Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Признаки финансов как категории финансового права




 

1. Понятие, категориальные признаки и функции финансов.

В основе финансовых отношений лежат денежные процессы. Финансовые отношения всегда имеют денежную форму выражения и охватывают:

• экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и внебюджетных фондах;

• экономические денежные отношения, опосредующие кругооборот

децентрализованных денежных фондов предприятий.

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и

развитие определяется тем, какое место занимают денежные отношения в системе

экономических отношений. Деньги являются обязательным условием существования

финансов. Нет денег - не может быть и финансов, ибо последние обусловлены первыми.

Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым

функциям. Деньги - всеобщий эквивалент, с помощью которого соизмеряются затраты

труда на изготовление различных товаров, определяется их стоимость и осуществляется

обмен, а финансы - экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП

и НД. Главное назначение финансов состоит в том, чтобы, осуществляя распределение

НД, обеспечить удовлетворение потребностей государства и субъектов хозяйствования в

денежных средствах.

Финансы только выражают отдельную часть денежных отношений. Какую именно,

позволяет определить анализ общественного воспроизводственного цикла.

Воспроизводственный цикл представлен последующей сменой следующих стадий:

производство и реализация - распределение - обмен - потребление (производственное и

личное).

Движение стоимости в денежной форме происходит на двух стадиях

воспроизводственного цикла - распределение и обмен, представляющее собой 2-х этапный

переход стоимости в денежной форме к товару. Целью является удовлетворение

потребностей.

На 1 этапе - распределение, происходит обеспечение отдельных потребностей

денежными ресурсами. Денежные средства из источников (в данном случае это выручка

от реализации произведенной продукции) распределяются в денежные фонды

соответствующие конкретным потребностям производства (обновление производства -

фонд накопления, наем рабочей силы - фонд потребления, сырье, материалы - оборотные

фонды). Т.е. происходит целевое обособление в денежной форме стоимости необходимого

товара.

На 2 этапе деньги функционируют в качестве инструмента обмена. Происходит

смена форм стоимости. Деньги здесь реализуют свои сущностные характеристики -

средства обращения, меры стоимости, средства платежа. Движение денег, приводящее к

целевому обособлению денежных средств в фондах, имеет локальную форму выражения -

финансовую. При этом деньги выполняют следующие функции:

- меры стоимости (устанавливается зависимость между ценой той или иной

потребности и размером соответствующего фонда);

- средства платежа (осуществляется целенаправленное передвижение денежных

средств необусловленное непосредственным обменом);

- средства накопления (формируется фонд целевого использования).

На стадии распределения происходит одностороннее движение стоимости. При

обмене двухстороннее, что исключает возможность функционирования финансов.

Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия

воспроизводственного цикла - распределение, поэтому важным признаком финансовых

отношений является их распределительный характер.

Финансы - это распределительная категория, так как сферой возникновения и

реализации финансовых отношений является вторая стадия воспроизводственного цикла -

распределение.

Распределение денежных средств приводит к образованию денежных фондов,

предназначенных для удовлетворения отдельных потребностей. Финансы имеют

преимущественно фондовый характер. Хотя иногда возможно и нефондовое

удовлетворение потребностей (например: уплата штрафа).

Применение фондовой формы использования денежных ресурсов имеет ряд

преимуществ:

- позволяет теснее увязать удовлетворение потребностей с имеющимися

возможностями;

- обеспечивает концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях развития

производства.

Таким образом, при характеристике финансов следует исходить из следующих

положений:

1. Существование финансов обусловлено функционированием денег. Финансы - это

локальная система денежных отношений.

2. Финансы - область распределительных отношений, связанная с обособлением части стоимости в денежной форме на определенные нужды и движением стоимости от

одного субъекта к другому, необусловленным непосредственным товарным обращением

(обменом).

3. Финансы - это система отношений по поводу формирования и использования

денежных фондов.

Финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и

перераспределения стоимости ВОП или НД в связи с формированием денежных

доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их

на расширенное воспроизводство, мат. стимулирование работающих,

удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Функция есть внешнее проявление

свойства какого-либо объекта в данной системе отношений. Из определения финансов

выводим их функции. Чаще всего считают, что финансы выполняют 2 функции:

распределительную и контрольную.

Сущность финансов проявляется, прежде всего, через распределительную

функцию. Через эту функцию реализуется общественное назначение финансов -

обеспечение каждого субъекта хозяйствования и государства необходимы ему

финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов специального

назначения.

Объектом действия распределительной функции выступает ВОП в денежной форме,

т.е. НД, а также часть национального богатства, принявшего денежную форму. Именно с

использованием этой функции осуществляются процессы первичного распределения,

когда произведенная стоимость распадается на составляющие ее элементы:

С - стоимость затрат основного капитала, сырья и материалов;

V - стоимость рабочей силы;

М - прибавочный продукт, прибыль.

(Есть точка зрения, что только дальнейшее распределение М следует считать

финансовыми отношениями).

Это распределение приводит к формированию, так называемых, основных или

первичных доходов. Эти доходы образуются при распределении НД среди участников

материального производства (внутрихозяйственное и внутриотраслевое распределение).

Они делятся на две группы:

- доходы занятых в сфере материального производства (зарплата рабочих, служащих,

доходы фермеров, крестьян);

- доходы предприятий сферы нематериального производства.

Однако эти доходы не обеспечивают удовлетворение всего круга личных и

общественных потребностей. Необходимо их дальнейшее перераспределение.

Перераспределение НД связано с межотраслевым и территориальным

перераспределением средств. В результате перераспределения образуются вторичные или

производные доходы:

- денежные ресурсы в отраслях непроизводственной сферы;

- средства государства.

Перераспределение производится в интересах структурной перестройки экономики,

сглаживания в развитии отдельных территорий, в пользу наименее обеспеченных слоев

населения. Перераспределение происходит между:

- производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства и

отраслями материального производства;

- отдельными регионами страны;

- различными формами собственности;

- социальными группами населения.

Цель - пропорциональное развитие производительных сил, поддержание рынка и

укрепление государства, обеспечение высокого качества жизни широких слоев населения.

Распределительному процессу присуща многоступенчатость. Можно выделить

следующие виды распределения:

- внутрихозяйственный;

- внутриотраслевой;

- межотраслевой;

- межтерриториальный.

Благодаря распределительной функции на предприятии формируются фонды,

обслуживающие и регулирующие воспроизводственный процесс (например: соотношение

фонда потребления и фонда накопления). Благодаря распределительной функции

создаются государственные финансы, удовлетворяющие общественные потребности и

обеспечивающие социальную защиту отдельных слоев населения.

Контрольная функция финансов непосредственно связана с распределительной

(имеет производный характер) и основывается на том, что финансы обладают свойством

количественно (через объем финансовых ресурсов и размеры денежных фондов)

отображать производственный процесс в целом и его различные фазы. Благодаря этому

свойству финансы способны постоянно “сигнализировать” о том, как складываются

пропорции распределяемого НД, обеспечивается ли непрерывный воспроизводственный

процесс. Финансы способны количественно отображать ход воспроизводственного

процесса, “сообщая” о неполадках и отклонениях (например: невыплата заработной платы

бюджетникам, забастовки шахтеров, остановка предприятия, износ оборудования,

прогулы, текучесть кадров и т.д.).

Инструмент реализации контрольной функции - финансовая информация, которая

содержится в финансовых показателях бухгалтерской, статистической и оперативной

отчетности. Контрольная функция проявляется также через многогранную деятельность

финансовых органов.

Регулирующая функция связана с вмешательством государства через финансы

(государственные расходы, налоги и т.д.) в процесс воспроизводства. Посредством данной

функции достигается регулирование экономики и социальных отношений. Регулирующая

функция финансов непосредственно связана с распределительной функцией и иногда с

ней отождествляется.

2. Понятие о финансовой системе и принципы ее построения.

Финансовые отношения характеризуются многообразием. Можно выделить

следующие группы финансовых отношений:

- денежные отношения между государством и хозяйствующими субъектами и

населением, связанные с платежами в государственный бюджет и внебюджетные

фонды и финансированием из государственного бюджета и внебюджетных

фондов;

- отношения в области установления и проведения государственный займов;

- денежные отношения внутри хозяйствующего субъекта, связанные с

распределением полученных доходов и их использованием на расширенное

воспроизводство;

- отношения между хозяйствующими субъектами, населением и страх.

организациями по поводу формирования страх. фондов и предоставления страх.

защиты;

- др.

Возникает необходимость в их классификации и структуризации. Результатом

является построение финансовой системы.

Понятие “финансовая система” является развитием более общего понятия

“финансы”. Следует различать два подхода к определению категории финансовая

система:

1. Финансовая система - совокупность различных сфер финансовых отношений,

в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Данный

подход к определению финансовой системе основан на анализе ее структуры и отдельных

звеньев. Используется повсеместно.

2. Финансовая система - система форм и методов образования распределения и

использования фондов денежных средств государства и предприятий. Этот подход к

определению финансовой системы предполагает анализ внутреннего содержания

отдельных звеньев финансовой системы, механизм их действия. Включает: структуру,

принципы построения, финансовый механизм.

К истории вопроса. Финансовая система СССР имела 2 звена: финансы государства

и финансы отраслей народного хозяйства. Финансы государства аккумулировались в

бюджетной системе ССС, основу которой составлял государственный бюджет СССР, в

котором отражались все бюджеты на территории страны, в том числе сельские и

поселковые. Он состоял из союзного бюджета, государственных бюджетов 15 союзных

республик и бюджета государственного страхования.

Финансы отраслей народного хозяйства - финансы государственных предприятий и

коллективного сектора сельского хозяйства (колхозы). Формировались за счет средств

государственного бюджета при полном изъятии выручки предприятий (за исключением

колхозного сектора).

В современных условиях структура финансовой системы существенно изменилась.

Существует несколько подходов к определению ее структуры:

1. Финансовая система имеет 2 звена:

- публичные финансы (государственный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, государственный и муниципальный кредит, внебюджетные фонды)

- финансы субъектов хозяйствования (производственной и непроизводственной сферы, страхование).

2. Финансовая система имеет 3 звена:

- финансы предприятий (существует несколько классификаций организаций.

Основные из них следующие:

а) материальное производство, непроизводственная сфера, общественные объединения;

б) государственные, муниципальные, частные, арендные предприятия, АО и др.;

в) промышленные, сельскохозяйственные, торговые, др.);

- публичные финансы;

- страхование.

3. Финансовая система имеет 5 звеньев:

- государственный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты;

- внебюджетные специальные фонды;

- государственный и муниципальный кредит;

- фонды страхования;

- финансы предприятий.

Первые три блока финансовых отношений согласно последнему представлению о

структуре финансовой системы относятся к централизованным финансам и используются

для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Два последних

относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и

стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

1 звено. В 1991 году бюджетная система РФ претерпела кардинальные изменения. В

соответствии с Бюджетным кодексом в РФ существуют следующие бюджеты,

соответствующие уровням управления:

федеральный бюджет РФ;

бюджеты субъектов РФ (республики в составе РФ, края, области, автономные

области, автономные округа), а также городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;

местные бюджеты.

Все бюджеты функционируют автономно. Бюджеты нижестоящих уровней своими

доходами и расходами не входят в вышестоящие бюджеты.

Соотношение распределения ресурсов между бюджетами:

1992г.: 70% - федеральный, 30% - территорий и местные;

1995г.: 49% - федеральный, 51% - территорий и местные;

1998г.: 46% - федеральный, 54% - территорий и местные;

Одновременно с этим расширяется расходная часть местных бюджетов. Все

бюджеты входят в бюджетную систему РФ. Цель - обеспечение общественных

потребностей.

2 звено. Внебюджетные специальные фонды. В 1993 г. было создано более 20

внебюджетных фондов, в том числе 4 социальных. Внебюджетные фонды имеют строго

целевое назначение - расширить социальные услуги населению, стимулировать развитие

отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечить дополнительными ресурсами

приоритетные отрасли экономики. В современных условиях главными внебюджетными

фондами являются социальные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального

страхования, Государственный фонд занятости населения (ликвидирован с 2002 года),

Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Государственные внебюджетные фонды включены в бюджетную систему РФ. Цель -

обеспечение социально незащищенных слоев населения.

3 звено. Государственный и муниципальный кредит представляет собой форму

кредитных отношений между РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями и

юридическими и физическими лицами, при которых органы выступает главным образом

в качестве заемщика. Отношения государственного и муниципального кредита

формируют внутренний и внешний государственный долг РФ, долг субъектов РФ и

муниципальных образований. Политику в отношении внутреннего и внешнего долга РФ

определяет Федеральное собрание РФ, которое устанавливает верхний его предел при

рассмотрении и утверждении федерального бюджета. В последние годы (до 1995 г.) рост

внутреннего долга связан с эмиссией банкнот ЦБ для покрытия дефицита бюджета. В

настоящее время внутренние заимствования оформляются долговыми обязательствами

(кредитными договорами, ценными бумагами). Политику в сфере заимствований субъекта

РФ и муниципального образования определяют соответствующие представительные

органы субъекта РФ или муниципалитета. Цель - покрытие дефицита бюджетов и

внебюджетных фондов РФ, субъектов РФ, муниципалитетов.

4 звено. В 1990 году осуществлена ликвидация государственной монополии в

страховом деле. Возникают акционерные страховые компании. В настоящее время на

страховом рынке действует около 3 000 страховых компаний. Цель - обеспечение

бесперебойного функционирования общественного производства при наступлении

страховых случаев.

5 звено составляет основу финансов. Здесь формируется подавляющая часть

финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий зависит общее финансовое

положение страны. В условиях рыночной экономики предприятия работают на началах

коммерческого расчета. Предприятия обладают реальной финансовой независимостью.

Цель - обеспечение бесперебойного функционирования производства.

Разграничения финансовой системы на отдельные звенья обусловлены различиями в

задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования фондов

денежных средств. Однако, не смотря на это, финансовая система является единой, так

как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев данной системе - финансах

предприятий материального производства.

 

Вместе с тем предметом финансового права являются не все отношения, входящие в

финансовую систему. Объектом рассмотрения финансового права выступают отношения,

возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных

образований.

Принципы построения финансовой системы.

1. Функциональное назначение каждого из звеньев финансовой системы.

2. Принцип единства - во всех звеньях и отраслях проводится единая финансовая

политика, действуют единые законодательные документы, единая система отчетности и

методологии.

3. Принцип территориальной обособленности финансовых отношений. Самостоятельность бюджетов субъектов РФ, а также наделение субъектов РФ реальными

бюджетными правами создает условия для формирования в регионе системы финансовых

отношений, отличной от системы финансовых отношений в других регионах. Наиболее

ярко эти отличия проявляются в системе территориального налогового и инвестиционного

законодательства, в системе расходов бюджета субъекта РФ, в формах и механизмах

государственной поддержки товаропроизводителей.

3. Финансовый механизм современного общества, его элементы.

Реализация финансовых отношений осуществляется посредством финансового

механизма.

Финансовый механизм - совокупность форм организации финансовых отношений,

методов формирования и использования финансовых ресурсов, применяемых обществом.

Финансовый механизм - совокупность методов и форм, инструментов и рычагов

воздействия на экономическое и социальное развитие общества в процессе

осуществления распределительных и перераспределительных финансовых отношений.

Финансовый механизм является одной из важнейших подсистем хозяйственного

механизма. Его функционирование происходит в процессе формирования, распределения

и использования фондов денежных средств.

Структура финансового механизма.

• Учитывая наличие различных сфер и звеньев финансовых отношений следует

выделить составные части финансового механизма в виде:

- финансового механизма коммерческих и некоммерческих предприятий;

- страхового механизма;

- механизма функционирования государственных финансов.

• В соответствии с территориальным делением РФ следует отдельно выделить:

- финансовый механизм федеральных органов власти;

- финансовый механизм органов власти субъектов РФ;

- финансовый механизм местных органов власти (муниципальный финансовый

механизм).

Финансовый механизм очень динамичен. Его изменения происходят в связи с

решением отдельных тактических задач.

Финансовый механизм распадается на две части:

- директивный;

- регулирующий.

Директивный финансовый механизм разрабатывается для финансовых отношений, в

которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги,

государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация

бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование. В этом случае

государство детально разрабатывает всю систему организации финансовых отношений,

обязательной для всех его участников.

Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила организации

финансов в сегментах финансов, не затрагивающих прямо интересы государства. Такая

разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных

финансовых отношений в коммерческом секторе экономики. Предприятие

самостоятельно разрабатывает формы и виды денежных фондов, определяет направления

их использования.

К анализу содержания финансового механизма существует несколько подходов.

1. Т. Балабанов выделяет следующие элементы финансового механизма:

- финансовые методы - способ воздействия финансовых отношений на

хозяйственный процесс. Основные финансовые методы: планирование, прогнозирование,

самофинансирование, кредитование, бюджетное финансирование, инвестирование,

налогообложение, страхование и др. С одной стороны финансовые методы управляют

движением финансовых ресурсов, с другой, стимулируют эффективное использование

создаваемых фондов;

- финансовые рычаги - приемы действия финансового метода: прибыль,

амортизация, финансовые санкции, налоги, методы кредита, ассигнования, дотации,

субсидии, льготы;

- правовое обеспечение - установление правил действия финансового метода:

законодательные акты, указы, постановления, инструкции;

- нормативное обеспечение - установление количественных параметров финансовых

рычагов: ставка налога, размер пени, процентная ставка, норма амортизации;

- информационное обеспечение – система, способствующая единому пониманию

законов, постановлений и т.д.: разъяснительная работа и система ее доведения до

сведения хозяйствующих субъектов (газеты, журналы, интернет).

2. Белорусские ученые определяют содержание финансового механизма на основе

движения финансовых ресурсов. Ими выделяется две подсистемы финансового

механизма, объединенные системами правового регулирования, планирования и

управления:

- финансовое обеспечение (формирование финансовых фондов);

- финансовое регулирование (использование финансовых фондов).

Финансовое обеспечение реализуется в нескольких формах: самофинансирования,

кредитования, безвозвратного финансирования, бюджетных ассигнований, привлечения

финансовых ресурсов с помощью ценных бумаг.

Финансовое регулирование связано с регламентированием распределительных

отношений в обществе в целом, в отраслях народного хозяйства, на предприятиях

различных форм собственности. Суть финансовых методов регулирования заключается в

том, что они являются конкретными формами, способами распределения финансовых

ресурсов, основывающихся главным образом на сальдовом методе. Инструменты:

платежи, отчисления.

Функционирование финансового механизма обеспечивается через правовое

регулирование, заключающееся в разработке и принятии законодательных актов по

организации финансовых отношений, а также планирование и управление.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1871; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.73 сек.