Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъективная сторона 2 страница




Оказание помощи – это пособничество, своего рода. Пособничество может быть не только по заданию, но и инициативно.

Если оказание помощи содержит еще один состав в себе, то совокупность: ст.275 и соответствующая статья.

В какой момент оказание помощи окончено? С момента совершения действий (пособнических действий или действий, которые составляют отдельное преступление). Это важно для добровольного отказа. В примечании к ст.275 – деятельное раскаяние, по сути.

Как квалифицировать деяние в виду того, что чувак приходит в иностранное государство и говорит, что готов поделиться секретами. Потом раскаивается, и возвращается на родину. Тут сроки давности надо посмотреть.

А если он сказал сведения, составляющие гостайну, 10 лет назад. А сейчас эти сведения из перечня исключили, то обратная сила действует, и ст.275 не будет. Но если такие сведения были использованы в ущерб РФ и причинили державе вред, то будет ответственность как раз за такой ущерб, но 275-ой все равно не будет. Надо посмотреть на сроки давности всё равно (10 лет же прошло, может уже прошли сроки давности), но если он скрывается, то сроки давности приостанавливаются.

ПО ШПИОНАЖУ ВСЁ ТО ЖЕ САМОЕ, ТОЛЬКО СУБЪЕКТ ДРУГОЙ: ИНОСТРАНЕЦ ИЛИ АПАТРИД.

А если двойное гражданство? То ст.275.

СТ.283 – РАЗГЛАШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ.

Разграничение разглашения от государственной измены в форме выдачи государственной тайны.

Непосредственный объект разный. В государственной измене объект один – внешняя безопасность РФ. В ст.283 – 2 объекта: внешняя безопасность и дополнительный объект: установленный нормативным актом порядок обращения с государственными документами.

По субъекту отличия. Субъект выдачи – только гражданин РФ (фактически, это лицо, имеющее допуск, хотя состав не говорит об этом). А субъект разглашения – лицо, которому сведения известны по службе.

По объективной стороне. Выдача – конкретный адресат должен быть. Разглашение – любые действия, следствия которых информация стала известна хотя бы одному постороннему лицу. Такое может наступить как умышленно, так и неосторожно. А когда неосторожно, то может быть и бездействие. Выдача же – это всегда умысел, и всегда активное действие.

Отличие по конструкции состава: ст.275 – формальный состав с целью. Ст.283 – разглашение – это сделать достоянием постороннего лица сведений, которые тебе доверены. Значит, что преступление окончено тогда, когда постороннее лицо узнало о сведениях. Отсюда, последствие есть – если сведения стали достоянием постороннего лица. Отсюда, состав материальный, ибо если сведения не стали достоянием, то и нет состава.

Квалифицирующий признак в ст.283 – тяжкие последствия. Понятие оценочное. На практике относят к тяжким последствиям: причинение крупного ущерба государству в виде того, что нужно делать новый макет оружия, в виде того, что многие лица узнали о тайных сведениях, и теперь на них нужно много патронов перевести. Если сведения стали достоянием иностранного гражданина, то тоже тяжкие последствия. Причем если субъект знает о том, что сведения станут известны иностранцу, то может быть ст.275 быть (если такое субъект знает, что такое иностранное лицо – агент МИ-6, ЦРУ, Моссада и т.д.).

СТ.277 – ПОСЯГАТЕЛЬСТВО НА ЖИЗНЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ.

Схоже с убийством лица вследствие выполнения им общественного долга, с посягательством на жизнь сотрудника правоохранительного органа или органа правосудия.

Потерпевший в ст.277 – государственный или общественный деятель. Государственный деятель – лицо, занимающее высшую должность в любой из трех ветвей государственной власти как федерального, так и регионального уровня.

Общественный деятель – это лицо, которое занимается общественно-политической деятельностью и выполняет в соответствующих организациях (общественные движения, партии, имеющие законную регистрацию) функции руководителя или активиста.

Интересный вопрос. А если гражданин претендует на то, чтобы стать государственным деятелем (кандидаты в депутаты, в президенты и т.д.)? Нет, это не государственный деятель. Но, правда, его можно признать общественным деятелем, как правило.

Посягательство на жизнь – это не только убийство, но и покушение на убийство. Состав формально-материальный. Преступление окончено как в случае смерти, так и в случае, когда жизнь была сохранена. А если тяжкий вред здоровью? Совокупность со ст.111 не будет, ибо последствия покушения могут быть как в отсутствии результата, так и в присутствии другого результата (например, тяжкий вред).

Что делать с государственным деятелем иностранного государства? Два варианта. Первый (Бурлаков поддерживает): совокупность п.б ч.2 ст.105 и ст.360 (действия, направленные против субъектов международной деятельности).

Что, если при покушении на государственного деятеля, вред причинен родственникам, его охранникам? Если страдает надлежащий потерпевший и причиняется вред жизни или здоровью водителя, охранника, родственников, то совокупность ст.277 и преступление против личности.

Если же смерть родственника с целью прекращения деятельности государственным деятелем, то только ст.105.

Когда мы говорим об убийстве или причинении тяжкого вреда здоровью, то в этом случае возникает вопрос о том: а что если государственного деятеля убил 15-летний (по 277 – с 16 лет)? То 105-ю или 111-ю вменяем.

Осталось еще 282 рассмотреть.

СТ.282 – ВОЗБУЖДЕНИЕ НЕНАВИСТИ ИЛИ ВРАЖДЫ, А РАВНО УНИЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА.

В КоАП есть ст.20.29.

ППВС №11от 28.06.2011 по делам о преступлениях экстремистской направленности (ст.282, ст.280, ст.282.1 и ст. какая-то еще со значком два).

Это умышленные действия, направленные на возбуждение ненависти или вражды, а равно на унижение человеческого достоинства человека или группы лиц. Публично. Через СМИ. Пропаганда и агитация, содержащая призывы, внушающие неопределенному числу граждан вражду, ненависть, презрение к лицам иного пола, национальности, расы, принадлежности к религии, социального происхождения, языка, или принадлежности к определенной социальной группе, которые оскорбляют нравственные чувства и человеческое достоинство таких лиц.

Как отграничить 282 от 20.29? А как отграничить 282 от оскорбления (которое исключено из УК, но есть в КоАП)?

Это преступление опасно потому, что посягает на отношения, обеспечивающие равноправие граждан в РФ независимо от их принадлежности к другому полу, национальности, расы и т.д. Поэтому основной объект уголовно-правовой охраны – это равноправие граждан РФ.

Хотя потерпевшими от этого преступления будут и иные лица, в том числе иностранцы и апатриды.

Безусловно, посредством таких действий причиняется ущерб и иным отношениям: честь и достоинство человека, безопасность здоровья гражданина. Они будут дополнительным непосредственным объектом.

Объективная сторона этого преступления сформулирована альтернативно (!). Это уже в самом составе (в названии) сказано. Действие: возбуждение или унижение.

Возбуждение ненависти или вражды – это, по сути, подстрекательские действия, выражающиеся в призывах и т.д.

ВС в п.7 ППВС №11 раскрывает характеристику таких действий. К ним, в частности, нужно относить высказывания, обосновывающие, утверждающие или оправдывающие необходимость геноцида, массовых репрессий, депортацию, а равно призывы к совершению иных противоправных действий, в т.ч. применение насилия в отношении представителей какой-либо нации, расы, приверженцев определенной религии и других групп лиц.

Второе альтернативное действие состоит в унижении человеческого достоинства граждан, принадлежащих к другим группам по признаку расы, пола и т.д. Нужно подчеркнуть, что эти действия, которые представляют собой унижение (по сути, оскорбление), представляют собой своеобразный способ возбуждения ненависти или вражды.

Поэтому как первое, так и второе действие, они всегда целенаправлены. Цель таких действий – настроить неопределенную группу лиц на противоправные действия в отношении лиц, которые другого пола, расы, нации и т.д.

Преступники в ряде случаев могут относиться к той же самой группе, в отношении которой они возбуждают ненависть или вражду.

Состав этого преступления сформулирован так, что объективная сторона помимо действий включает в качестве обязательного признака и способ их совершения. Речь идет о публичности их совершения, либо о совершении их с использованием СМИ.

Примеры: выступления на собраниях, митингах, распространение листовок, вывешивание плакатов, размещение соответствующей информации в журналах, брошюрах, книгах, помещение соответствующей информации в интернет и другие действия, в том числе и рассчитанные на последующее ознакомление других лиц с такой информацией.

С точки зрения разграничения у нас возникает две проблемы: (1) от 20.29 и (2) от оскорбления.

Применительно к 20.29, главный отличительный признак выражается в том, что эти действия совершаются с прямым умыслом и с целью возбудить ненависть или вражду. То есть отличие по направленности умысла. При этом экстремистскими материалами, которые распространяются среди неопределенного круга лиц, признаются такие материалы, которые включены в опубликованный официальный список экстремистских материалов.

Отличие этого преступления от оскорбления (умышленное унижение чести и достоинства другого лица) состоит в следующем. Во-первых, не требуется применительно к данному преступлению унижения чести и достоинства в неприличной форме, тогда как для оскорбления данный признак является обязательным. Второе отличие состоит в том, что унижение чести и достоинства в ст.282 всегда носит публичный характер, тогда как простое оскорбление может быть и личным, без посторонних лиц.

Наконец, разграничивают эти два правонарушения по цели, на которую направлено унижение чести и достоинства. В 282 цель – это возбуждение ненависти или вражды. В оскорблении цель – это унижение достоинства человека.

В 282 говорится о человеке или социальной группе. Человек в 282 может являться потерпевшим. А в оскорблении тоже конкретное лицо потерпевшим является. Отличие 282-ой состоит в том, что преступник, который свои действия направляет на возбуждение ненависти или вражды посредством оскорбления конкретного потерпевшего, пытается возбудить ненависть или вражду к той социальной группе, к которой потерпевший принадлежит. В простом же оскорблении такой цели нет.

282-ая всегда с прямым умыслом. Субъект ответственности осознает и характер действий, которые выражаются в одном из названных деяний, сознает, что они носят публичный характер, или что информация распространяется через СМИ, и сознает, что такие действия направлены на возбуждение ненависти или вражды.

Возникает вопрос: какими мотивами руководствуется лицо? Мотивы ненависти или вражды. Понятие данного мотива не будет отличаться от понятия мотива в убийстве, например, по такому мотиву. Мотив ненависти или вражды – это внутреннее побуждение, выражающееся в стремлении виновного лица показать свое превосходство и подчеркнуть неполноценность потерпевшего по причине принадлежности его к лицам с иными социально-биологическими признаками.

К ответственности привлекают лиц, достигших 16 лет. Общий субъект.

В ч.2 есть квалифицирующие признаки. Обратите внимание на то, что это преступление может быть совершено с применением насилия или угрозой его применения. Когда речь идет об угрозе применения насилия, то нужно исходить из того, что угроза распространяется как на причинение вреда здоровью, так и на причинение вреда жизни. Если с угрозой убийством совершается 282-я, то ст.119 не нужно по совокупности вменять.

Когда говорят о применении насилия, то нужно понимать, что речь идет о насилии, которое направлено на причинение вреда, и которое может повлечь за собой такие последствия, как легкий и средний вред здоровью. Поэтому ст.112 и ст.115 вменять дополнительно не надо. Если же причиняется тяжкий вред здоровью, то ч.2 ст.282 и ст.111.

Как мы помним, в ст.111 есть мотив ненависти или вражды в качестве квалифицирующего признака. Чем же отличается насилие, обусловленное такими побуждениями, в рамках 111-ой и 282-ой? Отличие состоит в том, что применительно к ст.282 данное насилие не только обусловлено мотивом ненависти или вражды, но и применяется с целью возбудить ненависть или вражду. В то время как применительно к 111-ой с учетом этого квалифицирующего признака такую цель применяемое насилие не преследует.

Данное преступление нередко носит групповой характер. В ст.282 в качестве квалифицирующего признака выделена только организованная группа. Отсюда, данная группа охватывает лиц, которые не только своими действиями конкретно высказывали призывы к совершению противоправных действий по отношению к лицам другого пола, расы и т.д., но также и иных лиц, которые оказывали содействие путем пособничества, или являлись подстрекателями.

В такой группе в качестве соучастника может выступать должностное лицо. Поэтому законодатель указывает в качестве квалифицирующего признака лицо, использующее свое служебное положение. Такое лицо, совершая деяния, которые выражаются в двух альтернативных действиях, при этом использует или свои функции должностного лица (организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции) или свои функции лица, наделенного функциями в негосударственных органах (например, коммерческие организации) или лица, которые не наделены должностной компетенцией, но являются служащими государства или МО.

Нередко такие действия сопровождаются такими действиями, как вандализм, осквернение могил, разрушение надгробных памятников. Возникает вопрос: нужно ли такие действия квалифицировать только по 214, 243 и 244? Здесь нужно иметь в виду, что в таких статьях в качестве квалифицирующих признаков указан экстремистский мотив. Но если такие действия, совершенные по этому мотиву, выражаются только лишь в оскорбительных надписях, уничтожении или повреждении имущества, то только ст.214. Если этот мотив и только разрушение памятников, то только ст.243. Если этот мотив и только глумление над местами захоронения, то ст.244. Совокупность с 282-ой появляется только тогда, когда в процессе этих преступлений публично (в присутствии неопределенного круга посторонних лиц) высказывающие суждения, оправдывающие геноцид и т.д., или оправдывающие применение насилия к лицам других групп. То есть помимо вандализма, совершаются и призывы. Тогда да, будет совокупность с 282-ой.

Преступления против конституционного строя и безопасности государства закончены.

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ САМОУПРАВЛЕНИЯ.

Данная группа преступлений в учебной литературе, в правоприменительном жаргоне, называется должностные преступления, а иногда и более широкий термин используется – служебные преступления.

Прежде чем обратить наше внимание на общие признаки, присущие должностным преступления, нужно сказать несколько слов о них, имея в виду: какое место они занимают в уголовном законодательства в России.

Должностные преступления, как правило, совершаются в различных звеньях государственного аппарата, либо в органах местного самоуправления. Исходя из самого названия, они совершаются, как правило, лицами, наделенными должностными обязанностями, т.е. должностными лицами.

Однако есть составы, где субъектами могут быть и иные лица, а не только должностные.

Должностные преступления с точки зрения отражения их в действующем УК сосредоточены в нескольких главах, и даже разделах. Прежде всего, выделяют собственно должностные преступления (общие должностные преступления). Это глава 30.

Кроме этой группы, в 31-ой главе УК (преступления против правосудия) предусмотрены несколько составов со специальными должностными преступлениями (должностные лица в системе органов правосудия являются субъектами в тех составах).

Наконец, в другом разделе (не в разделе преступления против государственной власти), например, в разделе преступления против экономики, тоже можно найти составы, где субъектами являются должностные лица. Например, присвоение или растрата, или мошенничество лицом с использованием своего служебного положения.

Либо можно найти состав, который выполняется лицом с использованием своего служебного положения (контрабанда наркотиков, например). Они направлены против иных общественных отношений, но они совершаются лицами с использованием своего служебного положения. Отсюда, они называются альтернативно должностными преступлениями.

Если лицо совершает мошенничество с использованием должностных полномочий, то они полностью поглощаются ч.3 ст.159. 285-ю не вменяем, ибо это общая норма, а ч.3 ст.159 – это специальная норма.

Характеристика общих должностных преступлений (глава 30 УК).

Прежде всего, видовой объект – это совокупность отношений, обеспечивающих нормальную работу государственного аппарата и органов местного самоуправления. Иногда говорят об авторитете государственной службы, имея в виду более узкую систему общественных отношений, чем отношения по нормальной работе аппарата.

Наряду с нарушением нормальной деятельности аппарата, некоторые преступления причиняют реальный ущерб конкретным потерпевшим. Например, в ст.285 – злоупотребление должностными полномочиями – там потерпевшие в лице граждан, общества, организаций и государства. Там дополнительный объект, соответственно, появляется: отношения, обеспечивающие безопасность жизни или здоровья, а также отношения, обеспечивающие защиту имущественных интересов.

Например, должностной подлог. Это преступление выражается во внесении искажений в официальные документы. В 292-ой, следовательно, есть указание на предмет преступления (официальные документы).

Ст.292.1 – незаконная выдача паспорта. Тут речь тоже идет о специальном предмете этого преступления.

Если посмотрим в ст.290 или 291 (получение и дача взятки), то там предмет – это незаконное вознаграждение. Причем формы вознаграждения конкретизированы в диспозиции статьи (деньги, ценные бумаги, иное имущество, действия имущественного характера, право на имущество и т.д.). Это тоже предмет преступления.

Таким образом, в конкретных составах, если есть необходимость, нужно четко понимать особенности предметов преступления. Без установления таких особенностей состава нет.

Должностные преступления опасны тем, что они нарушают нормальный порядок деятельности того или иного звена государственного аппарата.

Однако должностные преступления опасны и потому, что в ряде случаев они причиняют конкретный ущерб (имущественный) или вред (здоровью и жизни) конкретным потерпевшим. Например, ч.3 ст.286 – превышение полномочий, повлекшее наступление тяжких последствий. Тут материальный состав. Последствие требуется. Например, тяжкие последствия – это причинение крупного материального ущерба, или причинение тяжкого вреда или смерти гражданину.

Некоторые составы уже в основном составе являются материальными. Например, ст.285. Или ст.293 (халатность). Там эти действия должны причинить существенный ущерб правам и законным интересам гражданину, организации, обществу или государству. Существенный ущерб – оценочное понятие.

Деяние в должностных преступлениях чаще всего совершается путем активного поведения. Но нередко деяние может выражаться как в действии, так и в бездействии. Например, злоупотребление полномочиями (ст.285). Там может быть и действие, и бездействие. То же самое с превышением должностных полномочий. То же самое с умышленным неисполнением приказа начальника сотрудником правоохранительного органа. То же самое можно сказать и о халатности.

С точки зрения субъективной стороны, составы должностных преступлений содержат указание на умысел. Если формальный состав, то прямой умысел. А если последствия указаны, то нужно иметь в виду, что вина в составе такого преступления может быть умышленной (прямой и косвенный умысел причем), а также в рамках этой статьи может быть и неосторожная форма вины.

Например, ч.3 ст.285 (повлекшее за собой тяжкие последствия злоупотребление полномочий). Законодатель прямо не говорит о неосторожности. Если причинение тяжкого вреда или смерти, то к этим последствиям вина может быть только неосторожной.

В некоторых статьях законодатель говорит о мотиве для конкретизации умысла. В частности, в ст.285, в ст.292 (должностной подлог). Там есть обязательный признак – по мотиву корыстной или иной личной заинтересованности.

Здесь важно понимать, что вкладывается в содержание этой мотивации. Сразу же возникает вопрос: внесение искажений в официальные документы всегда образует состав 292-ой? Или из благих побуждений, ради 13-ой зарплаты коллективу. Из корыстных побуждений происходит злоупотребление – это хищение? Нет. Тут, в общем, все не так просто. Нужно отграничивать хищение должностным лицом и корыстное злоупотребление должностным лицом.

Субъект преступлений в главе 30 неоднороден. Это подталкивает на классификацию преступлений в главе 30.

Субъекты по главе 30 – должностное лицо, государственный служащий или муниципальный служащий, не являющийся должностным лицом, и любое лицо (с 16 лет).

Отсюда классификация идет. При этом с учетом специфики субъектов ответственности выделяют не 3, а даже 4 подгруппы. Первая – только должностные лица являются субъектом состава (285,285.1,285.2,285.3,286,286.1,287,289,290,293). Вторая – должностные лица и государственные и муниципальные служащие, не являющиеся должностными лицами (292,292.1). Третья – 288 (присвоение полномочий должностного лица) – государственные или муниципальные служащие, не являющиеся должностными лицами. Четвертая – иные должностные преступления, совершаемые частными лицами (дача взятки – 291 и посредничество во взятке – 291.1).

Подводя итог общей характеристике общих должностных преступлений, можно назвать специфические признаки, которыми характеризуются данные преступления. Во-первых, эти преступления совершаются, как правило, должностными лицами. Во-вторых, они совершаются посредством действий, которые представляют собой должностную компетенцию (с использованием должностных полномочий), либо благодаря занятию лицом соответствующей должности. В-третьих, преступления совершаются вопреки интересам службы. В-четвертых, эти преступления совершаются в системе органов государственной власти, либо в системе органом местного самоуправления.

ППВС №19 о судебной практике по делам о злоупотреблении и превышении должностных полномочий.

Есть еще ППВС 2000 года о взяточничестве и коммерческом подкупе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.