Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 15. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства




Преступления, включенные в главу 29 УК РФ, в ранее действовавшем УК РСФСР назывались государственными преступлениями. За их совершение предусматривались наиболее строгие меры наказания вплоть до смертной казни. УК РФ, естественно, также охраняет основы конституционного строя и безопасности государства, но глава как ранее, не открывает Особенную часть и за преступления, в нее входящие не предусмотрены наказания в виде смертной казни.

В настоящей главе используется много понятий, для раскрытия которых необходимо обращение к другим законодательным актам. В этом плане сту денту рекомендуется ознакомиться с Конституцией РФ (ст. 1-19); с Законом РФ «О безопасности» (Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верхов­ного Совета РФ. 1992. № 15, Ст. 769); Законом РФ «О государственной тайне» (Российская газета от 21 сентября 1993 г.); Законом РФ «О государственной границе Российской Федерации» (Российская газета от 10 декабря 1996 г.); Федеральным законом «Об обороне» (СЗ РФ. 1996, № 23. Ст. 2750); Законом РФ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Феде­рации» (СЗ РФ. 1997. № 6. Ст. 711); Законом РФ «О государственной охране» (СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2594); Законом РФ «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» (СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269); Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 870, утвердившим Правила отнесе­ния сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности (СЗ РФ. 1995. № 37. Ст. 3619), Концепцией национальной безо­пасности Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (СЗ РФ. 1997.№52.Ст.5909).

К преступлениям, посягающим на основы конституционного строя, сле­дует отнести деяния, предусмотренные ст. 277 - 279 УК РФ, к преступлени­ям, посягающим на безопасность государства - деяния, предусмотренные ст. 275, 276, 281, 283, 284 УК РФ. Также необходимо выделить преступления, яв­ляющиеся проявлением экстремизма, предусмотренные ст.280,282, 282 №, 2821 УК РФ, объектом которых является как основы конституционного строя, так и безопасность государства.

Государственная измена (ст. 275 УК РФ) является наиболее опасным преступлением среди преступлений, включенных в главу XVI УК. Субъектом ее может быть только гражданин России. В примечании к указанной статье говорится об освобождении от уголовной ответственности в случае, если лицо добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным способом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интере­сам РФ и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Субъектом шпионажа (ст. 276 УК РФ), напротив, может быть только иностранный гражданин или лицо без гражданства.

Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ) предполагает как убийство, так и покушение на убийство. В обоих случаях данный состав преступления будет являться оконченным (п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 3 от 24 сентября 1991 г. «О судебной практике по делам о посягательстве на жизнь, здоровье и достоин­ство работников милиции, народных дружинников и военнослужащих в свя­зи с выполнением ими обязанностей по охране общественного порядка» (Сборник действующих постановлений Пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР и РФ по уголовным делам. 1961 -1996. М., 1997). Из ст. 105 УК РФ рассматриваемый состав выделен в самостоятельный в связи с тем, что при его совершении посягательство происходит, в первую очередь, на основы конституционного строя. Жизнь человека является в данном составе пре­ступления дополнительным объектом посягательства. Для уяснения понятия «государственный деятель» необходимо обратиться к Федеральному закону «Об основах государственной службы в Российской Федерации» (СЗ РФ. 1995. 3 31. ст. 2990), Федеральному закону «О системе государственной службы Российской Федерации» (Российская газета от 31 мая 2003 г.), Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Российская газета от 31 июля 2004 г.)

Необходимо помнить также и то обстоятельство, что ответственность за убийство наступает с 14 лет, а за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля - с 16 лет.

При изучении состава преступления, предусмотренного ст. 280 УК РФ, следует обратить внимание на то, что призывы к осуществлению экстремис­тской деятельности должны иметь публичный характер, т.е. осуществляться на собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях, по телевидению, радио, в средствах массовой информации и т.д. Понятие экстремистской деятельнос­ти (экстремизма) дается в Федеральном законе «О противодействии экстре­мистской деятельности» (Российская газета от 30 июля 2002 г.)

Состав диверсии (ст. 281 УК РФ) следует отличать от взрывов, поджогов и т.д., в частности, от терроризма (ст. 205 УК РФ). Основное отличие - объект посягательства. В первом случае - это безопасность государства, а во втором - общественная безопасность. При диверсии виновный преследует цель под­рыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Фе­дерации, а при терроризме - нарушение общественной безопасности, устра­шение населения, оказание давления на власть.

Если при совершении диверсии умыслом виновного охватывается и воз­можность гибели людей, причинения вреда их здоровью, то такие действия образуют совокупность преступлений и должны квалифицироваться по ст. 281 УК РФ и другим статьям УК РФ, например, по ст. 105 УК РФ.

Тема 16. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

Преступления данной группы относятся к категории должностных пре­ступлений. Данное положение означает необходимость специального субъек­та для наличия составов должностных преступлений. Исключение составля­ют преступления, предусмотренные ст. 288, 291 УК РФ. Понятие должностно­го лица приведено в примечании 1 ст. 285 УК РФ и относится лишь к, нормам, включенным в главу 30. Для квалифицирующего признака должностного лица необходимо, чтобы оно временно или постоянно или по специальному пол­номочию осуществляло функции представителя власти либо выполняло ад­министративно-хозяйственные или организационно-распорядительные функции. Кроме того, закон связывает наличие должностного лица с определен­ным органом или учреждением, где субъект занимает соответствующую должность. Понятие представителя власти дано в примечании к ст. 318 УК РФ.

Студентам следует усвоить категории должностных лиц в зависимости от уровня занимаемых ими должностей. Государственные служащие и служа­щие органов местного самоуправления, не относящиеся к категории долж­ностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям главы 30 только в случаях специально предусмотренных соответствующими статьями.

Должностное лицо необходимо отличать от лиц, выполняющих сходные функции. В частности, это относится к лицам, выполняющим управленчес­кие или иные функции в коммерческих или иных организациях (см. примеча­ние 1-3 к ст. 201 УК РФ).

Понятие должностного лица употребляется и в нормах других глав УК РФ (например, ст. 140, 149, 304). Поэтому следует учесть, что понятие, приведен­ное в примечании 1 ст. 285 УК РФ распространяется и на эти случаи.

Для более глубокого уяснения понятия должностное лицо целесообразно обратиться к постановлению Пленума Верховного Суда СССР № 4 от 30 марта 1990 г. "О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служеб­ным положением, превышением власти или служебных полномочий, халатнос­ти и должностном подлоге" (Бюллетень Верховного Суда СССР. 1990. № 3).

При изучении ст. 285 УК РФ следует учитывать, что корыстная заинтере­сованность (мотив) предполагает наличие какой-либо имущественной выго­ды для себя или для других лиц (например, родственников). Иная личная за­интересованность, как мотив злоупотребления должностными полномочия­ми, может выражаться в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера: карьеризм, протекционизм, месть, зависть, семейственность, же­лание угодить начальству и т.п.

Существенное нарушение прав и законных интересов граждан или орга­низаций является оценочным понятием. При его определении следствие и суд обычно учитывают число потерпевших, тяжесть причиненного им мо­рального, имущественного или физического вреда, его характер, последствия для нормальной работы предприятий, учреждений, организаций и другие обстоятельства.

Злоупотребление должностными полномочиями следует отграничивать от хищений, (мошенничество (ст. 159 УК РФ), присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ), совершенных с использованием служебного положения. Основ­ным критерием разграничения здесь будет являться то обстоятельство, что при злоупотреблении должностными полномочиями не происходит непра­вомерного безвозмездного изъятия чужого имущества.

Норма, устанавливающая ответственность за отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287 УК РФ) впервые включена в УК РФ. Изучая этот состав преступления, следу­ет обратить внимание на такой квалифицирующий признак, как тяжкие по­следствия. Этот признак не раскрывается в законе. Он является оценочным. В каждом конкретном случае следственные или судебные органы должны ус­тановить наличие или отсутствие тяжких последствий. К ним, например, могут быть отнесены такие последствия, как: создание напряженности между раз­личными ветвями власти, принятие неправильного законодательного или политического решения и т.п.

Обязанность органов государственной власти, органов местного само­управления, других предприятий, учреждений и организаций предоставлять информацию Совету Федерации, Государственной Думе Федерального Со­брания РФ, Счетной палате РФ установлена в законодательных актах (См.: Федеральный закон «О счетной палате РФ» (СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 167).

Анализируя состав преступления о незаконном участии в предпринима­тельской деятельности, предусмотренный ст. 289 УК РФ, целесообразно уяс­нить, что в соответствии с Указом Президента РФ от 4 апреля 1992 г. «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» служащим государствен­ного аппарата, в том числе должностным лицам, запрещено выполнять иную оплачиваемую работу в других учреждениях на условиях совместительства за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

Аналогичные запреты предусмотрены и другими законодательными ак­тами, например, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472), Законом РФ «О статусе судей Российской Федерации» (Ведомости Съезда на­родных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР". 1992.№30.Сг. 1792).

Студенту следует обратиться также к содержанию Федерального закона «Об основах государственной службы в Российской Федерации» (СЗ РФ. 1995.3 31. ст. 2990), Федерального закона «О системе государственной служ­бы Российской Федерации» (Российская газета от 31 мая 2003 г.), Федераль­ного закона «О государственной гражданской службе Российской Федера­ции» (Российская газета от 31 июля 2004 г.), Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Российская газета от 8 октября 2003 г.), Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнитель­ных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (СЗ РФ от 18 октября 1999 г. № 42)

В случае, если незаконное участие должностного лица в предпринима­тельской деятельности не было связано с предоставлением какой-либо орга­низации льгот, преимуществ или покровительством в иной форме, в его дей­ствиях отсутствует состав преступления, предусмотренный ст. 289 УК РФ.

При анализе составов получения и дачи взятки целесообразно изучить постановление Пленума Верховного Суда РФ № 6 от 10 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» (Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. № 4).

Ст. 575 ГК РФ предусматривает возможность для государственных слу­жащих получать в связи со своей деятельностью подарки, стоимость которых не превышает 5 МРОТ. В этой связи необходимо различать подарок и взятку. Отличие должно проводиться по признакам, указанным в ст. 290 УК РФ. Так, если «подарок» был обусловлен необходимостью выполнения каких-либо действий (бездействия) в пользу взяткодателя, независимо от их характера (законные или незаконные) или имело место вымогательство взятки, то нали­цо совершение преступления, предусмотренное ст. 290 УК РФ, а не получе­ние подарка.

Студенты иногда испытывают затруднения при определении таких при­знаков взятки, как выгоды имущественного характера, общее покровитель­ство или попустительство по службе. Под выгодой имущественного характе­ра понимаются оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате услуги: предоставление санаторных и туристических путевок, проездных билетов, производство ремонтных, реставрационных, строительных работ и т.п.

Общее покровительство или попустительство по службе могут вы­ражаться в самых разнообразных формах: создание благоприятной обста­новки, защита перед вышестоящим руководством, снисходительное отноше­ние при упущениях по службе и др.

Еще одним вопросом, на который следует обратить внимание является вопрос о понятии вымогательства. Под вымогательством понимается тре­бование должностным лицом взятки под угрозой совершения действий, ко­торые могут причинить ущерб законным интересам взяткодателя, либо умыш­ленное поставление последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.

В примечании к ст. 290 УК РФ дается определение крупного размера взятки. Студенты должны его запомнить.

В примечании к ст. 291 УК РФ приведены условия, при которых лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности. Это вымога­тельство взятки или добровольное сообщение о взятке органу, имеющему право возбудить уголовное дело о даче взятки.

Изучая служебный подлог (ст. 292 УК РФ), целесообразно обратить вни­мание на предмет преступления. Им могут служить только официальные документы, то есть документы представляемые или издаваемые федераль­ными органами государственной власти или государственного управления, органами власти и управления субъектов Федерации, органами местного самоуправления, иными государственными или муниципальными учрежде­ниями. Аналогичные документы коммерческих или некоммерческих орга­низаций предметом данного преступления не являются.

Наличие состава преступления, предусмотренного ст. 293 УК РФ, обус­ловлено, наряду с другими обстоятельствами тем, что должностное лицо не исполняет или ненадлежаще исполняет свои обязанности. Сами обязаннос­ти, естественно, в законе не указаны. Они устанавливаются ведомственными нормативными правовыми актами, приказами, трудовыми соглашениями. Поэтому в каждом конкретном случае необходимо обращение к этим подза­конным актам с тем, чтобы установить имело ли место неисполнение обя­занностей и каких именно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.