Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общественные работы




Наказания, не связанные с лишением или ограничением свободы

В данную группу наказаний входят: общественные работы, штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, ограничение по военной службе. Рассмотрим их содержание.

 

 

Общественным работам посвящена ст. 49 УК. Это новое наказание, применяемое лишь с 1 января 2001 г. Оно заключается в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатного труда в пользу общества, вид которого определяется органами, ведающими применением этого наказания.

Исходя из данного определения сущности общественных работ как вида наказания, следует установить его карательное содержание, т.е. определить, каким ограничениям или лишениям подвергается лицо, осужденное к общественным работам.

Данное наказание связано с ограничением конституционных прав на труд и на отдых. Оно заключается в том, что осужденный должен выполнить неоплачиваемую за его труд работу. При этом вид бесплатного труда определяется не самим осужденным и не по его желанию, а специальными уполномоченными на это органами — местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Эта работа осуществляется в свободное от основной работы или учебы время, в связи с чем ограничено время осужденного на отдых.

Законом установлены пределы данного наказания: от 60 до 240 часов, но не свыше четырех часов в день. Даже при минимальном пределе этого наказания (60 часов) и при работе ежедневно по четыре часа в день осужденный должен выполнять бесплатную работу в течение пятнадцати дней. При назначении же максимального срока исполнения данного наказания (240 часов) и при ежедневных четырех часах выполнения работы осужденный должен отработать бесплатно в течение 60 дней, то есть двух месяцев. Согласно ч. 2 ст. 25 УИК время общественных работ в течение недели, как правило, не может быть менее двенадцати часов. В период отбывания этого наказания осужденный обязан соблюдать правила внутреннего распорядка, установленных в организации, в которой он отбывает наказание, добросовестно относиться к труду, ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства, что является дополнительным ограничением его прав. Предоставление осужденному трудовых отпусков по основному месту работы не приостанавливает исполнения этого наказания.

Общественные работы имеют двоякий статус: они могут назначаться в качестве как основного, так и дополнительного наказания, которое может быть присоединено к штрафу или лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В силу своего содержания данное наказание связано и с материальными ограничениями.

В ч. 4 ст. 49 УК содержится перечень лиц, которым общественные работы не могут быть назначены. К ним относятся:

1) лица, не достигшие 16-летнего возраста;

2) женщины в возрасте свыше 55 лет и мужчины в возрасте свыше 60 лет;

3) беременные женщины;

3) лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

4) инвалиды 1 и П группы;

5) военнослужащие.

Указанные обстоятельства, если они возникли в период отбывания лицом уже назначенного ему наказания в виде общественных работ, служат основанием освобождения его от дальнейшего отбывания данного наказания. Такое решение принимает суд по представлению органа, на который возложено исполнение приговора.

Порядок исполнения общественных работ определяется ст.ст. 23-28 УИК.

За нарушение осужденным порядка и условий отбывания наказания в виде общественных работ уголовно-исполнительная инспекция предупреждает его об ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Злостное уклонение осужденного от отбывания общественных работ признается преступлением и влечет ответственность в соответствии со ст. 419 УК. Согласно ст. 28 УИК злостным уклонение от отбывания наказания в виде общественных работ признается в следующих случаях:

1) если осужденный не вышел на общественные работы без уважительных причин более двух раз после предупреждения в течение отбывания данного наказания;

2) если он совершил более двух раз после предупреждения в течение отбывания данного наказания иные нарушения трудовой дисциплины во время выполнения общественных работ;

2) если скрылся с целью уклонения от отбывания этого наказания.

По своему содержанию общественные работы признаются самым мягким наказанием и вследствие этого в системе наказаний занимают первое место. Поэтому в процессе отбывания данного наказания осужденному предоставляются и некоторые льготы. Например, если осужденному предоставлен в период отбывания общественных работ отпуск в связи с обучением без отрыва от производства или в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС либо по иным уважительным причинам личного и семейного характера, исполнение общественных работ приостанавливается на период указанных отпусков (ч. 3 ст. 24 УИК). В УИК также установлено, что время общественных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и дни, когда осужденный не занят на основной работе или учебе. В рабочие же дни время таких работ не может превышать двух часов до или после окончания работы или учебы. Четыре часа на общественные работы в рабочее время ему будет разрешено затратить лишь по его просьбе (ч. 2 ст. 25 УИК). При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному отработать в течение недели меньшее количество часов, то есть меньше установленных на неделю 12 часов (ч. 4 ст. 25 УИК).

Общественные работы в качестве основного наказания предусмотрены в 54 санкциях статей Особенной части УК, что составляет от общего количества санкций 8,3%. Они стали назначаться в Республике Беларусь со времени введения в действие УК 1999 г., т.е. с 1 января 2001 г. В 2001 г. это наказание было назначено 1762 осужденным, что составило от общего количества осужденных 3,4 %. В 2002, 2003 и 2004 г.г. г. общественные работы соответственно были назначены 2857 (5,3%), 3330 (5,1%) и осужденным. Назначалось это наказание за преступления, не представляющие большой общественной опасности. Например, в 2003 г. наибольшее количество осужденных к этому виду наказания были лица, совершившие уклонение родителей от содержания детей (ст. 174 УК)—1381 человек, умышленное причинение легкого телесного повреждения (ст. 153 УК)—102 человека, повторное мелкое хищение (ст. 213 УК)— 251 человек, простое хулиганство (ч.1 ст. 339 УК)—693 человека. Назначалось это наказание и за кражу (ч. 1 и 2 ст. 205 УК)—288 человек и другие.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 738; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.