Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система уголовного права России




Воспитательная функция

Выражается в формировании у граждан уважения к охраняемым уголовным правом общественным отношениям, интересам и благам, нетерпимого отношения к правонарушениям. Всех людей по характеру воздействия на них уголовного права можно условно разделить на три части: для первых наличие уголовно-правовых запретов не является обязательным, поскольку совершение преступлений противоречит их мировоззрению, в том числе представлениям о добре и зле, вторые не совершают преступлений из страха перед наказанием, а третьи осознанно идут на совершение преступлений[11]. Воспитательная функция уголовного права направлена на формирование у всех граждан убеждений, делающих для них совершение преступлений внутренне неприемлемым. Необходимо отметить, что реализация данной функции невозможна чисто уголовно-правовыми средствами, для достижения её целей необходима согласованная работа всех правовых и иных общественных институтов.

Важность воспитательной функции подчёркивается тем, что эффективность уголовно-правовых норм существенным образом зависит от господствующего в обществе уголовного правосознания: если большинство граждан считает допустимыми такие явления как взяточничество, хищения государственного имущества и т. д., то законы, направленные на борьбу с ними, какими бы суровыми они не были, своей цели не достигнут[12]

Система курса Общей части уголовного права

Как уже было упомянуто, уголовное право делится на две части: общую и особенную.

К общей части относятся нормы, определяющие задачи, принципы и другие основные институты уголовного права. Они определяют понятие уголовного закона, основания и пределы уголовной ответственности, понятия преступления, вины, наказания и его цели, устанавливают конкретные виды наказания, порядок назначения наказания, порядок и условия освобождения от уголовной ответственности и наказания.

В особенной части уголовного права дается перечень и описание конкретных видов преступлений с указанием пределов наказуемости за каждое преступление.

Нормы Общей и Особенной частей уголовного права неразрывно связаны друг с другом. Это естественно, так как нельзя определить конкретный вид преступления, предусмотренного Особенной частью, без учета общего понятия преступления, даваемого общей частью уголовного права. Невозможно применить определенный вид наказания без знания сущности наказания, его целей, принципов назначения и т.п., то есть всех тех институтов, которые содержатся в общей части уголовного права. И напротив, все институты Общей части основаны на обобщении признаков конкретных преступлений. Поэтому невозможно сконструировать и раскрыть ни один институт Общей части без знания конкретных форм преступной деятельности, получающих описание в Особенной части.

Основным и единственным источником права в большинстве государств континентальной правовой системы (в том числе Российской Федерации) является уголовный закон, как правило, кодифицированный (уголовный кодекс). Выделяют узко кодифицированное законодательство (все законы, устанавливающие уголовную ответственность, подлежат включению в уголовный кодекс) и широкое, в которое, помимо собственно уголовного кодекса, входит множество других законов, предусматривающих уголовную ответственность[30].

3) Принципы уголовного права: (ст.3-7 УК)

Принцип вины – без вины невозможно наказание.

Принцип законности – постатейному деянию должна соответствовать статья кодекса.

Равенство всех перед законом – все равны перед законом.

Принцип гуманизма – нормы уголовного права предусматривают как жёсткие меры, так и мягкие меры наказания, предусматривают условные меры наказания, УДО.

Принцип справедливости – за содеянное преступление должно назначаться равнозначное наказание.

4) Уголовное законодательство — система нормативных правовых актов, принимаемых уполномоченными органами государственной власти, содержащих нормы, регулирующие отношения, связанные с установлением оснований привлечения к уголовной ответственности и освобождения от неё, определением преступности деяний и иные отношения, входящие в предмет регулирования уголовного права[1].

Уголовный закон современными учёными, как правило, признаётся формой выражения уголовного права, производной от воли общества и правосознания народа, а не навязанной ему извне[2].

Уголовное законодательство может существовать как в форме единого систематизированного (кодифицированного) свода законов (кодекса), так и в форме отдельных актов, содержащих конкретные нормы уголовного права[3].

СИСТЕМА уголовного законодательства состоит из двух частей: ОБЩЕЙ и ОСОБЕННОЙ.

Законы, устанавливающие принципы и общие положения, относятся к ОБЩЕЙ части. Законы, устанавливающие конкретные составы преступлений и наказание за преступное деяние, относятся к ОСОБЕННОЙ части.

Для того чтобы правильно понимать закон необходимо понимать его содержание, уяснить выраженную в нем волю законодателя. Понимание закона достигается путем его толкования. Под толкованием понимается совокупность приемов его анализа, позволяющая уяснить сущность закона.

Различается несколько видов толкования:
- по субъекту толкования;
- по приемам (способам) толкования;
- по объему толкования.
а). по субъекту толкования бывает:
- легальным;
- судебным;
- доктринальным.

- Легальным (аутентичным) называется толкование, имеющее юридическую силу, исходящее от органа, издавшего закон.
- Судебным толкованием называется толкование, даваемое судом, применяющим норму уголовного права при рассмотрении конкретного уголовного дела. После вступления приговора в силу содержащееся в нем толко-вание закона имеет обязательную силу для данного дела. Решения высших судебных органов служат образцом для квалифицированного решения проблем уголовного закона, в частности по вопросам квалификации престу-плений.
Особое место в таком толковании занимают руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, да-ваемые им не при рассмотрении конкретных уголовных дел, а на основании обобщения судебной практики и су-дебной статистики по делам той или иной категории. Эти разъяснения являются обязательными для нижестоя-щих судов во всех случаях применения ими той нормы уголовного закона, в отношении которой было дано разъ-яснение.
- Доктринальным (научным) толкованием является толкование, даваемое в учебниках, научных статьях, монографиях и т.д. по уголовному праву.
Это толкование не является официальным и обязательной силы не имеет, но, основываясь на анализе и обобщении материалов следственной и судебной практики, имеет большое значение для правильного понимания уголовного закона и его применения.
б). По приемам (способам) толкование бывает:
- грамматическим;
- систематическим;
- историческим.
- Грамматический способ толкования заключается в уяснении словесного текста закона с помощью правил грамматики и синтаксиса (значения отдельных слов, понятий, терминов и т.д.); (ст.33 ч. 4 УК – подстрекатель).
- Систематическое толкование предполагает уяснение смысла правовой нормы путем установления ее свя-зей с другими нормами. Этот способ толкования используется при оценке ссылочных и бланкетных диспозиций уголовно-правовых норм.
- Историческое толкование предполагает выяснение причин, обусловливающих принятие правовой нормы, цели, обстановки, в которой она создавалась. Правильное применение правовой нормы невозможно без выясне-ния этих обстоятельств.

в). В зависимости от круга деяний, на которые распространяется действие толкуемой уголовно-правовой нормы, различаются виды толкования по объему:
- буквальное;
- распространительное;
- ограничительное.

- Буквальным (адекватным) называется толкование закона в точном соответствии сего текстом (буквой).
- Распространительным (расширительным) называется такое толкование, вследствие которого закон при-меняется к случаям, которые непосредственно в тексте закона не названы, но подразумеваются (… И иные тяжкие последствия …).
- Ограничительным является такое толкование, в результате которого уголовный закон применяется не ко всем случаям, определенным буквальным текстом этого закона. Например, в соответствии со ст. 30 УК РФ по-кушением на преступление признаются только умышленные действия (бездействия). Умысел не подразделяется на прямой и косвенный. В ст. 30 вид умысла не конкретизируется. Уголовная наука и практика, применяя ограничительное толкование, связывает покушение только с прямым умыслом.
Распространительное и ограничительное толкование не изменяют объем содержания уголовного закона, а лишь раскрывают его действительное содержание, которое может быть более широким или более ограниченным в сравнении с дословным текстом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 601; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.