Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Активный раздаточный материал 1 страница




Общая шкала оценки знаний

Информация по оценке знаний обучающихся

Аттестационная буквенная оценка Цифровой эквивалент баллов % - содержание степени усвоения учебной дисциплины  
А 4,0 95-100 отлично
А- 3,67 90-94
В+ 3,33 85-89 хорошо
В 3,0 80-84
В- 2,67 75-79
С+ 2,33 70-74 удовлетворительно
С 2,0 65-69
С- 1,67 60-64
D+ 1,33 55-59
D 1,0 50-54
F   0-49 неудовлетворительно

Итоговый контроль - экзамен. Количество тестовых заданий, предоставляемых студентам для тестирования – 30.

 

 

Итоговая оценка по дисциплине в процентном содержании определяется:

 

Р 1 + Р 2

И % = ------------- х 0,6 + Э х 0,4,

где: Р 1 - процентное содержание оценки первого рейтинга

Р 2 - процентное содержание оценки второго рейтинга

Э - процентное содержание экзаменационной оценки.

Итоговая оценка в процентном содержании И % переводится в итоговую оценку в цифровом эквиваленте И ц согласно шкале итоговой оценки.

Общие вопросы по дисциплине «Римское право»

1. Значение римского гражданского права.

2. Рецепция римского права, ее историческое значение.

3. Источники римского гражданского права. Понятие и виды.

4. Эдикты магистратов.

5. Деятельность римских юристов. Формы деятельности. Их имена.

6. Кодификация римского права. Законодательство Юстиниана. Время его принятия и составные части.

7. Понятие правоспособности и дееспособности.

8. Виды гражданских процессов.

9. Понятие правоспособности и дееспособности.

10. Правовое положение римских граждан, либертинов, латинов, перегринов, колонов.

11. Правовое положение рабов. Рабский пекулий.

12. Правовое положение либертинов.

13. Правовое положение латинов.

14. Правовое положение перегринов.

15. Правовое положение колонов.

16. Зарождение юридических лиц.

17. Римская семья. Агнатское и когнатское родство.

18. Брак. Виды брака. Заключение и расторжение брака.

19. Имущественные отношения между супругами при различных формах брака.

20. Отцовская власть в римской семье. Патерфамилиа.

21. Общее учение о вещах. Классификация вещей.

22. Право собственности – понятие и содержание.

23. Способы приобретения права собственности. Манципация. Традиция.

24. Защита права собственности. Виндикационный и негаторный иски как способы защиты права собственности.

25. Права на чужие вещи. Понятие и виды.

26. Понятие и виды сервитутов.

27. Эмфитевзис и суперфиций.

28. Понятие и виды обязательств (классификация Гая).

29. Контракты и пакты. Виды контрактов. Разница между консенсуальными и реальными контрактами.

30. Содержание договоров.

31. Воля и волеизъявление как условие действительности сделок.

32. Замена лиц в обязательстве.

33. Исполнение обязательств.

34. Ответственность должника за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.

35. Понятие вины, ее формы, разграничение между формами вины.

36. Понятие реституции.

37. Вербальные контракты. Стипуляция.

38. Литтеральные контракты.

39. Реальные контракты (договоры займа, ссуды, хранения).

40. Консенсуальные контракты (договоры найма, поручения, подряда).

41. Договор купли-продажи как важнейший вид консенсуального контракта.

42. Виды пактов.

43. Понятие деликта. Виды деликтов.

44. Квазидоговорные обязательства (на примере деятельности без поручения).

45. Квазиделиктные обязательства – понятие и виды.

46. Наследование. Основные понятия.

47. Наследование по закону и по завещанию.

48. Очереди наследования. Смысл деления наследников на очереди.

49. Условия действительности завещания.

50. Обязательная доля ближайших родственников.

51. Понятие легата (завещательного отказа).

52. Наследственная трансмиссия. Наследование по праву представления.

53. Порядок и последствия принятия наследства.

54. Вещи: понятие и классификация.

55. Понятие права собственности и развитие этого института в Риме.

56. Преторская собственность.

57. Способы приобретения права собственности.

58. Залоговое право.

59. Защита права собственности.

60. Виндикационный и негаторный иски.

61. Приобретение и утрата права частной собственности.

62. Владение: понятие и виды.

63. Защита владения.

64. Права на чужие вещи: понятие и виды.

65. Сервитуты: понятие и виды. Их защита.

66. Эмфитевзис и суперфиций.

67. Обязательство: понятие и виды.

68. Цессия и перевод долга.

69. Стороны в обязательстве. Множественность в обязательстве.

70. Способы прекращения обязательств.

71. Способы обеспечения обязательств.

72. Залог как способ обеспечения обязательства.

73. Поручительство.

74. Понятие договора. Контракты и пакты.

75. Содержание договора. Реальные и консенсуальные договоры.

76. Понятие отлагательных и отменительных условий в договоре.

77. Толкование договора.

78. Порядок заключения договора и его виды.

79. Пороки соглашения в договоре.

80. Договор купли-продажи: понятие и содержание.

81. Ответственность продавца за эвикцию вещи у покупателя.

82. Договор товарищества.

83. Договор поручения.

84. Договор ссуды.

85. Договор хранения.

86. Договор найма: понятие и содержание.

87. «Одетые» пакты: понятие и виды.

88. Договор подряда.

89. Реальные контракты.

90. Договор займа.

91. Безымянные контракты.

92. Возмещение убытков за нарушение обязательства.

93. Вербальные контракты.

94. Понятие случая и непреодолимой силы (форс-мажор).

95. Понятие надлежащего исполнения обязательств. Основание и условия ответственности должника за ненадлежащее исполнение и неисполнение обязательств.

96. Вина. Формы вины.

97. Понятие частного правонарушения.

98. Повреждение чужих вещей как вид частного деликта.

99.Кража, грабеж как виды частных деликтов.

100. Обязательства как бы из договора.

101. Обязательства как бы из деликтов: понятие и виды.

102. Ведение чужих дел без поручения.

103. Наследование по закону и наследственные очереди.

104. Подназначение наследника.

105. Завещание: понятие и формы.

106. Необходимое наследование.

107. Принятие наследства, наследственная трансмиссия.

108. Легаты и фидеикомиссы.

Тематика письменных работ по курсу «Римское право»

(рефераты)

1. Понятие, предмет, система римского права

2. Понятие и виды источников римского права

3. Законы Двенадцати Таблиц – древнейший памятник обычного права Древнего Рима

4. Систематизация (кодификация) Юстиниана

5. Рецепция римского частного права

6. Гражданский процесс Древнего Рима

7. Легисакционный процесс

8. Формулярный процесс

9. Экстраординарный процесс

10. Понятие и виды исков.

11. Виды основных средств преторской защиты нарушенного права.

12. Лица.

13. Опека и попечительство

14. Права на вещи

15. Классификация вещей по римскому праву

16. Понятие и содержание права собственности

17. Виды собственности по римскому праву

18. Способы приобретения права собственности

19. Основания прекращения права собственности

20. Защита права собственности

21. Владение

22. Понятие и виды прав на чужие вещи.

23. Сервитут.

24. Залог.

25. Эмфитевзис.

26. Суперфиций.

27. Понятие и виды обязательств.

28. Виды оснований возникновения обязательств.

29. Исполнение обязательства.

30. Основания прекращения обязательства.

Тестовые задания для самоконтроля

1. Укажите субъект права, признанный объектом в римском пра­ве

A) несовершенолетний

B) юридическое лицо

C) животное

D) государство

E) раб

 

2. Кто такие перегрины

A) это жители Лациума, которые получили латинское граж­данство

B) римские военнослужащие

C) лица иностранных государств

D) рабы

E) иностранные граждане

 

3. Полностью недееспособным лицом в римском праве считались

A) лица в возрасте до 8 лет

B) лица в возрасте до 10 лет

C) лица в возрасте от 14 до 25 лет

D) лица в возрасте до 7 лет

E) лица мужского пола от 7 до 14, женского от 7 до 12 лет

 

4. Что такое стипуляция в римском праве

A) возврат в первоначальное положение

B) это распоряжение претора немедленном прекращении ка­ких-либо действий, нарушающих права граждан

C) обещание, данное в присутствии претора и последствий, ставших обязательными

D) правовое положение рабов

E) право на чужое имущество

 

5.Что означают рескрипты в римском праве

A) это законы

B) это распоряжение императора по отдельным делам

C) это инструкции, дававшиеся чиновникам

D) это специальный акт, который издавался республиканским регистром при вступлении в должность

E) это деятельность юристов

 

6.Производственным приобретением собственности будет по римскому праву

A) традиция

B) распоряжение на случай смерти /завещание/

C) присуждение, т.е. приобретение по судебному решению

D) эвикция

E) оккупация

 

7.Мы приобретаем владения

A) телесным воздействием на вещь

B) по уговору

C) волей владеть

D) по необходимости / и против воли/

E) ради какой-либо посторонней выгоды

 

8.Как прекращается действие вещного сервитута

A) погасительной давностью

B) приобретением служащего участка собственником участка господствующего

C) через публичный отказ, сопровождаемый ин юре цессия

D) установлением родственных отношений между собственни­ками господствующего и служащего участков

E) переменой собственников

 

9.В чем главное отличие эмфитевзиса от простой аренды

A) в разном статусе арендной платы

B) в разном статусе арендованной земли

C) в разном статусе личности - арендатора и эмфитевта

D) в праве наследования эмфитевзиса

E/ в каузе договора

 

10.К какому институту ближе всего стоит эмфитевзис

A) владения;

B) собственности /подобно собственности/

C) аренды

D) держания

E) пользования

 

11.Можно ли утверждать, что наследование есть преемство прав наследодателя

A) всех

B) особенных

C) некоторых

D) избранных

E) особо оговоренных в законе или завещании

 

12.Закон - это латинское слово

A) lex

B) ins

C) iu

D) exinre

E) legis

 

13.Декреты - это

A) законы магистрата

B) распоряжения императора по отдельным делам и вопро­сам

C) инструкции, дававшиеся чиновникам

D) решения императора по спорным делам

E) специальный акт, который издавался республиканским магистром при вступлении в должность

 

14.Первая официальная конфискация была произведена

A) в первой половине YI в. до н.э. при императоре Юстини­ане

B) в республиканский период /до I века н.э./ при импера­торе Аквинии

C) в первой половине Y в. до н.э. при императоре Феодо­сии

D) в первой половине II в. до н.э. при императоре Трибо­ниане

E) во второй половине YI в. до н.э. при императоре Адри­ане

 

15.В период республики процесс назывался

A) формулярным

B) легисакционным

C) экстраординарным

D) сингулярным

E) степулярным

 

16.В Риме наиболее важные дела решались

A) магистратами

B) юристконсультами

C) императорами

D) преторами

E) видными юристами

 

17.Общий срок исковой давности был установлен

A) в 30 лет

B) в 5 лет

C) в 10 лет

D) в 20 лет

E) в 12 лет

 

18.В Древнем Риме правоспособность называлась

A) status libertatis

B) infamia

C) status liwitatis

D) status ret

E) caput

 

19.Как назывался двухсторонний договор

A) контракт

B) реальный договор

C) сделкой

D) консенсуальный

E) синаллагматический договор

 

20.Укажите вид реального договора

A) договор купли-продажи

B) договор найма

C) договор поручения

D) договор заклада

E) договор товарищества

 

Критерии оценки знаний:

Кол-во ответов Баллы выставляемые за количество ответов
5-9  
10-15 21-30
16-20 31-40

 

Номер вопроса Правильный ответ (A, B, C, D, E)
1. E
2. C
3. D
4. C
5. C
6. A
7. C
8. E
9. C
10. C
11. E
12. A
13. C
14. E
15. C
16. C
17. A
18. E
19. E
20. D

Задания и задачи по курсу «Римское право»

1. В Дигестах дается следующее определение свободы: «Свобода есть естественная способность каждого делать то, что ему угодно, если это не запрещено силой или законом» (D. I, 5, 4). Дайте правовой и философский комментарий на это положение.

2. Каковы наиболее существенные отличия юридического лица от физического? Поясните ваш ответ примерами.

3. Какие законные способы отпущения раба на волю вы знаете? В чем специфика каждого из этих способов. Были ли ограничения на отпущение рабов на волю? Какие условия должны были быть соблюдены при отпущении раба на волю, для того чтобы раб стал римским гражданином? При каких обстоятельствах он становится только перегрином? Кто такие dediticii?

4. Будет ли свободным ребенок, рожденный матерью-рабыней от римского гражданина? Если нет, может ли он стать свободным?

5. Римские граждане называли себя квиритами, а гражданское право римского народа – квиритским. Каково происхождение этих терминов?

6. Какими способами латины могли приобрести римское гражданство?

7. Существовали ли законы, ограничивающие власть господина над рабами и подвластными лицами? Если да, то какие?

8. В чем состоит различие между правоспособностью и дееспособностью физического лица? Какие категории лиц, обладая правоспособностью, ограничены законом в своей дееспособности? Поясните свой ответ примерами.

9. Имела ли право женщина по собственному желанию сменить себе опекуна или освободиться от опеки? Если да, то при каких обстоятельствах это было возможно?

10. При каком условии правоспособность распространялась и на младенца, находящегося в утробе матери (то есть еще не рожденного на свет)?

11. Что такое пекулий, кем, каким образом и в чью пользу он устанавливался?

12. Во время эпидемии некая погребальная коллегия, истощив собственные средства, обратилась к банкиру за помощью. Получив заем, она не смогла вернуть его в установленный срок. Каким образом банкир сможет получить назад свои деньги? Может ли он, в частности, обратить взыскание на отдельных членов коллегии?

13. Взрослые сыновья потребовали у отца раздела имущества на том основании, что оно является коллективной собственностью. Отец возразил, ссылаясь на то, что дети, являясь подвластными лицами, не являются субъектами права, а следовательно, не вправе выдвигать подобное требование. Так ли это?

14. С разрешения отца сын поступил на военную службу. Со временем он достиг определенного положения и состояния и приобрел на свое жалование имение. Отец же, вовлеченный в неудачную сделку, разорился. Вправе ли он расплатиться с кредиторами имением сына?

15. Не имея средств, чтобы расплатиться с кредиторами, отец семейства предложил им в качестве батрака собственного (уже женатого, ведущего собственное хозяйство, но еще пребывающего под его властью) сына. Вправе ли он так поступить? Является ли такое решение отца осн. В чем различие между сакральными и религиозными вещами? К каким правовым последствиям приводит сакрализация вещи?

2. Если дикое животное ранено настолько сильно, что его можно схватить, является ли оно в силу самого этого факта собственностью охотника, или же оно становится его собственностью только после того момента, когда оно актуально поймано? Предположим, например, что охотник подстрелил оленя клейменой стрелой, однако не смог его удержать. Олень скрылся в лесу и почти тотчас же его захватил другой охотник. Кто является собственником добычи? Влияет ли на решение этого казуса тот факт, что второй охотник захватил оленя фактически на виду у первого? Какой применяется критерий? Какие условия должны выполняться, чтобы вещь была признана бесхозной и могла быть присвоена любым желающим.

3. Охотясь в своей роще, Луций ранил оленя, однако раненое животное вырвалось и скрылось из виду. Преследуя оленя, Луций оказался в лесу, принадлежащему Гаю Семпронию. Там он нашел оленя уже добитого арендатором участка Авлом Агерием. Возник спор о принадлежности добычи. Не придя к соглашению, спорщики обратились к хозяину участка, Семпронию, который немедленно заявил, что раз олень на его земле, то значит и принадлежит он ему. Обескураженные спорщики отправились в суд. Каково будет решение суда? Решая казус, ответьте также на следующие вопросы: Какой применяется критерий при определении того, является ли животное диким или не диким. Имеет ли значение, захватит ли охотник дикое животное на своей земле или на чужой? Имеет ли собственник земли преимущественное право на диких животных, и если да, то в чем состоит это право?

4. Какие из нижеперечисленных вещей, при передаче права собственности на них, необходимо было манципировать: (1) право проезда; (2) поместье (родовое имение); (3) пчелиный рой; (4) дом на италийской земле; (5) слон; (6) дом в провинции; (7) вол, (8) узуфрукт на раба?

5. Приведите примеры (1) бестелесной неделимой вещи; (2) собирательной вещи; (3) принадлежности вещи.

6. Некто отказал своему племяннику Марку по завещанию квадригу (упряжку из четырех коней). Однако случилось так, что вскорости после смерти наследодателя, но до принятия наследства наследником один из коней, входящих в квадригу убежал. Обязан ли наследник передать Марку право собственности на оставшихся трех коней?

7. Авл Агерий продал Нумерию Негидию дом и сад, однако выезжая из поместья, он вывез на рынок и продал все плоды, собранные в саду, забрал все вино из погреба вместе с сосудами, врытыми в землю, забрал весь садовый инвентарь, снял со стен картины, а также заменил на обычные двери из красного дерева и сменил замки. Раздосадованный Нумерий Негидий подал иск в суд. Что из перечисленного он может получить назад по суду?

8. Публий купил статую Венеры, однако когда он пришел забирать ее у торговца, последний предложил ему статую без пьедестала, на том основании, что при заключении договора купли-продажи этот факт не был оговорен. Имеет ли покупатель право требовать выдачи статуи вместе с пьедесталом.

9. Всякий раз, когда из чужого материала изготовлена какая-либо вещь, обыкновенно возникает вопрос: кто является собственником, тот ли, кто ее изготовил, или скорее тот, кто был хозяином материала? Например, если некто из чужого винограда, олив или колосьев изготовит вино, масло или хлеб, то спрашивается, кто является хозяином этой вещи? Как решали этот вопрос римские юристы? Как вы считаете? Попробуйте обосновать свое мнение.

10. В чем принципиальное различие между акцессией и спецификацией? Как рекомендуют поступать римские юристы при решении вопроса о том, кому принадлежит вещь, претерпевшая приращение. Например, если некто воткал чужой пурпур в свое платье, или построил из чужого материала дом на своей земле. Какие права на материал имеет собственник материала (в нашем случае, пурпура или бревен)?

11. Рассмотрим такую ситуацию. Поместье Нумерия Негидия располагалось на одном берегу реки, а поместье Авла Агерия – на противоположном. Со временем река сменила русло, а старица пересохла. Теперь река не разделяла два поместья, но проходила через владения Негидия. Решив, что освободившаяся земля принадлежит ему, Агерий оккупировал русло старицы. Однако Негидий не согласился и обратился в суд. Каково будет решение суда? Чем оно должно быть обосновано?

12. Предположим, что Тиций посадил дерево на земле Мевия. Кому принадлежит это дерево?

13. Предположим, что некий художник нарисовал на чужой доске картину. Кому будет принадлежать эта картина? Какой критерий применялся для определения того, какая вещь является придаточной, а какая – главной?

14. Меченая овца, принадлежащая Публию, потерялась в лесу и прибилась к стаду его соседа Тиция, где и была найдена хозяином по прошествии значительного времени. Тиций не скрывал того факта, что эта овца не принадлежит ему, однако отказался выдавать ее назад до тех пор, пока Публий не возместит ему расходы по содержанию овцы. Вправе ли он был так поступить? Предположим также, что эта овца за время пребывания у Тиция принесла приплод. Имеет ли право Публий требовать выдачи также и ягнят, рассматривая их как плоды принадлежащей ему вещи?

15. Некто приобрел земельный участок вместе со строениями и садом. В скором времени, однако, появился истинный собственник участка, и выяснилось, что продавец не являлся хозяином и не имел, следовательно, права продавать его. Купивший участок согласился вернуть его законному владельцу при условии, если (1) ему будет позволено оставить себе собранные плоды и (2) собственник участка возместит его расходы на ремонт и содержание дома. Основательно ли такое требование? Мог ли покупатель, по истечении установленного срока, приобрести этот участок в собственность по давности?

16. Разбирая заметки своего умершего дядюшки Туллия, Марк нашел в них упоминание о кладе, зарытом в саду, который в то время принадлежал их семье. Как выяснилось, сад впоследствии был продан и новый хозяин, узнав о кладе, заявил, что клад принадлежит только ему как «новое, неизвестное доселе свойство его участка». Основательно ли такое суждение? Кому принадлежит клад?

17. Два лица, спорившие о праве собственности на драгоценную вещь, передали ее на время судебного разбирательства третьему лицу (секвестру). Один из спорящих, утратив надежду на законное решение спора в свою пользу, попытался изъять сданную на хранение вещь силой. Вправе ли секвестор требовать интердиктной защиты своего владения?

18. Добросовестный приобретатель купил, не зная того, краденую вещь. Сможет ли он приобрести ее в собственность по истечении установленного срока приобретательской давности?

19. Предположим, я приобрел у несобственника вещь, имея все основания полагать, что он имеет законное право продать ее. То есть я не знал и не мог знать о каких-либо обстоятельствах, порочащих владение этой вещью. В скором времени, однако, мне стало известно о некоторых обстоятельствах, связанных с этой вещью, порочащих владение продавца. Как должен я поступить? Повлияет ли на мой статус добросовестного приобретателя, а также на мое право приобрести вещь по давности это последующее знание?

20. В чем вы видите отличие институтов приобретательской и исковой давности?

21. Тиций приобрел вещь у владельца-несобственника, догадываясь по некоторым признакам, что так оно и есть, однако надеясь, что он сделается собственником по давности владения ранее, нежели нечестность продавца будет открыта. Основательно? Может ли Тиций приобрести купленную вещь по давности?

22. Прибыв в Рим с целью изучения права, Тиций снял комнату у местного торговца Стиха. Спустя некоторое время Стих потребовал от Тиция немедленного выселения под тем предлогом, что помещение ему необходимо для того, чтобы переоборудовать его под склад (в действительности, ему надоели постоянные гулянки, которые устраивал Тиций). Квартиросъемщик возражал на том основании, что контрактом срок аренды не установлен, и, полагая, что в любом случае немедленно выселяться он не обязан, потребовал у претора интердикта о защите владения. Какие из этих требований законны? Как разрешить этот спор?

23. Действуя по поручению своего отца, сын приобрел у несобственника соседний участок, присоединив его к своему пекулию. В скором времени отец умер, завещав все свое имущество сыну. С какого срока будет исчисляться срок владения участком земли, необходимый для приобретения ее в полную (квиритскую) собственность – с момента приобретения земли отцом, или со времени смерти отца и вступления сына в права наследника?

24. Тиций присоединил к своему участку (оккупировал) пустующую землю по соседству, огородил участок и начал обрабатывать его. Не прошло и года, как объявился собственник участка Мевий, долгое время отсутствовавший. Мевий не пожелал виндицировать принадлежащую ему собственность, и предложил Тицию купить у него участок. Последний согласился, потребовав тем не менее чтобы покупная цена была уменьшена пропорционально стоимости произведенных им улучшений. Мевий не согласился на это предложение, тем более что в это же время нашелся другой покупатель, готовый заплатить за участок назначенную цену. Законны ли притязания Мевия? Законно ли требование Тиция об уменьшении цены? Имеет ли Тиций какие-либо преимущественные права на этот участок?

25. Два студента, Марк и Туллий, купили в складчину раба-грека, для того чтобы он обучал их греческому языку. В скором времени Туллий решил бросить учебу и отправиться в военный поход. Для того чтобы приобрести необходимое обмундирование, он продал раба, отдав половину его стоимости Марку. Возмущенный таким оборотом дела, Марк обратился в суд, требуя вернуть ему его учителя. Как суд решит это дело? В частности, имел ли Туллий право продавать раба? Каким образом он мог обратить в деньги свою часть собственности, то есть превратить идеальную долю в реальную?

26. Два римских гражданина купили в складчину раба для того, чтобы он служил педагогом для их детей. После того, как дети выросли, и услуги раба больше не требовались, один из хозяев отпустил раба на волю в награду за его верную службу. Законно ли такое отпущение? Получит ли раб свободу?

27. Марк заказал скульптору свой портрет, предоставив для этой цели мрамор. Тем временем скульптор, получив более выгодный и срочный заказ, чтобы не упустить свой шанс, выполнил его, употребив для этого мрамор, предоставленный первым заказчиком. Пришедший на следующий день Марк увидел изготовленную скульптуру и, оценив ее по достоинству, решил забрать ее себе вместо своего портрета, тем более что она (как он утверждал) изготовлена из его мрамора. Не желая упустить своей выгоды, художник возражал, настаивая на том, что скульптура принадлежит заказчику или, в крайнем случае, ему самому как автору. Не придя к соглашению, Марк и скульптор обратились в суд. Как разрешить этот спор?

28. Луций оккупировал пустующую землю и владел ею в течение значительного, однако недостаточного для приобретения по давности владения срока. Тем временем его сосед Марк также пожелал получить часть этой земли. Между двумя соседями возник спор и, получив отказ Луция, Марк обратился в суд. Прибегнув к Публицианову иску, Луций выиграл тяжбу. Изменился ли после этого статус Луция как собственника?

29. Римский сенатор заказал портному тогу, пообещав заплатить за нее десять сестерциев. Изготовив тогу, портной принес ее заказчику на дом, однако, не застав самого сенатора, передал ее слуге. Примерив тогу, сенатор нашел ее слишком длинной. Портной согласился переделать тогу, но потребовал сначала заплатить ему обещанные десять сестерциев. Заказчик отклонил это требование на том основании, что предварительное соглашение достигнуто было о цене, а не о сроках уплаты, и, кроме того, потребовал вернуть тогу назад под тем предлогом, что портной якобы уже передал ее, то есть имела место традиция, а значит, он уже стал собственником тоги. Портной обратился к претору с просьбой разрешить спор. Как должен поступить претор?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.