Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основная часть




Структура основной части определяется характером выпускной квалификационной работы и научным направлением выпускающей кафедры. По способу выполнения выпускные работы делятся на два вида: экспериментальные и теоретико-аналитические, значимость которых для оценки профпригодности выпускника равноценна.

В тексте выпускной квалификационной работы название «Основная часть» не применяется. Назва­ние этого структурного элемента обычно совпадает с темой дипломной работы. В зависимости от научного направления выпускающей кафедры основная часть имеет ряд структурных особенностей.

В ос­новной части экспериментальной работы по биологии обязательны следующие подразделы:

 

1. Обзор литературы

В этом разделе кратко освещается современное состояние проблемы, дается кри­тический анализ существующих взглядов и представлений по рассматриваемому вопросу. Обзор литературы должен показать, что именно оста­ется невыясненным в данной области и потому нуждается в первооче­редном изучении. Следовательно, обзор лите­ратуры должен подвести к пониманию необходимости и значимости исследова­ний, выполненных ав­тором выпускной квалификационной работы. Обзор литературы должен быть крат­ким, но по возможности охватывающим всю литературу, непосредственно относя­щую­ся к теме исследования, опубликованную в отечественных и зарубежных изда­ниях, а также материалы, представленные в других информационных источниках. По объему этот раздел не должен превышать раз­дела, в котором описываются ре­зультаты собственных исследований. Мож­но считать оптимальным, если объем обзора литературы составляет 20-25% общего объема работы, а число ссылок вклю­чает 40-50 источников.

2. Материал и методика

В этом разделе, прежде всего, необходимо описать постановку экспе­римента и из­ложить методику проведения собственных исследований. В тех случаях, когда ис­пользуемые методики исследований описаны в рас­пространенных изданиях и в них не внесено каких-либо модификаций, можно ограничиться лишь перечислением этих методик, сделав ссылки на те источники, в которых они описаны. При внесении модификаций в ме­тодики исследований или при применении оригинальных методиче­ских разработок, их необходимо подробно описать. При использовании слож­ных многоэтапных методик рекомендуется составление схемы опы­тов, которая наглядно представляет последовательность отдельных этапов работы.

В этом же разделе дипломной работы необходимо охарактеризовать объект ис­следования, привести сведения о количестве собранных образцов исследованного объекта, о количестве обработанного материала, о коли­честве наблюдений или экспе­риментов. В этом же разделе работы при­водятся сведения о примененных мето­дах математического анализа мате­риала.

 

3. Характеристика природных условий района исследования

Эта часть дипломной работы является необходимой, если материал собирался «в поле», В этом разделе указывается точное ме­стонахождение района исследований (желательно приведение карты), опи­сывается его климат, рельеф, характеризуется почвенный и растительный покров, животный мир. В некоторых случаях необхо­димо описать гидро­графию района, геологическое строение верхних слоев лито­сферы, харак­тер и размещение населенных пунктов и различных искусственных соору­жений. Особое значение в ряде случаев приобретает описание таких осо­бенно­стей, как наличие загрязнений окружающей среды и т.п. При напи­сании этого раз­дела необходимо помнить, что характеристика природных условий не является само­целью, а должна служить более полной характе­ристике собственных исследований, поэтому необходимо избегать очень пространных чисто географических описаний. Например, если выпускная квалификационная работа посвящена описанию водных животных, то в раз­деле «Характери­стика природных условий района исследования» нет необходимости описывать почвы данной местности, растительный мир суши и т.п.

4. Описание и анализ результатов исследования

Это основной раздел дипломной работы, на который отводится не менее поло­вины всего объема. В этом разделе приводится первичный материал, полученный в ходе наблюдений или экспериментов, а также результаты его обобщения. Из­ложение результатов исследования следует снабдить фотографиями, таб­лицами, графиками и т.п. Достаточно обширные количественные данные необходимо статистически обрабо­тать и привести показатели, характери­зующие достоверность обнаруженных отклонений от контроля. Изложе­ние результатов исследования может состоять из не­скольких подразделов, число и название которых специфичны для каждой работы.

5. Обсуждение результатов исследования

Данный раздел работы является одним из важнейших: он должен показать уме­ние автора работы не только собирать факты, но и правиль­но их оценивать. Следует сопоставить собственные данные с литературны­ми, подчеркнуть новое в научном материале, выявить новые закономер­ности или подтвердить уже известные, но тре­бующие дополнительных подтверждений. Обсуждение не должно быть словесным повторением ре­зультатов. При обсуждении необходимо четко отделять собственные дан­ные от литературных, с которыми они сопоставляются. Всякое исследова­ние, ре­шая одни задачи, ставит новые, поэтому в обсуждении можно ука­зать нерешенные проблемы или выдвинуть гипотезы. В конце этого раз­дела необходимо дать оценку научного и практического значения полу­ченных результатов.

 

В экспериментальных работах по химии структура основной части, как правило, следующая:

1. Обзор литературы

Задачи этого раздела те же, что и в работах по биологии.

2. Экспериментальная часть

В этом разделе описываются методики синтезов и физико-химических исследований изучаемых веществ, указываются приборы, с помощью которых проводились измерения.

При необходимости указываются способы очистки и степень чистоты исходных веществ и образующихся продуктов, комплексов, полимеров и т.п., а также место проведения тех или иных синтезов и физико-химических измерений.

3. Обсуждение результатов исследования

Этот раздел является самым главным в выпускной химической работе. Он может представлять собой одну или несколько глав.

В работе, посвященной дидактическому исследованию, основная часть, как правило, состоит из двух глав, каждая из которых, в свою очередь, подразделяется на два-три параграфа.

Содержание первой главы обычно имеет теоретико-методологический характер. Вначале очерчивается основная проблема, показываются ее теоретические истоки, затем рассматриваются различные варианты подходов к ее решению, группируются по принципу методологического сходства точки зрения, оцениваются с позиции автора работы. Далее излагаются собственные взгляды автора на проблему и пути ее решения. Они аргументировано доказываются и обосновываются теоретическими выкладками с опорой на проработанные отечественные и зарубежные источники литературы.

Назначение и содержание второй главыможет быть различным в зависимости от того, каков характер всей работы в целом. Если работа имеет практический или опытно-экспериментальный характер, то содержание второй главы представляет собой практическую или экспериментальную часть исследования, которая включает описание базы исследования (как правило, образовательного учреждения), методов исследования, описание самого исследования, результаты педагогических наблюдений, количественной обработки полученных данных, анализ и обсуждение результатов исследования. Если вся работа является теоретико-аналитической, то вторая глава, как и первая, служит раскрытию проблемы на теоретическом уровне, т.е. содержит результаты изучения и анализа нескольких литературных источников по выбранной проблеме.

 

Структура основной части теоретико-аналитической работы не является строго нормированной и определяется целью и задачами самой работы. В каждом отдельном случае она согласовывается с руководителем работы. Темы этих работ могут быть различными.

Во введении должно быть дано обоснование цели и задач данной работы, приведена причина, побудившая к ее выполнению, показано, что нового, по сравнению с изученным в соответствующем учебном курсе, сообщается в работе. Основная часть теоретико-аналитической работы должна удовлетворять одному из следующих требований:

1. В работе приведены современные данные по изучаемой теме (теории, гипотезы и методы исследования, способы получения и сферы применения и т.п.)

2. Студент подробно исследует раздел курса или науки, изучение которого не предусмотрено соответствующей программой или о котором в учебной дисциплине дается лишь краткое представление.

3. Работа посвящена ознакомлению с научной, учебной или методической проблемой. В ней показана история проблемы, ее важность, современное состояние и влияние на соответствующий раздел науки или учебной дисциплины.

4. В работе описывается новое направление науки или ответвление ее раздела, не изучаемое в учебных дисциплинах.

5. В работе, посвященной истории науки, наряду с биографическими и хронологическими сведениями основной упор должен быть сделан на необходимость и предпосылки возникновения и развития изучаемого раздела науки, на формирование, утверждение и крушение важнейших теорий и гипотез, на сущность и значение описываемых открытий, на роль крупнейших зарубежных и отечественных ученых.

ВЫВОДЫ

Выводы должны следовать после основной части выпускной работы любого характера и любой специальности. Они должны содержать пронумерованные пункты, отражающие основные итоги проделанной работы. Выводы соответствуют задачам, поставленным в начале работы и со­держат то новое, что удалось установить в ходе исследования, а также пер­спек­тивы практического применения полученных материалов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.