Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое регулирование усыновления (удочерения) при наличии иностранного элемента 1 страница




 

В последнее время усыновление (удочерение) иностран­ными гражданами или лицами без гражданства детей, являю­щихся гражданами Российской Федерации, становится довольно распространенным явлением. Так, только в 1994-1995 гг. заре­гистрировано 3693 подобных факта, что составило около 2,5% от общего количества случаев передачи детей на усыновление и под опеку или попечительство (148390)*.

* См.: Уровень жизни населения России. Статистический сборник. М., 1996. С. 145; Российский статистический ежегодник. М., 1996. С. 156.

Коллизионные вопросы усыновления (удочерения), вклю­чая и отмену усыновления, решены в ст. 165 СК. Усыновление (удочерение), в том числе отмена усыновления на территории Российской Федерации иностранными гражданами ребенка, яв­ляющегося гражданином Российской Федерации, производится в соответствии с законодательством государства, граждани­ном которого является усыновитель на момент подачи заявле­ния об усыновлении или об отмене усыновления (п. 1 ст. 165 СК). Аналогичное правило содержалось и в ст. 165 КоБС (в ред. Фе­дерального закона от 7 марта 1995 г. № 28-ФЗ). Если усыновите­ли (супруги) имеют разное гражданство, то усыновление бу­дет регулироваться законодательством обоих государств, граж­данами которых они являются. При усыновлении (отмене усы­новления) на территории Российской Федерации ребенка, яв­ляющегося гражданином Российской Федерации, лицом без гражданства, должно применяться законодательство государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства на момент подачи заявления об усыновлении (отмене усыновле­ния). Учет иностранных граждан и лиц без гражданства, жела­ющих усыновить детей, являющихся гражданами Российской Федерации, производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти (п. 2 ст. 126 СК).

Применение при усыновлении на территории России ино­странного законодательства обусловлено, прежде всего, инте­ресами усыновляемых детей, являющихся российскими граж­данами, которые после усыновления, скорее всего, будут про­живать вместе с усыновителями - иностранными гражданами за пределами территории России. Соблюдение при усыновле­нии требований законодательства зарубежного государства (гражданами которого являются усыновители) позволяет обес­печить соответствующий правовой статус ребенка в этом госу­дарстве. Следует иметь в виду, что в соответствии с п. 1 ст. 29 Закона о гражданстве РФ ребенок, являющийся гражданином Российской Федерации, при усыновлении его лицом, не со­стоящим в гражданстве Российской Федерации, сохраняет гражданство Российской Федерации. Если усыновители или один из усыновителей имеют иное гражданство, то по их ходатай­ству гражданство Российской Федерации у усыновленного ре­бенка прекращается, но при условии, что ему будет предос­тавлено иное гражданство.

Вместе с тем при усыновлении на территории Российс­кой Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, должно применяться не только иностранное за­конодательство, но и в целях защиты интересов детей со­блюдаться требования российского законодательства, а именно: ст. 124-126, ст. 127 СК (за исключением абзаца восьмо­го пункта 1, то есть нормы о запрете усыновлять детей ли­цам, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточ­ный минимум, установленный в субъекте Российской Федера­ции, на территории которого проживают усыновители (усыно­витель), ст. 128 и 129, ст. 130 СК (за исключением абзаца пято­го, то есть нормы об отсутствии необходимости получения со­гласия родителей ребенка на его усыновление, если по причи­нам, признанным судом неуважительными, родители более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и укло­няются от его воспитания и содержания), ст. 131-133 СК. Та­ким образом, дети, в отношении которых допускается усынов­ление, порядок учета таких детей и лиц, желающих быть усы­новителями, условия усыновления, порядок усыновления оп­ределяются по российскому законодательству. Кроме того, усы­новление российских детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, не являющимися родственниками детей, допускается только: а) по истечении трех месяцев со дня поступления сведения о детях, нуждающихся в устройстве в семью, в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей; б) и только если не представилось возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на террито­рии Российской Федерации, или на усыновление родственни­кам детей, независимо от места их жительства и гражданства (ст. 124 СК).

Согласно ч. 2 ст. 2631 ГПК (в ред. Федерального закона от 25 июня 1998 г. № 90-ФЗ) иностранные граждане или лица без гражданства, желающие усыновить ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, подают заявление об ус­тановлении усыновления ребенка соответственно в верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федераль­ного значения, суд автономной области или суд автономного округа по месту жительства (нахождения) усыновляемого ре­бенка.

В соответствии со ст. 2632 ГПК к заявлению в суд об уста­новлении усыновления иностранные лица или лица без граж­данства, желающие усыновить ребенка, являющегося гражда­нином Российской Федерации, наряду с предусмотренными для граждан Российской Федерации документами обязательно дол­жны приложить заключение компетентного органа государства, гражданами которого являются усыновители (при усыновлении ребенка лицами без гражданства - государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства) об условиях их жиз­ни и о возможности быть усыновителями, а также разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребенка и его постоянное жительство на его территории. Заключения (Homestudy) об условиях жизни и воз­можности быть усыновителями должны включать биографичес­кие данные, состав семьи, наличие детей у кандидатов в усы­новители и другие сведения, включая документы о доходах (справка с места работы, из банка) и медицинское заключение на кандидата (кандидатов) в усыновители*. Представляемые зак­лючения должны быть удостоверены компетентным органом стра­ны, в которой документ был совершен, посредством проставле­ния на каждый документ "Апостиля". Граждане государств, не являющихся участниками Гаагской конвенции, отменяющей тре­бования легализации иностранных официальных документов от 5 октября 1961 г., к которой РФ присоединилась 31 мая 1992 г.**, представляют документы, легализованные в установленном по­рядке. После легализации или удостоверения посредством про­ставления "Апостиля" документы должны быть переведены на русский язык и перевод нотариально удостоверен в консульс­ком учреждении Российской Федерации либо в органах нотари­ата на территории Российской Федерации.

* См.: п. 1.2. приказа Министерства образования РФ и Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 31 августа 1994 г. № 342/184 "О документах, представляемых при усыновлении детей иностранными гражданами" // БНА РФ. 1995. № 1.

** Вестник ВАС РФ. 1996. № 12.

Вместе с тем согласно п. 1 ст. 165 СК (в ред. Федерального закона от 27 июня 1998 г. № 94-ФЗ) усыновление (удочерение) на территории Российской Федерации иностранными гражда­нами или лицами без гражданства, состоящими в браке с граж­данами Российской Федерации, детей, являющихся граждана­ми Российской Федерации, производится в порядке, установ­ленном Семейным кодексом для граждан Российской Федера­ции, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

При усыновлении на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации ребенка, являющегося ино­странным гражданином, будет применяться российское зако­нодательство. Однако для такого усыновления необходимо полу­чить согласие законного представителя ребенка и компетентно­го органа государства, гражданином которого является ребе­нок, а также согласие ребенка на усыновление, если это требу­ется по законодательству указанного государства (ч. 4 п. 1 ст. 165 СК). Представление в суд документов, в которых выражено согласие перечисленных лиц, является обязательным в соот­ветствии с гражданским процессуальным законодательством (п. 8 ч. 2 ст. 2632 ГПК). Ребенок, не являющийся гражданином Рос­сийской Федерации, становится гражданином Российской Феде­рации в случаях усыновления его следующими лицами: а) граж­данином Российской Федерации или супругами – гражданами Российской Федерации (п. 2 ст. 29 Закона о гражданстве РФ); б) супругами, один из которых состоит в гражданстве Россий­ской Федерации, а другой является лицом без гражданства (п. 3 ст. 29 Закона о гражданстве РФ); в) супругами, один из кото­рых является гражданином Российской Федерации, а другой состоит в ином гражданстве (по соглашению усыновителей). При отсутствии соглашения усыновителей ребенок становится гражданином Российской федерации, если он проживает на территории Российской Федерации или если в ином случае он остается либо становится лицом без гражданства (п. 4 ст. 29 Закона о гражданстве РФ).

В Российской Федерации признается действительным усыновление ребенка, имеющего российское гражданство и про­живающего за пределами Российской Федерации, произведенное в компетентном органе иностранного государства (суде или ином органе), гражданином которого является усыновитель. Однако обязательным условием действительности усыновле­ния в Российской Федерации является получение предвари­тельного разрешения на усыновление от органа исполнитель­ной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживал до выезда за пределы Российской Федерации (п. 4 ст. 165 СК).

В соответствии с п. "с" ст. 21 Конвенции о правах ребенка при усыновлении ребенка в другой стране в целях защиты его законных прав и интересов необходимо применять такие же гарантии и нормы, которые применяются в отношении усы­новления внутри страны. Поэтому если в результате усынов­ления могут быть нарушены права ребенка, установленные законодательством Российской Федерации и международны­ми договорами Российской Федерации, оно не может быть про­изведено независимо от гражданства усыновителя, а произве­денное усыновление подлежит отмене в судебном порядке (п. 2 ст. 165 СК). Речь идет в первую очередь о правовых послед­ствиях усыновления, которые по законодательству страны гражданства усыновителей отличаются от предусмотренных рос­сийским законодательством в худшую для ребенка сторону. Это может выражаться в ущемлении некоторых прав ребенка (на­пример, наследственных), так как не во всех государствах усыновленный ребенок наделяется такими же правами по от­ношению к усыновителям и их родственникам, какими облада­ют родные дети. Если права усыновленного ребенка значительно ограничиваются по законодательству государства, гражданами которого являются усыновители, то российский суд дол­жен отказать в удовлетворении заявления усыновителей об установлении усыновления ребенка, а произведенное усынов­ление при таких же обстоятельствах подлежит отмене.

Основные положения об усыновлении в государствах - членах СНГ установлены Конвенцией о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам и сходны с рас­смотренными коллизионными нормами ст. 165 СК. В частно­сти, согласно ст. 37 Конвенции СНГ о правовой помощи и пра­вовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам усыновление или его отмена определяется по законода­тельству государства - члена СНГ, гражданином которого яв­ляется усыновитель в момент подачи заявления об усыновле­нии или его отмене. Если ребенок является гражданином дру­гого государства, то при усыновлении или его отмене необхо­димо получить согласие законного представителя ребенка и компетентного государственного органа, а также согласие ре­бенка, если это требуется по законодательству государства, гражданином которого он является.

В случае, когда ребенок усыновляется супругами, являю­щимися гражданами разных государств - членов СНГ, усынов­ление или его отмена должны производиться в соответствии с условиями, предусмотренными законодательством обоих госу­дарств (п. 3 ст. 37 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам).

По делам об усыновлении или его отмене компетентно учреждение государства, гражданином которой является усы­новитель в момент подачи заявления об усыновлении (или его отмене), а в случае, если супруги являются гражданами раз­ных государств, то компетентно учреждение той страны, на территории которой супруги имеют или имели последнее со­вместное местожительство или местопребывание (п. 4 ст. 37 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам).

В соответствии с п. "d" ст. 21 Конвенции о правах ребенка усыновление ребенка с передачей его в другую страну не дол­жно приводить к получению неоправданных финансовых вы­год занимающимся этим лицам, что на практике зачастую иг­норируется. Имеются попытки противоправного взаимодействия с посредническими иностранными и российскими организация­ми, адвокатами, частными лицами, не наделенными соответ­ствующими компетентными органами принимающего государ­ства правом помещения детей в семьи и последующего контро­ля за условиями жизни и воспитания детей. В этих же целях допускаются и нарушения законодательства при оформлении документов кандидатов в усыновители. Подобные действия в РФ в зависимости от степени общественной опасности наказуемы в административном (ст. 1932 КоАП) или уголовном (ст. 154 УК) порядке. Вместе с тем принятие соответствующих мер реагирования по фактам незаконного усыновления детей, яв­ляющихся российскими гражданами, иностранными гражданами на практике является крайне затруднительным из-за отсут­ствия двусторонних договоров РФ с большинством иностран­ных государств о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и семейным делам. В этой связи первоначально п. 3 постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 19 сентября 1997 года № 1728-II ГД "О неотложных мерах по повышению государственного конт­роля за усыновлением"*, а затем и ст. 4 Федерального закона от 27 июня 1998 г. № 94-ФЗ "О внесении изменений и дополне­ний в Семейный кодекс Российской Федерации" Правительству Российской Федерации рекомендовано выступить с инициати­вой заключения двусторонних международных договоров между Российской Федерацией и иностранными государствами о со­трудничестве в области межгосударственного усыновления в целях максимального обеспечения прав и законных интересов усыновленных детей - граждан Российской Федерации, вклю­чая обеспечение при этом контроля за условиями их жизни и воспитания за пределами территории Российской Федерации.

* СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4221.

Защита прав и законных интересов детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностран­ными гражданами или лицами без гражданства, за пределами территории Российской Федерации, если иное не предусмот­рено международным договором Российской Федерации, осу­ществляется в пределах, допускаемых нормами международ­ного права, консульскими учреждениями Российской Федера­ции, в которых указанные дети состоят на учете до достиже­ния ими совершеннолетия (п. 3 ст. 165 СК в ред. Федерального закона от 27 июня 1998 г. № 94-ФЗ).

Порядок постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Рос­сийской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, определяется Правительством Российской Федерации.

 

§ 6. Установление содержания норм иностранного семейного права. Ограничение применения норм иностранного семейного права

 

Необходимость применения судами Российской Федерации, органами загса и иными органами норм иностранного семейного права в случаях, предусмотренных коллизионными нормами Се­мейного кодекса, требует от них установления действительного (фактического) содержания норм иностранного законодательства.

Способы установления судом, органами загса и иными орга­нами (например, органами опеки и попечительства) содержа­ния соответствующей нормы иностранного семейного права могут быть различными (п. 1 ст. 166 СК). К таковым относятся использование официального толкования норм иностранного семейного права компетентными органами соответствующего государства (органами юстиции, судами, административными органами и др.), ознакомление со сложившейся практикой при­менения необходимых норм и существующей в этом государ­стве правовой доктриной (концепцией). Информацию об офи­циальном толковании соответствующих норм иностранного се­мейного права, практике их применения, доктрине вправе представлять заинтересованные лица. Кроме того, они имеют право и иным образом содействовать суду, органам загса или иным органам в установлении содержания норм иностранного семейного права. Если заинтересованные лица не представля­ют сведений об официальном толковании норм, практике их применения, доктрине в соответствующем иностранном госу­дарстве (а это их право, а не обязанность), суд, органы загса и иные органы вправе согласно п. 1 ст. 166 СК обратиться в установленном порядке за необходимыми разъяснениями и со­действием в соответствующие компетентные органы Российс­кой Федерации, включая Министерство юстиции Российской Федерации, в задачи которого входит сравнительно-правовой анализ законодательства государств — участников СНГ и дру­гих иностранных государств*. Это положение ст. 166 СК соответствует и содержанию ст. 15 Конвенции СНГ о правовой по­мощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, согласно которой центральные учреждения юстиции государств - членов СНГ должны предоставлять друг другу сведения о действующем или действовавшем на их тер­риториях законодательстве. Следует также иметь в виду, что государствами - членами СНГ заключено Соглашение об об­мене правовой информацией от 21 октября 1994 г.**. В этой свя­зи на Министерство юстиции Российской Федерации возложе­ны дополнительные функции. Оно является генеральным за­казчиком межгосударственной системы правовой информати­зации и полномочным органом, осуществляющим координацию работ по созданию национальных банков данных, используе­мых для межгосударственного обмена правовой информацией***.

* См.: п. 6 Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденного постановлением Совета Министров РФ от 4 ноября 1993 г. № 1187 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 48. Ст. 5250.

** Заседание Совета глав государств - участников СНГ. Участвовали руко­водители Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Грузия, Республики Казахстан, Кыргызской Респуб­лики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджи­кистан, Туркменистана, Республики Узбекистан и Украины // Бюллетень международных договоров. 1994. № 2.

*** См.: п. 4 Указа Президента РФ от 3 декабря 1994 г. № 2147 "О мерах по совершенствованию юридического обеспечения деятельности Президента Российской Федерации" // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3335; п. 6 постановления Правительства РФ от 3 июня 1995 г. № 550 "О дополнительных функциях Министерства юстиции Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. № 24. Ст. 2281; разд. 8 Концепции реформирования органов и учреждений юстиции РФ, утвержденной постановлением Правительства РФ от 7 октября 1996 г. № 1177 // СЗ РФ. 1996. № 42. Ст. 4806.

В целях установления содержания норм иностранного семей­ного права суд, органы загса или иные органы вправе привлечь экспертов (специалисты в области зарубежного законодательства, сотрудники научно-исследовательских институтов и центров). При этом участие экспертов в суде осуществляется в соответ­ствии с требованиями гражданско-процессуального законодатель­ства. Заключение эксперта должно быть составлено в письмен­ной форме с подробным описанием произведенных исследований, сделанных выводов и ответов на поставленные судом вопросы. Вместе с тем оно не может быть для суда обязательным и оцени­вается наряду с другими доказательствами (ст. 77-78 ГПК).

Необходимая информация о содержании норм иностран­ного семейного права может быть получена в консульских уч­реждениях*. Кроме того, заинтересованные лица могут самостоятельно представить в суд или орган загса легализованные в консульских учреждениях в официальном порядке докумен­ты о фактическом содержании норм иностранного семейного права, подлежащих применению. Однако при этом следует иметь в виду, что Гаагской конвенцией, отменяющей требования ле­гализации иностранных официальных документов, от 5 октяб­ря 1961 г.** для участников данной конвенции установлен упро­щенный порядок легализации документов путем проставления "Апостиля" (специального штампа) официальными органами государства по месту составления документов. Данный порядок распространяется и на Россию, которая присоединилась к ука­занной конвенции 31 мая 1992 г.

* См.: Ст. 55-56 Консульского устава СССР, утвержденного Указом Прези­диума Верховного Совета СССР от 25 июня 1976 г., с изменениями // ВВС СССР. 1976. № 27. Ст. 404; 1981. № 7. Ст. 156.

** Вестник ВАС РФ. 1996. № 12.

При представлении заинтересованными лицами докумен­тов из государств - членов СНГ какого-либо специального их удостоверения не требуется. В соответствии со ст. 13 Конвен­ции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по граж­данским, семейным и уголовным делам документы, изготов­ленные на территории государства - члена СНГ или засви­детельствованные учреждениями или специально на то упол­номоченным лицом в пределах их компетенции и по установлен­ной форме, принимаются на территории другого государства - члена СНГ, а официальные документы одного государства - члена СНГ пользуются на территории другого доказательной силой официального документа.

Если, несмотря на все предпринятые меры, содержание норм иностранного семейного права судом или органом загса и иными органами не установлено, то к отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства необходимо при­менять законодательство Российской Федерации (п. 2 ст. 166 СК).

В разделе VII СК предусмотрены различные основания применения норм иностранного семейного права на террито­рии РФ при регулировании брачно-семейных отношений с уча­стием иностранных граждан и лиц без гражданства. Однако существует традиционно сложившееся ограничение примене­ния иностранного права, известное во всем мире как оговорка о публичном порядке (ordre public). Оговорка о публичном по­рядке означает, что нормы иностранного права на террито­рии Российской Федерации не применяются, если такое при­менение противоречило бы основам правопорядка (публично­му порядку) Российской Федерации (ст. 167 СК). В этом случае к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства следует применять законодательство Рос­сийской Федерации. Таким образом, ст. 167 СК ограничивает действие коллизионных норм ст. 156-165 СК.

Под основами правопорядка (публичного порядка) Россий­ской Федерации понимаются основополагающие принципы (ос­новы) российского права, установленные Конституцией (на­пример, гл. 2 Конституции Российской Федерации) и федераль­ным законодательством*, в том числе и основные начала се­мейного законодательства.

* См.: Комментарий к Конституции РФ / Под ред. Окунькова Л. А. М., 1994. С.5-9.

Предусмотренное ст. 167 СК ограничение применения норм иностранного семейного права распространяется не на содер­жание семейного законодательства зарубежных государств в целом, а только на возможность применения его отдельных норм на территории Российской Федерации в той или иной конкрет­ной ситуации. Это означает, что в некоторых случаях отдель­ные положения иностранного семейного права, даже формаль­но противоречащие основам правопорядка Российской Федера­ции, могут быть применены на практике. В частности, подобное возможно, когда речь идет о защите имущественных прав чле­нов семьи, особенно несовершеннолетних детей (например, рос­сийский суд не вправе не признать алиментные обязательства членов полигамной семьи или супругов, брак которых был зак­лючен по церковному обряду, если законодательство государ­ства, где полигамный или религиозный брак были заключены, допускает такую форму брака как действительную).

Если же нормы иностранного семейного права не могут быть применены вследствие противоречия их основам право­порядка Российской Федерации, то компетентным органам не­обходимо обращаться к семейному законодательству Российс­кой Федерации.

 

Контрольные вопросы для самостоятельного изучения темы

 

1. Раскройте основания применения к семейным отноше­ниям норм иностранного семейного права.

2. Дайте понятие семейных отношений с иностранным эле­ментом и коллизионных норм. В каких источниках содержатся коллизионные нормы, регулирующие применение семейного зако­нодательства к отношениям с иностранным элементом?

3. Каковы форма, порядок и условия заключения брака рос­сийских граждан с иностранными гражданами или лицами без гражданства на территории РФ? Требования какой ста­тьи СК должны соблюдаться в обязательном порядке при зак­лючении брака на территории РФ?

4. В каких случаях возможно заключение брака между гражданами РФ в дипломатических представительствах или консульских учреждениях РФ?

5. Возможно ли заключение браков между гражданами РФ и иностранными гражданами или лицами без гражданства за пределами территории РФ с применением норм иностранно­го семейного законодательства?

6. В соответствии с каким законодательством производится расторжение брака между гражданами РФ и иностранными гражданами или лицами без гражданства на территории РФ?

7. В соответствии с каким законодательством произво­дится расторжение брака между иностранными гражданами на территории РФ?

8. При наличии каких оснований гражданин РФ, прожива­ющий за пределами территории РФ, может расторгнуть брак в дипломатических представительствах или консульских уч­реждениях РФ?

9. Какие условия необходимы для признания действитель­ным расторжения брака в РФ между гражданином РФ и иност­ранными гражданином, совершенного за пределами территории РФ?

10. Расскажите о правовом регулировании брака и развода между гражданами государств - членов СНГ в соответствии с Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

11. Каким законодательством определяется недействи­тельность брака, заключенного на территории РФ или за пре­делами РФ?

12. Какое законодательство подлежит применению к лич­ным неимущественным и имущественным правам и обязан­ностям супругов на территории РФ (за пределами террито­рии РФ)?

13. Как определяются права и обязанности супругов со­гласно Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (при ответе сошлитесь на ст. 27 Конвенции)?

14. Раскройте порядок установления и оспаривания от­цовства (материнства) на территории РФ. Какое законода­тельство применяется при установлении и оспаривании от­цовства (материнства)?

15. В каких случаях отцовство (материнство) может быть установлено по заявлению родителя ребенка в дипломатичес­ком представительстве или консульском учреждении РФ?

16. Нормами какого законодательства (российского или зарубежного) необходимо руководствоваться при определении прав и обязанностей родителей и детей, в том числе обязан­ности родителей по содержанию детей?

17. Законодательством какого государства должны регу­лироваться права и обязанности родителей и детей, прожи­вающих на территориях разных государств - членов СНГ?

18. Определите особенности правового регулирования отно­шений между родителями и детьми при наличии иностранного элемента в соответствии с Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (при ответе сошлитесь на ст. 31-32 Конвенции).

19. Законодательство какого государства подлежит при­менению при усыновлении (отмене усыновления) иностран­ными гражданами или лицами без гражданства на террито­рии РФ ребенка, являющегося гражданином РФ?

20. Имеются ли особенности усыновления гражданами РФ на территории РФ ребенка, являющегося иностранным граж­данином?

21. В чем состоит специфика правового регулирования усы­новления с участием граждан государств - членов СНГ?

22. Каковы условия, порядок и способы установления дей­ствительного содержания норм иностранного семейного пра­ва? Назовите правовые последствия неустановления содержа­ния норм иностранного семейного права.

23. Каковы основания ограничения применения норм ино­странного семейного права в РФ? В чем состоит оговорка о публичном порядке (ordre public)?

 

Рекомендуемая литература по теме

 

Алексахина Н. Этнически смешанные браки в РФ // Этнополитический вестник. 1995. № 3(9). С. 192-202.

Антокольская М. В. Курс лекций по семейному праву. М., 1995. С. 46-47, 77.

Антокольская М. В. Семейное право. М., 1996. С. 340-360.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 911; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.