Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип справедливости. 23 страница




Исторически первым сформировалось просветительно-гуманистическое направление в уголовном праве. Оно возникло как реакция на средневековое беззаконие. Заслугой представителей просветительно-гуманистического движения было то, что они выдвинули требование замены системы правосудия, основанной на жестокости и произволе, новой системой, строящейся на принципах справедливости, гуманизма, равенства всех перед законом. Видные представители этого направления, просветители-гуманисты Монтескье, Руссо, Вольтер, Беккариа предложили конкретную программу реформы уголовного права и судоустройства, которая впоследствии послужила основой преобразований правовых систем многих государств.

Одним из наиболее ярких представителей данного направления был Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755), французский писатель, философ, юрист, социолог, государственный деятель. Его перу принадлежит широко известный труд "О духе законов" (1748), над созданием которого он работал двадцать лет. Им впервые были высказаны идеи о законности привлечения к уголовной ответственности, о соответствии наказания преступлению, об экономии уголовной репрессии и неотвратимости ответственности. Эти идеи были впоследствии развиты Ч. Беккариа, другими философами и юристами.

Большую известность получила книга "О преступлениях и наказаниях" (1764) итальянского юриста Чезаре Беккариа (1738 - 1794). Автор не ограничился критикой общественных порядков, системы правосудия и действующего законодательства, а предложил позитивную программу уголовно-правовых реформ, которая опиралась на два исходных принципа: гуманизма и законности. Первый нашел свое выражение в предложениях автора ограничить круг деяний, рассматриваемых в качестве преступлений, уменьшить карательность уголовных наказаний, сократить, насколько это возможно, число случаев применения смертной казни. Второй - в положениях, согласно которым преступление и наказание могут быть установлены только законом, а издавать и толковать законы вправе только сам законодатель, а не судья.

Просветительно-гуманистическое движение в уголовном праве заложило основы для разработки уголовно-правовых проблем представителями классического направления, которое возникло в конце XVIII - начале XIX вв. Их философской основой послужили самые разные школы, теории, доктрины, в частности учения Канта и Гегеля. "Классики" придерживались принципа формального равенства всех перед законом. Этот принцип, заимствованный у просветителей, устранял сословные и т. п. суды, что было выгодно молодому классу буржуа, поскольку ставило его на одну ступень с представителями феодального сословия. "Классики" горячо ратовали за принцип законности, который нашел свое закрепление в виде запрета наказывать за действия, не объявленные законом преступными. Большая часть представителей классического направления анализирует уголовно-правовые проблемы в их отрыве от сущности и причин преступности, личности самого преступника. Они, в отличие от просветителей, главное внимание уделяли абстрактно-доктринальной разработке отдельных институтов уголовного права.

Так, философские постулаты И. Канта в области уголовного права были подхвачены и развиты Паулем Иоганном Ансельмом Фейербахом (1775 - 1833), наиболее видным представителем классического направления. Он создал собственную уголовно-правовую теорию, которую сумел отразить в проекте баварского УК 1813 г.

Бесспорной заслугой Фейербаха отечественные и зарубежные юристы признают формулирование основных принципов уголовного права: "nulla poena sine lege", "nulla poena sine crimen", "nullum crimen sine poena legali". Впоследствии эти формулы были сведены в одну: "nullum crimen, nulla poena sine lege". Она легла в основу создания уголовных кодексов многих стран и в настоящее время рассматривается как составная часть принципа законности.

Главной заслугой Фейербаха является то, что он создал теоретическую основу для разработки таких важнейших институтов уголовного права, как вина, покушение, состав преступления, соучастие и др. Именно он указал на необходимость различать объективное (преступное деяние, запрещенное уголовным законом) и субъективное основание уголовной ответственности. Он разграничивал умысел и неосторожность как основные формы вины, которые в свою очередь делятся на различные виды.

Классическое направление получило поддержку в России. Однако особенности взглядов и концепций русских "классиков" позволяют рассматривать их как представителей самостоятельной школы, сложившейся в рамках классического направления в уголовном праве. Среди русских "классиков" видное место занимают В. Д. Спасович, взгляды которого во многом основывались на концепциях гегельянца Бернера, А. В. Лохвицкий, издавший Курс русского уголовного права (1867), Н. А. Неклюдов, создатель книги "Общая часть уголовного права" (1875), А. Ф. Кистяковский, автор "Элементарного учебника общего уголовного права" (1875), Н. Д. Сергеевский, написавший пособие к лекциям "Русское уголовное право" (1887), В. В. Есипов, автор "Очерков русского уголовного права" (1894).

Особое место в когорте русских "классиков" занимает Н. С. Таганцев (1843-1923), доктор права, профессор Московского университета, государственный и общественный деятель, автор проекта общей части Уголовного уложения России, большого количества трудов по уголовному праву, в том числе одного из лучших в отечественной науке курсов уголовного права.

В 70-80-х гг. XIX в. в зарубежном уголовном праве появилось новое направление, названное позитивистским, которое в российской юридической литературе обычно именуется антрополого-социологическим. Появление этого направления было связано с ростом преступности и неспособностью классической школы предложить необходимые меры для борьбы с ней. Название этого направления связано с использованием исследователями "позитивного" метода, сущность которого хорошо определил Э. Ферри: "применение экспериментальных исследований при изучении преступлений и наказаний в целях оживления абстрактной юридической техники свежими наблюдениями, проводимыми антропологией, статистикой, психологией и социологией". [Цит. по: Иншаков С. М. Зарубежная криминология. М.: НОРМА-ИНФРА. М, 1997. С. 62]

Антропологическая школа уголовного права (именно ее чаще всего в зарубежной литературе и называют позитивистской) первоначально возникла в Италии. Основоположником данной школы считается итальянский тюремный врач-психиатр Чезаре Ломброзо (1836 - 1909), автор работы "Преступный человек" (1876),

Ломброзо предпринял попытку основать новую науку - уголовную антропологию [Современные теоретики французского уголовного права относят уголовную антропологию к числу основных "действующих" криминологических наук наряду с уголовной социологией и уголовной психологией и психиатрией]. Стремясь доказать, что преступность имеет, в первую очередь, биологические причины, Ломброзо осуществил огромные по своему объему исследования, в центре которых находился человек-преступник. "Своеобразный антропологический тип", о котором говорил Ломброзо, наделен, по мнению этого ученого, от природы совокупностью свойств (стигматов), делающих его легко узнаваемым. К таким стигматам Ломброзо отнес особенности черепа (глубокие лобные пазухи, объемистые скулы, большие глазные орбиты, многочисленные затылочные углубления, птицевидный тип носового отверстия и т. п.), лица (отвислые уши, косые глаза, кривой нос, скошенный лоб, узкие губы и т. п.). Ломброзо создал типологию преступников (убийцы, воры, изнасилователи, мошенники), в которой отдельные типы различаются строго определенными стигматами. [См. напр.: Иншаков С. М. Указ. соч. С.52] Меры воздействия на преступность, предложенные Ломброзо, были аналогичны мерам, применяемым к больным.

Активным сторонником использования позитивного метода в науке уголовного права был Энрико Ферри (1856 - 1928). Для взглядов Ферри характерно рассмотрение преступления как результата взаимодействия трех групп факторов: физических, антропологических и социальных. Физические факторы, к таковым ученый относил климат, погодные условия, время года, географическое расположение местности, по его мнению, влияют на всех преступников в равной мере. Антропологические факторы доминируют в деятельности преступников прирожденных, помешанных или по страсти. Что касается социальных факторов, их роль велика в поведении случайных и привычных преступников. Разработанная им концепция о факторах преступности позволила Ферри выдвинуть идею о качественном пересмотре уголовного права. Уголовное право, по его мнению, следует из права, карающего за моральную вину, преобразовать в право социальной защиты.

Объяснение преступности с позиций откровенного антропологизма итальянцами Ломброзо, Гарофало и их последователями привело к появлению социологической школы уголовного права, представители которой попытались дать иное объяснение причин преступности и предложить свое видение принципов и задач уголовного права.

Взгляды "социологов" бельгийца А. Принса, немца Ф. фон Листа и голландца Ван Гамеля в вопросах о факторах преступности были весьма схожи с идеями Ферри. Эти ученые также выделяли несколько групп факторов, влияющих на совершение преступления. Как правило, к таким факторам относились индивидуальные, физические и социальные факторы.

А. Принс основное внимание уделял анализу влияния на преступность различных социальных явлений, как-то: нищета, бродяжничество, урбанизация и т. д. При этом автор использовал социологический подход. В книге "Преступность и репрессия" (1886) Принс подчеркнул, что преступность есть явление не индивидуальное, а социальное. В более поздних работах к этому определению он добавил и указание на то, что преступность - вечное явление, изначально присущее человеческому обществу.

Принс обосновал необходимость проведения широкомасштабных социальных реформ. При этом ученый определил три основных направления преобразований: общесоциальные мероприятия, судебные и пенитенциарные. При разработке пенитенциарных мер основное внимание уделялось организации такой системы, которая учитывала бы категорию преступника - исправимый или неисправимый.

Другой известный "социолог" Ф. фон Лист выразил несогласие с идеей замены уголовного права уголовной антропологией (Ломброзо) или уголовной социологией (Ферри). Он настаивал на сохранении уголовно-правовой доктрины и системы уголовного правосудия. Более того, он выдвинул идею о существовании единой науки уголовного права, которая включает помимо уголовно-правовой догматики криминологию и уголовную политику.

К наиболее значимым положениям учения Листа является его теория о целях наказания. По мысли Листа, главная цель наказания - предупреждение преступлений посредством применения репрессии. Всех преступников Лист делил на две категории: случайных и постоянных. Постоянные, в свою очередь, делились на ряд подгрупп: способные к исправлению, неисправимые, прирожденные. Меры, предложенные Листом, ориентированы на тот или иной тип преступника.

Цели общей и специальной превенции, по Листу, реализуются по-разному к представителям той или иной выделенной им группы. Для случайных преступников приоритетной должна стать цель устрашения, для постоянных - обезвреживание. При этом под обезвреживанием Лист понимал их надежную изоляцию, которая лишит их возможности совершения нового преступления.

"Антропологи" и "социологи" сходились в своем критическом отношении к классическому направлению. В частности, и те, и другие считали бесполезным существование в уголовном праве понятий преступления, наказания, вины, вменяемости и др. По мнению представителей этих школ, определение сущности преступлений и их дифференциация на виды, с принятием их уголовно-правовых взглядов, утрачивает смысл, поскольку факт совершения какого-либо преступления является лишь симптомом "опасного состояния" лица.

Представители антропологической и социологической школ предложили новую систему мер воздействия на преступность, включая меры социальной защиты (или меры безопасности). Именно они впервые высказались за вынесение приговоров с неопределенным сроком, что стало широко практиковаться в США с 70-х гг. XIX века.

К заслугам социологической школы следует отнести их предложение о введении системы специальных судов для несовершеннолетних, что получило поддержку во многих странах, о разработке мер, дающих возможность индивидуализировать уголовную ответственность, в частности условного осуждения и условно-досрочного освобождения.

После второй мировой войны в науке уголовного права возникает новое направление, получившее название движения новой социальной защиты, которое в зарубежном уголовном праве обычно представляется в виде двух школ: итальянской (Ф. Граматика) и французской (М. Ансель).

Движение новой социальной защиты, названное М. Анселем "гуманистическим" [См.: Ансель М. Новая социальная защита (гуманистическое движение в уголовной политике). - М., 1970], поставило целью пересмотреть основные положения уголовного права и процесса с тем, чтобы выработать рациональную уголовную политику. При этом представители новой социальной защиты в принципе отказались от большого числа теоретических конструкций антропологического, социологического и неоклассического направлений. Вместе с тем, сторонники нового движения признали концепцию социологов о социальной защите и согласились с их отказом от классического понимания наказания как ответственности за "нравственную" вину. Однако они не уставали подчеркивать существенное различие между первым вариантом "социальной защиты" и "новой социальной защитой".

Основным лозунгом новой социальной защиты стала его "деюридизация". В отличие от позитивистов Ломброзо, Ферри и других, требовавших полного отказа от уголовного права, сторонники нового движения согласны с сохранением уголовного права, но при определенных условиях. В вопросе о том, какие положения должны быть сохранены, а какие нет, мнения сторонников новой социальной защиты разошлись. Самые радикальные ее участники, возглавляемые итальянцем Ф. Граматикой (итальянская школа), предложили заменить уголовное право правом социальной защиты, а не модифицировать первое путем внесения в него идей второго, на чем настаивали представители второй группы ученых, руководимой М. Анселем (французская школа). Граматика и его сторонники отвергали такие понятия, как "вина", "ответственность", "наказание", "преступник", считая их принадлежностью традиционного уголовного права. Взамен ими были предложены новые понятия. К примеру, не "субъект преступления", а "лицо, отклоняющееся от нормы", не "уголовная ответственность", а "ресоциализация" и т. д. Основанием для вмешательства государства должна служить обнаруженная "антисоциальность" лица. Что касается санкции, то она является мерой социальной защиты, которая должна определяться в каждом конкретном случае, а не на будущее. Отсюда следует необходимость установления санкций с неопределенным сроком.

М. Ансель и его сторонники возражали против замены уголовного права правом социальной защиты, отмечая при этом, что концепция Граматики об "антисоциальности" мало чем отличается от теории "опасного состояния" социологов конца XIX века.

Центральное место в теориях как итальянской, так и французской школ новой социальной защиты занимала идея ресоциализации преступника. Процесс ресоциализации, по мнению приверженцев этих школ, является процессом новой, вторичной социализации лица, совершившего преступление. Это процесс возвращения его в общество "нормальных" людей.

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ БИЛЕТОВ

по Общей части уголовного права

1. Принципы уголовного права.

2. Принцип законности, его реализация в УК РФ.

3. Действие уголовного закона во времени.

4. Обратная сила уголовного закона.

5. Действие уголовного закона в пространстве.

6. Понятие преступления. Малозначительное деяние.

7. Категоризация преступлений. Ее значение.

8. Сложные составы преступлений. Их виды.

9. Объект преступления, его отличие от педмета. Значение объекта и предмета для квалификации преступлений и систематизации Особенной части УК.

10. Понятие бездействия в уголовном праве, особенности ответственности за него.

11. Общественно опасные последствия. Их виды.

12. Причинная связь между действием (бездействием) и преступным последствием.

13. Общий и специальный субъекты преступлений. Вопрос об уголовной ответственности юридических лиц.

14. Невменяемость. Последствия признания лица невменяемым.

15. Прямой умысел. Виды прямого умысла. Отличие от косвенного умысла.

16. Легкомыслие как форма вины. Отличие от косвенного умысла и небрежности.

17. Преступная небрежность, отличие от преступного легкомыслия и случая.

18. Юридическая и фактическая ошибки. Их значение для квалификации преступлений.

19. Приготовление к преступлению и покушение на преступление. Их разграничение, квалификация и наказуемость.

20. Деятельное раскаяние, его отличие от добровольного отказа. Значение деятельного раскаяния.

21. Система обстоятельств, исключающих преступность деяния.

22. Необходимая оборона. Отличие от крайней необходимости и причинения вреда при задержании преступника.

23. Крайняя необходимость и исполнение приказа как обстоятельства, исключающие преступность деяния.

24. Причинение вреда при задержании преступника. Отличие от необходимой обороны и крайней необходимости.

25. Обоснованный риск как обстоятельство, исключающее преступность деяния.

26. Понятие соучастия. Отличие от укрывательства.

27. Виды соучастников. Особенности квалификации их деяний.

28. Формы соучастия. Критерии классификации и правила квалификации.

29. Соисполнительство как форма соучастия. Его виды и квалификация.

30. Признаки организованной группы. Отличие от группы по предварительному сговору.

31. Квалификация соучастия при эксцессе исполнителя и добровольном отказе от соучастия, соучастии в преступлении со специальным субъектом.

32. Виды множественности преступлений.

33. Рецидив преступлений. Критерии классификации.

34. Виды санкций.

35. Понятие наказания. Отличие наказания от других видов правовой ответственности.

36. Цели наказания.

37. Система наказаний.

38. Дополнительные наказания, порядок их назначения.

39. Конфискация имущества как вид наказания.

40. Штраф как вид наказания. Отличие от конфискации имущества.

41. Обязательные работы, ограничение свободы, арест.

42. Исправительные работы как вид наказания. Последствия злостного уклонения от его отбывания.

43. Лишение свободы как вид наказания.

44. Виды исправительных учреждений для отбывания лишения свободы.

45. Смертная казнь. Пожизненное заключение.

46. Общие начала назначения наказания.

47. Система и значение обстоятельств, смягчающих ответственность. Их соотношение с привилегированными признаками преступлений.

48. Обстоятельства, отягчающие наказание. Соотношение с квалифицирующими признаками преступлений.

49. Назначение наказания при неоконченном преступлении, соучастии и рецидиве преступлений.

50. Назначение наказаний по совокупности преступлений.

51. Назначение наказания по совокупности приговоров.

52. Назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление.

53. Система видов освобождения от уголовной ответственности.

54. Освобождение от уголовной ответственности вследствие утраты деянием или лицом общественной опасности.

55. Освобождение от уголовной ответственности вследствие истечения сроков давности привлечения к уголовной ответственности.

56. Система видов освобождения от наказания.

57. Освобождение от отбывания наказания в связи с истечением срока давности обвинительного приговора.

58. Условное осуждение.

59. Отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей.

60. Амнистия и помилование. Амнистия от 24 декабря 1997 г.

61. Судимость: понятие и значение. Погашение и снятие судимости.

62. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания. Виды, основания, последствия.

63. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Принудительные меры воспитательного воздействия.

64. Особенности наказания и освобождения от него женщин, совершивших преступление.

65. Условно-досрочное освобождение несовершеннолетних от отбывания наказания.

66. Система и цели принудительных мер медицинского характера. Их отличие от наказания.

67. Антропологическая и социологическая школы уголовного права, их влияние на законодательство.

68. Классическая школа уголовного права, ее влияние на законодательство.

69. Источники уголовного права Англии, США, Германии, Франции.

70. Системы наказаний по уголовному законодательству США, Франции, Германии.

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ

курсовых работ по Общей части уголовного права

1. Принципы российского уголовного права: содержание, природа и значение.

2. История развития российского уголовного законодательства.

3. Основные нормативные акты дореволюционного российского уголовного права.

4. Н.С. Таганцев как один из основоположников российского уголовного права.

5. Норма уголовного права: понятие, виды, структура.

6. Уголовное право и мораль.

7. Преступление и гражданское правонарушение.

8. Актуальные вопросы действия уголовного закона во времени.

9. Проблемы применения промежуточного уголовного закона.

10. Уголовно-правовые и международно-правовые проблемы выдачи лиц, совершивших преступление.

11. Понятие и признаки преступления по российскому уголовному праву.

12. Классификации преступлений в российском уголовном праве: содержание, критерии и значение.

13. Понятие и формы вины в уголовном праве России (проблемные вопросы разграничения).

14. Умысел и его виды.

15. Неосторожная форма вины в уголовном праве.

16. Преступление с двумя формами вины.

17. Субъект преступления: понятие, признаки, виды.

18. Понятие невменяемости и ее критерии.

19. Невменяемость и ограниченная вменяемость. Понятие, разграничение, практическое значение.

20. "Возрастная невменяемость" в российском уголовном праве. Теоретические и практические проблемы применения.

21. Стадии развития преступной деятельности по уголовному праву России. Понятие, значение и критерии разграничения.

22. Добровольный отказ от совершения преступления: понятие, условия и правовые последствия.

23. Деятельное раскаяние: понятие, виды, правовые последствия.

24. Понятие покушения на совершение преступления и ответственность за него в российском уголовном праве.

25. Понятие соучастия в уголовном праве России.

26. Виды соучастников и особенности их уголовной ответственности.

27. Формы соучастия по уголовному праву России.

28. Формы организованной преступной деятельности по российскому уголовному праву: проблемы разграничения.

29. Дискуссионные вопросы необходимой обороны (по материалам судебной практики).

30. Необходимая оборона: понятие, условия правомерности.

31. Крайняя необходимость как институт уголовного права.

32. Задержание лица, совершившего преступление: понятие, условия правомерности, проблемные вопросы.

33. Обоснованный риск как обстоятельство, исключающее преступность деяния.

34. Исполнение приказа или распоряжения как обстоятельство, исключающее преступность деяния.

35. Соотношение институтов необходимой обороны, крайней необходимости и задержания лица, совершившего преступление.

36. Понятие и виды множественности преступлений.

37. Рецидив преступлений: понятие и виды.

38. Проблема определения целей наказания.

39. Система и виды наказаний в уголовном праве России.

40. Лишение свободы как вид наказания: юридическая природа, особенности отбывания.

41. Имущественные виды наказаний в уголовном праве России: особенности их назначения и исполнения.

42. Основные принципы назначения наказания.

43. Актуальные проблемы назначения наказания (по материалам судебной практики).

44. Система обстоятельств, смягчающих наказание (общая характеристика, анализ 2-3 обстоятельств).

45. Система обстоятельств, отягчающих наказание (общая характеристика, анализ 2-3 обстоятельств).

46. Условное осуждение: юридическая природа, основания предоставления.

47. Освобождение от уголовной ответственности: понятие и виды.

48. Освобождение от наказания: понятие и виды.

49. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

50. Уголовно-правовые проблемы криминализации и декриминализации деяний.

51. Источники уголовного права Англии, США, Франции и Германии.

52. Понятие преступления в уголовном праве зарубежных государств.

53. Ответственность юридических лиц (корпораций) по уголовному праву зарубежных государств (на примере Англии, США, Франции или др.).

54. Стадии преступления по законодательству зарубежных государств.

55. Система обстоятельств, исключающих наступление уголовной ответственности, по зарубежному уголовному праву.

56. Ответственность за организованные формы совершения преступления по уголовному праву зарубежных государств.

57. Формы соучастия и виды соучастников в уголовном праве Англии и США.

58. Система наказаний в современной континентальной системе уголовного права.

59. Смертная казнь и пожизненное лишение свободы как виды наказания в российском и зарубежном уголовном праве.

60. Религиозные, правовые и морально-этические проблемы применения смертной казни.

61. Имущественные наказания в уголовном праве зарубежных государств.

62. Институт пробации в уголовном праве зарубежных государств.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.119 сек.