Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема кодификации налогового законодательства на современном этапе

1. По объему и количеству нормативных документов, из­данных с 1992 года, систему налогового законодательства мож­но назвать ведущей в отечественной правовой системе, насчи­тывающей на настоящий момент в общей сложности более полутора тысяч актов. Другой особенностью современного на­логового законодательства можно назвать его «сверхдинамизм» и постоянную изменчивость. Так, практически в каждый налоговый закон изменения и дополнения вносятся в среднем 2 раза в год, а в инструкцию по конкретному налогу - 4-5 раз в год (!). В связи с этим два года назад в периодической печати широко начали обсуждать вопрос о возможности внутренней систематизации налогового законодательства путем его коди­фикации и принятия Налогового кодекса. В то же время, наблюдая за ходом кампании по разработке и принятию Налогового кодекса, анализируя его официальный проект; разработанный группой специалистов Министерства финансов, а также рассматривая материалы его обсуждения, можно сделать вывод, что его принятие обусловлено принци­пом «кодекс ради кодекса». Именно этим можно объяснить тот факт, что к проекту кодекса уже изданы объемные комментарии^. Без сомнения, ныне действующее налоговое законодатель­ство не соответствует потребностям времени, а несовершенст­во налоговых законов стало серьезным препятствием для даль­нейшего развития налоговых и финансовых отношений в стра­не. Именно этим обусловлено то, что налоговое законодатель­ство требует своего немедленного реформирования. Однако любые предпринятые шаги в деле совершенствования такого сложного и тонкого механизма, как налогообложение, должны быть подготовлены и выверены. В этой связи можно только присоединиться к мнению, высказанному некоторыми ведущи­ми юристами страны, а также Российской Ассоциацией нало­гового права о несвоевременности принятия Налогового ко­декса на современном этапе^ 2. Особенно вредной представляется своеобразная «роман­тизация» Налогового кодекса, присутствующая в широких кру­гах общественности. Судя по некоторым выступлениям, все на­логовые беды страны - только от отсутствия Налогового ко­декса, которому и уготована роль некой панацеи от всех нало­говых и бюджетных бед, а также от правового беспредела. Однако, несмотря на большое количество интересных, свое­временных и правильных идей и положений, содержащихся в проекте Налогового кодекса, значение его, тем не менее, нельзя переоценивать, поскольку для права и налогового правопоряд­ка завышение возможностей нормативного акта такого уровня так же вредно, как и недооценка. Кроме того, та или иная со­вокупность нормативных актов, регулирующих отношения в сфере экономики, не может находиться в отрыве от экономики как таковой, от степени ее развития и уровня функционирования. Иными словами, не может быть «хороших» законов в «пло­хой» экономике. Хотелось бы специально отметить, что нельзя также при­нятием одного нормативного акта, даже такого высокого уров­ня систематизации, как Кодекс, решить проблемы, источни­ком которых в большинстве своем являются не юридические, а макроэкономические (неплатежи, бюджетный дефицит и т. д.) и политические (бюджетные войны, разделение компетенций между центром и регионами и т. д.) факторы. По мнению доктора экономических наук В. May, причины кризиса собираемости налогов в 1996 году кроются непосредственно в полити­ческой ситуации в России. Динамика налоговых недоимок за послед­ние пять лет свидетельствует о тесной связи этого феномена с полити­ческими кризисами в России вообще и с ослаблением федеральной власти, ограничением сферы ее возможного маневрирования в осо­бенности. Так, первый заметный скачок просроченной задолженности по налогам произошел в конце лета 1993 года, т. е. совпал с пиком противостояния законодательной и исполнительной ветвей власти. Именно тогда экономические субъекты поняли, что неустойчивость федеральной власти не позволит ей принимать решительные меры по отношению к неплательщикам. Далее, пишет В. May, следующий ска­чок недоимок приходится на январь 1996 года, что явилось отражени­ем начала предвыборной кампании Б. Н. Ельцина, так как она не мог­ла сопровождаться ужесточением действий по отношению к будущим избирателям, что исключало решительность мер по недоимкам". 3. Представляется бесспорным, что своего кодекса достой­ны только те отрасли или правовые институты, которые дос­тигли определенного уровня развития, имеют высокую степень научно-теоретической разработки, а также свои сложившиеся правоприменительные традиции. Кодекс есть высшая форма бытия законодательства вообще и нормативного акта в частно­сти. Однако ничего подобного в налоговом законодательстве пока нет. Правовое регулирование налоговых отношений в стра­не до сих пор очень сильно зависит от политической конъюн­ктуры. Провозглашенный на уровне государственной политики современного периода принцип «налоги - дело политичес­кое», обуславливает неправовые методы формирования доход­ной части бюджета: создание ВЧК, привлечение к собиранию налогов органов МВД, фактическое приостановление некото­рых положений Гражданского кодекса и т. д. Однако какие-либо защитные механизмы от фискально-политического про­извола в нашем налоговом законодательстве отсутствуют даже в зачаточном виде, а проект Налогового кодекса, кроме не­скольких декларативных положений, не содержит ничего кон­кретного. По поводу правоприменительной практики можно сказать, что в этой области до сих пор нет стабильности и последова­тельности. За пятилетний период действия налоговых законов практика их применения постоянно менялась, и в настоящий момент трудно назвать какой-либо стабильный и безупречный налоговый прецедент. А в последнее время в некоторых судеб­ных решениях по налоговым делам очень часто проявляются тенденции к ревизии аксиом и постулатов права^. 4. Особо хотелось бы сказать о том, без чего вообще невоз­можно эффективное принятие и действие кодифицированного нормативно-правового акта о налогах, - об общей концепции налогообложения как наиважнейшего государственного атри­бута, а также о принципах налогового законодательства. В настоящее время в прессе мы имеем возможность на­блюдать конкуренцию проектов Налогового кодекса, представ­ленных разными группами разработчиков. Однако, по нашему мнению, предварительно необходимо сформулировать четкую концепцию налогообложения в России (экономические прин­ципы налогообложения), а также определить основные право­вые идеи взимания налогов (юридические принципы налого­обложения). В связи с этим перед принятием Налогового кодекса необ­ходимо, во-первых, определить место налогового законодатель­ства в системе публично-финансового законодательства, а так­же выявить точное соотношение налогового законодательства и других отраслей права, и в первую очередь его взаимосвязь с правом гражданским. Во-вторых, необходимо установить четкую правовую дефиницию налога - что есть налог, чем налог отличается от любого другого государственного изъятия, так как налог есть только одна из разновидностей фискального изъ­ятия государством. 5. О неэффективности Налогового кодекса в настоящих условиях свидетельствуют и технико-юридические недостатки проекта, в частности чрезмерно большой объем Кодекса (более 1000 статей!), тяжеловесность слога, «наукообразность», витие­ватость и надуманность многих его положений и разделов, на­пример, о понятии экономической деятельности, о понятии имущества, о консолидированной группе налогоплательщиков, о налоговом учете и т. д. Кодекс стремится ввести дуализм пра­вового регулирования, так как всем привычным и устоявшимся правовым понятиям и явлениям в проекте дано свое особое «налоговое» содержание. Так, в проекте Кодекса дано свое оп­ределение залога, благотворительности, а остальные категории используются «для целей налогообложения». Кроме того, необходимо учитывать негативный опыт США, где Кодекс внутренних доходов насчитывает более 3500 страниц. Здесь следует согласиться с А. Козыриным, который счи­тает, что в подобных условиях усваиваемость населением нало­говых норм обратно пропорциональна объему такого кодекса, который становится доступным для понимания лишь узкому кругу специалистов. 6. По мнению авторов, в системе налогового законодатель­ства еще не сложились объективные предпосылки для его ко­дификации. Налоговое законодательство в ближайшие годы должно претерпеть достаточно большие изменения. Создание налогового кодекса - это дело текущего пятилетия. В настоящий момент для налогового законодательства бо­лее актуальна проблема его качественного совершенствования путем закрепления и внедрения юридических принципов на­логообложения, решения проблем собираемости налогов, улуч­шения работы налоговых органов, а также защиты прав и интересов налогоплательщиков. Данные проблемы можно было бы эффективно решать не путем принятия Налогового кодекса, работу над которым нужно продолжать, а путем принятия в новой редакции Закона «Об основах налоговой системы в Рос­сийской Федерации» и других нормативных актов в ранге зако­на". Нс случайно в этой связи появление альтернативных про­ектов Налогового кодекса. Следует помнить, что налоговому законодательству нет еще и пяти лет, а налоговый опыт страны до 1992 года практически отсутствовал. Поэтому нет ничего удивительного, что все со­временное налоговое нормотворчество естественным обра­зом носит характер первых шагов и экспериментов. Что-то в нашей налоговой системе приживется, что-то себя не оправда­ет. Процесс воспитания налогоплательщика, формирования налоговой дисциплины и налоговой культуры осуществляется медленно и постепенно, но неотвратимо. В то же время принятие новых законодательных актов по налогообложению и изменение уже принятых носит характер «латания дыр» и заполнения пробелов. В таких условиях Нало­говый кодекс может выступить в качестве очередной «заплат­ки». Иными словами, его преждевременное принятие не оправ­дает надежд, которые на него возлагаются, а скомпрометирует саму идею Налогового кодекса как такового и выступит оче­редным примером негативного результат? благих намерений.


В русле названного направления, формируемого на стыке многих научных дисциплин (юридических, финансово-экономических, социально-политических) в диссертации исследуются вопросы налогового права в целях выявления и обоснования теоретических основ его роли с учетом необходимости реформирования налоговой сферы как базового условия успешного построения цивилизованных рыночных отношений в стране.

Для налогового права характерно тесное переплетение, с одной стороны, публичных проблем, связанных с общими интересами государства, с другой стороны, частных проблем, ставящих в центр научной парадигмы отдельного налогоплательщика. Ключевыми аспектами исследования стали: изучение процессов, происходящих в ходе формирования источников налогового права и в системе налоговых правоотношений; анализ категорий «налог», «налогообложение», образующих теоретический фундамент основ налогового права; выявление особенностей налогово-правовых норм; определение степени значимости отдельных правовых явлений в ракурсе налогового права, в частности, таких как взаимоотношения между субъектами налоговых правоотношений, специфические проблемы применения аналогии как одного из способов устранения пробелов в налоговом праве, роль налоговой культуры в процессе формирования демократического правового государства; рассмотрение Российской Федерации как современного налогового государства, целью которого является построение и переход к эффективному правовому социальному государству.

Российская концепция усиления государственности на основе укрепляемой вертикали власти определяет новые аспекты возрастания роли налогового права в эффективном регулировании экономики страны. Задачи дальнейшего совершенствования федеративного устройства, стоящие перед Россией, требуют выхода налогового регулирования на новый уровень сбалансированного соотношения федеральных и региональных, а также публичных и частных интересов, на уровень цивилизованных отношений, обеспеченных высокой налоговой культурой при обязательном условии, в первую очередь, приоритета прочной правовой основы и лишь затем — обращения к морально-нравственным критериям, предъявляемым к участникам налоговых отношений.

1. На основе анализа дискуссионного вопроса о статусе налогового права в системе российского права обосновывается, что налоговое право является одной из основных подотраслей финансового права.

2. Для современного российского налогового права в системе российского права характерна многофункциональность, что находит выражение в разноплановости его статуса. Согласно авторской концепции налоговое право, помимо того, что оно является подотраслью финансового права, формируется как отрасль законодательства, как юридическая наука, обладающая потенциалом крупной теоретической дисциплины, имеющая особую значимость для разработки научных основ развития правового регулирования сферы налогообложения как необходимого условия функционирования демократического налогового государства, а также как научная учебная дисциплина,

3. Разработан понятийный аппарат налогового права, в том числе сформулированы авторские основные понятия предмета, метода и принципов налогового права- Излагается концептуальная идея диссертанта, согласно которой налогообложение как многоступенчатый процесс по установлению, введению в действие и взиманию налогов в стране, по определению неличины налогов, их ставок, порядку уплаты налогов, а также круга юридических и физических лиц, облагаемых налогами, следует рассматривать как результат взаимодействия широкого спектра общественных отношений, реализуемых в социальной, финансово-экономической, организационно-правовой, процессуальной и политической сферах, В данной связи обоснован вывод о соответствующих системообразующих составляющих современного налогообложения.

4. На основе вывода об историческом характере налогообложения доказано, что налогообложение как сформировавшаяся и накопившая в течение многих столетий эволюционирующая система направлена не только на саморазвитие, но и на преобразования в сопричастных с ней сферах.

5. Обосновывается специфика методов налогового права, система которых строится на векторных отношениях, где один ведущий метод, отличающий налоговое право от иных отраслей и подотраслей права (метод вмешательства), реализуется в других методах, посредством которых осуществляется налогообложение. Резюмируется, что в процессе становления социального государства для отечественной экономики все большую актуальность приобретают методы поощрительного и рекомендательного характера.

6. Учитывая преемственность принципов налогового права современной России, основы которых заложены в общих принципах права, выявлен смежный характер принципов налогового права, принципов налоговой системы и принципов налогаобложения. Обобщены аргументы о необходимости последующего теоретического осмысления данных категорий, что? в свою очередь, позволяет рассматривать налоговое право как науку.

7. Проанализированы законодательные документы по поводу закрепления в них принципов налогового права. Предложен вариант преодоления их законодательно бессистемного изложения в целях создания условий активной интеграции принципов налогового права в сферу налогового регулирования- Обоснованы пути реализации внесенного предложения, в частности;

Проблемы соотношения налогового и конституционного законодательства
Обусловленность проблем налогового законодательства
бессистемным характером развития, а также пробелами
и недоработками конституционного законодательства.
Проблемы подзаконного нормотворчества и нормативного
толкования в сфере отношений, регулируемых налоговым законодательством. Указы Президента РФ. Ведомственные правовые акты
. Судебное нормотворчество и нормативное толкование
в сфере отношений, связанных с уплатой налога и сбора

Проблемы соотношения налогового и гражданского законодательства

Неопределенность правовых норм как общая проблема
налогового и гражданского законодательства
Аспекты соотношения публичного и частного права
Проблемы сочетания различных приемов правового
регулирования в сфере налогообложения

. Проблемы соотношения налогового и гражданского
законодательства по субъектному составу
Гражданин-предприниматель
Некоммерческие организации
Филиалы и иные обособленные подразделения.

Проблемы соотношения налогового законодательства со смежными отраслями законодательства в свете анализа правовой природы ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах
Соотношение административной ответственности
и ответственности установленной налоговым законодательством
Проблемы административной ответственности юридических лиц
Необходимые законодательные изменения в части
применения мер ответственности за налоговые правонарушения

Проблемы налогового контроля на современном этапе налоговой реформы   Становление рыночной экономики в России сопровождается повышением значения позитивного права как инструмента социальной регуляции. Налоговая система России в данном случае не является исключением, и именно право способно наиболее эффективно управлять поведением субъектов в процессе сбора налогов. В Российской Федерации сложилась достаточно разветвленная система государственного контроля, обеспечивающая соблюдение законов и иных нормативных правовых актов. Значительное количество государственных и муниципальных органов общей и специальной компетенции вовлечено в работу по контролированию правильности применения нормативных правовых актов. Немалое число органов государственного контроля занимается проблемами применения налогового законодательства. Значительная часть налоговых отношений - прежде всего отношений, возникающих в связи с уплатой налогов, - может эффективно реализовываться только при наличии особой формы государственного контроля - налогового контроля. Что же такое налоговый контроль? Реализация государством функции налогового контроля заключается в осуществлении специализированными органами на постоянной основе контроля за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов требований законодательства о налогах и сборах. Согласно ст. 2 НК РФ отношения, возникающие в рамках процесса налогового контроля, регулируются законодательством о налогах и сборах. Несмотря на то что НК РФ не содержит определения понятия «налоговый контроль», анализ норм Кодекса позволяет выявить отличительные особенности этого вида государственного контроля. Сущность налогового контроля заключается в том, что при его проведении в тех формах, которые предписаны НК РФ, проверяется соблюдение налогового законодательства налогоплательщиками, налоговыми агентами, плательщиками сборов. С помощью налогового контроля отслеживается правильность уплаты налогоплательщиками (плательщиками сборов) налогов (сборов) в централизованные государственные фонды (бюджет, государственные внебюджетные фонды), т.е. правильность отчуждения налогоплательщиками (плательщиками сбора) в пользу публичных субъектов части своего имущества, соответствующей размеру налогового платежа, а также правильность удержания и перечисления в бюджет финансовых ресурсов налоговыми агентами. Объектом налогового контроля признаются только те отношения, которые регулируются законодательством о налогах и сборах, поскольку законность в процессе налогообложения (уплаты сборов) является целью налогового контроля. В связи с этим достаточно трудно согласиться с позицией некоторых ученых [1], относящих к формам налогового контроля истребование от государственных служащих сведений о доходах и имуществе, осуществляемое на основании Указа Президента РФ от 15 мая 1997 г. № 484 «О представлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе». Согласно названному Указу сбор сведений о доходах и имуществе государственных и муниципальных служащих ведется «в целях создания действенных механизмов предотвращения коррупции и злоупотреблений в стране». Иными словами, контроль за исполнением декларантом требований законодательства о налогах и сборах не является целью данной меры, а следовательно, сбор этих сведений нельзя отнести к мероприятиям налогового контроля. Таким образом, специфический объект налогового контроля - отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах, - является первым признаком налогового контроля. Контролировать законность в налоговой сфере государство поручает специализированным органам, которые именуются органами налогового контроля. Система органов налогового контроля не очень обширна. По сути в НК РФ названы две группы органов налогового контроля - налоговые и таможенные органы. Объединяет названные органы то, что, вступая в отношения по проведению налогового контроля, эти органы всегда выступают от имени государства. De jure существует и третья группа налоговых контролеров - органы внебюджетных фондов, однако с момента принятия главы 24 «Единый социальный налог» НК РФ они фактически утратили свои полномочия по контролю за платежами, относящимися к числу налогов. Специфический субъектный состав представляет собой второй признак, позволяющий выделить налоговый контроль в системе государственного контроля. Специфика налогового контроля проявляется не только в объекте контроля и субъектном составе. В конце концов контроль за соблюдением налогового законодательства в рамках своей компетенции в той или иной мере ведет множество государственных органов: от Прокуратуры Российской Федерации и Счетной палаты Российской Федерации до органов внутренних дел. Все эти органы, осуществляя контрольные полномочия, так или иначе вовлечены в работу по контролю за соблюдением налогового законодательства. Однако утверждать, что деятельность названных органов связана с налоговым контролем, нельзя. Проблема заключается даже не в том, что они обладают общей компетенцией, не ограничивающейся только лишь контролем за налоговым законодательством (в последнее время неудержимый рост полномочий Федеральной налоговой службы уже не позволяет говорить о контроле за соблюдением налогового законодательства как об исключительной задаче этого ведомства), а в том, что функции налогового контроля реализуют специализированные органы в тех формах, которые предписаны НК РФ. В связи с этим можно утверждать, что налоговый контроль и контроль за соблюдением налогового законодательства по сути своей два разных понятия. Второе - более широкое понятие и включает в себя деятельность любых государственных органов, осуществляющих контрольные функции в области налогообложения. Проанализировав выявленные признаки, можно попытаться понять волю законодателя и дать определение термина «налоговый контроль». Итак, налоговый контроль - это осуществляемая на постоянной основе и в тех формах, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации, деятельность специализированных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов требований налогово-правовых норм. Как уже отмечалось, основная цель налогового контроля - контроль за соблюдением законодательства, которым регулируется процесс поступления финансовых ресурсов в специальные централизованные фонды публичных субъектов, необходимые последним для выполнения возложенных на них функций. Учитывая, что денежные отношения, возникающие при формировании и использовании финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы, являются объектом финансового контроля [2], следует предположить, что налоговый контроль представляет собой составную часть финансового контроля государства. Органы, осуществляющие налоговый контроль, всегда выступают от имени государства (что, например, отличает налоговый контроль от аудита), и это также свидетельствует о принадлежности налогового контроля к финансовому. Таким образом, сопоставив цели налогового и финансового контроля, а также статус контролирующих субъектов, можно утверждать, что налоговый контроль - составная часть финансового контроля. Налоговый контроль осуществляется путем реализации государственными органами специальных мероприятий, именуемых формами налогового контроля. Набор мероприятий или форм налогового контроля достаточно обширен. Примерный перечень форм налогового контроля приведен в главе 14 НК РФ. В соответствии со ст. 82 НК РФ налоговый контроль ведется посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ. Обратим внимание, что перечень форм налогового контроля является открытым. Этот перечень ограничен лишь указанием на то, что формы налогового контроля должны быть установлены самим НК РФ, а не каким-либо иным нормативным правовым актом. Причем для законодателя не принципиально, чтобы формы налогового контроля были закреплены в части первой НК РФ. Часть вторая Кодекса нисколько не ущемлена в своем праве на конструирование форм налогового контроля. Например, в главе 22 «Акцизы» НК РФ закреплены такие формы контроля, как «акцизные склады» и «налоговые посты». Представляется, что столь либеральный подход, избранный законодателем при определении разделов Налогового кодекса Российской Федерации, «уполномоченных» конструировать формы налогового контроля, не совсем оправдан. При подготовке глав Кодекса, посвященных отдельным налогам, законодатель настолько увлекается «повышением эффективности контроля за уплатой конкретного налога», что не обращает внимание на логику правовой регламентации контрольных мероприятий, содержащейся в части первой НК РФ, а часто и совсем утрачивает логику изложения нормативного материала. Полагаем, что нормативно-правовая регламентация налоговых отношений, возникающих в процессе налогового контроля, должна осуществляться лишь в рамках части первой НК РФ, а именно в главе 14. Только такой подход сможет обеспечить целостное и последовательное нормативное регулирование всех контрольных мероприятий. Несмотря на достаточно непродолжительный срок существования полноценного, ведущегося на постоянной основе налогового контроля, уже сегодня можно с уверенностью утверждать, что в Российской Федерации накоплен значительный опыт проведения налогово-контрольных мероприятий и набор применяемых форм налогового контроля в целом является оптимальным. Полагаем, что многочисленные нарекания со стороны хозяйствующих субъектов по поводу проводимых в настоящее время мероприятий налогового контроля объясняются не столько несовершенством набора форм налогового контроля, сколько недостаточно четкой регламентацией всех процедур налогового контроля в НК РФ, что позволяет налоговым органам достаточно агрессивно использовать свои властные полномочия. Отношения по осуществлению налогового контроля, будучи разновидностью налоговых отношений, должны в наибольшей степени согласовываться с требованиями, предъявляемыми к системе налогообложения в целом. В связи с этим следует признать, что реформирование налоговой системы должно сопровождаться улучшением системы правового регулирования деятельности контролирующих органов, повышением эффективности контрольных функций специализированных органов, сведением к необходимому минимуму мер текущего налогового контроля, сосредоточением ресурсов контролирующих органов на ключевых сферах, исключением дублирования контрольных полномочий различными государственными органами. Одной из серьезных проблем, которые мешают созданию эффективной системы налогового контроля, является проблема постепенной трансформации функций налоговых органов из контрольных в фискальные. Введение сначала в обиход, а затем и в правовые акты странного наукообразного термина «налоговое администрирование» позволяет государственным органам сделать эту трансформацию менее заметной. При формулировании сегодня задач, стоящих перед налоговыми органами, происходит «плавная» подмена задачи по контролю за правильностью соблюдения законодательства о налогах и сборах задачей по обеспечению поступлений финансовых средств в бюджет в определенном объеме. При всей видимой схожести названных задач очевидно, что они отнюдь не тождественны. Как финансовый контролер налоговый орган должен быть дистанцирован от решения задач по наполнению бюджета финансовыми ресурсами. Нельзя требовать от финансового контролера объективности при осуществлении мероприятий налогового контроля, если эффективность деятельности этого контролера оценивается исходя из объема поступлений, а иногда и «доначислений» в бюджет. В соответствии с Законом РФ от 21 марта 1991 г. № 943-I «О налоговых органах Российской Федерации» «налоговые органы Российской Федерации... - единая система контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет платежей при пользовании недрами, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов». В связи с этим при реформировании системы налогового контроля необходимо пересмотреть сложившийся по факту статус налоговых органов как фискальных органов, ответственных за сбор налогов. Как следствие такого подхода нужно рассматривать задачу по исключению из практики установления плановых заданий по сбору налогов для ФНС России. Что могло бы стать критерием эффективной контрольной работы налоговых органов, так это количество налогоплательщиков, охваченных выездными проверками, и количество вынесенных по итогам проверок и не отмененных впоследствии в судах решений налоговых органов. Другой проблемой, мешающей, на наш взгляд, процессу повышения эффективности налогового контроля, является законодательное закрепление активного участия налоговых органов в процессе исчисления и уплаты налогов налогоплательщиками. Будучи органом финансового контроля, налоговый орган должен следить за соблюдением налогоплательщиками и налоговыми агентами норм налогового законодательства, не вмешиваясь при этом в процесс исчисления и уплаты налога. Проще говоря, идеальная модель исчисления и уплаты налога состоит в том, что реализуется без какого-либо участия налоговых органов. Налоговые органы только надзирают за правильностью исчисления и уплаты налога, не предпринимая каких-либо активных действий, кроме контрольных. Единственным исключением из этой «идеальной модели» должно стать участие налоговых органов в исчислении и уплате некоторых налогов налогоплательщиками - физическими лицами либо иностранными организациями, не имеющими постоянного представительства в России. Однако, участвуя в процессе исчисления и уплаты, например, налога на имущество физических лиц либо налога на наследование или дарение, налоговый орган выполняет скорее не контрольные функции, а функции, помогающие этим лицам исполнить свои обязанности по уплате налога. Теоретически такую деятельность (назовем ее «налоговое ассистирование») могли бы вести любые другие органы, обладающие соответствующими возможностями, однако вполне закономерно, что помогать физическим лицам в исчислении и уплате налогов поручено именно налоговым органам как специализированным органам в области налогообложения. Очевидно, что в таком случае налоговые органы выступают уже не как органы финансового и налогового контроля: подобная деятельность не имеет никакого отношения к налоговому контролю. Совсем другое дело, когда активное участие налоговых органов становится непременным условием порядка исчисления и уплаты налогов организациями. Например, порядок применения налогового вычета при исчислении акциза на нефтепродукты во многом зависит от деятельности налоговых органов, ставящих отметку на счетах-фактурах, а порядок применения вычетов по НДС при экспорте товаров зависит от того, насколько быстро налоговый орган проверит представленные документы и фактически «разрешит» применять вычет. И в том и в другом случае налоговые органы выступают не как контролирующие органы, а как органы, участвующие в процессе исчисления и уплаты налога. Представляется, что подобное активное участие налоговых органов не только не соответствует их статусу как финансовых контролеров, но и затрудняет процесс проведения мероприятий налогового контроля, отвлекая значительные трудовые ресурсы налоговых органов. В связи с этим полагаем, что в процессе совершенствования процедур налогового контроля следует пересмотреть порядок исчисления и уплаты тех налогов, в котором активное участие налоговых органов является непременным условием расчета налоговой базы по налогам с организаций (акцизы на нефтепродукты, расчет налоговой базы при обосновании нулевой ставки НДС и последующего возмещения налога). Налоговые органы должны только контролировать соблюдение законодательства, но не принимать участие в исчислении и уплате налогов организациями. Названные проблемы могли бы быть решены в рамках реформы налогового контроля, что предполагает внесение изменений в часть первую НК РФ. Вместе с тем отсутствие в программных документах Правительства РФ четкой концепции реформирования налогового контроля не позволяет надеяться, что открытие в настоящее время дискуссии по совершенствованию части первой НК РФ не приведет к необоснованному расширению полномочий государственных органов в этой сфере в ущерб развитию налоговой системы России.   Совершенствование системы налогового контроля   При доработке первой части НК РФ необходимо: - упорядочение процесса проведения выездных проверок при ограничении сроков их проведения, а также процедур проведения камеральных проверок (в частности, исключить возможность истребования у налогоплательщика неограниченного количества документов); - законодательное закрепление правовых последствий проведения повторных налоговых проверок как меры, направленной на выявление нарушения законодательства о налогах и сборах органами налогового контроля; - совершенствование системы налоговой ответственности, более четкое распределение функций между налоговыми органами и судами по привлечению к ответственности. Любые изменения первой части НК РФ не должны затрагивать базовые принципы регламентации налоговых правоотношений: - презумпцию невиновности налогоплательщиков; - исключительно судебную процедуру привлечения к налоговой ответственности налогоплательщиков; - приоритет интересов налогоплательщиков при наличии неустранимых сомнений и противоречий актов законодательства о налогах и сборах. В рекомендациях слушаний предложено рассмотреть вопрос о внесении изменений в административную и уголовную ответственность должностных лиц органов налогового контроля за злоупотребления своими властными полномочиями. Многие задачи по реформированию системы налогового контроля можно решить без внесения каких-то кардинальных изменений в законодательство. Однако федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела, должны разработать соответствующую методологию проведения контрольных мероприятий, исключающую неоправданно высокие расходы государства на финансирование деятельности налоговых и таможенных органов, а также минимизирующую административные издержки налогоплательщика, связанные с выполнением им требований налоговых и таможенных органов. В числе мер по совершенствованию мероприятий налогового контроля следует рассмотреть вопрос об упрощении существующей системы налоговой отчетности, об исключении из правоприменительной практики неоправданного расширения полномочий контролирующих органов в рамках проводимых ими камеральных проверок. Повышение эффективности работы контролирующих органов должно сопровождаться повышением ответственности налоговых и таможенных органов за принимаемые ими решения. Внедрение в налоговую сферу практики компенсации ущерба налогоплательщикам, причиненного незаконными действиями или решениями контролирующих органов, безусловно, повысит ответственность государственных органов.   Таким образом, проанализировав данные, можно сделать определенные выводы по поводу функционирования налоговых органов. Одной из серьезных проблем, которые мешают созданию эффективной системы налогового контроля, является проблема постепенной трансформации функций налоговых органов из контрольных в фискальные. Другой проблемой, мешающей процессу повышения эффективности налогового контроля, является законодательное закрепление активного участия налоговых органов в процессе исчисления и уплаты налогов налогоплательщиками. Будучи органом финансового контроля, налоговый орган должен следить за соблюдением налогоплательщиками и налоговыми агентами норм налогового законодательства, не вмешиваясь при этом в процесс исчисления и уплаты налога. Для того, чтобы решить эти проблемы, государству необходимо принять определенные меры воздействия на налоговые службы. В числе мер по совершенствованию мероприятий налогового контроля следует рассмотреть вопрос об упрощении существующей системы налоговой отчетности, об исключении из правоприменительной практики неоправданного расширения полномочий контролирующих органов в рамках проводимых ими камеральных проверок. Повышение эффективности работы контролирующих органов должно сопровождаться повышением ответственности налоговых и таможенных органов за принимаемые ими решения. Внедрение в налоговую сферу практики компенсации ущерба налогоплательщикам, причиненного незаконными действиями или решениями контролирующих органов, безусловно, повысит ответственность государственных органов. Список литературы 1. Финансовый контроль: Учебное пособие / Грачева Е.Ю., Толстопятенко Г.П., Рыжкова Е.А. - М.: Издательский дом «Камерон», 2008. - С. 170. 2. Кучеров И.И., Судаков О.Ю., Орешкин И.А. Налоговый контроль и ответственность законодательства о налогах и сборах / Под ред. И.И. Кучерова. - М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2007. - С. 11. 3. http://www.eks.ru - Экспертно-консультативный Совет при Председателе Счетной Палаты Российской Федерации: 4. http://www.ach.gov.ru): - Счетная палата Российской Федерации Экспертно-аналитическая деятельность; 5. http://www.minfin.ru – Министерство финансов Российской Федерации: - отчетность об исполнении Федерального бюджета; 6. http://www.budgetrf.ru – Бюджет Российской Федерации: 7. http://www.nalog.ru – Министерство РФ по налогам и сборам: - статистическая информация; 8. http://www.yandex.ru – Поисковая система Полезные ссылки
  • Принятые Федеральные законы http://www.nalog.ru/index.php?topic=fz_prin
  • Налоговый навигатор http://www.nalog.ru/index.php?topic=law_navigator
  • Судебная практика http://www.nalog.ru/index.php?topic=sudebn_pract
  • Ответственность за нарушение налогового законодательства http://www.nalog.ru/index.php?topic=otvetstvennost
  • Новое в налоговом законодательстве http://garant.ru/fns/
  • Законодательные и нормативно-правовые акты РФ http://www.nalog.ru/document.php?id=23987&topic=root_nalog
  • Заполнение платежного документа на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации http://sbk.fcod.nalog.ru/main.do;jsessionid=9D846192842EF0378EBE3CCA677EC8EF
  • Порядок приёма и рассмотрения обращений в Федеральную налоговую службу Российской Федерации в электронном виде для физических лиц http://www.nalog.ru/form.php

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Защита жилища 6 страница | Личностный опросник Г. Шмишека. Акцентуации характера
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 1409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.