Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Потребительский кооператив




Учреждения

Учреждения — это организация, созданная собственником для осуществления функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Высшим органом фонда является его попечительский совет, действующий на общественных началах.

1. Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса.

2. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.

Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

3. Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами. (ст. 120 ГК РФ).

Комментарий к статье

1. Учреждение является некоммерческой организацией со специальной правоспособностью, правовой статус которой определяется (1) уставом либо общим положением об организациях этого вида и (2) решением собственника о создании (которое, впрочем, не признается учредительным документом - см. ст. 52 ГК). Законодательство устанавливает особенности правового статуса отдельных видов учреждений - государственных, благотворительных, общественных, образовательных, музеев, библиотек, и т. д., который определяется не только федеральным законом, но и иными правовыми актами (п. 3 ст. 9 Закона о некоммерческих организациях).

В случаях, установленных учредительными документами, учреждение вправе заниматься деятельностью, приносящей доходы, в том числе предпринимательской деятельностью. В любом случае такая деятельность должна соответствовать определенным в учредительных документах целям. Сделки, выходящие за пределы специальной правоспособности, являются недействительными.

2. Учредителями (собственниками имущества учреждения) по общему правилу могут выступать любые субъекты гражданского права. Закон содержит ряд исключений из этого правила. Так, собственником имущества (учредителем) благотворительного учреждения может быть только другая благотворительная организация (ст. 7 Закона о благотворительной деятельности). Учредителями общественного учреждения могут быть только граждане и юридические лица - общественные организации.

3. Анализ законодательства позволяет сделать вывод о том, что учреждение может быть создано на базе имущества как одного, так и нескольких собственников (соучредителей). Во втором случае закрепляемое за учреждением имущество должно принадлежать этим лицам на праве общей собственности. При этом исключается ситуация, когда право собственности на отдельные объекты, входящие в состав имущества учреждения, принадлежат разным лицам. Отношения между соучредителями учреждения должны подчиняться правилам об общей долевой собственности. В случае же создания учреждения супругами отношения между соучредителями подчиняются правилам об общей совместной собственности.

Собственник учреждения может передать имущество учреждения в собственность третьим лицам, к которым переходят и соответствующие права и обязанности собственника как учредителя.

4. Переданное собственником и приобретенное за счет предоставленных собственником средств имущество учреждения принадлежит ему на праве оперативного управления. Плоды и доходы от имущества, принадлежащего учреждению на праве оперативного управления (например, доходы от сдачи в аренду закрепленного за учреждением имущества), также поступают в оперативное управление учреждения.

В то же время приобретенное за счет собственных доходов учреждения имущество (ст. 298 ГК) находится в свободном распоряжении учреждения и учитываются на отдельном балансе. Такое "свободного распоряжение" является особым видом права оперативного управления и не должно отождествляться как с правом собственности, так и с правом хозяйственного ведения. Доходы и приобретенное на эти доходы имущество, учитываемые на отдельном балансе, не могут быть изъяты у учреждений по решениям собственника, в том числе и в тех случаях, когда они не используются или используются не по целевому назначению (п. 10 постановления Пленума ВАС N 8).

Следует признать не соответствующими ГК и, таким образом, не подлежащими применению, положения абз. 3 ст. 35 Закона об общественных объединениях; ст. 39 Закона об образовании и ст. 27 Закона о высшем образовании, которые предусматривают возможность наделения учреждений имуществом на праве собственности.

Закон не решает вопрос о режиме имущества, приобретенного учреждением по иным основаниям, в частности приобретательной давности, создания, получения в дар от третьих лиц и т. п. Права учреждения на такое имущество должны определяться учредительными документами, а при отсутствии в них таких положений - по аналогии закона, исходя из всей совокупности обстоятельств приобретения имущества (см. также коммент. к ст. 294-298 ГК).

5. По общему правилу при осуществлении учреждением сделки с имуществом, которое закреплено за ним на праве оперативного управления, стороной сделки выступает не само учреждение, а собственник его имущества. Например, стороной договора аренды имущества, закрепленного за государственным учреждением на праве оперативного управления, выступают государственные органы. Однако эта норма не является императивной (п. 1 ст. 296 ГК). В случаях, предусмотренных законодательством, учредительными документами, решениями собственника, учреждение вправе самостоятельно распоряжаться таким имуществом. Так, высшее учебное заведение вправе самостоятельно сдавать в аренду закрепленное за ним имущество (п. 4 ст. 27 Закона о высшем образовании); аналогичные полномочия предоставлены учреждениям науки (п. 5 ст. 6 ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" от 23 августа 1996 г. // СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137). Если право государственного учреждения на распоряжение имуществом от своего имени обусловлено согласием собственника, то при совершении сделки обязательно проведение оценки такого имущества (ст. 8 Закона об оценочной деятельности).

Учитывая, что право оперативного управления является вещным, следует признать, что оно не распространяется на информацию; исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации; деловую репутацию. Учреждение самостоятельно реализует правомочия правообладателя и осуществляет защиту прав на указанные объекты.

В силу специальной правоспособности учреждения сделки по распоряжению любым его имуществом, в том числе самостоятельно полученным, а также имущественными правами должны соответствовать целям и задачам его деятельности.

6. Как правило, руководство текущей деятельностью учреждения осуществляет исполнительный орган. В то же время учредительные документы могут предусматривать создание и определять компетенцию иных органов, включая коллегиальные, или устанавливать, что все или часть функций по управлению осуществляются непосредственно собственником. Так, Закон об общественных организациях допускает возможность создания коллегиального выборного органа, компетентного определять содержание деятельности общественного учреждения, а также распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями).

Следует учитывать, что по смыслу закона компетенция собственника аналогична компетенции высшего органа управления (ст. 29 Закона о некоммерческих организациях). Некоторые положения данного Закона прямо указывают на решения, которые могут быть приняты исключительно собственником (напр., преобразование в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество - п. 5 ст. 17 Закона о некоммерческих организациях).

7. Учреждение может участвовать в иных коммерческих и некоммерческих организациях, в частности создавать иные учреждения. Исключением является запрет на участие в полных товариществах и участие в качестве полных товарищей в товариществах на вере. Участие в хозяйственных обществах во всех случаях требует согласия собственника (п. 4 ст. 66 ГК), в том числе и тогда, когда вкладом учреждения являются доходы от его самостоятельной хозяйственной деятельности. Участие в иных организациях требует согласия собственника в случае, если в качестве вклада вносится имущество, принадлежащее учреждению на праве оперативного управления либо участие предполагает возможность выбытия такого имущества (например, ответственность по обязательствам создаваемой организации).

8. Учреждение отвечает по своим обязательствам (независимо от оснований возникновения) всеми находящимися в его распоряжении денежными средствами, включая денежные средства полученные от хозяйственной деятельности и по иным основаниям (пожертвования, дар третьих лиц) (см., напр., постановление Президиума ВАС от 24 ноября 1998 г. N 4268/98; постановление Президиума ВАС от 25 августа 1998 г. N 1551/98 // Вестник ВАС. 1998. N 11) Речь идет именно об имеющихся в наличии (на счетах и в кассе) средствах без учета возможных будущих поступлений. Буквальное толкование ГК позволяет сделать вывод, что от взыскания забронировано все имущество учреждения, в том числе принадлежащее учреждению на праве свободного распоряжения. Однако судебная практика в последнее время идет по иному пути (например, постановление Президиума ВАС от 23 мая 2000 г. N 4940/99 // Вестник ВАС. 2000. N 8; постановление Президиума ВАС от 7 декабря 1999 г. N 4488/99 // Вестник ВАС. 2000. N 2). По-видимому, такой подход, если он вообще допустим, должен быть ограничен случаями, когда соответствующие требования кредиторов возникают в рамках самостоятельной хозяйственной деятельности учреждения.

9. Собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам при недостаточности у учреждения денежных средств. Применительно к бюджетным учреждениям согласно ч. 10 ст. 158 БК от имени собственника по таким требованиям отвечает соответствующий главный распорядитель средств бюджета (на федеральном уровне таковыми, как правило, выступают органы государственной власти Российской Федерации, а субъектах РФ и муниципальных образованиях - также и иные бюджетные учреждения), в ведении которого находится соответствующее учреждение. Перечень распорядителей средств федерального бюджета определен ст. 12 и приложением 9 к ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" от 15 августа 1996 г. (СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3338), а также в ведомственной классификации расходов федерального бюджета - см. Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина РФ N 127н от 11 декабря 2002 г. // Финансовая газета. 2003. N 23).

Применительно к самофинансируемым учреждениям ответственность может быть возложена на указанный в учредительных документах отраслевой орган управления, в ведении которого находится организация-должник (т. е. на учредителя) (см., напр., постановление ФАС Московского округа от 13 мая 2002 г. N КГ-А40/2883-02).

По смыслу п. 10 ст. 158 БК взыскание по обязательствам подведомственных учреждений может быть обращено только на средства, выделенные главному распорядителю в пределах соответствующих лимитов (т. е. определенных ему бюджетных ассигнований).

В остальных случаях, в частности при: 1) недостаточности выделенных соответствующим органам лимитов; 2) ликвидации соответствующего отраслевого органа управления (см., напр., постановление ФАС Московского округа от 8 мая 2002 г. N КГ-А40/2676-02), требования о взыскании средств в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам государственных и муниципальных учреждений следует предъявлять непосредственно к соответствующему публично-правовому образованию, от имени которого в суде выступают, как правило, высшие органы исполнительной власти (администрация, правительство) или финансовые органы в пределах своей компетенции.

Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2001 г. N 143 утверждены Правила взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета (СЗ РФ. 2001. N 10. Ст. 959). Однако указанный акт не является основанием для отказа в иске о привлечении собственника к субсидиарной ответственности (см., напр., постановление ФАС Московского округа от 19 июля 2001 г. N КГ-А40/3667-01).

10. Невыделение собственником имущества учреждения, денежных средств в объеме, необходимом для исполнения учреждением обязательств по договорам, суды не редко признают обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины учреждений в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства, и на этом основании освобождают их от ответственности, в частности от взыскания процентов (Письмо ВАС от 9 января 1997 г. N С1-3/ОП-10). В то же время объем ответственности собственника (субсидиарного должника) не может превышать размер ответственности учреждения (постановление Президиума ВАС от 4 февраля 1997 г. N 4944/96 // Вестник ВАС. 1997. N 5). Данная позиция судебной практики не бесспорна. В результате кредиторы учреждения оказываются, по существу, лишенными возможности взыскать проценты в случае просрочки платежа из-за недофинансирования учреждения. Представляется, что в такой ситуации проценты за время задержки платежа могут быть взысканы с собственника учреждения.

11. К отдельным видам учреждений, особенности правового положения которых регулируются специальными правовыми актами, относятся, в частности, благотворительные учреждения (ст. 7 Закона о благотворительной деятельности), общественные учреждения (ст. 6 Закона об общественных объединениях), образовательные учреждения (ст. 47 Закона об образовании).

К иным правовым актам, упомянутым в п. 3 комм. ст., можно отнести общие положения об учреждениях отдельных видов, напр., Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ N 196 от 19 марта 2001 г. (СЗ РФ. 2001. N 13. Ст. 1252.); Типовое положение об учреждении начального профессионального образования, утв. постановлением Правительства РФ N 650 от 5 июня 1994 г. (СЗ РФ. 1994. N 8. Ст. 864); Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утв. постановлением Правительства РФ N 160 от 3 марта 2001 г. (СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1034.), и др.

12. Весьма специфично положение учреждений, которые полностью или частично финансируются за счет бюджета ("бюджетные учреждения"). Особенности правового положения этих организаций определяются в первую очередь БК, который устанавливает ряд серьезных ограничений в отношении их правоспособности и имущественных прав. Бюджетные учреждения не имеют права производить заимствования у кредитных организаций и других физических и юридических лиц (ст. 118 БК). Все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 установленных федеральным законом МРОТ осуществляются учреждениями исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов, которые должны быть предусмотрены в расходах соответствующего бюджета и размещаются на конкурсной основе, если иное не установлено федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ (ст. 71, 72 БК). Сделки, совершенные с нарушением указанных требований, являются ничтожными.

Бюджетные средства могут быть изъяты у учреждений - получателей средств федерального бюджета в случаях и порядке, предусмотренных БК (в частности, в связи с использованием бюджетных средств не по целевому назначению).

Признавая за бюджетным учреждением право самостоятельно расходовать средства, полученные за счет внебюджетных источников (ч. 6 ст. 161 БК), закон в то же время исключает из состава таких средств доходы, полученные от предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, так как эти средства считаются доходом соответствующего бюджета. Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения (а не на отдельном балансе, как это предусмотрено ст. 298 ГК) и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг (ст. 42 БК). Таким образом, бюджетные учреждения, по сути, лишены права самостоятельно распоряжаться имуществом, полученным от осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.

13. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество ликвидируемого учреждения, включая имущественные права, а также имущество, принадлежащее учреждению на праве самостоятельного распоряжения, по общему правилу передается его собственнику (п. 3 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях). Закон и иные правовые акты могут определять иные правила (например, направление имущества на цели, предусмотренные уставом, - ст. 26 Закона об общественных объединениях). Исключения могут быть установлены и учредительными документами учреждения (уставом, положением об организациях этого вида, решением собственника о создании учреждения).

 

Объединение лиц на началах членства в целях удовлетворения собственных потребностей в товарах и услугах, первоначальное имущество которого складывается из паевых взносов, называется потребительским кооперативом.

 

Комментарий к статье 116 гражданского кодекса

1. Потребительский кооператив является особой формой некоммерческой организации, которой присущи некоторые признаки, свойственные коммерческим юридическим лицам. Цели создания потребительского кооператива направлены не на достижение каких-либо общественных благ, как у большинства некоммерческих организаций, а связаны с удовлетворением потребностей членов кооператива. Эти потребности могут носить различный характер, в т.ч. материальный (получение в собственность имущества и др.), и их удовлетворение не всегда возможно без осуществления кооперативом деятельности, приносящей прибыль. Кроме того, получаемые кооперативом доходы могут распределяться между его членами. В этой связи потребительский кооператив занимает промежуточное положение между некоммерческими и коммерческими организациями.

 

2. Отношения, возникающие при создании и деятельности потребительских кооперативов, помимо комментируемой статьи регулируются специальными законами и подзаконными нормативными актами. К их числу следует отнести Закон о потребительской кооперации, который определяет особенности правового статуса потребительских обществ, создаваемых, как правило, по территориальному признаку, для осуществления торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности. Потребительские кооперативы, создаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями и относимые к категории сельскохозяйственных (перерабатывающие, сбытовые, обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие, кредитные, страховые и др.), действуют в соответствии с Законом о сельскохозяйственной кооперации. Деятельность кооперативов, создаваемых гражданами в целях реализации своих прав на получение садовых, огороднических или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение ими, регулируется Законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан. Особенности деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан, создаваемых гражданами для удовлетворения потребностей в финансовой взаимопомощи, определяются Федеральным законом от 07.08.2001 N 117-ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан" (СЗ РФ, 2001, N 33 (ч. I), ст. 3420), далее - Закон о кредитных потребительских кооперативах граждан. Вместе с тем правовое положение потребительских кооперативов отдельных видов остается неопределенным в связи с отсутствием специальных актов, регулирующих вопросы их создания и деятельности. Это касается жилищно-строительных, дачно-строительных, гаражно-строительных и некоторых иных специализированных кооперативов.

 

3. Потребительские кооперативы обладают специальной правоспособностью, т.е. могут иметь только те права и обязанности, которые непосредственно связаны с целями их создания, закрепленными в уставе. Круг возможных целей деятельности потребительских кооперативов отдельных видов и соответственно содержание их правоспособности определяются специальными законами. В частности, ст. 5 Закона о потребительской кооперации наделяет потребительские общества правомочиями заниматься деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей пайщиков; осуществлять предпринимательскую деятельность; создавать хозяйственные общества и учреждения; участвовать в хозяйственных обществах, кооперативах, быть вкладчиком в товариществах на вере и др. Статья 7 Закона о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан определяет правомочия потребительских кооперативов соответствующих видов; ст. 6 Закона о сельскохозяйственной кооперации - содержание правоспособности сельскохозяйственных кооперативов; ст. 14 - 20 Закона о кредитных потребительских кооперативах граждан - основные направления и пределы деятельности кредитных кооперативов.

 

4. Членами потребительского кооператива могут быть граждане, достигшие 16 лет (ст. 26 ГК); коммерческие и некоммерческие юридические лица, в т.ч. унитарные предприятия и учреждения (с учетом положений ст. 295, 297, 298 ГК).

Хотя комментируемая статья не содержит требований к количественному составу членов кооператива, они устанавливаются специальным законодательством. Число учредителей потребительского общества не должно быть менее 5 граждан и (или) 3 юридических лиц (п. 1 ст. 7 Закона о потребительской кооперации). Сельскохозяйственный потребительский кооператив может быть образован, если в его состав входят не менее 2 юридических лиц или не менее 5 граждан (п. 11 ст. 4 Закона о сельскохозяйственной кооперации). При этом юридические лица должны быть сельскохозяйственными товаропроизводителями, т.е. осуществлять производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой ими продукции. Что касается граждан, то они должны вести личное подсобное хозяйство, заниматься садоводством, огородничеством, животноводством и являться членами или работниками сельскохозяйственных организаций и (или) крестьянских (фермерских) хозяйств. Уставом кооператива могут устанавливаться право и порядок приема в члены кооператива лиц, не соответствующих указанным требованиям, но участвующих в хозяйственной деятельности кооператива или оказывающих кооперативу услуги. Число таких членов не должно превышать 20% от числа членов кооператива, являющихся сельскохозяйственными товаропроизводителями (п. 2 ст. 13 Закона о сельскохозяйственной кооперации). Особые требования предъявляются к количественному составу участников сельскохозяйственного кредитного кооператива, создаваемого для кредитования и сбережения денежных средств своих членов. Число членов такого кооператива не может быть менее чем 15 граждан и (или) 5 юридических лиц и более чем 2 тыс. граждан или 200 юридических лиц (п. 10 ст. 4 Закона о сельскохозяйственной кооперации). В создании садоводческого, огороднического или дачного кооператива могут принять участие только граждане, достигшие 18 лет, в количестве не менее 3, причем они должны иметь земельные участки на определенной территории (п. 2 ст. 16, п. 1 ст. 18 Закона о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан). Число членов кредитного потребительского кооператива граждан не может быть менее чем 15 и более чем 2 тыс. человек (п. 2 ст. 4 Закона о кредитных потребительских кооперативах граждан).

Правовые акты субъектов Российской Федерации также могут устанавливать особые требования к субъектному составу того или иного потребительского кооператива. Так, членами кооператива, созданного для осуществления малоэтажного и коттеджного строительства в Московской области, могут быть только жители г. Москвы, нуждающиеся в улучшении жилищных условий (распоряжение мэра Москвы от 21.12.94 N 628-РМ - Вестник мэрии Москвы, 1995, N 2), членами ЖСК в г. Москве - коренные москвичи, инвалиды, участники Великой Отечественной войны и некоторые другие категории граждан (Положение о строительстве домов ЖСК, утв. распоряжением мэра Москвы от 12.02.96 N 70-РМ - Вестник мэрии Москвы, 1996, N 5).

 

5. Единственным учредительным документом потребительского кооператива является его устав, который утверждается высшим органом - общим собранием членов кооператива. Устав должен отвечать общим требованиям, предъявляемым к учредительным документам юридических лиц (п. 2 ст. 52 ГК), и содержать сведения, предусмотренные п. 2 комментируемой статьи. Устав сельскохозяйственного потребительского кооператива также должен соответствовать п. 1 ст. 11 Закона о сельскохозяйственной кооперации; устав потребительского общества - п. 1 ст. 9 Закона о потребительской кооперации; уставы садоводческого, огороднического, дачного кооперативов - п. 4 ст. 16 Закона о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан; устав кредитного потребительского кооператива - п. 2 ст. 11 Закона о кредитных потребительских кооперативах граждан.

 

6. Наименование потребительского кооператива не должно оставлять сомнений относительно его организационно-правовой формы и целей создания. В этой связи в наименование включаются указание на сферу деятельности кооператива (жилищно-строительный, гаражно-строительный, сельскохозяйственный и др.) и слова "кооператив", "потребительское общество" или "потребительский союз". По смыслу п. 3 комментируемой статьи эти понятия равнозначны. Вместе с тем ст. 2 Закона о потребительской кооперации устанавливает определенные ограничения на использование в наименовании юридических лиц слов "потребительское общество" и "союз потребительских обществ". В частности, не допускается использование слов "потребительское общество" и "союз потребительских обществ" в названиях потребительских кооперативов, осуществляющих свою деятельность на основании Законов о сельскохозяйственной кооперации, Закона о кредитных потребительских кооперативах граждан, а также иных специализированных кооперативов (гаражных, дачных и др.), т.е. тех, на которые Закон о потребительской кооперации не распространяется.

 

7. Имущество кооператива, складывающееся из паевых взносов его членов и приобретенное по иным законным основаниям (доходы от предпринимательской деятельности кооператива, созданных им организаций и др.), принадлежит ему на праве собственности (п. 3 ст. 213 ГК). В этой связи реализация прав на это имущество осуществляется не членами кооператива, а его органами, уполномоченными на то уставом (Постановление Президиума ВАС РФ от 05.10.99 N 5208/98 - Вестник ВАС РФ, 1999, N 12).

Исключение составляет фонд финансовой взаимопомощи кредитного потребительского кооператива граждан, который формируется за счет части собственных средств кооператива, а также личных сбережений его членов. Личные сбережения членов не являются собственностью кооператива и не обременяются исполнением его обязательств (п. 3 ст. 14, п. 2 ст. 16 Закона о кредитных потребительских кооперативах граждан).

Размер, состав и порядок внесения членами кооператива паевых взносов определяются действующим законодательством и уставом кооператива. Установление размера паевого взноса отнесено к компетенции общего собрания членов кооператива. Часть взноса обычно должна быть внесена к моменту государственной регистрации кооператива (например, в сельскохозяйственных кооперативах - не менее 25%), а остальная - в сроки, предусмотренные уставом.

По общему правилу участие членов в деятельности потребительского кооператива ограничивается внесением паевого взноса, т.к. комментируемая статья не требует их личного трудового вклада в общее дело. Исключение составляют сельскохозяйственные кооперативы - личное участие членов в их хозяйственной деятельности обязательно (п. 1 ст. 4 Закона о сельскохозяйственной кооперации). Кроме того, и на членов садоводческих, огороднических, дачных кооперативов может возлагаться обязанность участия в каких-либо коллективно выполняемых работах путем включения в устав кооператива соответствующих положений (п. 4 ст. 16 Закона о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан).

В отношении потребительского кооператива его члены имеют только обязательственные права (п. 2 ст. 48 ГК). Исключение установлено лишь для членов жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного и некоторых других кооперативов. Указанные лица, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное кооперативом, приобретают право собственности на соответствующее имущество (п. 4 ст. 218 ГК). При этом не имеет значения, когда был выплачен паевой взнос - до вступления в силу части первой ГК или уже в период ее действия. В то же время распоряжаться переданным ему в собственность помещением и совершать с ним сделки член кооператива может только после регистрации прав на соответствующее имущество, осуществленной в порядке, предусмотренном Законом о регистрации прав на недвижимость.

 

8. Потребительский кооператив отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Вместе с тем на его членов возлагается обязанность покрывать образовавшиеся у кооператива убытки путем внесения дополнительных взносов. Факт наличия убытков и их размер устанавливаются при утверждении годового баланса. Как правило, общее собрание членов, утверждая баланс, принимает решение о размере дополнительных взносов, подлежащих внесению каждым из членов, о порядке и сроках их уплаты. При этом срок уплаты дополнительных взносов не должен превышать 3 месяцев. Порядок покрытия убытков потребительского кооператива его членами должен определяться в уставе кооператива. Неисполнение членами кооператива данной обязанности может повлечь ликвидацию кооператива в судебном порядке по требованию кредиторов.

Члены кооператива несут солидарную ответственность по обязательствам кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса. Ответственность членов субсидиарная, т.е. наступает только в том случае, когда имущества самого кооператива для удовлетворения требований кредиторов недостаточно (см. коммент. к ст. 399).

 

9. Доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, после внесения обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации могут распределяться между членами кооператива. Размер выплат, причитающихся каждому из членов, как правило, определяется общим собранием кооператива, с учетом требований действующего законодательства. Так, размер кооперативных выплат, осуществляемых потребительским обществом, не может превышать 20% от доходов общества (п. 2 ст. 24 Закона о потребительской кооперации). В сельскохозяйственном кооперативе его члены, помимо кооперативных выплат, правомочны получать дивиденды. Их размер не может составлять более 30% прибыли кооператива, подлежащей распределению (п. 1 ст. 36 Закона о сельскохозяйственной кооперации).

При ликвидации имущество потребительского кооператива, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, за исключением неделимого фонда, распределяется между членами кооператива (п. 5 ст. 30 Закона о потребительской кооперации, пп. 3, 4 ст. 44 Закона о сельскохозяйственной кооперации, п. 2 ст. 13 Закона о кредитных потребительских кооперативах граждан). Члены садоводческого, огороднического и дачного кооперативов также могут в равных долях получить средства, вырученные от продажи земельных участков и недвижимого имущества, находившихся в собственности кооператива и оставшихся после расчетов с кредиторами (п. 1 ст. 42 Закона о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 920; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.