношение единства и дифференциации в правовом регулировании отношений.

Это означает, что, с одной стороны, правовое регулирование трудовых отношений и тесно связанных с ними иных отношений происходит как посредством общего (единого) зак-ва, так и посредством его сочетания со специальным (дифференцированным) зак-вом.

2) наличие в системе большого числа межд-х актов, ратифицированных бывшим СССР и РФ. К их числу относятся акты ООН, конвенции и рекомендации Медж-ой организации труда (МОТ).

3) определенное сочетание централизованного, регионального, территориального и локального регулирования. При этом норма более низкого иерархического уровня по своему содержанию не может ухудшать положение работника по сравнению с нормой более высокого уровня.

4) участие в формировании системы источников работников, профсоюзов и работодателей. Такое участие осущ-ся через систему соц партнерства путем принятия соглашений и коллективных договоров.

Главное место отводится КРФ.

Она имеет высшую юр силу, прямое действие и применяется на всей тер-ии РФВ Конституции закреплены основные принципы трудового права (свобода труда, запрещение дискриминации и принудительного труда и др.)

В соответствии с КРФ признанные принципы и нормы межд права и международные договоры РФ явл составной частью ее правовой системы. В современных условиях придается большое значение конвенциям и рекомендациям МОТ. НЕ все ратифицированы, но многие учитываются в законотворческой и правоприменительной деят-ти.

Второе место занимают законы (как федеральные, так и субъектов Федерации).

В соответствии с КРФ труд зак-во находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов, компетенцию разграничивается также на основании КРФ.

Среди ФЗ важнейшее место отводится Трудовому кодексу- важнейшему кодифицированному акту, действующему на всей тер-ии РФ.

Новый ТК состоит из 6 частей, которые содержат 14 разделов, вкл 62 главы, а всего 424 статьи. По сравнению с КЗоТом введена новая глава, в которой впервые легализовано понятие «трудовые отношения». А также в 5 части впервые выделены разделы, посвященные вопросам защиты трудовых прав работников.

Так же значительное место занимают и иные ФЗ, н-р,«Об основах охраны труда в РФ» и т.д.

Среди подзаконных актов главенствующее значение имеют указы Президента РФ, которые играют ведущую роль среди среди подзаконных актов источников тр права. Они обязательны для исполнения на всей тер-ии.

Постановления Правительства РФ стоят вслед за ФЗ и указами През-та и должны им соответствовать. В случаях их противоречия КРФ, ФЗ, указам През-та они могут быть отменены През-ом РФ. Так же обязательны для исполнения на всей тер-ии РФ.

Определенное значение имеют постановления, инструкции и разъяснения Министерства труда и соц развития РФ, др министерств и ведомств, принимаемые ими в пределах их компетенции, предусмотренной законодательством. Постановления, инструкции и разъяснения Минтруда издаются в целях обеспечения правильного и единообразного толкования и применения законов о труде и актов вышестоящих органов гос управления, регулирующих общественные отношения в сфере труда.

Наряду с ФЗ, указами През-та, постановл Прав-ва, иными НПА к источникам относятся также законы и иные НПА субъектов РФ, которые действуют в пределах субъекта РФ. Их действие основано на конституциях и уставах субъектов РФ. Не должны противоречить КРФ и федеральным НПА.

ОМСУ вправе принимать в установленном порядке некоторые акты, содержащие нормы трудового права, в том числе акты, регулирующие деят-ть органов занятости и трудоустройства либо определяющие режим работы организаций торговли, сферы обслуживания, транспорта и др акты, действующие в пределах их территорий.

С развитием соц партнерства в условиях рынка труда получает распространение новые источники права. К ним относятся соглашения различного уровня: генеральное, заключаемое на фед уровне, региональное, на уровне субъектов, отраслевое- на уровне отрасли, территориальное - на территории мун образования.

Все они явл результатом договоренностей участвующих в соглашениях представителей работников в лице соответствующих органов.

К источникам в рамках организации относится нормативная часть коллективного дог-ра, а также иные локальные нормативные акты, принимаемые в конкретной организации.

Акты ВС РФ НЕ!! Являются источниками трудового права, но они имеют важную форму для правоприменения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 936; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.