Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Используемого в предпринимательской деятельности 4 страница




Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ. Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Таким образом, субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, а муниципальной собственности - муниципальные образования.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и Постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Разграничение государственной собственности. Действующее законодательство восприняло теорию множественности субъектов государственной собственности, а также ее деления на два уровня: федеральную собственность и собственность субъекта Российской Федерации. В ст. 214 ГК РФ оговорено, что разграничение государственной собственности осуществляется в порядке, установленном законом. Единого федерального закона, устанавливающего основы разграничения публичной собственности, в нашей стране не принято. В отношении отдельных объектов вопросы разграничения собственности решены в специальных законах. Для примера приведем Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2001. N 30. Ст. 3060.

 

До принятия единого федерального закона действует Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" <1>.

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 3. Ст. 89 (с изм. от 23 мая 1992 г., 27 января и 21 июля 1993 г.).

 

Этим Постановлением определены следующие группы объектов:

1) объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий. В данную группу включены объекты, составляющие основу национального богатства страны; объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти, управления и решения общероссийских задач; объекты оборонного производства; объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства; прочие объекты. Их перечень приведен в приложении 1 к Постановлению;

2) объекты федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность субъектов Российской Федерации (приложение 2). Постановлением установлены порядок принятия решений о передаче имущества и компетенция органов власти в этой сфере. Практика передачи объектов из федеральной собственности в собственность субъектов РФ получила широкое распространение <1>.

--------------------------------

<1> См., напр.: Постановление Московской областной Думы от 27 октября 2004 г. N 8/114-П "О принятии в государственную собственность Московской области объектов федеральной собственности"; Указ Президента РФ от 14 ноября 2003 г. N 1355 "О передаче в собственность г. Москвы находящихся в федеральной собственности акций открытого акционерного общества "Аэропорт Внуково".

 

Порядок передачи объектов недвижимости определен Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. N 784 "О передаче отдельных видов объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов РФ";

3) объекты, относящиеся к муниципальной собственности (приложение 3);

4) объекты, не указанные в приложениях 1 - 3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность субъектов Российской Федерации. До момента определения соответствующего собственника они относятся к федеральной собственности. Объекты, находящиеся в собственности субъектов РФ, могут быть ими переданы в собственность входящих в их состав муниципальных образований.

Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является реестр соответственно федеральной, государственной и муниципальной собственности. До момента внесения объектов в соответствующий реестр таким документом служит перечень объектов.

Порядок составления и утверждения перечней объектов, оформления прав собственности установлен распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 г. N 114-рп. Данным актом утверждено Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и о порядке оформления прав собственности.

Во исполнение Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. субъектами РФ были приняты акты, регулирующие вопросы разграничения государственной собственности на своей территории. Кроме того, заключены соглашения между Правительством РФ и органами государственной власти субъектов РФ о разграничении собственности и полномочий в рассматриваемой сфере. Для примера приведем Соглашение от 23 марта 1995 г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Северная Осетия - Алания по вопросам собственности, Соглашение от 30 января 1996 г. N 5 между Правительством РФ и администрацией Краснодарского края о разграничении государственной собственности, Соглашение от 8 июня 1996 г. N 9 между Правительством РФ и администрацией Нижегородской области о разграничении государственной собственности и осуществлении полномочий по управлению федеральным имуществом на территории Нижегородской области.

Порядок управления государственной собственностью. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся федеральная государственная собственность и управление ею. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. До 1 января 1995 г. управление собственностью регламентировалось Законом РСФСР от 24 декабря 1990 г. "О собственности в РСФСР" <1>. В настоящее время общего закона о собственности в стране нет и отношения, возникающие в ходе управления государственной и муниципальной собственностью, регулируются нормами ГК РФ. Однако, как уже отмечалось, указанным актом установлены лишь основные положения относительно понятия, содержания, оснований приобретения, прекращения и порядка защиты собственности. Реальные механизмы управления и распоряжения объектами государственной и муниципальной собственности, порядок их использования в предпринимательской деятельности определены в подзаконных нормативных актах.

--------------------------------

<1> Федеральным законом от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" с 1 января 1995 г. Закон РСФСР от 24 декабря 1990 г. "О собственности в РСФСР" признан утратившим силу.

 

В соответствии с п. "г" подп. 1 ст. 114 Конституции РФ управление федеральной собственностью осуществляет Правительство Российской Федерации.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, действующим на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 августа 2004 г. N 443 <1> и осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере имущественных отношений.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 27 августа 2004 г. N 443 "Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 36. Ст. 3670.

 

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных отношений. В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2004 г. N 691 <1>, Росимущество реализует, в частности, следующие полномочия:

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2004 г. N 691 "О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом" // СЗ РФ. 2004. N 49. Ст. 4897.

 

- осуществляет в порядке и пределах, которые определены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества;

- осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества и выдачу выписок из указанного реестра;

- осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности и в государственной собственности (до разграничения государственной собственности на землю), а также иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или в оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности;

- проводит в пределах своей компетенции проверку использования имущества, находящегося в федеральной собственности, назначает и проводит документальные и иные проверки, в том числе организует проведение ревизий и принимает решение о проведении аудиторских проверок федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений;

- организует оценку имущества в целях осуществления имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации, определяет условия договоров о проведении оценки федерального имущества и др.

Специализированное государственное учреждение при Правительстве Российской Федерации Российский фонд федерального имущества <1> является федеральным государственным учреждением, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации продажу приватизируемого федерального имущества, реализацию имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также распоряжение и реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства по основаниям, предусмотренным законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

--------------------------------

<1> Устав специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" утвержден Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2002 г. N 925 // СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5229.

 

Объекты, находящиеся в федеральной собственности, учитываются в Реестре федерального имущества <1>. Учет государственного имущества включает описание объекта учета с указанием его индивидуальных особенностей, позволяющее однозначно отличить его от других объектов. Государственные органы ведут учет государственного имущества на документированной основе с регистрацией объектов в реестре. Рассмотрим порядок документированного учета.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 3 июля 1998 г. N 696 "Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества", которым утверждено Положение об учете федерального имущества и ведении реестра федерального имущества // СЗ РФ. 1998. N 28. Ст. 3354.

 

Для учета государственного имущества, находящегося у юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, юридическое лицо (заявитель) представляет в соответствующий территориальный орган Росимущества или в орган по управлению государственным имуществом субъекта РФ заявление на получение свидетельства о внесении в реестр федерального имущества объекта учета, прилагая к заявлению необходимые документы. Объекту учета, прошедшему процедуру учета, присваивается реестровый номер, а заявителю направляется свидетельство - не позднее пяти дней с даты его присвоения. Федеральное имущество, не внесенное в реестр, не может быть отчуждено или обременено.

Реестр федерального имущества представляет собой федеральную информационную систему - совокупность построенных на единых методологических и программно-технических принципах государственных баз данных, содержащих перечни объектов учета и данные о них и подлежащих учету в Государственном регистре баз и банков данных. Ведение государственной базы данных федерального имущества означает занесение в нее объектов учета и сведений о них, обновление данных об объектах учета и их исключение из указанной базы данных при изменении формы собственности или других вещных прав на объекты учета. Сведения об объектах учета, исключаемые из базы данных, переносятся в архив.

Порядок ведения государственных баз данных федерального имущества утверждается соответствующим федеральным органом исполнительной власти. В частности, такой Порядок в отношении федерального имущества, имеющегося у юридических лиц, которые зарегистрированы на территории России, утвержден распоряжением Мингосимущества РФ от 30 июля 1998 г. N 800-р <1>.

--------------------------------

<1> Закон. 1999. N 4 (с изм. от 7 сентября, 28 октября 1999 г.).

 

Для сопоставления реального наличия федерального имущества с данными реестра Росимущество проводит инвентаризацию объектов федерального имущества <1>.

--------------------------------

<1> См.: распоряжение Мингосимущества РФ от 12 октября 1998 г. N 1289-р "О проведении инвентаризации объектов федерального недвижимого имущества", которым утверждены Методические указания по проведению инвентаризации объектов федерального недвижимого имущества (официально не опубликовано).

 

Объекты федерального недвижимого имущества заносятся в базу данных инвентаризации <1>. К таким объектам принадлежат здания, строения и помещения федеральной собственности, закрепленные на праве хозяйственного ведения за государственными унитарными предприятиями, на праве оперативного управления за государственными учреждениями и казенными предприятиями, а также находящиеся на балансе хозяйственных обществ и товариществ, но не вошедшие в их уставные капиталы, либо находящиеся в пользовании общественных объединений. Данные об имуществе для занесения в базу данных представляются балансодержателем по месту нахождения объектов. При смене балансодержателя объекта, изменении его технических характеристик и т.п. в базе данных проводится корректировка. При отчуждении объектов недвижимого имущества из федеральной собственности они удаляются из базы данных.

--------------------------------

<1> См.: распоряжение Мингосимущества РФ от 26 июля 1999 г. N 1030-р "О завершении инвентаризации федерального недвижимого имущества и дальнейшем ведении его базы данных", которым определен Порядок ведения электронной базы данных инвентаризации объектов федерального недвижимого имущества (официально не опубликовано).

 

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <1> права на государственное недвижимое имущество и сделки с ним подлежат регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Порядок оформления прав на это имущество детализирован в Постановлении Правительства РФ от 31 августа 2000 г. N 648 "Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности" <2>. В частности, установлено, что:

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594 (с изм. от 5 марта, 12 апреля 2001 г., 11 апреля 2002 г., 9 июня 2003 г., 11 мая, 29 июня, 22 августа, 2 ноября, 29, 30 декабря 2004 г., 5 декабря 2005 г.).

<2> СЗ РФ. 2000. N 37. Ст. 3718 (с изм. от 11 июня и 31 октября 2002 г.).

 

а) при государственной регистрации права собственности РФ на недвижимое имущество от имени РФ выступает Росимущество;

б) заявление о государственной регистрации права хозяйственного ведения или права оперативного управления на недвижимое имущество подается организацией, за которой оно закреплено. При этом в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним Российская Федерация указывается как собственник имущества.

Основные цели, задачи и принципы государственной политики в сфере управления федеральным государственным имуществом определены в Концепции управления государственным имуществом и приватизации в РФ <1>. Во исполнение задач, намеченных Концепцией (главная из них - повышение эффективности использования государственного имущества), приняты специальные нормативные акты и созданы специальные комиссии <2>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. N 1024 "О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. N 39. Ст. 4626 (с изм. от 29 ноября 2000 г.).

<2> См., напр.: распоряжение Минимущества РФ от 10 июля 2000 г. N 183-р "Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению анализа эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности" // Экспресс-Закон. 2000. N 32.

 

Вопросы управления государственной собственностью в субъектах РФ определяются актами соответствующих государственных органов. Рассмотрим данный вопрос на примере города Москвы.

Уставом города Москвы <1> определены: состав имущества города Москвы (ст. 20), объекты собственности города Москвы, не подлежащие отчуждению (ст. 21), объекты собственности муниципальных образований в городе Москве (ст. 22), основы разграничения собственности на территории города Москвы (ст. 23) и др.

--------------------------------

<1> Устав города Москвы утвержден Московской городской Думой 28 июня 1995 г. // Ведомости Московской городской Думы. 1995. N 4 (с изм. и доп. от 24 июня 1998 г., 12 июля 1999 г., 12 июля 2000 г., 13 июля 2001 г., 6 ноября 2002 г., 19 марта, 22 октября 2003 г., 14 июля 2004 г.).

 

В соответствии с Постановлением правительства Москвы от 5 июня 2001 г. N 502-ПП <1> в Москве создан и ведется Единый реестр собственности города Москвы, который представляет собой совокупность четырех составляющих:

--------------------------------

<1> Постановление правительства Москвы от 5 июня 2001 г. N 502-ПП "О создании Единого реестра собственности города Москвы" // Вестник мэрии Москвы. 2001. N 23 (с изм. от 3 июня 2003 г.).

 

- Реестр государственных унитарных, казенных предприятий Москвы;

- Реестр государственных учреждений Москвы;

- Реестр хозяйственных обществ, товариществ и некоммерческих организаций с участием Москвы;

- Реестр объектов недвижимости, находящихся в собственности Москвы.

Функциональным органом исполнительной власти Москвы, осуществляющим полномочия по управлению и распоряжению объектами собственности Москвы, межотраслевую координацию управления собственностью города, является Департамент имущества города Москвы. Положение о нем было утверждено Постановлением правительства Москвы от 16 июля 2002 г. N 559-ПП <1>.

--------------------------------

<1> Постановление правительства Москвы от 16 июля 2002 г. N 559-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте имущества города Москвы" // Вестник мэра и правительства Москвы. 2002. N 33 (с изм. от 3 июня 2003 г., 25 января 2005 г.).

 

Для вовлечения государственного и муниципального имущества в хозяйственный оборот оно закрепляется за государственными и муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления либо передается в аренду или доверительное управление.

 

9.1.2. Право хозяйственного ведения имуществом

 

Право хозяйственного ведения представляет собой производное от права собственности вещное право юридических лиц - несобственников по хозяйственному и иному использованию имущества собственника.

Право хозяйственного ведения было впервые введено в хозяйственный оборот Законом РФ от 25 декабря 1990 г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности".

Основы современного правового режима хозяйственного ведения закреплены в главе 19 ГК РФ и в Федеральном законе от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон об унитарных предприятиях).

Во исполнение данных Законов приняты подзаконные нормативные правовые акты. В частности, можно назвать Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" <1>; Постановление Правительства РФ от 6 июня 2003 г. N 333 "О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" <2>. В Москве действует Постановление правительства Москвы от 3 июня 2003 г. N 419-ПП "О взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы по осуществлению прав собственника имущества государственных унитарных предприятий, казенных предприятий и государственных учреждений города Москвы" <3>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 50. Ст. 5074.

<2> СЗ РФ. 2003. N 24. Ст. 2327.

<3> Вестник мэра и правительства Москвы. 2003. N 37 (с изм. от 24 августа 2004 г., 27 сентября, 4 октября 2005 г.).

 

Субъектами права хозяйственного ведения могут быть только государственные или муниципальные унитарные предприятия <1>. Такие предприятия именуются унитарными, поскольку их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям. Имущество, переданное предприятию на праве хозяйственного ведения, выбывает из фактического обладания собственника-учредителя и зачисляется на баланс предприятия. Это имущество становится "распределенным", обособленным от имущества других лиц, в том числе и собственника, и служит базой самостоятельной имущественной ответственности предприятия.

--------------------------------

<1> Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий освещено в параграфе 7.4 главы 7 учебника.

 

Закрепляя имущество за предприятиями, собственник передает им часть своих правомочий. Вместе с тем законодательство определяет права и самого собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении.

Имущество унитарного предприятия, действующего на праве хозяйственного ведения, формируется за счет:

- имущества, закрепленного за унитарным предприятием собственником этого имущества;

- доходов унитарного предприятия от его деятельности;

- иных не противоречащих законодательству источников.

Право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию. Правомочие владения оформляется путем закрепления переданного имущества на самостоятельном балансе.

При создании предприятия собственник формирует уставный фонд. Формирование уставного фонда федеральных государственных унитарных предприятий возложено на Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество). Уставным фондом определяется минимальный размер имущества предприятия, гарантирующего интересы его кредиторов. Уставный фонд государственного или муниципального предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.

Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем 5000 МРОТ, а размер уставного фонда муниципального предприятия - не менее чем 1000 МРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия. Уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение 3 месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия. Уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке государственному или муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме.

Правомочие пользования осуществляется предприятием в соответствии с целями деятельности и назначением имущества. Собственник осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества. Для этого назначаются и осуществляются документальные проверки (ревизии, инвентаризации). Собственник вправе принять решение о проведении аудиторских проверок, он утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг.

Однако следует отметить, что у собственника нет права изымать используемое не по назначению имущество в качестве санкции за неправомерное поведение предприятия. На это было обращено внимание в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ" <1>. В п. 40 Постановления отмечается, что собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия. Акты государственных органов и органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, принадлежащим государственным (муниципальным) предприятиям на праве хозяйственного ведения, по требованию этих предприятий должны признаваться недействительными.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.